скачать рефераты

МЕНЮ


Идея национальной независимости

Идея национальной независимости

1. Предмет, цель и задачи курса «Идея национальной независимости»

1.1 Предмет науки «Идея национальной независимости» и объект ее изучения

Сегодня мы строим новое государство, новое общество, и нет сомнений в том, что в этой системе общественно-политические отношения, человеческое сознание и мышление приобретают своеобразное и, вместе с тем, абсолютно новое значение. Прежде всего, отношения между личностью и государством, личностью и обществом должны найти абсолютно новое содержание и форму, должны основываться на новых качествах, новых принципах. Другими словами, это должны быть отношения, отвечающие сущности новых ценностей и демократических принципов, нашему образу жизни и мышлению, требованиям справедливого общества, которое мы стремимся построить.

Важная сторона этого процесса в том, что каждый гражданин, каждый человек, основываясь на этом, должен определить свое отношение к развитию общества и его обновлению, свое место, если нужно, свой долг. Этой задаче следует уделить особое внимание.

Если глубже вникнуть в эту проблему, то выяснится, что только посредством обмена различными мнениями, дискуссий создается четкое представление о своеобразном облике, путях развития, главных особенностях общества, основанного на этих принципах, которые мы должны использовать в качестве критериев.

С этой целью средства массовой информации должны открыть широкую дорогу различным мнениям, разнообразным взглядам и подходам, должны пробудить сознательное отношение людей к сегодняшним переменам в обществе. Чтобы каждый человек имел не только собственное мнение и взгляд на эту проблему, но и стал активным участником и строителем создаваемого нами общества.

Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, следует внести ясность в один вопрос: идеология не только сегодня, но и во все времена являлась самой важной общественно-политической проблемой, объединяла и призывала любое общество к осуществлению здоровых и благих намерений, служила морально-нравственной основой для достижения поставленных целей.

Речь идет о том, чтобы разъяснить суть этой задачи, этой истины нашему обществу, нашему народу, разъяснить, насколько актуальна эта истина сегодня, глубоко осознать ее сущность, превратить ее в непоколебимую силу для осуществления стоящих перед нами великих задач.

Потому что идеология совмещает в себе общественную сущность жизни людей и их стремления. Человек, естественно, не может жить без цели. Значит, пока существует жизнь, пока существуют страны, государства и их интересы, они стремятся определить свой путь развития, горизонты завтрашнего дня посредством собственной национальной идеи, национальной идеологии.

По моему мнению, жизнеспособность идеологии определяется степенью ее соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное - как она отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия.

Сегодня в распоряжении человечества накопилось столько оружия и боеприпасов, что его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить земной шар. Мы хорошо осознаем это. Однако самая большая опасность сегодня - непрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за души и сознание людей. Сегодня решающую роль играют не сражения на ядерных полигонах, а борьба на идеологическом фронте. Никогда не следует забывать эту горькую истину.

Если вспомнить историю, то в прежние времена могущественные государства в открытую захватывали слабые государства, устанавливали там свое господство, но к концу ХХ века такая политика обрела новую форму. Сегодня сильные государства и соответствующие политические центры для достижения своих целей, прежде всего, стремятся завладеть сознанием масс тех государств, которые они хотят вовлечь в сферу своего влияния.

Известно, что мы отреклись от ложных коммунистических идей, противоречивших нашей национальной природе и нашим тысячелетним традициям, обычаям. Однако вакуум в сфере идеологии недопустим, при возникновении такой ситуации несомненно, что чуждые идеи, абсолютно противоположные нашим мечтам и стремлениям, постараются занять это место.

Основная мысль заключается в следующем: если внимательнее всмотреться в происходящие вокруг нас события, то мы не сможем отрицать, что наша страна богата природными ресурсами, расположена на очень удобной, с геополитической точки зрения, территории, и что существуют различные силы, желающие господствовать над нами. Сегодня уже очевидно, что они не гнушаются ничем для достижения своих целей.

Эти силы обладают большими средствами и современным оружием. Однако их самое страшное оружие, не соответствующее нашим национальным ценностям, - разрушительная идеология, отравляющая душу и сознание молодого поколения, которое завтра должно придти нам на смену.

