скачать рефераты

МЕНЮ


Международное морское право

Международное морское право

22

План реферата

п/п

Наименование

Страница

1.

Понятие международного морского права

2

2.

Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права

2-4

3.

Классификация морских пространств

4

4.

Внутренние морские воды

4-5

5.

Архипелажные воды

6

6.

Территориальное море

6-9

7.

Прилежащая зона

9-10

8.

Открытое море

10-12

9.

Исключительная экономическая зона

12-14

10.

Проливы, используемые для международного судоходства

14-16

11.

Международные каналы

16-17

12.

Континентальный шельф

17-19

13.

Международный район морского дна ("Район")

19-20

14.

Урегулирование споров

20-21

15.

Международные морские организации

21-22

16.

Литература

22

1. Понятие международного морского права

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело-веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ-нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое -- "моря соединяют народы". Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разгра-ничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.

Таким образом, появились необходимость в право-вых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распростра-нения суверенитета государств на морские пространст-ва, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой сто-роны.

Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих правовое положение морских пространств и регулиру-ющих деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию этих пространств. Международное морское право является отраслью международного права.

2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права

Международное морское право, будучи одной из древнейших отраслей международного права, до вто-рой половины XX столетия оставалось в основном обычно-правовым. На развитие норм международно-правового обычая значительное влияние оказали так называемые кодексы. Наиболее ранний из известных кодексов, Родосский кодекс, датируется 111--11 вв. до н.э. Положения другого кодекса, Соnsо1а1е del Маге (XIV в.), в качестве действующих норм международно-го права рассматривались Англией в ее протестах про-тив Декларации Екатерины II о вооруженном нейтра-литете 1780 года.

Кстати, принципы, содержащиеся в указанной Декларации, были закреплены в Парижской деклара-ции о морской войне 1856 года, что является одним из примеров вклада России в прогрессивное развитие международного морского права.

Деятельность Лиги Наций в кодификации между-народного права вообще и международного морского права в частности была безуспешной. Успешной в этом деле стала работа ООН. Ею проведены три междуна-родные конференции по морскому праву.

На Первой конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Женеве в 1958 году, были приня-ты следующие четыре конвенции: Конвенция об от-крытом море, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция о континентальном шельфе и Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке действующие обычно-правовые нормы с определенной долей уточнения и конкретиза-ции. Третья и четвертая конвенции содержат главным образом новые нормы, которые являются в значитель-ной мере прогрессивным развитием международного морского права. К тому времени по многим вопросам в сфере отношений, регулируемых последними двумя конвенциями, еще не сложились нормы международно-правового обычая, а сложившиеся -- не получили еще широкого признания.

На Первой конференции не удалось решить все спорные вопросы, и потому в 1960 году состоялась Вторая конференция ООН по морскому праву. Конфе-ренция рассматривала два вопроса. Одним из них был вопрос о ширине территориального моря, а второй -- об установлении рыболовных зон. Однако исходные позиции участников Конференции были настолько да-лекими друг от друга, что сблизить их в процессе обсуждения на Конференции не удалось.

Принятие четырех конвенций по морскому праву в 1958 году было значительным достижением в кодифи-кации и прогрессивном развитии международного мор-ского права. Но нерешенность вопросов о ширине территориальных вод, установлении рыболовных зон, а также то, что некоторые нормы Конвенции о конти-нентальном шельфе и Конвенции о рыболовстве не выдержали испытания практикой и временем, равно как и появление новых проблем требовали продолже-ния работы по кодификации и прогрессивному разви-тию международного морского права.

Эту работу выполнила Третья конференция ООН по морскому праву, которая проходила с 1973 по 1982 год. В работе Конференции приняли участие предста-вители 164 государств и значительное число наблюда-телей. Состоялось 11 сессий, и в конечном счете была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция вступила в силу в 1994 году. Россия являет-ся участницей Конвенции с 1997 года.

Конвенция 1982 года -- уникальный международ-но-правовой документ. Прежде всего обращают на себя внимание ее количественные характеристики: она со-держит 320 статей и 9 приложений. Далее, этот доку-мент включает значительное число самых различных вопросов, касающихся правового режима пространств и деятельности государств в Мировом океане.

Помимо установленного конвенциями 1958 года правового режима открытого моря, территориальных вод и прилежащих зон, континентального шельфа, Конвенция 1982 года вводит правовые режимы таких пространств, как исключительная экономическая зона, международный район морского дна, архипелажные воды. Конвенция 1982 года устанавливает правовой режим островов, закрытых и полузакрытых морей, а также проливов, используемых для международного су-доходства. Отдельные главы посвящены вопросам за-щиты и сохранения морской среды, морским научным исследованиям, разработке и передаче морской техно-логии, урегулированию споров. Особо регулируется право выхода к морю государств, такового выхода не имеющих.

