скачать рефераты

МЕНЮ


Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

В связи с передачей в 1953 году мест заключения из ведомства Министерства внутренних дел в подчинение Министерству юстиции СССР Совет Министров СССР принимает постановление от 12 июня 1953 года за №1484-588 «О структуре и штатах Главного Управления Исправительно-Трудовых Лагерей и Колоний Министерства Юстиции СССР и его периферийных органов». МЮ СССР издает приказ от 18 июня 1953 за №0082, в соответствии с которым в составе ГУЛАГа утверждается Управление охраны.

Этим постановлением Правительства в составе Управлений ИТЛ и Управлений колоний учреждаются Штабы военизированной охраны, а в Отделах ИТК - Штабы подразделений военизированной охраны. Система военизированной стрелковой охраны ГУЛАГа МВД СССР включала: Управление охраны ГУЛАГа; Управление Охраны Северо-восточных лагерей; Штабы военизированной охраны; Штабы подразделений военизированной охраны; Учебный полк ГУЛАГа по подготовке сержантского состава; Тульскую школу по подготовке оружейных мастеров; Щербаковскую, Свободенскую, Княжпогостскую, Киевскую школы по подготовке сержантов - проводников служебно-розыскных собак; учебный отряд охраны Северо-Восточных лагерей по подготовке сержантского состава; учебные дивизионы и взводы по подготовке и переподготовке сержантского состава.

Среднее управление звено военизированной системы - Управления ИТЛ, Управлений ИТЛ и колоний состояло из Штаба охраны, в состав которого входили: руководство, политическая часть, общая часть, оперативное отделение (часть) обучения, отделение (часть) обучения, отделение (часть) учета личного состава, отделение арттехснабжения (оружейная мастерская); учебного дивизиона или взвода по подготовке и переподготовке командиров отделений; отрядов; отдельных и неотдельных дивизионов; отдельных и неотдельных взводов; отделений.

Согласно приказу МЮ СССР №0013 1953 года, изданному на основании постановления Совета Министров СССР от 28 марта 1953 года за личным составом военизированной охраны сохранились специальные звания. В то же время личный состав охраны не принимал Присяги.

В 1953 году система военизированной охраны в общих лагерях включала: 196 Штабов охраны, 164 отряда, 298 отдельных дивизионов, 626 неотдельных дивизионов, 762 отдельных взводов, 3783 неотдельных взводов, 74 учебных дивизионов по подготовке командиров отделений. В особых лагерях она состояла: из 4-х Отделов, 3-х отдельных отрядов, 12 неотдельных отрядов, 2-х отдельных дивизионов, 52 неотдельных дивизионов, 201 команды (роты), 603 групп (взводов), 4-х учебных дивизионов. Лимит личного состава охраны к общей численности заключенных в общих лагерях составлял 9,62%, в особых лагерях -13,0%.

Пятидесятые годы XX века стали этапом критической переоценки организационных структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержание их работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной системы со всеми ее репрессивными атрибутами.

В 50-х годах осуществляется серьезная реорганизация службы охраны, связанная с измерением правового положения личного состава. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1953 года «Об изменении подсудности военных трибуналов» дела о преступлениях по службе личного состава военизированной охраны ИТЛ и колоний передаются в подсудность лагерных судов. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года за №1443 - 719, объявленным приказом МВД СССР от 27 октября 1956 года за №0500, устанавливается порядок комплектования охраны рядовым и сержантским составом по призыву из числа лиц, ограниченно годных для строевой службы. Военизированная охрана переименовывается в конвойную охрану МВД СССР. В 1958 году постановление Совета Министров СССР от 9 января за №35-17 «О порядке прохождения службы личным составом конвойной охраны ИТУ МВД СССР» установило порядок комплектования личного состава конвойной охраны по призыву; в отношении порядка прохождения службы он приравнивался к личному составу военнослужащих внутренней и конвойной охраны МВД СССР.

ЦК КПСС в Постановлении от 12 марта 1954 года «Об основных задачах МВД СССР» признал работу по исправлению и перевоспитанию заключенных неудовлетворительной. В нем отмечалось, что руководители ГУЛАГа и ИТЛ основное внимание уделяют хозяйственной деятельности и не занимаются вопросами перевоспитания заключенных. В исправительно-трудовых лагерях и колониях должным образом не организовано трудовое использование заключенных, имеются многочисленные случаи нарушения лагерного режима.

