скачать рефераты

МЕНЮ


Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

Структурные изменения в системе НКВД СССР во второй половине 30-х годов самым непосредственным образом отразились на положении тюрем в общей системе мест лишения свободы. Приказом НКВД СССР №00362 от 9 июня 1938 года была объявлена новая структура управлений центрального аппарата НКВД, в составе которого был организован самостоятельный отдел НКВД СССР.

В этом же году приказом НКВД СССР №00641 от 29 сентября Тюремный отдел был преобразован в Главное тюремное управление НКВД СССР. Начальником управления назначается полковник Бочков. До 1942 года в этой должности работали майор (с июня 1939 года комбриг) Галкин, майор Зуев.

С образованием самостоятельного тюремного ведомства, оно в своей системе к началу 1939 года имело 622 тюрьмы, 47 тюрем ГУГБ и 192 внутренних тюрем НКВД-УНКВД. Утвержденная СНК СССР 4 марта 1939 года численность тюремного персонала составляла 51000 штатных единиц; на 10 июля 1939 года фактически было укомплектовано 42922 должностных единицы.

Правовой основой деятельности тюремной системы являлось «Положение о тюрьмах», объявленное приказом НКВД СССР от 29 июля 1939 года. Организация охраны тюрем регламентировалась Инструкцией об охране тюрем, утвержденной приказом НКВД СССР №0411 - 1939 года.

В целях обобщения информации о состоянии тюремной системы и решения организационно-профилактических вопросов, в том числе и обеспечения внешней и внутренней охраны тюрем, Главное тюремное управление НКВД СССР в директивном письме от 2 февраля 1940 года предлагает всем начальникам тюремных управлений, отделов и отделений НКВД, УНКВД произвести фотографирование всех находящихся в их ведении общих тюрем. В каждой тюрьме фотографии должны отражать: общий вид (панораму) территории, занимаемой тюрьмой; фасад главных ворот; фасад каждого тюремного корпуса (отделения); одну из типичных для данной тюрьмы общих камер (без заключенных).

В числе организационно-правовых документов, регламентирующих деятельность тюремной системы, особое внимание обращает на себя Инструкция о порядке составления паспорта тюрьмы, утвержденная 5 августа 1940 года начальником Главного тюремного управления НКВД СССР майором Г.Б. Зуевым. В содержании паспорта отражалось: месторасположение тюрьмы; организация охраны (надзорсостав); наружная охрана: надзорсостав или войсковая часть; внутренняя охрана; технические средств охраны; тюремная больница; санитарно-техническое оборудование; оборудование и инвентарь камер; пищевой блок; служебные помещения; служебно-бытовое устройство; тюремный ларек; конвоирование (плановые конвои, каким путем конвоировать, кем наряжается конвой); хозобслуга. Паспорт подписывался начальником тюрьмы, и его хранение обеспечивалось на основе требований, предъявляемых к хранению совершенно секретных документов.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах ГУ ГБ НКВД и временно используемых на строительных и иных хозяйственных работах, устанавливался особый режим исполнения наказания, а также особый порядок их внутренней и внешней охраны. Согласно директиве Главного тюремного управления НКВД СССР от 26 декабря 1938 года за №530982, эта категория заключенных должна была содержаться в общих камерах изолированно от остального контингента заключенных под замком и надзором. Вывод их на работу осуществляется по именному списку под конвоем дежурных надзирателей.

На одного надзирателя возлагалось конвоирование не более 25 работающих заключенных при соблюдении обязательного условия, что работа будет производиться в пределах тюремного баркаса или в пределах обнесенной временным баркасом или колючей проволокой территории при высоте баркаса или проволочного ограждения не менее 4 метров и что никто из заключенных не может теряться из поля зрения обходящего участок работ надзирателя - конвоира. При этом временный баркас должен обставляться вооруженными надзирательскими постами с учетом того, чтобы внешняя и внутренняя стороны ограждения были в поле зрения конвоиров.

Представляет определенный интерес анализ штатной расстановки кадров в тюрьмах НКВД. К примеру, в Бутырской тюрьме с лимитом на 1 августа 1939 года 3500 мест в состав начсостава входили: начальник тюрьмы, политрук тюрьмы, заместитель начальника тюрьмы, заместитель начальника тюрьмы по оперативной части, дежурный помощник начальника тюрьмы (4 чел.), заместители дежурных помощников начальника тюрьмы (8 чел.). В составе оперативной части насчитывалось 9 сотрудников, из них старших уполномоченных, 4 уполномоченных и 2 помощника уполномоченного. По численности наиболее внушительной была охрана - 680 чел., в состав которой входили: 49 старших по корпусу, 133 старших надзирателя, 166 надзирателей 1-й категории, 324 надзирателя. После охраны по численности работников второе место занимает хозяйственная часть. Весь штат тюрьмы включал 1184 ед.

