скачать рефераты

МЕНЮ


Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

Побеги арестантов являлись наиболее распространенным явлением тюремного быта царской России. Арестанты бежали отовсюду: с ссылки, с каторги, из тюрем и тюремных замков. Материалы расследования групповых побегов с участием политических преступников, проводимых, как правило, классными чинами Главного тюремного управления, кроме установления причин и обстоятельств побегов, содержали интересные сведения об организации службы охраны, характеристике кадров надзора и т.п.

Централизация функций по управлению системой исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Главном тюремном управлении сопровождалась существенными изменениями его внутренних организационных структур. В частности, законом от 13 июля 1880 года к ГТУ была присоединена инспекция по пересылке арестантов; законом от 15 июня 1887 года учреждена тюремная стража, законом от 4 ноября 1896 года - конвойные команды.

В 1895 году Главное тюремное управление из ведения Министерства внутренних дел передается в подчинение Министерства юстиции. В этой связи, согласно п. 14 Устава о содержащихся под стражею (изд. 1890 г. по продолж. 1909 г.), управление тюремной частью гражданского ведомства сосредоточивается в Министерстве юстиции по Главному тюремному управлению и Совету по тюремным делам.

В процессе упорядочения правового регулирования порядка и условий исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы постепенно формируются правовые основы функционирования тюремной стражи. Надзор за арестантами в стенах тюрьмы и их окарауливание, в соответствии со ст. 26 Устава о содержащихся под стражею, возлагаются на тюремную стражу в составе старших и младших надзирателей и для надзора за заключенными женского пола - старших и младших надзирательниц. Таким образом, служебные обязанности тюремной стражи ограничивались как внутренним надзором за арестантами, так и внешним окарауливанием мест заключения.

Функции по руководству всеми местами заключения гражданского ведомства и арестантскою пересыльною частью возлагались на начальника ГТУ, а главным должностным лицом охраны в обеспечении порядка в местах заключения и их окарауливания выступал надзиратель. Организация надзора за лицами, лишенными свободы, и их охрана, особенно в отдаленных местах заключения, являлись одной из наиболее сложных и трудно решаемых проблем царской тюремной системы.

При разработке нормативных актов, регламентирующих деятельность охраны и надзора, ГТУ, используя зарубежный опыт, большое внимание уделялось установлению ответственности надзирателей за нарушение порядка несения службы. В частности, в проекте «Положения об ответственности за преступления по службе лиц, составляющих управления отдельных мест заключения, и чинов тюремной стражи» (1899 г.) подчеркивается, что тюремные надзиратели и надзирательницы могут быть подвергнуты без суда, по распоряжению начальников тюрем, за проступки по службе в порядке дисциплинарного производства: замечаниям, выговорам без занесения в послужной список, вычетам из жалования, смещению на меньшие оклады или удалению от службы. В проекте Положения содержался перечень нарушений порядка несения службы или установленных правил, совершение которых влекло дисциплинарную ответственность, а именно:

а) небрежное производство обысков заключенных;

б) явку на службу в нетрезвом виде;

в) неявку по небрежности из сборной по сигнальному звонку на помощь чинам надзора, находящимся на дежурстве;

г) небрежность в надзоре за арестантами, вследствие чего допущено повреждение казенного имущества, или нарушение арестантами установленных правил;

д) вступление в имущественные сделки с подрядчиками или поставщиками того места заключения, в котором виновный состоит на службе;

е) недонесение начальству о совершенных арестантами проступках или беспорядках;

ж) впуск в тюрьму без установленного разрешения лиц, которым не предоставлено законом права входа в места заключения;

з) ропот против распоряжений начальства или на тягость службы;

и) курение табаку в помещениях, где это не позволено;

к) несоблюдение правил ношения форменной одежды и вооружения. При приеме на службу в тюремную стражу от надзирателя отбиралось обязательство по установленной форме. В обязательстве довольно подробно и обстоятельно оговаривались все основные условия, которым должен соответствовать кандидат на должность надзирателя, характер его взаимоотношений с начальником, а также объем его прав и ответственности по службе.

В 80-е годы прошлого столетия оклады содержания, выплачиваемые работникам тюремной стражи, были установлены в следующих размерах: старшему надзирателю - 240 рублей в год, младшему - 120 рублей. (Прим. в 1896 году стоимость лошади составляла 96 руб. 45 коп.; свиньи - 40 руб. 96 коп.; овцы - 3 рубля 67 коп.).

