скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и право Российской Федерации

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур председателя правительства или после повторного выражения Госдумой в течение трех месяцев недоверия правительству).

В случае роспуска Государственной Думы президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако возможности президента распускать Госдуму существенно ограничиваются Конституцией (ст. 109).

Так, Государственная Дума, не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена также с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.

Деятельность Федерального Собрания имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку ее результативность определяется, прежде всего, качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ работы Федерального Собрания показывает, что ни система подготовки и принятия законов, ни их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности новых экономических отношений. За минувшие годы было принято множество далеко не первоочередных законов, зачастую отражавших отраслевые или корпоративные интересы. Многие законы принимались с низким юридическим качеством, с большим числом противоречий Конституции, принятым ранее законам и кодексам. Большинство законов не содержит механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение. В нарушение Конституции часто принимались законы, не согласующиеся с реальным состоянием федерального бюджета. Практически отсутствует качественная независимая экспертиза правовых актов.

Существенно и то, что по мотивам низкого качества отклоняется немало законов, потребность в которых общество ощущает очень остро.

Для того чтобы повысить уровень законодательной работы Федерального Собрания, предстоит принять федеральный закон, регламентирующий процедуру принятия законов, такую процедуру, которая обеспечит главные качества цивилизованного права -- политическую и экономическую взвешенность и юридическое качество законодательных актов. Необходимо также ввести обязательность экспертизы проектов нормативных актов федерального и регионального уровней, сделать более реальной систему разработки и принятия совместной программы законодательных работ, расширить практику использования предусмотренных Конституцией согласительных процедур, принять нормативные акты, регулирующие разрешение всевозможных конфликтов между властными уровнями.

Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что Конституция 1993 г. заметно ограничила функции российского парламента. Налицо явный дисбаланс силы в пользу президента, получившего самые большие прерогативы в сравнении с главами государств многих президентских республик. Однако в Основном законе заложен определенный механизм системы взаимных сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями власти, не позволяющий сделать президентскую власть абсолютной, установить единоличное правление.

По форме государственного правления Российскую Федерацию трудно отнести к какой-либо «чистой» форме -- к президентской или к парламентской. Скорее это полупрезидентская и полупарламентская, а точнее, пожалуй, президентско-парламентская республика. Как верно отмечается в литературе, российский президент по Конституции не вмешивается в какую-либо конкретную текущую деятельность, но ему принадлежат несколько важнейших функций. Он осуществляет все кадровые перемещения в высших органах власти, играет роль арбитра, посредника в конфликтах между разными ветвями власти, берет на себя некоторые судебные функции, имеет право роспуска парламента и может отправить в отставку правительство, которое сам же и назначает11 См.: Коржухина Т.М., Сенин А.С. Указ. соч. С. 318-319.

.

Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и ряда федеральных министров. Оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы и организует его работу, временно исполняет обязанности президента, когда тот не в состоянии их выполнять.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента.

Порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным законом.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти. Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются.

Задачами министерства должны являться выработка государственной стратегии в соответствующей сфере управления, предупреждение и нейтрализация возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач. При этом предстоит перейти к такой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами правительства, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Другими словами, речь идет о создании правительства, функционирующего как кабинет министров.

Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения. В качестве иллюстрации таких функций можно назвать взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т. п.

Федеральный надзор призван осуществлять узкоспециализированные контрольные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил.

Так же как и две другие власти -- законодательная и исполнительная, -- самостоятельной и независимой является и судебная власть.

Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Установленные Конституцией и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти и ни один орган других ветвей власти не имеет права вторгаться в его компетенцию.

Судебная деятельность -- одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ей, методами и действует в особом порядке.

Судебная власть в России как одна из опор государства представляет собой, согласно Конституции РФ 1993 г., соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных судов отдельных республик в составе Российской Федерации; Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного Суда и системы общих судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации он разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, органов законодательной власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента.

Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства:

1) правосудие осуществляется только судом;

2) только при помощи способов, указанных в Законе;

3) основано на точном соблюдении Закона;

4) осуществляется только в процессуальной форме;

5) суду предоставлено право применять государственное принуждение.

В настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая, к сожалению, пока еще является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное -- действенную защиту прав граждан.

На укрепление государственной власти направлена начавшаяся в конце 90-х гг. и медленно реализуемая судебная реформа. В ее основные направления входят окончательное формирование законодательной базы судебной власти, кадровое укомплектование судов всех уровней, укрепление материальной базы судебной власти, создание системы безотказного исполнения судебных решений, развитие практики прямого применения Конституции, в первую очередь в сфере защиты прав и свобод граждан.

К системе государственной власти и управления относится и осуществление всех трех ветвей власти (законодательной или представительной, исполнительной и судебной) на уровне субъектов Федерации.

Законодательная власть на уровне субъектов Федерации осуществляется выборными представительными органами, которые именуются законодательными собраниями, думами, Верховными советами и т. п. Исполнительная власть -- президентами (где они есть) республик, правительствами и администрациями, их отделами, департаментами и различными службами.

Президенты республик, главы администраций, губернаторы краев и областей избираются населением прямым тайным голосованием. Это усиливает их роль и влияние в субъекте Федерации и в то же время в значительной мере ослабляет их зависимость, а в известной мере и значительной части административно-политических элит субъектов Федерации от федерального центра.

Исполнение полномочий государственных органов обеспечивается профессиональной деятельностью государственных служащих.

В настоящее время в системе органов государственной власти работает 1 млн. 54 тыс. человек: около 400 тыс. из них работают в аппаратах территориальных органов федеральных министерств и ведомств, почти 600 тыс. -- в органах государственной власти субъектов Федерации. Фактически заново созданы на федеральном и региональном уровнях налоговая и таможенная службы, органы по разгосударствлению и приватизации собственности, по антимонопольной и экологической деятельности, системы федерального казначейства, службы занятости. Общая численность государственного аппарата с 1991 г. выросла в полтора раза. При этом настоящим бичом остается необоснованное раздувание штатов, что особенно проявляется на региональном уровне.

Эффективность функционирования различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института, насколько хорошо поставлена работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствует их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям.

Реализация концепции административной реформы предполагает осуществление антикоррупционной программы, усиление ответственности региональной и местной власти, а также формирование такого аппарата государственной службы, в основу которого будет положена «система заслуг и достоинств». «Система заслуг и достоинств» показала свою эффективность во многих странах мира. Она означает:

-- превращение государственной службы из службы «государевой» (как это традиционно было и сохраняется в нашей стране) в службу подлинно гражданскую;

-- гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата;

-- отбор (преимущественно конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;

-- более ясную дифференциацию статуса «карьерных» и «политических» чиновников («политических назначенцев»);

-- строгую определенность должностных обязанностей;

-- создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, с другой -- его правовую защищенность от произвола и некомпетентности как руководителей, так и средств массовой информации;

-- рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию «теневых» привилегий. Суммарное уменьшение бюджетных затрат на государственный аппарат должно быть обеспечено за счет перевода на самоокупаемость многочисленных служб обеспечивающего характера;

-- расширение и изменение практики контрактов. В частности, вместо штатного расписания основой кадровой работы станет смета расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа. В свою очередь, это неизбежно будет вести к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;

-- повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации.

В связи с этим начиная с 1998 г. президентом и правительством принят ряд серьезных мер по совершенствованию института государственной службы и работы с кадрами. Образованы Совет по кадровой политике и Совет по государственной службе при президенте РФ, приняты Положение о федеральной государственной службе, а затем и Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Утвержден Реестр государственных должностей, определены порядок и процедуры замещения различных категорий кадров, сформированы соответствующие службы в аппаратах президента и правительства, укреплены кадровые структуры практически во всех федеральных органах.

Особое значение в этом отношении имеет Федеральный закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы организации государственной службы и Основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. В Законе даются классификация государственных Должностей («А», «Б», «В» -- ст. 1), государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие -- ст. 6), а также квалификационные разряды государственных служащих (действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса; государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса; советник РФ 1, 2 и 3 класса; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса -- ст. 7).

