скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционная характеристика правового статуса личности

Главная причина такой ситуации - низкий уровень правовой культуры. И. Ильин замечает, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения. Нет этого - нет и правосознания, человек превращается из гражданина в плута, в авантюриста, становится не опорой правопорядка, а живой брешью в нем. Ильин пишет, что каждый человек в глубине своего правосознания налагает на себя духовно-волевое самообязательство гражданина. Отсюда потребность воззвать к свободному самообязательству и к добровольной лояльности в душе гражданина. Государство держится только правосознанием граждан и власти. Нет необходимости доказывать, что в современном российском обществе еще недостаточно высок уровень правосознания. Увы, россиянин пока не утруждает себя и духовно-волевым самообязательством гражданина.

Таким образом, правовой статус выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. В правах и обязанностях, составляющих основу правового статуса личности, не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, целесообразными для жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Однако в современной России пока не осуществлен главный принцип демократического правового государства - приоритет прав и свобод человека по отношению к любым государственным институтам и властным структурам.

Глава 2. Современный этап развития правового статуса человека и гражданина

2.1 Права и свободы

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаются пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т. н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т. н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». «Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление - его не содержала ни одна из конституций советского периода» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: 2002..

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как правило, в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность.

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т. п.). Оно представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, несмотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 1995 г. «Как и ряд других, свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения» Ломовский В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления //Правозащитник.- 1996.- N3.

Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон правового статуса человека и гражданина если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного объединения их важнейших сущностных признаков. В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях. Наиболее распространенное определение правового статуса человека и гражданина было дано в опубликованном ООН сборнике «Права человека. Вопросы и ответы»: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: 2002. Любая классификация правового статуса человека и гражданина относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее, классификация правового статуса человека и гражданина необходима. Она помогает нам лучше понять их. Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статуса человека и гражданина:

1. Гражданские права

2. Политические права

3. Экономические права

4. Социальные права

5. Культурные права.

Ряд зарубежных, а также и российских авторов, в том числе и В.А. Корнилов, Л.И. Глухарева, В.А. Северухин выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неотъемлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем члена общества. Естественные или элементарные права человек получили еще наименование священных прав в силу их чрезвычайной важности. Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию. Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина:

- право на жизнь, свободу и безопасность личности,

- право на свободу от рабства и подневольного состояния,

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания,

- право на признание правосубъектности,

- право на равенство перед законом,

- право на эффективное восстановление в правах в случае нарушения правового статуса человека и гражданина,

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания,

- право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,

- право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность не будет установлена,

- право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его совершения не составляло преступления,

- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции,

- право на свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою страну,

- право на убежище в других странах,

- право на гражданство,

- право на вступление в брак и создание семьи,

- право на владение имуществом,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,

- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,

- право на участие в управлении своей страной,

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. // Российская Газета.-1998-11 декабря .

Следующие семь статей (с 22 по 28) затрагивают экономические, социальные и культурные права, в том числе:

- право на социальное обеспечение,

- право на труд и свободный выбор работы,

- право на равную оплату за равный труд,

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование,

- право создавать профессиональные союзы,

- право на отдых и досуг,

- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход),

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам,

- право на защиту материнства и детства,

- право на образование, причем родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей,

- право на участие в культурной жизни общества,

- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора Там же..

Со времени принятия Всеобщей Декларации правового статуса человека и гражданина ООН ведет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, протоколов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права и создают систему их защиты. Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нарушаются, зачастую в широких масштабах. Это обстоятельство является одной из основных причин, обусловивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека. Главная цель Конференции - сделать защиту правового статуса человека и гражданина неотъемлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий правового статуса человека и гражданина и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты правового статуса человека и гражданина на международном, региональном и национальном уровнях. При этом на национальном уровне особое значение имеет разграничение прав и свобод на «права человека» и «права гражданина». Употребление применительно к человеку двух терминов - «человек» и «гражданин» имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неотъемлемые права и свободы, такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства. Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др. Отсюда «положение человека рассматривается с двух позиций:

а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п.»

б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве. С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека» Алексеева Л.А. и др. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации // М., 2002.- С. 258.

Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими Ст.18 Конституции РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841). - М.: Юристъ, 2000., т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.