скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим

В решении (резолютивной части) должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество гражданина, признанного безвестно отсутствующим;

- последнее известное место жительства.

Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, как и другие решения суда общей юрисдикции по гражданским делам, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

Вступление решения суда в силу имеет важное значение. С этого момента гражданин считается безвестно отсутствующим См.: Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под редакцией Крашенинникова П.В. М., 2006. С. 389. и соответственно наступают все правовые последствия.

Но не всегда вышеперечисленные обстоятельства в полной мере имеются при рассмотрении судом заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим. В случае недостаточности имеющихся сведений суд согласно нормам гражданского процессуального законодательства оставляет заявление без движения.

Институт оставления заявления без движения применим не только к исковому производству, но и к особому, ибо названные виды производства рассматриваются по общим правилам ГПК РФ с теми изъятиями, которые установлены для них законодательством. Каких-либо исключений для возможности применения оставления заявления без движения законодательство не предусматривает. Однако определенные особенности, связанные с содержанием заявления по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим, с предметом доказывания, могут иметь место при рассмотрении поданных заявлений и решении вопроса об оставлении их без движения Лесницкий Л. Обзор судебной практики // Комментарий судебной практики по вопросам гражданского процесса 2002. № 8. С. 45..

Так, Определением Гагаринского межмуниципального суда г. Москвы от 24 апреля 2000 года было оставлено без движения заявление гражданина Н. о признании его бывшей жены безвестно отсутствующей со ссылкой на то, что в заявлении следует указать и представить доказательства безвестного отсутствия.

Президиум Московского городского суда своим постановлением от 29 июня 2000 года отменил названное определение, указав, что суд фактически возложил на заявителя обязанность по представлению доказательств, обосновывающих заявленное требование. Между тем такая обязанность при подаче заявления законом не предусмотрена. В заявлении следует лишь указать обстоятельства, на которых основывается требование заявителя, и доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства См.: Дело № 44г-629. 2000. Гагаринский межмуниципальный суд г. Москвы // Вестник города Москвы РФ. 2000. №7. Ст. 120. .

В заявлении были указаны обстоятельства, на которых основывается требование о признании гражданки Н. безвестно отсутствующей, а также указано, что факты могут подтвердить свидетели. В надзорной жалобе также есть ссылки на материалы, имеющиеся в милиции города Москвы, по проверке безвестного отсутствия гражданки Н., которые могут быть представлены по запросу суда.

Из данного постановления президиума Московского городского суда видно, что основанием к отмене послужило нарушение статьи 253 не действующего в настоящее время ГПК РСФСР, которая предусматривает, что в заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В указанном случае судом не проводилось необходимого различия между указанием в заявлении доказательств в подтверждение выдвинутых требований и представлением самих доказательств в суд, поэтому это послужило основанием для оставления заявления без движения, данное обстоятельство, безусловно, является нарушением прав и законных интересов гражданина подавшего заявление и тем самым было затянуто на первый взгляд такое бесспорное производство.

После вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим как для самого признанного безвестно отсутствующим, так и для других лиц наступают определенные правовые последствия.

Статьей 43 ГК РФ определены последствия имущественного характера, возникающие в результате признания гражданина безвестно отсутствующим.

Вместо применявшейся опеки над имуществом безвестно отсутствующего (как это было в ГК РСФСР) отныне может быть заключен договор о доверительном управлении. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с определенным лицом (доверительным управляющим) только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина.

В тексте статьи отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 статьи 38 ГК РФ См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Российская газета 1994. 8 декабря., где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а, кроме того - и это важно - четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.

В отличие от этого формулировки статьи 43 ГК РФ, по мнению автора работы, представляются недостаточно определенными. Неясным остается не только вопрос о том, что является критерием необходимости постоянного управления, но и вопрос о правовом режиме имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. Ответ на этот вопрос важен, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Поэтому автор работы предлагает в нормативном порядке уточнить, какое именно имущество подлежит обязательной передаче в доверительное управление.

Кроме указанного выше, практическое значение и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим заключаются также в следующем:

- его иждивенцам при наличии предусмотренных законом условий назначается пенсия;

- супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, может расторгнуть с ним брак. Пункт 2 статьи 19 СК РФ устанавливает возможность расторжения брака по заявлению одного из супругов. Брак, может быть, расторгнут по инициативе одного из супругов, если супруг признан безвестно отсутствующим. Для доказательства признания гражданина безвестно отсутствующим должна быть представлена выписка из решения суда См.: Гражданское право. Учебник / под редакцией Суханова Е.А. М., 1998. С. 143..

Вышеназванные положения не распространяются на случаи, когда супруг не признан безвестно отсутствующим, однако его место нахождения установить невозможно. В этом случае супруг вправе обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении брака. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» разъясняется, что, поскольку в силу п. 2 ст. 19 СК РФ расторжение брака с лицами, признанными безвестно отсутствующими, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, при обращении с таким иском к лицу, в отношении которого в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания, судья разъясняет истцу порядок признания граждан безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК).

Однако если супруг не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях См.: Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под редакцией Крашенинниковой П.В. М., 2006. С. 239. ;

- прекращается договор поручения, комиссии (ст. 977, 1002 ГК РФ) См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета 1996. 6 февраля. ;

- прекращается действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК РФ).