Реорганизация работы ИТУ, начавшаяся в соответствии с указанным постановлением, коснулась всех сторон деятельности исправительно-трудовых колоний и лагерей, в том числе организации служб охраны и надзора.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1958 года в очередной раз изменяется подсудность лиц рядового и сержантского состава конвойной охраны ИТУ, комплектуемого по призыву. За преступления, направленные против установленного порядка несения службы, они подлежали ответственности согласно Положению о воинских преступлениях и были подсудны по военным трибуналам.

В 1960 году было упразднено общесоюзное Министерство внутренних дел. Его функции передали МВД союзных республик. Части и соединения внутренней и конвойной охраны перешли по месту дислокации в подчинение МВД союзных республик. В том же году в состав войсковой конвойной охраны вошли части и подразделения по охране исправительно-трудовых лагерей (ИТУ).

Конвойная охрана мест заключения обеспечивала надзор за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работы. К 1960 году конвойная охрана мест заключения организационно включала 21 отдел, 26 отрядов, 42 отдельных дивизиона.

Теперь все задачи, связанные с охраной и конвоированием осужденных осуществлялись войсками. Это повысило надежность охраны объектов.

Во второй половине 60-х гг. стали активно внедрять инженерно-технические средства охраны (ИТСО). Это позволило повысить надежность охраны объектов с одновременным уменьшением количества постов, снизить служебную нагрузку на личный состав. Однако комплексное внедрение ИТСО и переход караулов на несение службы способом оперативного дежурства были еще впереди.

15 октября 1986 утверждается Устав Боевой службы Внутренних войск, который регулирует деятельность многих охранительных служб государства, в том числе и подразделений, осуществляющих охрану исправительных учреждений.

С таким наследием и историческим опытом мы подошли к современному этапу развития службы охраны исправительных учреждений. Как самостоятельной структурной единице уголовно-исполнительной системы государства ей еще предстояло возникнуть и утвердиться.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В период с 1991 года по настоящее время были приняты важнейшие нормативные правовые акты в сфере применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, что явилось составной частью реформы уголовно-исполнительной системы. Существенные изменения произошли в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным изменением политики государства. 12 июля 1990 г. были принята Декларация о государственном суверенитете, в которой провозглашались высшей ценностью интересы человека. Это положение было развито в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., в статье 2, которой было сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе». Отделы охраны исправительных учреждений, решая определенные задачи, в первую очередь руководствуются Конституцией РФ 1993 г. Она провозгласила в статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Указанный принцип лег в основу и нового уголовно-исполнительного права. В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, реформирования всей структуры УИС.

12 июня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Этот закон внес наиболее существенные изменения в нормативную базу функционирования уголовно-исполнительной системы. Этим законом Российское исправительно-трудовое законодательство было приведено в соответствии с международными нормами права. Закон определял правовое положение администрации исправительных учреждений, требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИТУ.

Важным шагом в реформировании пенитенциарной системы и всей ее структуры стало принятие 21 июля 1993 года Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Этим законом определены основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы было признано целесообразным функции по охране учреждений и их объектов передать от внутренних войск учреждениям и органам УИС. Правовой основой передачи функции охраны подразделениям УИС являются Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 года №805 «О сокращении численности внутренних войск МВД РФ». Во исполнение Указа Президента, Правительство РФ в постановлении от 6 сентября определило норматив численности персонала учреждений и органов УИС, необходимого для выполнения функций по охране осужденных, а также установило конкретный срок (до 01.01.1997 г.) завершения поэтапной передачи внутренними войсками МВД России функций по охране подразделениям УИС. В связи с этим были предприняты организационно-структурные изменения управленческого аппарата УИС. В структуре ГУИН было образовано Управление охраны, в составе которого были созданы отделы ИТСО, спецтехники, транспорта и связи; организации службы; организации розыска и конвоирования; вооружения и специальных средств, а также отделение по организации служебно-розыскного собаководства. В структуре территориальных органов управления УИС были образованы отделы (отделения) охраны. Непосредственные функции по охране учреждений УИС и их объектов выполняют батальоны охраны и конвоирования; роты охраны (конвоирования); взводы охраны (конвоирования); отделения охраны (конвоирования).

