скачать рефераты

МЕНЮ


Международное морское право

Кроме перечисленных суверенных прав, прибреж-ное государство имеет право осуществлять юрисдик-цию в отношении: а) создания и использования искус-ственных островов, установок или сооружений, б) мор-ских научных исследований и в) защиты и сохранения окружающей среды. Что касается искусственных ост-ровов, установок, сооружений, то прибрежному госу-дарству принадлежит исключительное право на их со-оружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и ис-ключительная юрисдикция над ними. Прибрежное го-сударство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.

Права и обязанности других государств. Все другие государства пользуются в исключительной экономи-ческой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии со-блюдения соответствующих положений Конвенции 1982 года. Иные свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне. Другие государства при осу-ществлении своих прав в исключительной экономичес-кой зоне обязаны соблюдать законы и правила, приня-тые прибрежным государством в соответствии с Кон-венцией 1982 года и иными нормами международного права.

10. Проливы, используемые для международного судоходства

Многие проливы являются единственными или наи-более удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Такое расположение определяет их значение для международного судоходства. Правовой режим некоторых из проливов (Черноморские, Балтий-ские) был урегулирован международными договорами, для большинства же других сложилась и действует норма обычного международного права, которая была под-тверждена в решении Международного Суда ООН по инциденту в проливе Корфу в 1949 году. Суд уточнил и критерии отнесения пролива к международным, назвав таковым и географическое положение пролива и его значение для международного судоходства.

Правовой режим Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл). Правовой режим этих проливов регулиру-ется ныне Конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Конвенция устанавливает раз-личный режим плавания в проливах для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, на определение режима влияют состояние мира или войны и отноше-ние к воине Турции.

Торговые суда всех государств в мирное время имеют право свободного прохода через проливы и пла-вания в них в любое время суток. Такое же правило действует и на время войны, если Турция не является воюющей стороной. Если же Турция участвует в войне, то свобода прохода и плавания в проливах в дневное время остается у государств, которые не находятся в состоянии войны с Турцией. С каждого проходящего через проливы судна взимаются санитарные и маячные сборы.

Конвенция предусмотрела различные правила про-хода через проливы для военных кораблей черномор-ских и нечерноморских держав, установив для вторых определенные ограничения. Эти ограничения касаются типа кораблей (легкие надводные корабли, вспомога-тельные суда), общего тоннажа военных кораблей не-черноморских держав в Черном море (не более 45 000 т) и срока их пребывания в Черном море (не свыше 21 дня).

Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли; при этом ли-нейные корабли (и приравненные к ним) проходят пролив в одиночку и сопровождаются не более чем двумя эсминцами. Только черноморские державы вправе проводить через проливы подводные лодки, когда те следуют на свои базы после постройки их вне бассейна Черного моря или для ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря. Проход возможен днем и в надводном состоянии.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей во-юющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, по-скольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода чер-номорскими державами и за 15 дней нечерноморски-ми. Конвенция учитывает интересы морского судоход-ства и безопасность Турции. Поэтому принятые Тур-цией в 1994 году национальные правовые акты, услож-няющие режим прохода через проливы, могут и долж-ны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвен-ции 1936 года.

Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей кото-рого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Да-нией за проход судов через проливы) и установил сво-боду прохода.

Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие "проливы, ис-пользуемые для международного судоходства", которое является более широким по сравнению с понятием "международные проливы", данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциден-ту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными междуна-родными договорами (см. Черноморские и Балтий-ские), Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.

Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономи-ческой зоны с другой частью открытого моря или ис-ключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).

В таких проливах устанавливается транзитный про-ход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответст-вии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недо-пущению рыболовства, запрещению погрузки (выгруз-ки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержа-щиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопусти-мо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершен-но исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет лета-тельных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном -- воз-можен проход как в надводном, так и в подводном положении.

Во-вторых, это проливы, которые соединяют от-крытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть откры-того моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и конти-нентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.

