скачать рефераты

МЕНЮ


Органы следствия и дознания

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа-ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно-сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон-кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра-ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот-ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея-тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре-шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя-тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле-дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи-ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан-ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо-бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи-вают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки мате-риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе-ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру-гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со-ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело-вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре-дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме-тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя-тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару-жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис-пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей-ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст-венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча-стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то-гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив-но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз-но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож-ных следственных действий.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ-лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де-ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме-жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

Поручение следователя органу дознания о производстве ро-зыскных и следственных действий

Содействие органа дознания следователю в производстве от-дельных следственных действий

Уведомление следователя о результатах применения опера-тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя-зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег-ламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп и оценка ре-зультатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера-тивным работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе-ративная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея-тельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор-мации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах происходит несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера-тивный работник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).

54% опрошенных следователей расценивают работу в следст-венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе-ративных работников можно объяснить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу-ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто-роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согласованному плану. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма-териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж-дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле-ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова-нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль-ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно-сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе-ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра-бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис-тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе-редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско-вой и оперативно-розыскной работы. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирова-ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель-ности каждого ее работника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра-боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова-ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после ос-мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп-росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете-лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен-ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра-вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго-товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по-ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным - выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож-но отнести и к оперативным работникам. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004

Взаимный обмен информацией между следователем и оператив-ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав-ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст-ной, так и в письменной форме.

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по-зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ-ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения.

Изучение дел и опрос практических работников показали, вза-имный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре-ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго-ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо-ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас-полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ-ствует установлению лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен-ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под-готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва-ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на лю-бом этапе расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан-ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло-жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель-ности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководи-телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на-ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга-низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто-роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле-мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро-приятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене-дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла-новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор-гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа-ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Ознакомление следователя с данными, полученными оператив-но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова-ния.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа-лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста-точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст-ва, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по-зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе-лов. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле-нии.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет-ные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор-ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя-тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо-действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло-дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо-мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор-ганов. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

4.3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на началь-ном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив-ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо-мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под-следственном следователю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.