скачать рефераты

МЕНЮ


Правовой статус работающих женщин и лиц с семейными обязанностями

В Уставе Международной организации труда, лежит концепция всей деятельности организации, которая первой провозгласила неделимость прав человека, охватывающих в равной мере права политические и гражданские, экономические, социальные и куль-турные. Деятельность МОТ почти во всех ее формах касается Осуществления прав человека в том виде, как они изложены во Всеобщей декларации. Как указывалось в п. 96 анализа Средне-срочного плана МОТ на 1982-1987 гг.: «Из всех вопросов миро-вого масштаба, относящихся к компетенции МОТ, вопрос о за-щите прав человека и содействии их осуществлению будет и впредь наиболее актуальным и заслуживающим первостепенного внимания». Об этом свидетельствует центральное положение Фи-ладельфийской декларации, принятой в 1944 г.

С целью поощрения равенства возможностей и обращения в области труда и занятости МОТ был принят ряд ключевых кон-венций: Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), Конвенция № 117 «Об основных целях и нор-мах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (1951 г), Рекомендация №90 «О равном возна-граждении», Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» и др. Все эти конвенции отражают постоянную озабоченность МОТ проблемой равенства как основополагающего условия человече-ского достоинства и социальной справедливости.

Конвенция № 111 остается главным актом, которым МОТ хоте-ла заложить основу для действий на уровне государств-членов, на-правленных на обеспечение

равенства в социальной области.

Конвенция № 168 «Содействие занятости и защита от безрабо-тицы» (1988 г.) дополнительно запретила осуществлять дискрими-нацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности.

Рекомендация № 162 «Пожилые трудящиеся» (1980 г.) призыва-ет государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.

С точки зрения МОТ (Конвенция № 117 «Основные цели и нормы социальной политики» 1962 г.) целью социальной полити-ки является ликвидация дискриминации работников примени-тельно ко всем аспектам труда и трудовых отношений.

Конвенция № 100 обязывает государства использовать нацио-нальные методы установления ставок вознаграждения с целью обес-печивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Рекомендация №90 содержит дополнительные предложения относительно применения принципа равенства вознаграждения. В частности, детализируются меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство, профессиональная ориен-тация, социальные услуги, научные исследования и т. д.).

В Рекомендации №111 установлено, что все лица должны без дискриминации пользоваться равенством возможностей и обраще-ния в отношении доступа к учреждениям, ведающим профессио-нальной ориентацией и трудоустройством, доступа по собственному выбору к обучению и работе на основании личных склонностей.

Содействуя равенству и осуществляя деятельность по ликвида-ции

конкретных форм дискриминации и неравных возможностей, МОТ с первых же дней своего основания (1919 г.) уделяла особое внимание трудящимся,

осуществляющим помимо профессиональ-ной деятельности свои семейные обязанности, понимая, однако, под ними исключительно женщин. В этом же году МОТ приняла Конвенцию № 3 «Об охране материнства» и Конвенцию № 4 «О труде женщин в ночное время», в дальнейшем пересмотренные соответственно в 1952 и 1948 гг.

Конвенция № 103, заменившая Конвенцию № 3, закрепила широкий спектр мер по охране материнства.

Рекомендация №95 «Об охране материнства», дополняющая одноименную* Конвенцию, призывает государства устанавливать более высокий уровень правовых гарантий, чем это предусмотре-но в Конвенции № 103. В частности, когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам предполага-ется продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработка. Перерывы в работе для кормления грудных детей рекомендуется устанавливать продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кормления груд-ных детей должны увеличиваться.

Во время беременности и по крайней мере в течение 3 меся-цев после родов (а в случае кормления грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с подняти-ем, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или не-прерывным физическим напряжением, включая длительное стоя-ние на ногах.

Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компе-тентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения зара-ботной платы. В отдельных случаях это

право должно предостав-ляться каждой беременной женщине по предъявлении медицин-ской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в

интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.

Конвенция №171 «Ночной труд» (1990 г.) запрещает ночной труд беременных женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рож-дения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.