В-третьих, это проливы, в срединной части кото-рых имеется полоса открытого моря или исключитель-ной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судо-ходства.

11. Международные каналы

Наибольшее значение для международного судоход-ства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени Россия -- участница этой Конвенции.

Основные положения Конвенции сводятся к следу-ющему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без останов-ки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.

В 1956 году Египет национализировал Компанию Суэцкого канала, не заявив каких-либо претензий на пересмотр режима, установленного Константинополь-ской конвенцией. 24 апреля 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой провозглашалось его твердое намерение соблюдать положения Конвенции 1888 года. Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве "международного соглашения".

Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его стро-ительства. В 1901 году США и Великобритания заклю-чили Договор (Хея-Паунсфота) о морском канале, ко-торый соединял бы Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана такого канала поручались США, а режим судоходства должен был быть таким же, какой был установлен Константинопольской конвенцией 1888 года для Суэцкого канала. В 1903 году был заклю-чен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставля-лась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года. Длительная борь-ба панамского народа за возвращение суверенитета над зоной канала завершилась в 1977 году заключением в Вашингтоне между США и Панамой новых договоров о Панамском канале. В соответствии с ними восста-навливается территориальный суверенитет Панамы над зоной канала. После 31 декабря 1999 г. Панама берет на себя функции по его управлению, эксплуатации и обслуживанию. Канал провозглашается "постоянно нейтральным" водным путем, который открыт для судов всех стран. Проход через канал военных кораб-лей всех государств объявляется свободным, однако установлено право первоочередного прохода для воен-ных кораблей США и Панамы.

Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее террито-рии, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен междуна-родно-правовой режим канала, в соответствии с кото-рым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран (ст. 380 Версальского договора). В 1936 году Германия отказалась от этого постановления Версальского договора и установила разрешительный порядок прохода по каналу военных кораблей. В насто-ящее время проход по каналу регулируется внутренни-ми нормами ФРГ -- Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей. Идеальным решением было бы заключение международного договора, одной стороной которого была бы ФРГ, а второй -- все заин-тересованные государства.

12. Континентальный шельф

Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за преде-лами его государственной территории. Влияние на раз-работку и принятие этой Конвенции оказало нацио-нальное законодательство некоторых стран. Так, 28 сентября 1945 г. была провозглашена Прокламация Президента США о юрисдикции за пределами нацио-нальной территории, хотя отдельные попытки расши-рения прав прибрежного государства на ресурсы мор-ского дна за пределами территориального моря пред-принимались и ранее. К началу работы Первой конфе-ренции ООН по морскому праву уже 20 государств приняли национальные акты о континентальном шель-фе.

Юридическое понятие континентального шельфа, как оно дано в Конвенциях 1958 и 1982 годов, основы-вается на его геологическом понимании, хотя и не совпадает с ним. А потому следует вначале остановить-ся на геологическом определении. Покрытая водами океана часть материка (континента) является его под-водной окраиной и по своему геологическому стро-ению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка расположено ложе океана (абиссальная платформа). Подводная окраина имеет, как правило, три части: а) континентальный шельф -- подводное продолжение континента, примыкает к суше, характеризуется посте-пенным уклоном дна и небольшими глубинами покры-вающего его моря; б) континентальный склон, в кото-рый переходит континентальный шельф, характеризу-ется резким и значительным уклоном морского дна; в) континентальный подъем (подножье) -- возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзываемых с континентального склона.

Под континентальным шельфом понимаются по-верхность и недра морского дна районов, простираю-щихся за пределами территориального моря прибреж-ного государства.

Внешняя граница континентального шельфа, со-гласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоя-нии 200 морских миль от исходных линий, если внеш-няя граница подводной окраины материка не прости-рается на такое расстояние. Если же внешняя граница подводной окраины материка расположена за предела-ми 200 морских миль, то внешняя граница континен-тального шельфа устанавливается по линии, которая соединяет фиксированные точки, определенные путем отсчета от подножья континентального склона спосо-бами, закрепленными в п. 4 ст. 76 Конвенции. Такие точки не должны отстоять более чем на 350 миль от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины территориального моря, или на 100 миль от 2500-мет-ровой изобаты.

Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается с помощью спе-циальной международной процедуры, состоящей в том, что данные о границах своего континентального шель-фа прибрежное государство направляет в специальный международный орган -- Комиссию по границам кон-тинентального шельфа. Комиссия дает этому прибреж-ному государству рекомендации об установлении внешних границ его континентального шельфа. Установленные на основе таких рекомендаций внешние границы континентального шельфа являются оконча-тельными и обязательны для всех государств.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его раз-ведки и разработки его природных ресурсов. Под при-родными ресурсами понимаются минеральные и дру-гие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежно-го государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительны-ми, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может прово-дить разведку на нем и разработку его природных ре-сурсов.

Права прибрежного государства на континенталь-ный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. При этом прокладка подводных кабелей и трубопрово-дов, возведение искусственных островов, установок и сооружений могут осуществляться всеми государства-ми с учетом прав прибрежного государства.

Прибрежное государство проводит отчисления или взносы натурой за разработку неживых ресурсов кон-тинентального шельфа за пределами 200 морских миль. Отчисления начинаются с шестого года эксплуатации соответствующего участка континентального шельфа и, повышаясь ежегодно, устанавливаются в конечном счете на 7% стоимости или объема продукции. Отчис-ления или взносы делаются через Орган, который рас-пределяет их между государствами -- участниками Конвенции, учитывая при этом интересы и потребнос-ти развивающихся государств.

13. Международный район морского дна ("Район")

Новацией Конвенции 1982 года является введение специального правового режима в отношении междуна-родного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объяв-лены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или су-веренные права или осуществлять их в отношении Райо-на или его ресурсов, запрещение их присвоения и непри-знание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человече-ству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган). Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рас-сматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Кон-венции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.

Поведение государств в Районе должно быть прони-зано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимо-пониманию. Район открыт для использования всеми го-сударствами исключительно в мирных целях. Деятель-ность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Деятельность в Районе осуществляется и контроли-руется Органом. Все государства -- участники Конвен-ции являются членами Органа. Он имеет Ассамблею -- орган полного состава. Совет -- 36 членов, избираемых Ассамблеей, Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и персонала. Своеобразным органом Органа является Предприятие, которое имеет свой Устав (Приложение IV к Конвенции).

Согласно Конвенции, деятельность в Районе осу-ществляется Предприятием и государствами-участни-ками или государственными предприятиями или физи-ческими и юридическими лицами в случае поручитель-ства за них государства-участника. Деятельность про-водится в соответствии с письменным планом, утверж-даемым Советом. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экс-портеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.

Указанные положения встретили неприятие их вы-сокоразвитыми странами и прежде всего, конечно, США. Сложившееся положение вело к тому, что эти государства не считали для себя возможным стать участниками Конвенции 1982 года, а без их участия претворение в жизнь положений ч. XI Конвенции становилось по крайней мере проблематичным. Чтобы избежать этого, под эгидой ООН были предприняты усилия, которые привели в 1994 году к одобрению Генеральной Ассамблеей ООН Соглашения об осу-ществлении ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Соглашение изменило многие положения указанной части Конвенции, в которых учитывались интересы и нужды развивающихся государств. Если в соответствии с ч. XI Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, то Согла-шение смысл деятельности в Районе сводит к получе-нию прибыли. Основные положения Соглашения яв-ляются отходом от принципов нового международного экономического порядка, в частности, того из них, который процветание развитых стран увя-зывает с развитием развивающихся стран.