Особым Постановлением правительства РФ от 1 января 1997 г. был установлен норматив численности персонала и органов УИС, необходимый для выполнения функций по охране учреждений УИС и их объектов, а также конвоированию осужденных - 16% от среднегодовой численности осужденных, содержащихся в ИТУ. Передача функций охраны от внутренних войск подразделениям и учреждениям УИС завершена в 1998 г.

Особо нужно отметить роль С.В. Степашина. История распорядилась таким образом, что он стоял у истоков реформы, когда находился на посту Министра юстиции. Именно он буквально через несколько месяцев после своего назначения в июле 1997 года убедил Президента России в необходимости передачи из МВД в Минюст уголовно-исполнительной системы. Далее, когда в марте 1998 года его назначат Министром Внутренних дел, не 6 удет преувеличением сказать, что во многом благодаря ему стал возможен «безболезненный» переход пенитенциарной системы в новое подчинение. Было бы неправильным утверждать, что передача ГУИН из МВД в Минюст проходила без проблем. Были и те, кто сопротивлялся осуществлению этой передачи. Кому-то было жаль расставаться с мощной структурой, какую представлял собой ГУИН - ведь его бюджет составлял значительную часть бюджета МВД. Кто-то просто испугался перемен, предпочитая оставить все по-старому. Ситуация резко упростилась после того, как С.В. Степашин был назначен Министром внутренних дел. Именно он сумел придать мощный импульс этому процессу, что и позволило, осуществить его в короткие сроки. И, наконец, будучи уже премьер-министром. С.В. Степашин способствовал принятию решений, позволявших сделать новые серьезные шаги по реформированию УИС после ее передачи в Минюст России.

Для выполнения задачи по реорганизации УИС и передаче ее в ведение из МВД в Минюст России была создана временная рабочая группа из числа квалифицированных работников, ранее работавших в УИС МВД РФ: В.У. Ялунина, С.Х. Шамсунова, И.Г. Гравина, А.И. Филимонова и других. Возглавил работу Юрий Иванович Калинин. В кратчайщие сроки были организованы подготовка и прохождение в инстанциях нормативно-правовых актов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 октября 1997 года №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний РФ, в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах и впредь до принятия соответствующих федеральных законов было принято решение осуществить поэтапное реформирование уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев ее передачу в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

С 22 июля 2002 года организация служб охраны ИУ строго регламентируется нормативно-правовыми актами, в частности Приказом МЮ РФ №205 «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений и СИЗО УИС МЮ РФ», а приоритетным направлением при организации деятельности службы охраны являются гуманность и демократизм.

Данный приказ определил порядок организации и осуществления охраны исправительных колоний общего, строгого, особого видов режима, производственных объектов, на которых работают осужденные указанных категорий, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также действий караулов, служебных нарядов при введении режима особых условий в учреждениях и при чрезвычайных обстоятельствах.

В соответствии с этим документом в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы создаются службы охраны, основными задачами которых являются:

- охрана жилых зон исправительных колоний и лечебных исправительных учреждений;

- охрана жилых зон исправительных колоний и смежных с ними производственных объектов;

- конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно, охрана производственных объектов во время работы на них осужденных;

- охрана следственных изоляторов;

- охрана тюрем;

- осуществление пропускного режима на охраняемых объектах;

- конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых из учреждений на обменные пункты и обратно.

Этот приказ полностью регламентирует и подробно рассматривает права и обязанности каждого сотрудника службы охраны, их полномочия, компетенцию, а также вопросы, касающиеся их материального, правового, тылового, технического обеспечения; взаимодействие служб охраны с другими подразделениями; обязанности должностных лиц, лиц караула, состав караула; действия при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах; инженерно-техническое обеспечение охраны учреждений; применение служебных собак в охране учреждений.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.) УИС вышла из ведения МЮ. В 2005 году была создана Федеральная служба исполнения наказания в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями от 12 июля, 2 декабря 2005 г.).