Некоторые негативные явления, неблаговидные поступки, злонамеренные действия совершаются, прежде всего, по причине идеологического вакуума. Потому что молодежь, еще не имеющая достаточного жизненного опыта, не отличающая белое от черного, очень восприимчива к различного рода воздействиям.

Взять, к примеру, угрозу религиозного экстремизма, сбивающего с верного пути некоторую часть молодежи. Это опасное течение имеет свою историю. В конце 80-х годов в нашу страну приехали люди, выдававшие себя за «друзей», «единоверующих», «соотечественников», призывающих к борьбе за чистоту ислама. Они вовлекли в свои сети неокрепшую молодежь, простых людей, не знакомых с основами нашей священной религии, и пытались распространять чуждые нам религиозные догмы.

Конечно, были приняты соответствующие меры для предотвращения этого. Однако в те времена были и такие люди, которые по простоте своей души приняли их сторону. Всем известно, как душевно, искренне и доверчиво воспитана наша нация, особенно наши дети. В их душах сильно чувство уважения к старшим, стремление к нашей священной религии. Потому что на воспитание нашего народа, его мировоззрение оказывают свое влияние многочисленные, дорогие для нас святые, жившие на нашей Родине, куда упал взор Аллаха. Поэтому не удивительно, что отдельные злые силы для достижения своих целей злоупотребляют добрыми чувствами, естественным стремлением к вере и убеждениями наших людей.

Однако в то время, когда мы только освободились от ига коммунистической системы, только начинали свободно дышать, к сожалению, было очень мало религиозных деятелей, глубоко осознававших эту проблему, то есть требования суннито - ханафийского толка, обладавших знанием аятов Корана и умением их толковать, способных указывать людям верную дорогу.

В этих условиях религиозные фанатики начали выступать с довольно «красивыми агитационными речами» и даже добились расположения к себе и восхищения у некоторой части молодежи. Вначале их родители, вообще наша общественность, не осознавали, какая мрачная цель стоит за этими действиями. Только после кровавых событий, происшедших в Намангане и Ташкенте, выяснилось, что цель этих сил - борьба за власть, а они - члены одной из группировок международного террористического движения, действующего под прикрытием религии. Однако пока общественность распознавала эту истину, черные силы успели затянуть в болото жестокости и преступности некоторую часть молодежи с несформировавшимся мировоззрением.

Следует уделить особое внимание еще одной проблеме. Я кратко упомянул об опасности религиозного экстремизма, которая сегодня угрожает нашему региону. Угрозы типа наркобизнеса, незаконной торговли оружием и боеприпасами, терроризма - также из их числа. Однако в мире существуют и другие средства идеологического воздействия, кажущиеся на первый взгляд такими безобидными, далекими от политики, что мы часто не обращаем на них внимания.

Взять, к примеру, многочисленные фильмы-боевики, которые демонстрируются в последние годы. Многие, особенно молодежь, с удовольствием смотрят их, потому что по природе человек имеет тягу к таким фильмам.

В сущности, как мне представляется, в душе человека постоянно идет борьба между двумя силами - создающей и разрушительной. С сожалением следует отметить: опыт истории свидетельствует, что легче возбудить в человеческой натуре хищные инстинкты, агрессивность, чем гуманность.

Поэтому большинство молодых зрителей, у которых еще не сформировалось сознание, учатся на примере этих фильмов только жестокости, беспощадности, мерзости, агрессивности. В результате они становятся бесчувственными и не замечают, как в их душах поселяются бессердечие, жестокость, аморальность. Находятся и такие парни и девушки, которые вслепую копируют героев таких фильмов, их образ жизни. Они не понимают, к каким страшным последствиям могут привести их действия, совершаемые под влиянием таких ложных ценностей. К сожалению, наше телевидение также чрезмерно увлекалось показом этих фильмов.

Из истории известно, что силы, желающие подчинить себе какой-либо народ, стремятся лишить его собственного достоинства, истории и культуры. Если и впредь будет продолжаться воздействие вышеперечисленных и подобных им опасностей, то нация легко потеряет свое достоинство, утратит тысячелетние традиции и превратится в толпу.

