скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право

Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии сле-дующих условий согласие государства должно быть международно-правомерным, согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым), согласие должно предшествовать совер-шению действий Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках) Однако согласие не может быть дано на соверше-ние действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согла-сие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства)

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого го-сударства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей сто-роны Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН, соответствующей региональной организацией)

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или неподдающими-ся контролю непредвиденными внешними событиями Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обяза-тельствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпиде-мия и т. п. ) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами "форс-мажор" или "непред-виденный", "непреодолимый" случай Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в cт. 14 Конвенции о территориальном море и при-лежащей зоне 1958 г., в ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г

4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бед-ствия не имел иной возможности спасiи жизни или жизнь вверенных ему людей Например, капи-тан судна, терпящего бедствие, пытается у крыться от шторма в иностранном порту, не имея на то разрешения, или пилот летательного аппарата совершает без разрешения вынужденную посадку на иностранной территории с тем чтобы избежать неминуемой катастрофы и спасти пассажиров, или, наконец, капитан судна отказывается от спасания человека в воде, поскольку это может быть связано с реальной гибелью собственного судна и вверенных ему пассажиров. Во всех этих случа-ях формально имеет место нарушение границ другого государства и обязанности оказывать по-мощь в море всем терпящим бедствие, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

329. Понятие законности.

Законность -- комплексное (принцип, метод, режим) соци-ально-правовое явление, характеризующее организацию и функ-ционирование общества и государства на правовых началах.

Термин «законность» является производным от термина «за-кон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права -- от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, орга-ническую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государствен-ным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредствен-ным исполнителям законов -- должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, граж-данам (сфера правореализации).

358. Принципы международного правопорядка.

Міжнародний правопорядок розвивається на загально-соціологічних засадах, загальних юридичних принципах, на яких формуються і функціонують міжнародно-правова надбудова, правова система, всі інститути міжнародного права -- і безпосередньо на принципах міжнародного пра-вопорядку як цілісного утворення.

До загальносоціологічних засад міжнародного право-порядку належать: принцип наукової обгрунтованості; по-літико-правова основа -- демократичні міжнародно-пра-вові відносини; економічна основа -- справедливий між-народний економічний порядок; духовна основа -- куль-тура світового співтовариства; цільова основа -- зміцнен-ня миру й безпеки між народами.

До загальних юридичних принципів міжнародного правопорядку належать: принципи сучасного міжнарод-ного права; загальні принципи права; міжнародна закон-ність; верховенство міжнародного права над політикою; рівність усіх суб'єктів міжнародного права перед норма-ми міжнародного права; рівне і справедливе надання між-народно-правових можливостей (прав, свобод і законних інтересів) та вимоги шодо виконання обов'язків і реалі-зації міжнародно-правової відповідальності; об'єктив-ність, справедливість та істинність правових заходів; пе-реконаність суб'єктів у правильності і справедливості правових заходів; справедливість і невідворотність впливу на правопорушника, можливість застосування до нього заходів впливу; просторово-часові параметри застосуван-ня правових заходів та ін.

До принципів функціонування міжнародного право-порядку як системи належать: принцип законності, прин-цип цілісності і структурності, принцип субординації і співпідлеглості (підлеглість усіх норм міжнародного пра-ва функціям міжнародного правопорядку), принцип упо-рядкованості, узгодженості елементів і компонентів, прин-цип зв'язку та відповідності системі міжнародно-право-вого регулювання, принцип стабільності, принцип до-цільності, принцип простоти та ін.

387. Форма международного договора и ее значение.

Международный договор может быть заключен как в пись-менной, так и в устной форме. Устная форма международного договора именуется «джентльменским соглашением». К примеру, джентльменские соглашения практикуют спецслужбы США и России с аналогичными структурами в других государствах. В це-лом же данная форма международного договора используется довольно редко. Наиболее распространенной формой междуна-родного договора является письменная, позволяющая четко и определенно закрепить права и обязанности сторон по дого-вору.