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность служб охраны исправительных учреждений также подверглась обновлению. Приказ Минюста России от 15 февраля 2005 г. №21 «Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» за всю историю деятельности служб, осуществляющих охрану исправительных учреждений, является на сегодняшний момент самым наилучшим из всех нормативных документов в истории развития данного подразделения уголовно-исполнительной системы правового российского государства.

Жизнь доказала, что существовавшее организационно-структурное построение службы обеспечения охраны не дало бы никогда возможности в полной мере стабилизировать правопорядок в исправительных учреждениях. Так, наличие двух равноправных по должностному стажу субъектов в лице начальника ИУ и командира роты (батальона) в рамках единой системы управления объективно способствует возникновению между ними конфликтных ситуаций. На наш взгляд, передача функций охраны из внутренних войск МВД России в органы, исполняющие наказания, послужило рациональному построению организационной структуры службы и исправительной колонии в целом. А принятие соответствующих документов упрочило деятельность и эффективность данной службы в уголовно-исполнительной системе России.

Что касается иных вопросов служб охраны, то следует отметить, что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть не только от полноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России, но и от степени разработанности нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать дальнейшую деятельность спецподразделений по охране ФСИН России. Ведь при отсутствии нормальной правовой базы соответствующего подразделения УИС даже при наличии высококвалифицированного персонала справиться с поставленными задачами будет трудно.

Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности учреждений исполнений наказания, решение вопросов конвоирования осужденных зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого государства.

Заключение

История сил охраны правопорядка в нашей стране уходит в глубину веков. Знание исторического прошлого системы исполнения уголовных наказаний, деятельности ее основных служб, обобщение и анализ исторических данных является сегодня для работников УИС несомненным условием их интеллектуального и профессионального роста. Эта тема новая в отечественной истории. И поэтому, тем более, тема данного дипломного проекта актуальна для исследования и изучения.

Службы охраны и конвоирования, как самостоятельные структурные подразделения уголовно-исполнительной системы еще молодые по своей сути, но опыт, накопленный охранительными системами, выполняющими данные функции в истории государства, несомненно, является основой их деятельности. Конвойная стража, внутренние войска, конвойная охрана, тюремная стража - те службы, которые на протяжении всего периода с момента необходимости образования данных служб выполняли функции охраны и конвоирования спецконтингента.

Изучив необходимый список документов, литературы, проанализировав источники, была проведена работа по составлению хронологической картины развития данных подразделений от истоков зарождения до наших дней. В результате исследования можно сделать соответствующие выводы по функционированию данных служб в истории государства, их взаимодействию между собой.

Функции служб охраны и конвоирования, как таковых, до середины 90-х гг. прошлого столетия осуществляли подразделения, которые не относились и не подчинялись уголовно-исполнительной системе (ГТУ в прошлом). Их осуществляли, как правило, внутренние войска и службы государства. Население страны подробно было ознакомлено с работой данных органов (журнал «Тюремный вестник» явный тому пример). Но государство далеко не всегда было заинтересовано в открытости и гласности этой деятельности в силу ряда причин: по соображениям безопасности, профилактики правонарушений.

В контексте данной работы были рассмотрены различные периоды историко-правового развития служб, осуществляющих охрану и конвоирование спецконтингента. Периодизация, представленная в работе соответствует основным историческим этапам развития Российского государства. Это позволило рассмотреть материал не только системно, но и в динамике, выявляя основные тенденции развития служб пенитенциарной России.

Служба конвоирования зародилась после того, как в Российской империи была введена новая мера наказания - ссылка на каторгу. Служба охраны начала свое образование после того, как появилось уголовное наказание в виде лишения свободы. Функции деятельности службы конвоирования были подробнее установлены и закреплены в нормативно-правовых актах, нежели охраны, т.к. определенно и отдельно службы охраны не существовало. Просто функции охраны переплетались с надзором, безопасностью, режимом. Был период в Советской России, когда охрану за заключенными, находящимися в местах лишения свободы осуществляла конвойная охрана. Это говорит о том, что, безусловно, все службы уголовно-исполнительной системы взаимодействовали и взаимодействуют между собой. Были периоды, когда одна служба могла в какой-то степени дублировать, осуществлять функции другой. Это объясняется тем, что почти во все времена была нехватка кадрового обеспечения в пенитенциарной системе. Не хватало финансов, вооружения. И, безусловно, все решаемые вопросы, проводимые реформы, касаемые служб, осуществляющих охрану и конвоирование и др. зависели от того, какая складывалась политическая обстановка в стране, кто стоял у руля государственного аппарата, какой был политический режим, уголовное законодательство и т.п.