Возникает естественный вопрос: что нужно предпринять, чтобы идеологическое влияние не привело к отрицательным последствиям?

Это можно решить методом усиления убежденности народа, прежде всего нашей молодежи, укрепления ее силы воли, воспитания всесторонне развитых личностей с собственным независимым суждением. Необходимо возродить в их сознании чувство уважения к себе, бережного отношения и почитания священной памяти наших предков. Стремиться к тому, чтобы они могли жить с честью и гордиться, что они - дети узбекского народа.

Известно, что для предотвращения любой болезни нужно, прежде всего, в организме человека создать иммунитет против этой болезни. Мы также должны привить в сердцах наших детей здоровое отношение к Родине-матери, к нашей богатой истории, к священной религии наших предков, если нужно, укрепить их идеологический иммунитет.

Они должны вырасти людьми с крепкими национальными корнями, обладающими глубокими знаниями, шагающими в ногу со временем. Тогда на них не смогут оказать влияние ни «агитация» неграмотного религиозного фанатика, ни абсолютно чуждые нам аморальные идеи.

В этом плане мы еще раз убеждаемся, насколько сегодня важна и актуальна проблема национальной идеологии.

1.2 Основные понятия «Идеи национальной независимости»

Наше общество, наше государство, не определив четко и ясно благие цели и задачи, которые поставило перед собой, не сможет сформировать национальную идеологию, вобравшую в себя многовековые традиции и обычаи нашей нации, основные наши особенности.

Для этого мы, прежде всего, должны найти ответы на вопросы: что мы за государство, какое у нас общество, какую систему мы создаем, из чего состоят политическая, экономическая, социальная и духовная основы нашего общества?

Кратко их можно сформулировать следующим образом: стратегическая цель политики обновления и развития, проводимой в нашей стране, - построение правового демократического государства и гражданского общества, основанного на рыночной экономике.

Создание соответствующих условий для достойной жизни всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальности, языка и вероисповедания, обеспечение уровня жизни и свобод, гарантированных в развитых демократических государствах. И на этой основе - достойное место Узбекистана в мировом сообществе.

Поскольку мы заговорили о политическом и государственном устройстве нашей страны, следует остановиться на следующих его основных особенностях, а именно:

Предоставить свободу во всех сферах политической жизни, установить в обществе принципы демократии, свободы слова и совести, идеи гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Создать основу для многопартийной системы, которая является необходимым условием демократии. Как мной было подчеркнуто выше, многопартийность в действительности - это дискуссия между различными взглядами и идеями, место политической конкуренции для различных партий, в том числе для противоборствующих.

Создать национальную демократическую государственность на основе конституционного принципа деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Расширить функции органов самоуправления местных хокимиятов и граждан, поэтапно передать им часть государственных полномочий, осуществить концепцию «От могучего государства - к сильному обществу», предусматривающую расширение прав и поднятие статуса негосударственных и общественных структур.

Создать необходимые условия для их активного участия, полностью отвечающие принципам гражданского общества, управления и организации жизни граждан и всего общества, развития органа самоуправления - махалли, чуждого Западу, но близкого нашей национальной природе, и повышения ее статуса.

Создать равноправие всех граждан перед законом и верховенство закона, правовое государство, гарантирующее защиту общественных интересов и безопасность населения.

Укрепление семьи, являющейся основой общества. Формирование справедливого общества, базисом которого является материально обеспеченная, морально устойчивая семья.

Всесторонне развивать воздействие независимых и свободных средств массовой информации, обеспечивающих права и свободы граждан, выполняющих функцию общественного контролера, на повышение политического, правового и экономического образования нашего народа.

Экономической основой строящегося в Узбекистане общества является социально ориентированная рыночная экономика. Нам следует хорошо осознать, что сегодня многие страны движутся по этому пути и служат для других образцом достигнутого благополучия. Своеобразной особенностью этого развития является то, что, с одной стороны, приветствуется инициативность и предприимчивость, вера человека в собственные силы и возможности, приобретаются навыки продуктивного ведения хозяйства, производство подчиняется интересам потребителя. Функцию мощного фактора выполняет непрерывное развитие сфер производства и обслуживания, основанных на взаимозаменяемости, конкурентоспособности, внедрении в производство современных достижений науки и техники. В результате, содействует высоким темпам роста уровня нашей жизни, повышению ее качества. Выражаясь простым языком, обеспечивает непрерывное повышение благосостояния народа, уровня его жизни. Эта истина доказана историей. В нашей стране за последние восемь-девять лет было покончено с системой, построенной на основе централизации и единовластия и не оправдавшей себя. На пути к рыночной экономике, при закладке ее фундамента, были проведены правовые и практические мероприятия, соответствующие новой системе.