Коротко говоря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года является, с одной стороны, докумен-том, кодифицирующим международное морское право, и, с другой стороны, документом, прогрессивно разви-вающим его.

3. Классификация морских пространств

Морские пространства различаются между собой как по отношению к суверенитету государства, так и по правовому регулированию конкретных видов деятель-ности государств в соответствующих морских про-странствах.

Отношением к суверенитету государства определя-ется правовой статус того или иного морского про-странства. Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства, которая или примыкает к побережью этого государства, или распо-ложена вблизи от него. Эта часть входит в состав государственной территории соответствующего госу-дарства. По Конвенции 1982 года таковой являются внутренние морские воды, архипелажные воды и территориальное море.

На большую же часть морского пространства суве-ренитет государства не распространяется -- это так на-зываемые международные пространства. По Конвенции 1982 года к ним относятся приле-жащая зона, открытое море, исключительная экономи-ческая зона, континентальный шельф, международный район морского дна.

Когда речь идет о правовом регулировании той или иной деятельности государств в морском пространстве, т.е. об их правах и обязанностях, то в этом случае морские пространства классифицируются по их право-вому режиму. Морские пространства, относящиеся к одному и тому же статусу, могут значительно отличать-ся друг от друга по правовому режиму (например, внут-ренние морские воды и территориальное море или открытое море и исключительная экономическая зона).

Правовой режим некоторых морских пространств определен специально для этой цели принятыми меж-дународными договорами (например, Договор об Ан-тарктике 1959 г., Конвенция Монтрё о Черноморских проливах 1936 г., Константинопольская конвенция о Суэцком канале 1888 г.).

4. Внутренние морские воды

Внутренние морские воды составляют часть терри-тории прибрежного государства, и на них распростра-няется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположен-ные в сторону берега от исходных линий территориаль-ного моря, и так называемые исторические воды.

Внешней границей внутренних морских вод в пор-тах является прямая линия, которая соединяет наибо-лее выдвинутые в море портовые сооружения.

Под заливом понимается хорошо очерченное уг-лубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто боль-шее, чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше 24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход в которые хотя и превы-шает 24 мили, но все воды которых исторически счита-ются внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например, залив Петра Вели-кого -- 102 мили, Гудзонов залив -- около 50 миль).

Прибрежное государство в силу суверенитета, осу-ществляемого над внутренними морскими водами, оп-ределяет их правовой режим. В частности, оно устанав-ливает порядок захода иностранных судов в его внут-ренние морские воды.

Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного госу-дарства в том, что касается его таможенного, санитар-ного и иммиграционного контроля, безопасности судо-ходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежно-го государства. На иностранные торговые суда, находя-щиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административ-ная) прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. В принципе под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают пре-ступления, совершенные на борту иностранных торго-вых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда за-креплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлени-ем не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вме-шательство не является международным обязательст-вом такого государства.

Гражданская юрисдикция. Судебные власти при-брежного государства вправе рассматривать граждан-ские иски в отношении иностранного торгового судна, находящегося в его внутренних морских водах. В обес-печение исков или решений компетентные власти при-брежного государства могут задерживать и арестовы-вать иностранное торговое судно. На практике при-брежное государство отказывается от рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством, его физическими или юридическими лицами.

Административная юрисдикция. Иностранные тор-говые суда в портах обязаны соблюдать администра-тивные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществле-нию санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою тер-риторию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил вле-чет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными до-говорами.

5. Архипелажные воды

Конвенция 1982 года ввела новую правовую катего-рию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государ-ствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппи-ны) и не применим к архипелагам, являющимся час-тью территории прибрежного государства.

Суверенитет государства-архипелага распространя-ется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.

Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипе-лага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территори-ального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замкну-тые линии для делимитации внутренних морских вод.

6.Территориальное море

Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен-ним морским (и/или архипелажным) водам государст-ва, на который распространяется его суверенитет. Су-веренитет осуществляется с учетом норм международ-ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер-мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито-риальные воды". В некоторых государствах территори-альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри-ториальное море" предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по-ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ-ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ-ствами. Так, о признании этой ширины территориаль-ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози-циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво-дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере-га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую-щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри-ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон-венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су-веренитет прибрежного государства, который распро-страняется и на воздушное пространство над террито-риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право-вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го-сударства в отношении территориального моря, кото-рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир-ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до-пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре-одолимой силы или бедствия или когда требуется ока-зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.