В начале XX столетия оклады надзирателям были существенно увеличены: младшим надзирателям оклад был установлен в сумме 240 рублей. Кроме того, предусматривались надбавки за выслугу лет. За выслугу 2-го пятилетия надзиратели получали дополнительно 160 рублей в год.

В качестве стимулирования службы надзирателей широко применялось награждение их медалями: серебряной с надписью «За безупречную службу в тюремной страже» для ношения на груди на Аннинской ленте; серебряной с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте; бронзовой в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Характерной особенностью организации исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государстве периода Временного правительства является сохранение основных атрибутов тюремной системы царской России, в том числе в сфере обеспечения охраны и надзора за заключенными.

В то же время, сохранив в прежнем виде систему исполнения уголовного наказания и содержания под стражей, Временное правительство приступило к разработке новой доктрины карательной политики государства. В этом плане определенный интерес представляет циркуляр ГУМЗ №68 от 17 августа 1917 года в адрес Губернских, Областных Комиссаров и Градоначальников. В указанном документе функции надзора и охраны заключенных охватываются понятием организации стражи при местах заключения.

Циркуляр предписывает впредь до издания в законодательном порядке особого положения о страже при местах заключения соблюдать следующие условия:

1) замещение должностей, как младших, так и старших надзирателей полностью возлагалось на начальника места заключения, который нес ответственность за качественный состав подведомственных ему чинов стражи;

2) в обеспечении исполнения своей службы надзиратели обязаны давать подписку по установленной форме и вносить денежный залог в размере половины месячного оклада основного содержания. (Извлечение из образца подписки: «Неуклонно соблюдая установленные правила о порядке содержания заключенных, обязуюсь обходиться с заключенными человеколюбиво, спокойно, справедливо, поддерживая перед ними свое служебное достоинство, серьезным и добросовестным отношением к делу, трезвым и добросовестным поведением и образом жизни.»);

3) начальнику места заключения предоставлялось право образовывать надзирательские залоги путем ежемесячных вычетов из денежного содержания чинов стражи в течение первых 6 месяцев их службы;

4) внесенные чинами стражи залоги сдавались начальником места заключения на хранение в государственную сберегательную кассу на имя конкретных чинов стражи вместе с их подписками. Сберегательная касса обеспечивала возврат залогов только с согласия начальника места заключения;

5) о времени взноса в государственную кассу для образования залогов путем вычетов из денежного содержания надзирателей начальник места заключения обязан был объявлять в своих приказах;

6) распределение между чинами стражи обязанностей службы производилось властью начальника места заключения;

7) при определении надзирателей на караульные посты по общему правилу следовало назначить по три надзирателя на один суточный пост и по три надзирателя на каждые два дневных поста;

8) сверх восьмичасовой постовой службы надзиратели обязаны были нести в течение 4 часов в сутки дополнительную службу, оставаясь в указанные начальником места заключения часы безотлучно в особо отведенном для этого помещении (сборной);

9) в случае тревоги, оставленные в резерве надзиратели обязаны были как по приказу начальника, так и по собственному почину являться на помощь дежурным надзирателям;

10) состоящие в резерве надзиратели могли быть также использованы начальником места заключения для пополнения состава дежурных и выводных надзирателей, для посылок вне мест заключения, при производстве обысков, приеме заключенных, выводе заключенных в больницу, в контору, на свидание и т.п.;

11) чины стражи непосредственно подчинялись начальнику места заключения, все распоряжения которого, касающиеся их службы, должны исполняться ими в точности и беспрекословно; равным образом чины стражи обязаны выполнять все предъявляемые к ним, в пределах соответствующих полномочий, требования состоящих при месте заключения должностных лиц, а младшие - требования старших надзирателей;

12) со всякого рода просьбами, а равно и жалобами на неправильные действия начальствующих лиц чины стражи имели право обращаться в письменной форме непосредственно в местную губернскую тюремную инспекцию (а где инспекции не были введены в губернское правление) и в Главное управление местами заключения;

13) за проступки по службе чины стражи могли быть подвергнуты замечанию, выговору, денежному штрафу в размере не свыше одной четверти месячного оклада основного жалования, смещению с высшей должности на низшую и увольнению от должности;