В 1965 г. МОТ, принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются женщины, в связи с необходимостью совмещения их двойных обязанностей в семье и на работе приняла Рекомен-дацию № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями*.

Данная Рекомендация призывает компетентные органы власти проводить соответствующую политику с целью дать возможность женщинам с семейными обязанностями, которые работают вне своего дома, пользоваться своим правом делать это без того, что бы подвергаться какой-либо дискриминации, и в соответствии с принципами, установленными Конвенцией № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», а также другими нормами отношении женщин, принятыми Международной конференции труда, поощрять, способствовать развитию обслуживания, направленного на предоставление женщинам возможности гармонично выполнять свои различные обязанности дома и на работе. В рекомендации намечены основные направления деятельности, при-званной облегчить положение женщин с семейными обязанностя-ми.

Однако, сделав немалое для решения проблем, с которыми сталкиваются женщины, МОТ на 69-й сессии Международной конференции труда о социальных аспектах труда признала, что за годы экономического роста разрыв

между экономическими воз-можностями мужчин и женщин надлежащим образом сокращен не был. Особенно важно, что в условиях любого

экономического кризиса женщин вытесняют с рынка труда в первую очередь. С другой стороны, их домашние и семейные обязанности, которые даже в тех случаях, когда жен-щины работают полный рабочий день, продолжают лежать на их плечах, как указывалось в докладе МОТ к 65-й (1979 г.) сессии Международной конференции труда о занятости женщин с се-мейными обязанностями. В принятой в 1975 г. Декларации о ра-венстве возможностей и обращения для трудящихся женщин за-явлено, что «положение женщин не может быть изменено без из-менения роли мужчин в обществе и в семье.

23 июня 1981 г. была принята Конвенция .№ 156 «О лицах с се-мейными обязанностями» и одноименная Рекомендация № 165. До этого момента семейные обязанности рассматривались МОТ лишь в отношении женщин, а принятые акты были направлены только на то, чтобы облегчить им доступ к деятельности, прино-сящей доход.

Данные Конвенция и Рекомендация распространяются на:

трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда эти обя-занности ограничивают их возможность подготовки, доступа, уча-стия или продвижения в экономической деятельности;

трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников-- членов их семей, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанно-сти ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятель-ности.

Конвенция о лицах с семейными обязанностями имеет целью позволить лицам, имеющим такие обязанности и работающими или желающим работать с целью получения дохода, делать это. не становясь при этом объектом

дискриминации, и выполнял свои семейные и профессиональные обязанности

с наименее возможным риском для здоровья и благополучия как их самих,

тaк и их семей.

Рекомендация № 165 призывает не допускать прямой или ко венной дискриминации, основанной на признаках семейного положения. В указанной Рекомендации предусмотрен комплекс мер своего рода государственная программа оказания помощи трудящимся с семейными обязанностями в области профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения и обслуживания; предусмотрена организация соответствующих государственных и общественных учреждений и служб.

Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны -- члены Совета Европы для обеспечения реализации пра-ва на равенство и на равное обращение работников--мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных работни-ков принять соответствующие меры, с тем чтобы:

а) предоставить работникам с семейными обязанностями воз--
можность поступить на работу и оставаться занятыми, а также
возобновить работу после перерыва, вызванного семейными обя--
занностями, включая организацию профессиональной ориентации
и профессионального обучения таких работников;

б) учитывать их нужды при определении условий труда и в
области социального обеспечения;

в) развивать государственные и частные социальные службы,
поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие по--
добные учреждения, берущие на себя заботу о детях.

Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с се-мейными обязанностями на международном уровне прошло как бы три этапа:

с первых дней создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда из
всех лиц с семейными обязанностями под защитой международ-ных норм

были только беременные женщины и женщины с груд-ными детьми (кормящие

матери);

с 1965 по 1981 г. В 1965 г. Рекомендация № 123 «О труде
женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т. е. и более старшего возрас--
та), а также с больными членами семьи;

с 1981 г. в соответствии с Конвенцией № 156 лицами с се-мейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуж-дающимися в уходе другими ближайшими родственниками.