Лишь с небольшими изменениями штат тюрьмы сохранился: оперативная часть - 10 ед., охрана - 610 ед., хозяйственная часть - 247 ед., при общей численности штата - 1019 ед. В особом положении в системе тюрем ГУГБ находилась спецтюрьма в составе Бутырской тюрьмы, начальник которой одновременно являлся и начальником спецтюрьмы. Спецтюрьма имела подотделения: отделение при НИИ №6 (Нижние Котлы), отделение при НИИ №42 (Шоссе Энтузиастов), отделение при заводе HKB №512 (г. Люберцы), отделение при заводе №482 НКАП (Останкино), отделение в пос. Болшево.

В предвоенные годы внешняя и внутренняя охрана тюрем, как правило, обеспечивалась силами тюремного надзорсостава.

К началу войны центральные органы тюремной системы претерпели некоторую реорганизацию: Главное тюремное управление было преобразовано в Тюремное управление НКВД СССР. С 1941 по 1946 год это управление возглавлял М.И. Никольский (1941 г. - капитан ГБ, 1942 г. - майор ГБ, 1943 г. - комиссар ГБ, 1946 г. - генерал - майор).

Основные цели и задачи тюремной системы Советского государства в годы войны определены Никольским на оперативном совещании руководящего состава тюремных отделов и тюрем НКВД-УНКВД, состоявшемся 22-24 июня 1942 года в г. Свердловске.

Что касается охраны с переходом к условиям военного времени, то ее организационные формы не изменились. По мнению Никольского, в этом не было нужды. Однако наиболее существенным в этом деле был переход с четырех - на трехсменное дежурство, что позволило при существующих штатах значительно увеличить охрану в условиях увеличения объемов работы тюрем, с их хроническим превышением лимита и изменениями состава заключенных.

В качестве конкретного примера организации охраны заключенных в условиях военного времени можно привести данные УНКВД по Свердловской области, численность заключенных в которой на 1 января 1942 года составляла 4086 чел., подследственных - 1148 чел., транзитно-пересыльных осужденных - 1148 чел., в числе которых 157 чел. - к высшей мере наказания. Охраны тюрьмы составляла: дежурных помощников начальника тюрьмы - 4, старших по корпусу - 8 чел., старших надзирателей - 16, надзирателей 1-й категории - 19 чел., надзирателей - 77 чел.

Охрана тюрьмы обеспечивалась круглосуточно наружными и внутренними постами в три смены. Дежурная смена включала 28 чел. На внутренних постах было задействовано 17, на внешних - 6 надзирателей.

В 1943 году служба охраны тюрем переводится на двухсменный режим работы. Тюремное управление НКВД СССР предлагало установить продолжительность дежурства каждой смены по 12 ч, причем периоды суток (дневное и ночное время) между ними должны меняться каждые семь дней. Один раз в неделю разрешалось нести дежурство продолжительностью в 24 часа.

С началом войны перед НКВД СССР стояла задача перестройки лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. В 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тысяч осужденных с направлением в действующую армию и 200 тысяч освобождено и направлено для выполнения оборонных работ.

В феврале 1942 г. было введена в действие инструкция, регулирующая порядок содержания осужденных в годы войны Она определяла применение оружия без предупреждения при нападении на работников мест заключения или охрану и при отказе приступить к работе после двукратного предупреждения. Организация службы охраны в период Советского государства характеризуется созданием единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы в ведении НКВД, в состав которой входили 54 Дома предварительного заключения, серьезной реорганизацией мест заключения, их охраны, конвоирования заключенных под стражу. До реорганизации эти функции выполняла конвойная стража, милиция, частично-надзорная служба мест заключения. В организации деятельности системы исправительно-трудовых лагерей и колоний первостепенное внимание уделялось обеспечению изоляции заключенных и их охране.

В составе Общесоюзного НКВД, образованного в 1934 году постановлением СНК СССР от 10 июля, были созданы: Главное управление безопасности, Главное управление милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Отделов актов гражданского состояния и Административно-хозяйственное управление; в союзных республиках - республиканские НКВД, а в РСФСР - Управление уполномоченного НКВД СССР. С этого времени управление лагерями и их военизированной охраной перешло в ведение Главного управления лагерей и трудовых поселений НКВД СССР. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1934 года конвойные войска СССР (бывшая конвойная стража СССР) в полном составе передается в ведение Главного управления Пограничной и внутренней охраны НКВД СССР; Центральное управление конвойных войск упраздняется.

