скачать рефераты

МЕНЮ


Институт гражданства в Российской Федерации

Гражданство как правовое оформление состояния общества выполняет по отношению к государству государствообразующую функцию, и по отношению к обществу - этнообразующую функцию. Это внутренние функции гражданства. Внешнюю функцию гражданство выполняет в качестве средства разграничения распределения насилия между различными государствами.

На индивидуальном уровне - как связь индивида и государства - гражданство выполняет функцию указания на принадлежность индивида к тому или иному государству и функционально является основой (частью) правового положения личности в государстве.

К основным функциям гражданства следует относить:

1) социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;

2) политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция также подразумевает принятие и признание политических идеалов государства;

3) моральную функцию. Неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот». Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация;

4) психологическую функцию. Проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой.

Несмотря на многообразие все функции гражданства действуют в совокупности Российское гражданство... С. 97-98..

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем понятие и сущность гражданства:

1) гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина;

2) сущность гражданства состоит в том, что право на гражданство является одним из конституционных прав человека, которое предоставляет любому лицу возможность приобрести гражданство желаемого им государства при условии соответствия требованиям, которые предъявляются для лиц, желающих приобрести гражданство данного государства.

1.2 Юридическое содержание гражданства

Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений, связанных с принадлежностью к гражданству, между лицами и государством складываются государственно-правовые отношения, юридическое содержание которых в свою очередь выражается в субъективных правах и обязанностях государства и гражданинаКутафин, О.Е. Российское гражданство... С. 21..

Таким образом, в конструкции юридического содержания гражданства отчетливо просматриваются три составные части:

1) право человека;

2) суверенное право государства;

3) объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института Гончаров, М.В. Конституционное право Российской Федерации: теоретические основы, правовое регулирование, судебная практика [Текст] / М.В. Гончаров. - Екатеринбург, 2007. - С. 65-66..

Право человека, то есть юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:

1) право человека иметь гражданство. Причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;

2) право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);

3) право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;

4) право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;

5) право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;

6) право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);

7) обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.

Суверенное право государства на гражданство как элемент его правосубъектности означает наличие у государства определенных прав и ответственности. А именно:

1) обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;

2) обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;

3) обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;

4) обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;

5) право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.

Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством Югов, А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене [Текст] / А.А. Югов // Адвокатская практика. - 2009. - № 1. - С. 42..

В настоящее время в Российской Федерации отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека, международными договорами РФ о регулировании гражданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и безгражданства О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031; О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032 и др., Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента Российской Федерации Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571., постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ О проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова [Текст] : Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года № 2-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 531. и ведомственными нормативными актами Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Утверждена Приказом МВД РФ от 06 февраля 2003 года № 82 // Российская газета. - 2003. - 22 февраля. - С. 6..

Данные нормативные правовые акты условно позволяют выделить основные виды юридического состояния лица в системе политико-правовых отношений гражданства. Это:

1) отечественное гражданство, то есть гражданство страны происхождения этой особой правовой связи, или другими словами - гражданство материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с названием этого государства, соответственно в России - российское гражданство. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ, признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения;

2) иностранное гражданство. Отношения иностранного гражданства на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3601. и международными договорами Российской Федерации;

3) двойное гражданство. Это правовое состояние физических лиц в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случае, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является в соответствии с действующим законодательством;

4) множественное гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств;

5) безгражданство. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации Кокотов, А.Н. Конституционное право России: Учебник [Текст] / А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: НОРМА, 2007. - С. 171-172..

Институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:

1) субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица - с другой;

2) объекты отношений гражданства, то есть общественные отношения, составляющие фактическое содержание таких правовых состояний, как отечественное гражданство (гражданство страны происхождения), иностранное государство, безгражданство, двойное гражданство и другие общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи государства с человеком;

3) основания, то есть законоустановленные условия признания, приобретения, сохранения и прекращения гражданства;

4) порядок решения вопросов гражданства, то есть система юридических процедур, с помощью и посредством которых юридически оформляются принимаемые по вопросам гражданства решения. В соответствии с действующим законодательством установлены два порядка решения вопросов о гражданстве - административный, когда субъектами решений являются исполнительные органы государства, и судебный (только через суд);

5) обжалование решений по вопросам о гражданстве Югов, А.А. Гражданство в Российской Федерации... С. 42-43..

Исходя из проведенного анализа юридического содержания гражданства, можно заключить, что гражданство представляет собой самостоятельный комплексный межотраслевой институт права, субъективное право по поводу гражданства, особого рода длящееся правоотношение, существующее как в общей, так и в конкретной формах, правовое состояние, часть правового положения (правового статуса) гражданина, юридическое условие в ряду юридических фактов.

1.3 Принципы гражданства

Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает определенными принципами, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник [Текст] / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - С. 221.. Принципы не только способствуют правильному пониманию и применению правовых норм рассматриваемого института, но и оказывают влияние на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также способствуют выявлению и исключению правовых норм, не вписывающихся в систему законодательства в области гражданства Басик, В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской Федерации [Текст] / В.П. Басик // Государство и право. - 2005. - № 6. - С. 90..

В ст. 4 Закона о гражданстве определены принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Среди них следует выделить следующие:

1) принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

2) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;

3) проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации;

4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;

5) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;

6) Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

7) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства Конституционное право России: Учебник [Текст] / А.И Александров, А.В. Зиновьев, В.П. Сальников и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - С. 120-121..

Рассмотрим более подробно некоторые из вышеуказанных принципов гражданства.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость принципу единства граждан. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием его суверенного статуса, сохранения целостности.

Наряду с данным принципом важнейшее значение имеет принцип равного гражданства. Он закреплен в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве.

Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором - равенство относительно прав в вопросах гражданства. Данный принцип подразумевает также недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4 Закона о гражданстве).

Таким образом, принцип равного гражданства означает, что все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства. В данном аспекте принцип равного гражданства распространяется и на правовое положение гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Следующим принципом гражданства выступает принцип свободы и добровольности выбора гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами.

В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве.

Из этого принципа вытекает, что лицо правомочно самостоятельно решать вопросы, связанные с приобретением гражданства, возможностью восстановления утраченного гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации. Никто не вправе принудить дееспособное лицо как к принятию гражданства какого-либо государства, так и к выходу из гражданства.

Право на изменение гражданства предусматривает, что присущий гражданству устойчивый характер связи лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в состоянии гражданства. Гражданин Российской Федерации имеет право прекратить состояние гражданства, стать гражданином другого государства либо лицом без гражданства.

С принципом свободы и добровольности выбора гражданства непосредственно связаны и другие принципы: прежде всего, это принцип недопустимости лишения гражданства и принцип сокращения безгражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляет, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Запрет на лишение гражданства вытекает из двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.

Безгражданство - правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве содержится следующее понятие лица без гражданства: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства Кобец, П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества [Текст] / П.Н. Кобец // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 1. - С. 38.. Безгражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.