скачать рефераты

МЕНЮ


Международное морское право

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир-ного прохода в тех или иных районах своего территори-ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша-ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж-ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про-паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по-садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им-миграционных, фискальных законов и правил при-брежного государства, рыболовство, серьезное загряз-нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб-лей и государственных судов, эксплуатируемых в не-коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу-дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю-дает законов и правил прибрежного государства в от-ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо-вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде-лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу-дарству, международную ответственность несет госу-дарство флага этого корабля.

Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри-ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль-ное море, или в территориальном море во время осу-ществления мирного прохода.

Прибрежное государство не предпринимает ника-ких действий по осуществлению уголовной юрисдик-ции, если преступление совершено на борту иностран-ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при-брежного государства.

Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста-навливает два исключения. Они относятся к наруше-нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа-ям нанесения ущерба морской среде.

Если иностранное судно находится в территориаль-ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини-мать любые меры для ареста этого судна и расследова-ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро-страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори-альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече-ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы-хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер-риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен-ности, возникших во время или в целях такого прохо-да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя-щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис-дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море.

7. Прилежащая зона

Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территори-ального моря не могла в полной мере защитить права прибрежного государства прежде всего в торговле. Англия стала первым государством, которое расши-рило за пределы своего территориального моря контроль за соблюдением ее таможенного законодатель-ства. С 1736 по 1876 год в Англии были приняты и действовали так называемые "законы о лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целя-ми, как только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря 1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не устанавливали прилежащей зоны.

Итогом развития этого института явилось включе-ние статей о прилежащей зоне в Конвенцию о террито-риальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть различия, которые отра-жают развитие международного права за период с 1958 по 1982 год.

Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территори-альному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль. В Кон-венции 1982 года слова "открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориаль-ному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления при-брежным государством 200-мильной исключительной экономической зоны.

Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производит-ся от тех же исходных линий, от которых отсчитыва-ется ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря.

Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграци-онного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае -- о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государ-ства.

Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все че-тыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискаль-ную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государ-ствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Ко-миссия международного права в комментарии к проек-ту статьи о прилежащей зоне не признала прав при-брежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность тер-мина "безопасность" привела бы на практике к произ-волу.

8. Открытое море

При определении понятия "открытое море" ис-пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Конвенция 1982 года усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономичес-кую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обо-снованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.

Россия исконно выступала за свободу мореплавания. Так, еще в 1586 году царь Федор Иоаннович в письме к английской королеве Елизавете писал: "Божью дорогу, окиян-море, как мочно переняти и уняти и затворить".

Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время за-креплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.

Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искус-ственные острова и другие установки и свободу науч-ных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государст-вом не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.

Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государ-ство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частнос-ти, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, техни-ческих и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

Юрисдикция в открытом море. Конвенции 1958 и 1982 годов закрепляют принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море, который еще в 20-х гг. XX столетия далеко не всеми рассматривался в качестве общепризнанной нормы международного права (это нашло отражение в реше-нии Постоянной палаты международного правосудия по делу судна "Лотос" в 1927 г.).

Конкретным случаем применения принципа юрисдикции государства флага является вопрос об уголов-ной юрисдикции и административной ответственности членов экипажа судна в случае столкновения судов или какого-либо иного навигационного инцидента в от-крытом море. Конвенции предусматривают, что при столкновении или иных происшествиях с судном в открытом море уголовное либо административное пре-следование виновного может быть возбуждено только перед судом или административными властями госу-дарства флага или государства, гражданином которого это лицо является. Арест или задержание судна в связи с расследованием инцидента могут быть произведены лишь по распоряжению властей государства флага.

Исключения из юрисдикции государства флага в открытом море предусмотрены в международном праве и сводятся к следующему.

Прежде всего, это право военного корабля останав-ливать и осматривать суда других государств, которое закреплено в некоторых международных договорах, на-пример, в Конвенции по охране подводных телеграф-ных кабелей 1884 года (с 1926 г. наша страна является участницей данной Конвенции). Конвенция предус-матривает, что военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, заподозренных в повреждении кабеля.