Итак, для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо заинтересованному лицу подать заявление в суд с указанием в нем обстоятельств, которые свидетельствуют о заинтересованности лица, подавшего заявление, а также цели, для которых заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим.

После вступления в законную силу судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают определенные последствия имущественного характера, а также, такие как прекращение действия договора, прекращение доверенности, расторжение брака.

Наиболее специфическим последствием признания гражданина безвестно отсутствующим, по мнению автора работы, является передача в доверительное управление имущества безвестно отсутствующего, по этой причине данный вид правового последствия будет рассмотрен автором работы более подробно отдельно далее по тексту работы.

На основании проанализированных выше норм по вопросу порядка и последствий признания гражданина безвестно отсутствующим, автор работы приходит к выводу, что законодательство требует некоторых дополнений существующих статей, регулирующих рассматриваемый вопрос, предложения по которым были изложены автором работы выше.

2. Управление имуществом и восстановление в правах при объявлении лица, признанного безвестно отсутствующим

2.1 Управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина

В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов в прежних экономических условиях.

Эффективность опеки над имуществом безвестно отсутствующего гражданина подверглась переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

В статье 43 и главе 53 ГК РФ содержатся нормы о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГК РФ не в полной мере регулируют соответствующие отношения, как в силу недостаточности, так и вследствие противоречивости. Других нормативных актов, регулирующих данные отношения, не существует. Хотя даже в п. 3 ст. 43 ГК РФ предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в п. п. 1 и 2 ст. 43 ГК РФ, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Следует отметить, что в некоторых зарубежных странах действуют специальные законы о безвестном отсутствии. Так, в ФРГ применяется Закон «О безвестном отсутствии», в котором детально урегулированы отношения, связанные с управлением имуществом безвестно отсутствующего гражданина Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процессах несостоятельности в России и Германии // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. №7. С. 12..

Следует проанализировать те немногие положения о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, которые закреплены в действующем законодательстве.

Доверительное управление имуществом связано с установлением на основании решения суда безвестного отсутствия гражданина. При этом под безвестным отсутствием можно понимать «совокупность исследованных и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим» См.: Признание граждан безвестно отсутствующими / под редакцией Поповой Ю.А. М., 1985. С. 15.. Такими фактами являются, во-первых, отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания, во-вторых, с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2005. С. 100.. Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Доверительное управление имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления.

Инициаторами заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим «вправе обратиться в местную администрацию (муниципалитет) с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом». Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. № 4. С. 57..

Доверительными управляющими по договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, могут быть все лица за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. В качестве доверительного управляющего может выступать также заинтересованное лицо, по заявлению которого гражданин признан судом безвестно отсутствующим (например, родственники безвестно отсутствующего, кредиторы). Определение конкретного лица как доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который должен учитывать возможность будущего доверительного управляющего обеспечить надлежащее доверительное управление в интересах безвестно отсутствующего и третьих лиц.

С учетом того, что доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, направлено не только на сохранение или приумножение этого имущества в интересах безвестно отсутствующего, но также и на погашение обязательств кредиторов, выдачу содержания иждивенцам отсутствующего гражданина, выгодоприобретателями по такому договору являются безвестно отсутствующий гражданин, а также третьи лица, удовлетворяющие свой имущественный интерес за счет имущества безвестно отсутствующего гражданина, находящегося в доверительном управлении.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении. Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление. Гражданское законодательство не использует термин «опека над имуществом» и в п. 1 ст. 32 ГК РФ закрепляет лишь опеку над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Доверительное управление имуществом в качестве самостоятельного договора гражданского права впервые законодательно закреплено в действующем ГК РФ (гл. 53, ст. ст. 1012 - 1026) См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Российская газета 1996. 6 февраля. . По этому договору собственник передает доверительному управляющему имущество для осуществления управления им в интересах учредителя или указанного им лица.

Договор доверительного управления имуществом представляет собой один из самостоятельных типов гражданско-правовых обязательств, урегулированных Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 53). По своей целевой направленности данный договор может быть отнесен к категории гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг, ибо именно в качестве услуги можно квалифицировать осуществление доверительным управляющим управления доверенным ему имуществом в интересах собственника (учредителя доверительного управления) или назначенного им лица (выгодоприобретателя).

Договор доверительного управления имуществом - это такой договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК).

Как видно из определения договора доверительного управления имуществом, данный договор сконструирован как реальный, а это означает, что договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему (п. 2 ст. 433 ГК). Таким образом, для возникновения обязательства доверительного управления имуществом требуется сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: подписания сторонами соглашения и передачи доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения.

Реальный характер договора доверительного управления имуществом имеет определенное значение для квалификации возникающего из него обязательства как обязательства по оказанию услуг, поскольку в круг данного обязательства не входят обязанности учредителя по передаче имущества доверительному управляющему, как это имеет место во всех обязательствах, направленных на передачу имущества: купля-продажа, мена, дарение, аренда, ссуда и другое. Как правильно замечает Л.Ю. Михеева, «данный договор и не мог быть сконструирован как консенсуальный. Предметом его являются действия управляющего, совершение которых без обладания имуществом невозможно» Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом в деятельности органов опеки и попечительства // Государство и право. 2002. № 4. С. 57..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.