С развитием системы исправительно-трудовых лагерей возникает необходимость совершенствования функций управленческого аппарата. В этой связи в 1940 году приказом НКВД СССР от 9 июня за №00717 объявляется перечень изменений в штатах управлений и отделов ГУЛАГа и колоний НКВД СССР. В его структуре создаются Управление военизированной охраны и Отдел снабжения военизированных контингентов. В предвоенные годы, до утверждения заместителем Наркома внутренних дел СССР С. Кругловым в 1941 году «Временного устава службы» (ВУС - 41), деятельность службы охраны лагерей и колоний регулировалась Временным наставлением по службе ВОХР ИТЛ НКВД. ВУС - 41 подробно регламентировал весь комплекс надзорно-охранных мер в местах заключения, конвоирования заключенных.

Военизированная охрана со дня своего образования испытывала постоянные трудности не только в комплектовании профессионально-подготовленными командными кадрами, но и кадрами рядового состава. Основания для этого были достаточно веские: непрестижность службы в местах заключения, обусловленная, главным образом, ее материально-финансовой необеспеченностью. К тому же в русском народе тюремная служба традиционно не пользовалась большой популярностью.

В условиях значительного недокомплекта вольнонаемной охраны для осуществления охраны лагерей и внутреннего надзора широко привлекались сами заключенные. К январю 1939 года число стрелков военизированной охраны из числа заключенных в системе ГУЛАГа составляло 25 тыс. человек. Лицами внутреннего надзора из числа заключенных в лагерях ОГПУ устанавливалась специальная форма одежды, причем каждый лагерь мог самостоятельно устанавливать образцы этой формы. В зависимости от занимаемого положения в системе надзора устанавливались соответствующие знаки-угольники на петлицах одежды работников внутреннего надзора. Для пополнения личного состава военизированной охраны приказом НКВД СССР от 11 марта 1941 года за №0127 организуются вербовочные пункты при ОИТК УНКВД Воронежской, Орловской, Рязанской, Смоленской областей, УИТЛК НКВД УССР, Вяземлаге, Ликовлаге, Химлаге НКВД СССР.

Перед началом Великой Отечественной Войны численность военизированной стрелковой охраны лагерей и колоний составляла 134 40 чел., из них 130794 чел. использовались на охране заключенных и 3686 чел. на охране готовых сооружений.

На протяжении первого года войны была снята бронь и передано в Красную Армию 64 763 чел., или 54% общей численности охраны. Во многих лагерях и колониях этот показатель составлял 90%. Всего за три года войны из личного состава военизированной охраны было разбронировано и передано в Красную Армию 78 516 чел. стрелков, младшего, среднего и старшего командного состава. Кроме того, не менее 15 тыс. стрелков и командиров военизированной охраны лагерей и колоний, в Карело-Финской, Украинской, Белорусской ССР вступили непосредственно в действующие полевые части Красной Армии в первые же дни военных действий.

На замену ушедших в Красную Армию было вновь принято в охрану 78516 чел., в том числе через военкоматы и войсковые части из числа старших возрастов, ограничено годных и совершенно негодных для службы в армии 67494 чел. В числе последних: а) военнообязанных запаса старше 45 лет - 28450 чел.; б) военнообязанных запаса ограниченно годных и совершенно негодных к строевой службе - 24136 чел.; в) красноармейцев, выписанных из госпиталей - 6593 чел.; г) совершенно негодных к военной службе, но годных к физическому труду - 8315 чел. Количество женщин - стрелков охраны к началу 1944 года выросло до 5200 чел.

Особенности организации охраны заключенных в период военного времени заключались в том, что одновременно с передислокацией промышленности на восток НКВД поручается организация новых строительств, что, в свою очередь, вызывало массовое перемещение личного состава охраны, Только в течение 1942-1943 гг. такому перемещению подверглись около 30 тыс. стрелков и командиров военизированной охраны. За три года войны Управление Охраны и Режима ГУЛАГа НКВД обеспечивало охрану 32 новых лагерей и строительств НКВД СССР. Массовая профессиональная неподготовленность личного состава военизированной охраны к несению службы вызывала острую необходимость в детальной организационно-правовой регламентации всей ее служебной деятельности. В этой связи разрабатывается и приказом НКВД СССР от 20 января 1943 года за №57 утверждается новый Устав службы военизированной охраны исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР (УСВО 43), который определил ее назначение и задачи, политическое обеспечение службы, организацию караульной службы, охрану лагерных и производственных зон, готовых сооружений, права и обязанности, содержание организации конвойной службы, службы производственного и внутреннего конвоя, организации оперативно-розыскной службы, действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах, требования к устройству и оборудованию объектов лагерных подразделений, порядок и условия этапирования заключенных.