Международной практике известны такие наиме-нования договоров, как конвенция, пакт, соглашение, договор, протокол, устав, статут, хартия и др. Международный договор может быть вообще безымянным. Например, обмен дипломати-ческими нотами может представлять собой разновидность международного договора. В соответствии с нормами обычного договорного нрава наименование международного договора не имеет какого-либо юридического значения. Важно, чтобы этот документ содержал правила поведения сторон, признаваемые ими в качестве юридических норм. Поэтому широко используемый в доктрине международного права термин «договор» должен рас-сматриваться в качестве родового понятия.

416. Действие договора в пространстве.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд много-сторонних договоров предусматривает пространственную сферу дей-ствия иную, чем территорий государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 года, Договор о принципах дея-тельности государств по исследованию и использованию космическо-го пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвен-ции ООН по морскому праву 1982 года, которая охватывает прост-ранства, начиная от внутренних морских вод н кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Террито-риальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 года имеет специфический харак-тер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

445. Кодификационная работа Комиссии международного права.

Кодификация международного права буквально озна-чает приведение в единую систему действующих междуна-родно-правовых норм, их формулирование и устранение противоречий между ними. Однако, как показала практи-ка, работа по кодификации любой отрасли между народно-го права неизбежно включает уточнение и развитие дейст-вующих и создание новых норм, что относится уже к прогрессивному развитию международного права.

Кодификация и прогрессивное развитие международно-го права в настоящее время протекают в основном в рамках универсальных международных организаций, прежде всего ООН, а также в рамках различных локальных меж-дународных организаций.

Основным органом по кодификации и прогрессивному развитию международного публичного права является Ко-миссия международного права ООН. Это -- вспомогатель-ный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из 25 независимых экспертов, избираемых Генеральной Ас-самблеей. Комиссия начала свою деятельность в 1949 го-ду. С того времени она подготовила ряд проектов конвен-ций по различным вопросам международного права, боль-шинство из которых позднее легли в основу конвенций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН или специальны-ми международными конференциями, созываемыми по ре-шению ООН.

533. Начало и окончание консульской миссии.

Назначение консулов. Консульский патент и экзекватура

Консулы назначаются направляющим государством и допускаются к исполнению обязанностей принимающим государством. В большинстве государств (в том числе в СССР) назначение консульских представителей, а также

прием иностранных консулов относятся к компетенции ве-домства иностранных дел.

Консулу выдается консульский патент (удостоверение, подтверждающее его полномочия). В нем указываются полное имя и класс, к которому принадлежит консул, кон-сульский округ и местопребывание консульства. Класс консула и консульский округ заранее согласовываются с государством, в которое назначается консул.

Консульский патент направляется обычно через дипло-матические каналы властям государства, в которое назна-чается консул, для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанности).

Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдель-ного документа, так и в виде надписи на самом консуль-ском патенте. Какой орган уполномочен выдавать экзеква-туру, определяет внутреннее законодательство каждого го-сударства. В большинстве государств экзекватура выдается ведомством иностранных дел (в СССР -- Министерством иностранных дел).

С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе.

Обычно власти страны пребывания (ведомство иност-ранных дел) выдают консулам консульские карточки, ко-торые удостоверяют, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на льготы и привиле-гии, согласно международному праву.

Прекращение функций консульского представителя

Деятельность консульского представителя прекращает-ся в случаях: 1) отозвания его назначившим государством; 2) объявления консула persona non grata (нежелатель-ным лицом); 3) если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государ-ства пребывания; 4) закрытия консульского учреждения; 5) войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его. В этом случае консул по указанию своего правительства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государ-ства.

584. Функции торговых представительств и способы их осуществления. Компетенция торговых представительств.

