скачать рефераты

МЕНЮ


Институт гражданства в Российской Федерации

Институт гражданства в Российской Федерации

План

Введение

Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института

1.1 Понятие и сущность гражданства

1.2 Юридическое содержание гражданства

1.3 Принципы гражданства

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации

2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации

Глава 3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства

3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве

3.2 Производство по делам о гражданстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Согласно положениям Конституции РФ определяющим фактором демократизации российского общества, формирования правовой государственности в Российской Федерации служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности (ст. 2), а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).

Одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам является институт гражданства, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

На сегодняшний день институт гражданства имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству существенно возрос в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.

В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.

В самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны гражданства. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого вопроса, в частности, вопроса приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства. Практически неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве.

Указанные обстоятельства и предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

1. исследование сущности института гражданства;

2. формулирование определения понятия гражданства;

3. определение содержания гражданства, его функций;

4. рассмотрение основных видов гражданства;

5. изучение принципов гражданства;

6. конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;

7. исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;

8. анализ производства по делам о гражданстве.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, обусловленные содержанием института гражданства в Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права, а также других нормативных актов, регулирующие отношения гражданства и охватывающие определенную сферу общественных отношений между физическим лицом и государством, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

Проведенное исследование опирается на методологию и теорию познания философии, общей теории и социологии права. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы: логический, системно-структурный, формально-юридический, конкретно-социологические и иные методы научного познания.

Методологию настоящего исследования определяли также Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых-правоведов по вопросам гражданства, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.

Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области конституционного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Я.Л. Ванюшина, А.Н. Головистиковой, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, В.Ф. Миронова, А.И. Прудникова и других ува, ной базы использовались работы А.П. Гуляева, данского права и других отраслей права.ости.и правоприменительных акченых.

Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, иное федеральное законодательство Российской Федерации, международные акты и договоры Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.

Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института гражданства в единстве международно-правового и национального аспектов. В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.

Элементы новизны проявляются также в выводах, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института

1.1 Понятие и сущность гражданства

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» Всеобщая Декларация прав человека [Текст] : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 05 апреля. - С. 5-6..

Особую актуальность данное предписание приобретает в результате того, что гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. В-первую очередь это обусловлено тем, что закрепленные Конституцией и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства Гражданство. Регистрация [Текст] / М.Ю. Яковлева, А.А. Рождествина. - М.:Юрайт-Издат, 2007. - 3..

В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года, в ст. 1 содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета» О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Текст] : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 мая 1993 года № 5014-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 23. - Ст. 831..

В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют.

При определении понятия гражданства необходимо исходить из того, что определение любого понятия должно раскрывать существенные черты его содержания. Определение должно иметь вид сжатой и четкой формулы, дающей представление об основных элементах, составляющих структуру исследуемого явления. В то же время непомерное расширение состава элементов понятия гражданства не всегда идет на пользу теоретическому познанию его содержания. Зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства Российское гражданство: Учебное пособие [Текст] / И.Ф. Амельчаков, А.И. Прудников, Г.Ф. Скрипников и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 73-74..

Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов.

Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:

1) гражданство - это принадлежность лица к государству Баглай, М.В. Конституционное право России: Учебник [Текст] / М.В. Баглай. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. - С. 118.;

2) гражданство - это правовая или политико-правовая связь лица с государством Кутафин, О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2003. - С. 154.;

3) гражданство - это состояние лица (общества) в государстве Зиновьев, А.А. Конституционное право России: проблемы теории и практики [Текст] / А.А. Зиновьев. - СПб.: Герда, 2000. - С. 97-98..

Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству Российское гражданство... С. 74-75..

Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031, Далее - Закон о гражданстве. положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Так согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство - правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, так как по этому признаку последние образуют население страны - категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане.

Гражданином государства является лицо не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства и выражаются:

1) в их общем правовом нормировании. Оно заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основании приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов;

2) в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. В отношении каждого человека гражданство оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина России, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571. «Заграничный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка); дипломатический паспорт; паспорт государственного служащего; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ...». . Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа.

На основании вышеизложенного определения, закрепленного в Законе о гражданстве, представляется, что гражданство следует рассматривать:

1) как суверенное право человека быть гражданином государства, находиться под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов;

2) как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве;

3) как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности;

4) как конституционно-правовой институт.

В связи с чем под гражданством следует понимать:

1) правовое состояние (в субъективном смысле) - это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством;

2) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, которая образует конституционно-правовой институт (в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений Конституционное право России: Учебник [Текст] / А.И Александров, А.В. Зиновьев, В.П. Сальников и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - С. 119-120..

Таким образом, рассматривая понятие гражданства, прежде всего, необходимо учитывать следующие его аспекты:

1) гражданство есть субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

2) гражданство - правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3) гражданство - правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства Данилкин, В.В. Актуальные аспекты развития гражданства в современной России [Текст] / В.В. Данилкин // Закон и право. - 2009. - № 11. - С. 36..

Подводя итог исследованию понятия гражданства, считаю возможным дать авторское определение данному конституционно-правовому институту.

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.

Содержательно гражданство заключает в себе как индивидуальные, так и коллективные начала. Коллективность выражается в установлении политико-правового состояния совокупности лиц, а индивидуальность проявляется в установлении политико-правового состояния отдельного лица. Гражданство индивида соотносится с гражданством в государственно-правовой форме как часть и целое.

Индивидуальные и коллективные начала в жизни человека и общества нерасторжимы. Они находят свое выражение в конституционном статусе личности в целом, а также в составляющих его институтах: правах, свободах и обязанностях (центральный элемент), гражданстве и общей правоспособности.

Гражданство должно основываться на сбалансированном сочетании индивидуального и коллективного. В гражданстве неуместно одно начало противопоставлять другому. Поэтому не следует рассматривать гражданство только как взаимоотношение отдельной личности с государством, также как сводить гражданство к взаимоотношению населения в целом с государством.

Личность, являясь первичным носителем гражданства, является в то же время частью целого, то есть общества, составляющего государство, проецирующее на себя все свойства гражданства. Но и сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, так как если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы, но объединенных общими стремлениями к совместной жизни.

Таким образом, сочетание индивидуальных и коллективных начал, характеризующее меру социальной свободы индивида, выражает сущность гражданства, которая заключается в нахождении и установлении необходимого баланса между взаимными правами и обязанностями гражданина и государства Кутафин, О.Е. Российское гражданство [Текст] / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 19-20..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.