Были сделаны большие шаги на пути создания экономики, включающей в себя многоукладные, то есть разнообразные формы собственности. Следует подчеркнуть, что в целях предоставления свободы предпринимательству была проведена ощутимая работа по созданию конституционных, правовых и экономических условий и гарантий, формированию класса собственников, усилению их прав, повышению и закреплению их статуса.

Поощрение инициативности и предприимчивости, воспитание в людях чувства хозяина, непрерывное развитие среднего и малого бизнеса значительно расширяет источники роста благосостояния и доходов населения, решает проблему безработицы.

На сегодняшнем этапе развития, при еще большем высвобождении экономики, ее саморегулировании, первостепенное значение приобретает широкое использование рыночных механизмов, основанных на спросе и предложении, предоставление свободы предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность, создание конкурентной среды, недопущение прямого вмешательства государства, различных проверяющих, контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий.

1.3 Цель, задачи и значение «Идеи национальной независимости». Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия

Во-первых, любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею.

Естественно, что государственная система, ее управление и проводимая политика прежде всего должны строиться на основе конкретно сформулированной идеологии. То есть противоестественно такое положение, когда сначала строится государство, а затем появляется идеология. Нам нужно это хорошо осознать. То есть сначала появляется идея, затем на ее основе возникает идеология, на основе идеологии строится система, политика.

Если нам критически взглянуть на нашу сегодняшнюю жизнь, политику, можно увидеть аналогичное положение. Напрашивается такой вывод: еще раз конкретизировать свои ответы на вопросы, прежде всего, какое мы хотим построить общество, каким представляем свое будущее, а потом уже необходимо объединять людей вокруг этих благих целей. Мы не должны забывать, что общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Еще один аспект данного вопроса заключается в том, что без изменения сознания, мышления невозможно достичь намеченной нами великой цели - создания свободного и благоустроенного общества. Нация только тогда способна на великие перемены, когда полностью осознает себя.

Во-вторых, мы сегодня живем в эпоху исторических перемен, то есть в условиях перехода от деспотического, тоталитарного строя к свободному обществу. Нам всем должно быть ясно, что в такой переходный период неизбежны столкновения со своеобразными, огромными препятствиями, жестокая борьба. Чтобы в такой период вести, призывать наш народ, общество к новым горизонтам, наши цели должны быть конкретны. А такие цели можно выработать, прежде всего, на основе глубоко продуманной и основательно проработанной идеологии.

В-третьих, среднее и старшее поколения пережили времена старого строя и хорошо знают, какие трудности мы преодолели за последнее десятилетие. Многие из нас - живые свидетели вчерашней жизни, вчерашней истории. Не только свидетели, но и непосредственные участники тех процессов.

Но на основе какой идеи должна воспитываться молодежь, растущее ныне поколение, к каким благим целям стремиться?

В-четвертых, для того чтобы нам не сойти со своего пути в вопросах нравственности и морали, этических норм, надо последовательно проводить отвечающую национальным интересам политику, нельзя допускать никакого идейного вакуума. Потому что наиболее жесткая борьба из происходящих в мире ведется на идеологической арене. На победу в ней брошены большие средства, возможности и силы. Я и раньше неоднократно говорил, и сейчас хочу подчеркнуть: у нас военного потенциала, сил государства достаточно для надежной охраны границ страны, обеспечения их неприкосновенности, защиты мира и спокойствия наших граждан. Но меня беспокоит то, что еще не окрепшие наши дети, у которых сознание только формируется, могут подпасть под влияние чуждых нам идей. Не будет преувеличением сказать, насколько велика опасность, когда молодые люди подвержены ложным идеям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.