14) во всех случаях наложения на чинов стражи дисциплинарных взысканий начальником места заключения должны были отдаваться письменные приказы с указанием проступков, повлекших за собой взыскания; копии приказов приобщались к личным делам соответствующих надзирателей;

15) в случае совершения надзирателем преступного деяния по службе, за которое он подлежал ответственности по суду, начальник места заключения обязан был довести об этом до сведения прокурорского надзора. При этом начальнику места заключения предоставлялось право либо оставить привлекаемого к судебной ответственности надзирателя при исполнении служебных обязанностей, либо удалить его от должности;

16) надзиратели, привлекаемые к судебной ответственности, но оставленные при исполнении служебных обязанностей, получали полностью установленное им денежное содержание;

17) надзирателям, освобожденным от должности, никаких денежных выдач не производилось;

18) чины стражи могли добровольно оставить службу, подав о том начальнику места заключения прошение за 2 недели до намеченного ими срока оставления службы. Неисполнение этого обязательства и самовольное прекращение своих обязанностей, кроме случаев удостоверенной тюремным врачом невозможности продолжать таковые по болезни, лишало нарушителя права на возврат удержанного с него залога. Во всех других случаях, в том числе и при увольнении надзирателей в дисциплинарном порядке, залог им возвращался.

Условия содержания заключенных, требования по организации исполнения наказания в отношении их были частично изложены в циркуляре Главного управления местами заключения от 5 сентября 1917 года №72. Относительно содержания и окарауливания заключенных чины администрации и стражи мест заключения должны были придерживаться следующих правил:

1) все помещения, в которых содержатся заключенные, должны быть заперты днем и ночью и могли быть открываемы лишь в условиях действительной потребности;

2) заключенным запрещается самовольный переход из одной камеры в другую;

3) все вновь принимаемые заключенные до отвода их в предназначенные им помещения должны быть подвергнуты тщательному обыску, с соблюдением их человеческого достоинства; обнаруженные у них предметы, которые могли служить орудием взлома и насилия, ценные вещи и деньги, обязательно должны отбираться, причем последние подлежали записи в установленные книги;

4) как сами заключенные, так и помещения, в которых они содержатся, должны были по возможности чаще обыскиваться и осматриваться с целью изъятия недозволенных для хранения в камере вещей, денег и обнаружения взломов стен, полов и потолков, подкопов, взлома оконных решеток и дверных замков и прочее;

5) вывод заключенных на прогулки, в баню, комнаты свиданий, отхожие места должен допускаться лишь небольшими партиями, обязательно счетом, причем возвращающиеся с прогулки, после свиданий, с наружных работ и из мастерских заключенные должны подвергаться тщательному обыску и впускаться в камеры также обязательно счетом;

6) разрешение отлучек заключенных из мест заключения по своим надобностям, для покупок и сбыта изделий, свиданий с родственниками и прочее запрещалось.

Итак, Временное правительство подвергло критическому анализу, прежде всего правовые основы дореволюционной тюремной системы, в том числе организации охраны и надзора за заключенными и предприняло практические меры по совершенствованию охранно-надзорной системы в новых социально-экономических условиях Российского государства.

2.2 Правовая регламентация деятельности служб, осуществляющих охрану спецконтингента в 1917-2005 гг.

Возникшее в результате Октябрьской революции 1917 года Советское государство нуждалось в органах, которые смогли бы защищать его интересы. Наиболее уязвимым местом в организации охраны являлось обеспечение надежной изоляции заключенных Главное управление местами заключения саботировало работу, с местами связи не поддерживало и даже не обеспечивало финансирование системы. Во многих случаях места лишения свободы оказывались в трудном положении. Старая тюремная администрация увольнялась без всякого разбирательства. Тюремные же надзиратели в своем большинстве продолжали нести службу. Вследствие этого были случаи, когда тюрьмы превращались в какие-то самоуправляющиеся учреждения. Стража несла, и то с грехом пополам, лишь внешний караул, а весь внутренний распорядок устанавливали сами заключенные. В некоторых тюрьмах дошли до того, что соединяли мужские и женские отделения, и многократно судимые, так называемые «паханы» и «иваны» устраивали настоящие публичные дома.