В Законе определяются также порядок прохождения государственной службы (ст. 21), необходимость проведения конкурсов и испытаний при замещении государственной должности государственной службы (ст. 22, 23), порядок аттестации государственного служащего (ст. 24) и ряд других важных моментов.

Особое значение для организации государственного управления, деятельности органов государственной власти и управления имеет закрепление в Законе принципов государственной службы. Впервые в подобного рода российских документах в их числе закреплены принципы верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, приоритета этих прав и свобод; единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Особо следует подчеркнуть значение таких принципов государственной службы, как ее внепартийность; отделение религиозных объединений от государства; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; единство основных требований, предъявляемых к госслужбе; ответственность госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Вместе с тем многие вопросы организации государственной службы и кадровой политики до сих пор еще не решены и требуют пересмотра. Сложившееся к настоящему времени положение дел не стимулирует эффективную деятельность государственных служащих, не дает им ясных перспектив должного роста, не решает вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную, недобросовестную работу, за неисполнение решений.

Все это резко затрудняет деятельность органов власти и управления, делая их, с одной стороны, отчасти безвластными, с другой -- неуправляемыми со стороны общества, неподконтрольными ему, а действия их нередко нелегитимными, противоправными, а порой опасными для настоящего и будущего России. То, что власть, не ограниченная правом, опасна, убедительно подтверждается далеко не только нашей историей, но и событиями сегодняшнего дня. Более того, все более распространенной и очевидной является ситуация, когда становится опасной для законопослушных граждан и общества в целом даже власть, ограниченная правом, но зачастую не считающаяся с ним, действующая по своему усмотрению, с позиций своих субъективных интересов. Не случайно борьба с коррумпированностью власти, в том числе высоких должностных лиц, с откровенными и грубыми нарушениями законов Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных документов, элементарных прав и свобод граждан, со стороны многих властных структур приобретает сейчас характер одной из важнейших государственных задач.

Заключительная часть

Новый конституционный строй России только складывается, и притом в очень трудных условиях политической нестабильности. Конституция призвана сделать незыблемыми права и свободы человека, а также стать базой создания социального правового государства, способствовать становлению гражданского общества. На этом пути все ее институты ожидают серьезные испытания на прочность, но только конституционная законность способна обеспечить проведение демократических реформ, решение социальных и экономических проблем общества. Россия завершает первый, переходный этап экономических и политических реформ. Несмотря на все трудности и промахи, мы вышли на магистральный путь, которым идет все человечество. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем органически соединить универсальные принципы рыночной экономики и демократии с реальностями России.

Начало деятельности нового Президента В.В. Путина знаменуется рядом крупных государственных новаций. В этом аспекте Президент РФ энергично восстанавливает вертикаль структуры государственной власти, решает вопрос о совершенствовании федеративного государства, энергично ведет борьбу с правовым сепаратизмом и коррупцией, сокращает численность работников управленческих структур, укрепляет правопорядок и конституционную законность, стремится улучшить новое экономическое положение в стране, "качество жизни" самых широких масс трудящихся, способствует росту престижа России на международной арене.

Многонациональный народ Российской Федерации возлагает на Президента РФ В.В. Путина большие надежды в плане возрождения России как великой, процветающей державы. Вместе с тем, многое зависит от инициативы, активности и ответственности самого народа. Взаимная ответственность государства и народа, отказ от государственности патернализма, рост самовыражения, самореализации, саморегулирования гражданского общества - это немаловажные факторы успешного функционирования и развития гражданского общества в России.

Литература:

Основная

1. Россия на рубеже веков: укрепление государственности // Под ред. проф. А.Н.Соколова. - Калининград: “Янтарный сказ”, 2001. - С.91-95.

2. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник Под ред. О.И.Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С.494-533.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - С.238-245.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М. “Проспект”, 1999. - С.475.

5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2т. Т.2. XX в. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - С.439-456.

II. Дополнительная:

1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. - М.: ООО “ТК Велби”, 2002. - С.52-61.

2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. С. 230-236.

3. Суханов Е.А. Новый российский гражданский кодекс // Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995. С.8-12.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.