14. Урегулирование споров

Конвенция 1982 года значительное внимание уде-ляет урегулированию споров, которые могут возник-нуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процеду-ры, в том числе и согласительная процедура по опреде-ленной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присо-единении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или не-сколько из них; заявления сдаются на хранение Гене-ральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специ-ально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обя-зательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву со-стоит из 21 судьи, избранного государствами -- участ-никами Конвенции из лиц, обладающих высокими мо-ральными качествами и являющихся признанными ав-торитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.

Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в со-ставе 11 судей.

15. Международные морские организации

Сотрудничество в целях исследования и освоения Мирового океана осуществляется как непосредственно между государствами, так и в рамках международных организаций. Наибольший вклад в развитие такого со-трудничества вносит Международная морская организа-ция -- ИМО, являющаяся специализированным учреждением ООН.

Конвенция о создании Организации была принята на Морской конференции ООН в Женеве в 1948 году (СССР в работе Конференции не участвовал). Создавае-мая Организация получила название Межправительст-венной морской консультативной организации (ИМКО). В 1958 году Конвенция вступила в силу, и тогда же стала действовать Организация. В 1975 году было принято решение об изменении названия Организации, причем это решение не только основывалось на формальных соображениях, но и учитывало возросшую роль Органи-зации в вопросах, связанных с деятельностью человека в Мировом океане. Решение вступило в силу в 1982 году, и с этого года Организация стала именоваться Международной морской организацией (ИМО). В настоящее время более 150 государств являются членами этой Орга-низации (СССР -- член Организации с 1958 года. Рос-сийская Федерация продолжает членство СССР в Орга-низации с 26 декабря 1991 г.). Около 60 неправительст-венных международных организаций имеют консульта-тивный статус в ИМО.

Основные цели ИМО сводятся к следующему: со-действовать сотрудничеству государств в технических вопросах торгового судоходства, обеспечению безопас-ности на море, эффективности судоходства, предотвра-щению загрязнения моря с судов и рассмотрению свя-занных с этим административных и правовых вопро-сов. Целями Организации являются также поощрение мер, ведущих к созданию нормальных экономических и коммерческих условий эксплуатации торгового флота, развитие связей с международными организа-циями и государствами.

ИМО принимает самое активное участие в разработ-ке международных договоров и других документов, кото-рые в той или иной мере касаются вопросов, входящих в круг деятельности Организации. Вот несколько приме-ров такой деятельности последних лет: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загряз-нения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Протокол 1992 года об изменении Международной кон-венции о гражданской ответственности за ущерб от за-грязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Организационная структура ИМО является традици-онной для подобного рода международных организаций.

Ассамблея -- орган полного состава, порядок рабо-ты сессионный, очередные сессии проходят один раз в два года.

Совет -- выборный орган, члены Совета избирают-ся Ассамблеей на два года. Государства представлены в Совете по трем категориям, за каждой категорией за-креплено определенное число мест и выборы проходят отдельно по категориям. Решением 18-й сессии Ассам-блеи в 1993 году число членов Совета увеличено до 40.

В организационную структуру ИМО входит также Секретариат во главе с Генеральным секретарем, чис-ленность персонала невелика -- около 300 служащих.

ИМО имеет комитеты: юридический, по безопас-ности на море, по защите морской среды и по техни-ческому сотрудничеству.

Помимо ИМО, действуют такие международные морские организации, как, например, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК).

16. ЛИТЕРАТУРА

Барсегов Ю.Г. Каспии в международном праве и мировой политике. М.,1998.

Иванов Г. Г. Международная морская организация. М., 1994.

Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.

Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1973.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М., 1986.

Мировой океан и международное право / Отв ред. А.П. Мов-чан, А. Янков. Правовой режим морских прибрежных про-странств. М., 1987.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов-чан, А Янков. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды М , 1988.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов-чан, А. Янков. Защита и сохранение морской среды. М., 1990.

Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мов-чан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследова-ний и передача технологий. М., 1992.

Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана. М., 1974.

Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. Сотрудничество социалистических стран. Эко-номическая зона. Международные морские организации. Раз-решение споров. Проблема ограничения морских вооружений. М., 1984.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.