Военные корабли вправе останавливать и прово-дить осмотр судна в открытом море в случаях, когда есть основания подозревать такие суда в занятии пи-ратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно хотя и идет под иностранным флагом или отка-зывается его поднять, но в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или за-нимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркоти-ческими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по го-рячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными су-дами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то уполномоченными. Пресле-дование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориаль-ном море или прилегающей зоне прибрежного государ-ства (Конвенция 1982 г. в этот перечень включает и архипелажные воды) и у властей прибрежного государ-ства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила дан-ного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нару-шение тех правил прибрежного государства, для защи-ты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства. Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому пре-следование по горячим следам применяется (с соответ-ствующими изменениями) к нарушениям в исключи-тельной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.

Обеспечение безопасности мореплавания. К обязаннос-тям государства флага в открытом море относится приня-тие всех необходимых мер, обеспечивающих безопас-ность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектова-ния, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столк-новения. Конкретные нормы содержатся в международ-ных договорах. Так, нормы, касающиеся конструкции судов, имеются в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Протоколе к ней 1978 года. Вопросы комплектования и подготовки экипажа регули-руются Конвенцией о подготовке и дипломировании мо-ряков и несении вахты 1978 года. Правила, относящиеся к пользованию сигналами и предупреждению столкнове-ний, содержатся в Конвенции о международных прави-лах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (МППСС-72).

Обе Конвенции -- 1958 года (ст. 12) и 1982 года (ст. 98) -- предусматривают, что каждое государство вме-няет капитану судна, плавающего под его флагом, сле-дующие обязанности по оказанию помощи: а) оказание помощи любому лицу, которому угрожает гибель; б) сле-дование со всей возможной скоростью на помощь терпя-щему бедствие; в) оказание необходимой помощи судну, экипажу, пассажирам в случаях столкновения. Конкрет-ные вопросы оказания помощи регулируются Конвен-цией по поиску и спасанию на море 1979 года.

9. Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона -- новый ин-ститут международного морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относя-щихся к исключительной экономической зоне, столк-нулись два подхода -- притязания на распространение суверенитета прибрежного государства на значитель-ные пространства открытого моря и стремление сохра-нить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения, которые содержатся в Кон-венции 1982 года (ст.ст. 55--75), достигнуты на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового статуса и правового режима исключительной экономической зоны.

В Конвенции 1982 года исключительная экономи-ческая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответст-вии с которым права и юрисдикция прибрежного госу-дарства и права и свободы других государств регулиру-ются соответствующими положениями Конвенции (в частности, ст.ст. 87 -- 115, в которых речь идет о пра-вовом режиме открытого моря).

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину терри-ториального моря в 12 миль и устанавливает исключи-тельную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территори-альному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

При определении правового статуса исключитель-ной экономической зоны следует принимать во внима-ние компромиссный характер соответствующих поло-жений Конвенции 1982 года. В Конвенции нет прямого указания на то, что исключительная экономическая зона есть часть открытого моря, как нет и прямого указания на то, что прибрежное государство устанавли-вает в ней режим в силу своего суверенитета над этим пространством. Статья 55 Конвенции дает основание считать исключительной экономической зоной район открытого моря с особым правовым режимом, рамки которого определены самой Конвенцией. Такой вывод подкрепляется и ст.ст. 36, 56, 58, 78, 88--115.

Права и юрисдикция прибрежного государства. Они исчерпывающе определены в Конвенции 1982 года и сводятся к следующему. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и со-хранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. Суверенные права предусмотрены и в отношении других видов деятельности, связанных с разведкой и разработкой этой зоны в экономических целях. К ним Конвенция относит производство энер-гии путем использования воды, течений и ветра. Сле-дует иметь в виду, что права в отношении морского дна и его недр в пределах исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с той частью Конвенции, в которой определяется правовой режим континентального шельфа.

Прибрежное государство, используя суверенные права на живые ресурсы, определяет, в частности, допус-тимый улов в своей зоне. Если возможности самого государства не позволяют ему использовать весь допусти-мый улов в своей зоне, то оно на основе соглашений предоставляет доступ другим государствам. Допускаемые к промыслу иностранные рыбаки соблюдают законы и правила прибрежного государства, которые должны со-ответствовать положениям Конвенции. Чтобы обеспе-чить соблюдение этих законов и правил, власти при-брежного государства могут производить досмотр, ин-спекцию, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать судебное разбирательство в отношении них.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.