Торгпредство является составной частью дипломатического представительства в соответствующем государстве. Осуществляя свою деятельность под общим руководством посла (посланни-ка), торговое представительство подчиняется Министерст-ву внешней торговли. Во главе торгового представи-тельства стоит торговый представитель.

Функции торговых представительств состоят в следующем:

а) представительство интересов в области внеш-ней торговли и содействие развитию торговых и иных хо-зяйственных отношений со страной пребывания торгпредства;

б) регулирование внешней торговли со страной пребывания;

в) осуществление внешней торговли со страной пребывания.

В настоящее время внешнеторговые операции осу-ществляются главным образом государственными всесоюз-ными объединениями (экспортными, импортными и эк-спортно-импортными). Подавляющее большинство госу-дарственных внешнеторговых объединений подведомствен-но Министерству внешней торговли.

Торговое представительство (следовательно, государство) несет ответственность по сделкам, заключенным или гарантированным торгпредством.

Торгпредство может выступать в иностранных судах в качестве истца. В качестве же ответчика оно может высту-пать в этих судах лишь по спорам, вытекающим из сделок, заключенных или гарантированных торгпредством, и толь-ко в тех государствах, в отношении которых государство выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по таким спорам.

618. Нерушимость государственных границ и международная безопасность.

Государственная граница -- это линия, устанавливаю-щая пределы сухопутной или водной территории государ-ства.

Воздушной границей государства является воображае-мая криволинейная поверхность, восстановленная верти-кально к поверхности земли, воды вверх от линии сухо-путной либо водной границы. Верхний предел воздушной границы (отделяющий воздушную территорию от космо-са) международным правом не установлен.

Граница недр государства есть воображаемая криволи-нейная замкнутая поверхность, имеющая своим основани-ем сухопутный и водные границы, восстановленная вниз от них.

Государственная граница отделяет территорию данного государства от других государственных территории либо от международной территории (открытого моря, воздуш-ного пространства над ним).

Государственная территория и, следовательно, государ-ственная граница неприкосновенны. Государство имеет право применять меры, чтобы не допустить их нарушений: Если граница нарушена иностранным военным кораб-лем, пограничным отрядом другого государства и т. д., данное государство может предпринять действенные меры для прекращения нарушений, вплоть до применения воо-руженной силы против нарушителей.

Лица, виновные в нарушениях государственной грани-цы и пограничного режима, могут быть наказаны в уголов-но-правовом либо административно-правовом порядке в соответствии с внутренним законодательством государства, границы которого нарушены.

Границы между соседними государствами устанавлива-ются, как правило, в договорном порядке. Морская грани-ца, представляющая собой линию внешнего предела терри-ториальных вод, устанавливается в соответствии с норма-ми международного права. Ширина территориальных вод, как показывает практика, колеблется от 3 до 12 морских миль. Если воды, разделяющие государства, близко сопри-касаются, эти государства заключают соглашения о линии прохождения государственной границы между ними.

648. Полярные секторы: международно-правовая и национально-правовая регламентация деятельности государств в арктических районах. Границы секторов.

Арктика -- район земного шара, расположенный вокруг Север-ного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км. если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31` с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.

К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия, Исландия (последние три -- незначительными частями сухопутной территории).

В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° вл. -- 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Сувере-нитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 192S г., запретившим иностранным государствам и их граж-данам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° зл.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного

рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., преду-сматривающий обязательные правила по предотвращению загрязне-ния морской среды в границах Канадской Арктики.)

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентяб-ря 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Дан-ной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедиция-ми Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «рас-положенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейско-го побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общеприз-нанной в течение столетий».

Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суверенитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» -- остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского ма-терикового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.

Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советско-му Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Рос-сийской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Сою-за ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г. ^

Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, ко-торые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее прави-тельством СССР принадлежащими другим государствам, было объяв-лено к северу от побережья СССР (в настоящее время -- Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04'35" в.д. и меридиану 168°49'30" зд. Постановление рт 15 апреля 1926 г. не за-

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.