скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и право Российской Федерации

. Впредь до сформирования Межреспубликанского экономического комитета его функции возлагались на Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР11 Там же. 1991. № 37. Ст.1090., но последний не успел развернуть свою деятельность, так как разрушение Союза Советских Социалистических Республик повлекло за собой прекращение деятельности всех общесоюзных органов.

Вслед за органами Союза ССР изменению подверглись и республиканские органы государственного управления: в них также стали учреждаться посты президентов. В Российской Федерации это произошло 24 мая 1991г., когда четвертый Съезд народных депутатов РСФСР внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию22 ВСНД РСФСР м ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст.776.. Одновременно с постом Президента в России был учрежден и пост вице-президента. Учитывая опыт в регламентации правового статуса высших органов государственного управления Союза, в Российской Федерации сразу же было предусмотрено, что Президент является главой исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президентов России и Союза были аналогичны. Вслед за постом российского Президента стали вводиться аналогичные должности в субъектах Российской Федерации (президенты Марийской, Мордовской, Чувашской, Якутской-Саха ССР), также считавшиеся главами исполнительной власти и входившие в единую систему, возглавляемую Президентом России33 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1497; № 47. Ст. 1622-1625.. Президент формировал и правительство: заместители председателя Совета Министров, министры, председатели государственных комитетов назначались и освобождались от должности Президентом по представлению Председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР44 Там же. 1991. № 22. Ст.776.. Этот порядок был частично изменен 9 декабря 1992г.: четыре ключевые должности в правительстве -- министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел Российской Федерации -- должны были назначаться Президентом с согласия Верховного Совета России55 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 55. На практике это положение так и не было реализовано.

.

Исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) являлась администрация, подотчетная в своей деятельности как соответствующему Совету народных депутатов, так и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью администраций руководили на основе принципа единоначалия главы администраций, которые могли быть избраны на свою должность соответствующим Советом народных депутатов или назначены в зависимости от уровня Президентом или главой вышестоящей администрации. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа входит в единую систему исполнительной власти, подчиняется Президенту и Правительству России. Он подписывает и обнародует законы, принятые соответствующими представительными органами, и обладает правом “вето”. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в принявший их представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов законодательного органа, то глава администрации обязан его подписать11 СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2598..

В субъекты Российской Федерации назначались представители Президента, которые подчинялись непосредственно ему и несли перед ним персональную ответственность. В их полномочия входило: представительство Президента в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, войсковыми формированиями и гражданами на соответствующей территории; координация деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти, организация их проверки; осуществление по указу или распоряжению Президента отдельных полномочий органов исполнительной власти, а также выполнение других его поручений. Вместе с тем представитель Президента не вправе был вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и издавать решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Представитель Президента и его аппарат входили в структуру Администрации Президента Российской Федерации.

После сентябрьско-октябрьского переворота, когда вице-президент России выступил на стороне парламента, произошло усиление органов исполнительной власти: до формирования новой структуры органов представительной власти они стали выполнять их функции. Вице-президент был освобожден от должности22 САПП РФ. 1993. № 40. Ст.3749.

.

После 12 декабря 1993г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке Правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остается окончательное решение об отставке по собственной воле Председателя Правительства. Упростилось наименование высшего органа исполнительной власти: теперь он стал называться “Правительство Российской Федерации” без добавления “Совет Министров”11 История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - С.494-503.

.

Система государственной власти Российской Федерации включает в себя, согласно Конституции 1993г., федеральные органы трех самостоятельных ветвей власти -- законодательной, исполнительной и судебной, территориальные органы федеральной власти, а также законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы субъектов РФ.

Государственная власть в Российской Федерации, -- записано в ст. 10 Конституции РФ, -- осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является президент. По новой Конституции он получил чрезвычайно широкие полномочия по сравнению с Конституцией РФ образца 1978--1992 гг.

В качестве главы государства (ст. 80) он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент РФ, согласно ст. 83 Конституции РФ, назначает с согласия Государственной Думы председателя федерального правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ; принимает решение об отставке правительства РФ. Он представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ; по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет. Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов.

Он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует Администрацию президента, назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Как видим, по Конституции президент сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти. Ему непосредственно подчиняются правительство, ведущие министерства и ведомства. Кроме того, президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны. Президент получил также право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры премьер-министра. В то же время вероятность отмены Государственной Думой президентского вето в большинстве случаев почти невозможна -- ведь для этого в каждой из палат Федерального Собрания при повторном голосовании необходимо собрать не менее двух третей голосов.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства. Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

В условиях кризисного состояния российского общества президенту приходится принимать на себя ряд функций непосредственного государственного управления. Это делает особенно важным формирование и функционирование в системе исполнительной власти Администрации президента, выполняющей задачи, связанные с реализацией его полномочий как главы государства.

Сложившаяся в России система президентской власти должна постоянно совершенствоваться с учетом состояния политического и социально-экономического развития, консолидации общества вокруг незыблемых демократических ценностей.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является по Конституции 1993г. Федеральное Собрание -- Парламент РФ, которое состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации. К ведению Совета Федерации относятся:

-- утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

-- утверждение указа президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

-- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

-- назначение выборов президента РФ;

-- отрешение президента РФ от должности;

-- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

-- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В Государственную Думу Совета Федерации избираются сроком на 4 года 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. 225 избираются по общефедеральному избирательному округу («по партийным спискам») и 225 -- по одномандатным избирательным округам.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия президенту на назначение председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка, назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии / с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.