скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционная характеристика правового статуса личности

Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001. предусматривает, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

- избрания (выборов) на должность;

- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

- назначения на должность или утверждения в должности;

- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

- судебного решения о заключении трудового договора;

- фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) считается любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ N 29 (1930 г.), а также ТК.

Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд должно выплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

Гарантиями права на отдых является установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю); видов времени отдыха, к которым в соответствии с ТК относятся:

- перерывы в течение рабочего дня (смены);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.

Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном праве, иных отраслях.

Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и обучения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизни для себя и нетрудоспособных членов семьи.

Социальное обеспечение по возрасту происходит в основном в виде выплаты пенсий. Основанием для получения пенсии является и инвалидность, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно. В случае смерти или безвестного отсутствия лица его несовершеннолетним детям, нетрудоспособным родителям, супругу и иждивенцам назначается пенсия в связи с потерей кормильца. В развитие положения Конституции о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и воспитанием ребенка до 16-летнего возраста. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения - содержанием нуждающихся в этом лиц в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Для обеспечения гарантий стабильного повышения жизненного уровня одной из наиболее незащищенных категорий граждан Российской Федерации - пенсионеров - в декабре 2001 г. принят пакет законов, реализующих пенсионную реформу. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. федерального закона от 03.06.2006 №77-ФЗ) // Парламентская газета, №238 - 239, 20.12.2001." устанавливает новый порядок расчета и выплаты трудовых пенсий. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2006 №239-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, ст. 4831." распространяется на лиц, получающих пенсии из федерального бюджета, - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому же Федеральному закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии. Принятый в этом же пакете базовый реформаторский Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, №51, ст. 4832." регулирует отношения между сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании, застрахованным лицом, работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы, и Пенсионным фондом РФ, аккумулирующим эти взносы и производящим выплату пенсий.

Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан установлены также законами РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №199-ФЗ0 // Собрание законодательства РФ, №17, 22.04.1996, ст. 1915.", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 №207-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №21, ст. 699.", от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №122-ФЗ) // Российская газета, №73, 16.04.1993.", от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №272-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 04.03.1993, №9, ст. 328." и др.

Социальная поддержка нуждающихся в ней граждан осуществляется также путем выплаты социальных пособий. В этой сфере действуют Федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 05.12.2006 №207-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, №21, ст. 1929.", от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №263-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, ст. 146." и др.

Дополнительные к установленным законодательством социальные льготы могут быть закреплены также в коллективных договорах и соглашениях, в трудовых договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

Государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения граждан, т.е. созданию частных пенсионных фондов, пенсионному страхованию. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Российская газета. №90, 13.05.1998." создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Конституционное закрепление поощрения благотворительности имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3340." устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов, но только тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Действующая Конституция содержит новый подход к решению жилищных потребностей, предполагающий активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Он обусловлен прекращением монополии государства на собственность и экономическую деятельность, в том числе собственность на жилье и землю. Содействие государства в реализации гражданами Российской Федерации своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении ими своих жилищных условий, предусматривающие удешевление строительства жилья и выделение долгосрочных государственных кредитов под залог строящегося или приобретаемого жилья (ипотечных кредитов).

Конституция устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами и законами субъектов РФ.

Реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе ЖК Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российская газета, №1, 12.01.2005., Законов РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ) // Бюллетень нормативных актов, №1, 1992.", законодательства субъектов РФ.

Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных направлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд законов, в том числе Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Российские вести. №174, 09.09.1318.; Федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, №14, ст. 1650.", от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, №2, ст. 150.", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №91-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 21.09.1998, №38, ст. 4736.", от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания. Вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.04.1995, №14, ст. 1212." и др.

Большое значение для охраны здоровья граждан Российской Федерации имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Реализация права граждан на бесплатное медицинское обслуживание происходит в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, №27, ст. 920.", иными нормативными правовыми актами.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, и иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравсоцразвития России.

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения являются важной дополнительной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В этих целях в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов и программ, в том числе Федеральные законы от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.10.2006 №171-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, №18, ст. 2206.", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, №9, ст. 713." и др.

Целям охраны здоровья населения служат Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и иных отраслей права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.