Для царской тюремной системы одной из наиболее сложных и трудно решаемых проблем являлись организация охраны лиц, лишенных свободы, особенно в отдаленных местах заключения. Временное правительство подвергло критическому анализу прежде всего правовые основы дореволюционной тюремной системы, в том числе организацию охраны и конвоирования заключенных и предприняло практические меры по совершенствованию охранной системы в новых социально-экономических условиях Российского государства.

Организация службы охраны в период Советского государства характеризуется созданием единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы в ведении НКВД, серьезной реорганизацией мест заключения, их охраны, конвоирования заключенных.

Становление и развитие служб охраны и конвоирования ИУ в России неразрывно связано с развитием пенитенциарной системы, которая претерпела наиболее значимые позитивные перемены в 90-е годы прошлого века. Она стала приобретать облик, всё больше отвечающий общепризнанным международным стандартам.

За последние годы существенно повышен статус территориальных органов УИС, должностной уровень руководителей и сотрудников, принимаются меры по повышению материального и морального стимулирования труда персонала. Всё это благотворно сказывается на результатах деятельности системы в общем, служб охраны и конвоирования в частности.

Данную работу было необходимо провести и вести дальнейшие исследования не только потому, что эта тема является интересной, познавательной и появилась потребность выявить основные тенденции развития служб охраны и конвоирования уголовно-исполнительной системы России, но в силу того, что во время войн, революций, распадов, разделов территории страны утрачиваются многие документы (еще в конце 1919 года во время так называемой «макулатурной кампании» из военных архивов России было выделено в макулатуру и уничтожено (переработано в бумагу) около 20 тысяч пудов архивных дел, в том числе 800 пудов дел, отложившихся в деятельности штаба Отдельного корпуса внутренней стражи за 1816-1865 годы.), уходят из жизни участники и свидетели реализации карательной политики. Это важно и для законодательной практики, и правоприменительной, для того чтобы не идти по кругу, совершая одни и те же ошибки, а ставить перед собой реальные цели и задачи.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.

2. Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993. №33.

3. Указ Президента Российской Федерации №904 от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета, 1998, 12 августа.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.).

5. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изм. от 12 июля, 2 декабря 2005 г.)

6. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск МВД РФ» от 17.09.1998 г. №1116. // СЗ РФ. 1998. №38.

7. Постановление Правительства РФ «О мерах по выполнению воинских железнодорожных перевозок МВД РФ» от 05.09.1998 г. №1043. // СЗ РФ. 1998. №37.

8. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» от 05.04.1999 г. №366. // СЗ РФ. 1999. №15.

9. Приказ МЮ РФ №205 от 22 июля 2002 года «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений и СИЗО УИС МЮ РФ»

10. Приказ №346 дсп/1205 дсп от 25 ноября 2000 года «Об утверждении Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС МЮ РФ»

11. Приказ Минюста России от 15 февраля 2005 г. №21 «Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

12. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России №205 от 03.11.2005 г.

13. Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г. // СУ РСФСР. 121. №23 - 24. Ст. 14.

14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I, II, III. Том 27,30,31,32. - СПб., 1830.

15. Свод законов Российской империи. Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. кн. 5. т. XIII-XVI вв., СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель» т. 14.

16. Соборное уложение 1649 года. // Российское право Х-ХХ веков. Т. 3 М., 1985.

17. Постановления IV Международного тюремного конгресса в Санкт-Петербурге. 3/15-12/24 июня 1890 г. // Тюремный вестник. 1904. Приложение к №9.

18. Циркуляр от 29 июля 1910 г. №32 - О направлении запросов о политической благонадежности лиц, желающих поступить на службу в места заключения // Тюремный вестник. 1910. №10.

19. Александров Ю.К. Тюремный закон. М.: Правовое просвещение, 1999.

20. Андреев В.Н. Содержание под стражей в СССР и России. Порядок и условия. М.: Просвещение, 2003.

21. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917. Документы и материалы. Под общ. редакцией. В.Ф. Некрасова. М.: Экзамен, 2002.

22. Гернет М.В. История царской тюрьмы. В 5-ти томах. М.: Просвет, 1951-1956 гг.

23. Гилязутдинов Р.К. Правовые основы и организация исполнения наказания в тюрьмах в период 1917-1953 гг.: Автореф. дис. к.н.: Юридические науки: 12.00.08 / Академия управления МВД РФ. - М., 1999.

24. Двингер Э.Э Армия за колючей проволокой: Дневник немецкого военнопленного в России, 1915-1918 гг. - М., Центрполиграф 2004 г.

25. Детков М.Г. Наказание в царской России и система его исполнения. - М.: Просвещение, 1994.

26. Дугин А.Н. Полиция и милиция России: очерки истории. - М.: Нифма, 1993.

27. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М.: Норма, 1998.

28. Игошин В.Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России.: Автореф. дис. к.н.: Самарский государственный педагогический университет. - Самара, 2005.

29. Колчин М.Г. Ссыльные и заключенные в острог Соловецкого монастыря в XV-XIX вв. - М.: Юрм, 1908.

30. Лучинский Н.Ф. Правила службы чинов тюремной стражи. СПб., 1909.

31. Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Аппарат системы органов внутренних дел Советского государства по борьбе с преступностью на различных исторических этапах. - М.: Инфра, 1995.

32. Марголис А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской России: Исследования и архивные находки. - М.: Лантерна: Вита, 1995.

33. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк.: Под общ. ред. Министра внутренних дел РФ. Нургалиева Р.Г.М., 2004.

34. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. - М.: Просвещение, 1964.

35. Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи, со времени возникновения русской тюрьмы до наших дней. - СПб, 1880.

36. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М.: Инфра, 1996.

37. Печников А.П. Тюремные Учреждения Российского государства (1649 - окт. 1917 г.) (Историческая хроника) - М.: Щит-М, 2004.

38. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915.

39. Порыев В.Г. Реформы тюрем и перспективы исправительно-трудовой деятельности в СССР. - М., 1929.

40. Ремесло окаянное: очерки по истории уголовно-исполнительной системы Самарской области 1894-2004., том 1., Самара, 2004.

41. Рубинов М.В. Становление и развитие Советской пенитенциарной системы, 1918-1934 гг.: Автореф. дис. к.н.: Пермский государственный университет., 2000.

42. Саат А.А. Тюрьма. Краткое руководство для лиц, желающих поступить на тюремную службу. Ревель, 1912.

43. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Сост. Лопато Т.М. Пермь, 1903.

44. Смыкалин А.С. Пенитенциарная система Советской России 1917-н. 60-х гг. (Историко-юридические исследования): Автореферат. дис. д.н.: Юридические науки: 12.00.02 / Уральская государственная юридическая академия - Екатеринбург, 1998.

45. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ, том 5, часть 2, М.: Инком НВ, 1991.

46. Уголовно-исполнительная система 125 лет. Под общей редакцией Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я Чайка. - М., 2004.

47. Уголовно-исполнительное право России Учебник для юридических вузов и факультетов. Под общей редакцией А.И. Зубкова. - М.: Инфра, 1997.

48. Упоров И.В., Бондарев П.А. Труд осужденных в монархической России: (Историко-правовой аспект) / Краснодарский юридический институт МВД России - Краснодар, 2001.

49. Фомин О.Е. Корпус внутренней стражи в правоохранительной системе Российской империи (1811-1864 гг.) Авторефер. дис. к.н.: Юр. Науки 12.00.01./ Юрид. институт МВД России - М., 1999.

50. Александров Ю.К. Развитие уголовно-исполнительной системы России: мифы и реальность // Правозащитник. - М., 1996, №4.

51. Бабушкин А.В. Вопросы подведомственности пенитенциарной системы России // Юрид. консульт. - М., 1997, №3.

52. Вишнякова П.И. Тюремные годы. - СБ, 1933., №1.

53. Горбачева Е.В. Вопросы исполнения наказаний в журнале Министерства юстиции // Бюллетень Министерства юстиции РФ - М., 2004. - №3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.