Побеги заключенных из мест лишения свободы носили массовый характер. Если накануне Февральской революции из царских тюрем ежегодно бежало 0,7 - 0,8% заключенных, то в 1919 году из мест заключения РСФСР уже 3,97%, в 1921 г. - 3,77% в 1922 г. - 19,2%, в 1923 г. - 8,3%. В 1924 г. с 1 апреля по 1 июля число побегов составило 866, из них 434 - по вине администрации.

ГУМЗ РСФСР одним из направлений стабилизации обстановки в местах заключения в таких условиях считало совершенствование нормативной базы, деятельности служб учреждений, обеспечивающих надзорно-охранные функции.

В конце 1924 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утвержден и с 1 января 1925 года введен в действие Устав службы по местам заключения РСФСР, определивший правовое положение работников мест заключения, которые были приравнены в отношении внутренней службы и дисциплины к лицам, несущим действительную военную службу. От них могла быть потребована работа, сопряженная с опасностью для жизни. Их рабочий день не мог быть ограничен определенным временем. Они также не могли отказываться от работы в ночное время и в установленные праздничные дни и дни отдыха.

В 1925 году заместителем наркома внутренних дел М. Болдыревым, начальником ГУМЗ РСФСР Е. Ширвиндтом была утверждена Инструкция по службе работников административно-строевого состава мест заключения, в которой изложены служебные обязанности должностных лиц, порядок организации службы суточного наряда охраны и надзора.

В Инструкции подробно перечислены функциональные обязанности старшего надзирателя, старшего надзирателя по хозяйству, старшего надзирателя по работам, старшего надзирателя по корпусу, младших надзирателей, постовых надзирателей и т.д. В соответствии с положением Инструкции, организация службы суточного надзора возлагалась на дежурного помощника начальника мест заключения.

В 1930 году Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря упраздняются народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. В этой связи места заключения передаются в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. Однако охрана и конвоирование заключенных по-прежнему осуществлялись конвойной стражей, образованной в 1921 году, которая в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года была переименована в конвойные войска СССР во главе с Центральным управлением конвойных войск СССР. На конвойные войска распространяются действующие в Красной Армии Уставы и Наставления. Личному составу присваивается общевойсковая форма одежды, установленная в РККА.

В июле 1934 года в соответствии с постановлением ЦИК СССР создается общесоюзный Наркомат внутренних дел, в ведение которого передаются из наркоматов юстиции союзных республик все места заключения, в том числе и тюрьмы, непосредственное руководство деятельностью которых, включая охрану, сосредотачивается в ГУЛАГе НКВД СССР.

В системе ГУЛАГа НКВД СССР создаются следственные тюрьмы. Это вызывает необходимость разработки правовых основ их функционирования. Изданные в этой связи в течение 1935 года приказы НКВД СССР лишь в общих чертах определяли условия и порядок содержания арестованных, в то время как многие основополагающие вопросы организации деятельности следственных тюрем оставались вне рамок правового регулирования. Пробелы в этом деле были частично восполнены изданием Временного положения о следственных тюрьмах НКВД, утвержденном 6 июля 1936 года Наркомом внутренних дел Генеральным комиссаром государственной безопасности Г. Ягода.

Временное положение детально регламентировало проведение обысков заключенных, организацию внутреннего распорядка дня, правовой статус начальника тюрьмы. В отдельный раздел выделялась организация охраны следственных тюрем, осуществляемая наружными и внутренними постами. В крупных следственных тюрьмах, расположенных в центральных городах, наружную охрану в порядке очередности несли части конвойных войск НКВД по особому списку, утверждаемому ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) и ГУЛАГом НКВД СССР. Все остальные тюрьмы наружную охрану обеспечивали надзирательским составом. Внутреннюю охрану во всех следственных тюрьмах осуществлял надзорсостав этих тюрем.

В соответствии с Временным положением для охраны тюрем ежедневно выделялся суточный наряд в составе: а) помощника ответственного дежурного по тюрьме и по корпусам; б) постового привратника; в) постовых наружных постов; г) постовых внутренних постов; д) выводных надзирателей в зависимости от числа заключенных; е) разводящих. Караулы частей конвойных войск в суточный наряд не включались.

Приказом НКВД СССР №00420 от 17 июля 1937 года наружная охрана с тюрем ГУЛАГа, поименованных в специальном перечне (34 тюрьмы), была снята. Указанные функции возложены на надзорсостав тюрем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.