Примечательно, что объемы служебной деятельности военизированной охраны постоянно увеличивались: приказом НКВД СССР от 19 июля 1944 года за №0149 в ведение ГУЛАГа передаются из Управления по делам о военнопленных и интернированных НКВД СССР специальные лагеря НКВД. Под охраной находились и лагеря НКВД. Под охраной находились и лагеря для военнопленных, численность которых на 1 февраля 1946 года составляла 2228 тыс. чел., из них германской армии 1645 тыс. чел. и японской армии 583 тыс. чел. Военнопленные размещались в 267 лагерях, в составе которых имелось 2107 лагерных отделений. Штатная потребность кадрового состава составляла 107 тыс. чел. из них 52680 офицеров.

Военизированная охрана обеспечивала охрану не только заключенных и готовых сооружений, но и мобилизованных немцев, численность которых на конец 1945 года составляла 92754 чел. К концу войны постепенно стала сниматься охрана с подразделений, где содержались мобилизованные немцы с сохранением надзора за ними.

Уже сразу после окончания войны руководство ГУЛАГа принимает решение вернуться к старому испытанному способу - привлечь к охране лагерей самих заключенных, ограничив при этом их численность до 20% от общей численности военизированной охраны и лишив их права пользоваться оружием во время несения караульной службы. С целью упорядочить порядок и условия комплектования службы самоохраны 15 мая 1946 года начальник ГУЛАГа Наседкин утверждает Инструкцию о порядке отбора и служебного использования заключенных в военизированной охране исправительно-трудовых лагерей и колоний ММВД СССР.

В 1946 году приказом МВД ССР №00362 заключенным, привлекаемым к несению службы в военизированной охране, устанавливалось денежное премиальное вознаграждение в следующем размере: а) со сроком службы до 6 мес. - 20-30 руб.; б) от 6 мес. до 1 года - 30-45 руб.; в) свыше 1 года - 45-46 руб. Минимальное премиальное вознаграждение устанавливалось стрелкам, используемым на караульной службе, максимальное - на конвойной службе.

Значительное пополнение в конце войны кадров военизированной охраны лицами из числа окруженцев, прошедших специальную проверку в фильтрационно-проверочных лагерях НКВД, и военнослужащих, не годных для службы в армии, но годных к физическому труду, лиц завербованных на службу, в своем большинстве слабо подготовленных или вовсе неподготовленных к несению службы, было причиной ненадежности изоляции заключенных и слабой профилактики их побегов. Только в течение 1946 года в охрану прибыло вольнонаемного состава 54493 чел., из них по вербовке - 34356 чел. Попыткой закрепить кадры военизированной охраны путем морального и материального стимулирования служебной деятельности личного состава лагерей и колонии явился Указ Президиума Верховного Совете СССР от 9 февраля 1943 года об установлении специальных воинских званий для начальствующего состава органов НКВД и милиции.

В 1947 году 18 марта издается приказ МВД СССР №92 «Об улучшении бытовых условий и закрепления кадров офицерского, сержантского и рядового состава на службе в военизированной охране ИТЛ и колоний МВД СССР», в котором определен срок службы рядового и сержантского состава не менее трех лет. Всему рядовому и сержантскому составу охраны и надзирательской службе за каждые три года непрерывной службы устанавливалось вознаграждение в размере 3-х месячного оклада и увеличение оклада не менее чем на 20%, но и не более чем на 100%.

В целях совершенствования управления деятельностью военизированной охраны приказом МВД СССР от 30 ноября 1950 года за №00698 объявляется «Положение об Управлении охраны Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР», в структуре которого организуются: а) политическая часть в составе отделения политической работы и отделения комсомольско-молодежного работы; б) отдела кадров; в) оперативного отдела; г) отдела боевой подготовки; д) организационно-строевого отдела; е) отдела службы тыла и ж) секретариата. Приказом МВД СССР от 10 мая 1951 года за №505 «Об укреплении единоначалия в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД» на начальников лагерных подразделений и колоний возлагается полная ответственность за работу и состояние охраны; командиры отрядов и дивизионов военизированной охраны входят в их полное подчинение.

В 1951 году в войсках МВД и МГБ были проведены крупные организационные мероприятия. 6 мая Совет министров принял два постановления, согласно которым конвойная охрана освобождалась от охраны тюрем МВД и МГБ, особых лагерей, где содержались лица, осужденные за опасные преступления, а также лагерей с военными преступниками из числа бывших военнопленных. Эти задачи возлагались на военизированную охрану Главного управления лагерей МВД СССР, куда передавался для дальнейшего прохождения службы личный состав расформированных частей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.