Конвенция № 156 дала начало в международном и националь-ном законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий, ранее предоставляемых только женщине, на других членов семьи.

Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие категории лиц с семейными обязанностями:

а) беременные женщины;

б) кормящие матери (с грудными детьми);

в) трудящиеся, на иждивении которых находятся несовершен-нолетние дети;

г) трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других
ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа Трудового кодекса РФ можно прийти к выводу, что в его статьях довольно детально изложены гарантии бе-ременных женщин, женщин с грудными детьми и лиц с семейными обязанностями.

Итак, по Российскому трудовому праву беременные жен-щины, женщины с грудными детьми и лица с семейными обязанностями имеют право:

а) на отпуск по материнству не менее 70 дней включаю-щий период послеродового отпуска. (ст - 255 ТК РФ)

В случае болезни в связи с родами отпуск продлевается.

б) в период отпуска по беременности и родам женщина име-ет право на получение денежного пособия и медицинской помо-щи в установленном законом размере. (ст-255 ТК РФ)

в) если женщина кормит ребенка грудью, она имеет право на перерывы, не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый, которые считаются рабочими часами и оплачи-ваться в размере среднего заработка. ( ст-258. ТК РФ)

г) беременные женщины и кормящие грудью женщины не
допускаются на ночные и сверхурочные работы. (ст-253 ТК РФ)

д) не привлекаются к тяжелым и вредным работам и имеют право на перевод на другую более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста 1,5 лет. (ст-254 ТК РФ)

ТК РФ предусматривает гарантии при уволь-нении, не допуская увольнение женщин в период отпуска по бе-ременности и родам.

Из специальных прав других лиц с семейными обязанностями Трудовой Кодекс РФ предусматривает:

предоставление трудящимся отпуска по воспитанию ребен-ка, продолжи-

тельность которого 70 дней со дня рождения ребенка.

предоставление трудящимся, на иждивении которых находится больной ребенок или другой ближайший родственник, от-пуска по уходу за ними

Законы Трудового Кодекса РФ о трудящихся с се-мейными обязанностями, а также Европейская социальная хартия указывают, что семейные обязанности как таковые не должны рассматриваться как уважительная причина увольнения.

Таким образом, можно констатировать, что женщины и лица с семейными обязанностями являются специальными субъектами международ-ного трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии, закрепленные рядом междуна-родных актов и Российским законодательством.

БИБЛИОГРАФИЯ:

I. Нормативно - правовые акты:

1. Трудовой Кодекс РФ ( ст253-264).

2. Конституция РФ (ст38).

3. Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах. Утверждена Минздравом РФ от 23 апреля 1997 г. №01-97.

4. Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декаб-ря 1990 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин».

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. 4; Ст. 295.1997. N° 1. Ст. 2; 1998. № 26. Ст. 3012.

II - Научная литература:

1. Дзгоева. Ф. О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2003.

2. Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР. Москва. 1950

3. Бугров. Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь., 1992 .

4. Петрушина С. Н. Особенности регулирования труда в организациях легкой промышленности на современном этапе: М., 1998. См. также : Мерцалова Г. В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР: Москва.1991

5.Покровска М. Н. Особенности правового регулирования труда женщин в СССР: М., 1970.

6. Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беремен-ных женщин, утверждены Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации, Минздравом Российской Федерации 21, 23 декабря 1993 г.

7. 75-я сессия Международной конференции труда 1988 года. Доклад Генерального директора «Права человека - общая ответственность.» МБТ. Женева,1988. С. 21-22.

8. 80-я сессия Международной конференции труда 1993 года. Доклад V(1) Неполное рабочее время. МБТ. Женева, 1993. С. 3-- 4.

9.Рожников. Л. В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права. Москва. 1999.

10. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М, 1995. С. 44--45.; Конституция Рос-сийской Федерации: Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батури-на, Р.Г Орехова: М., 1994. С. 21.

11. Юшина. Л. И.Социально-правовые вопросы охраны труда женщин в СССР М., 1974. С. 14.; Шептулина.И. Н. Техниче-ский прогресс и вопросы правового регулирования труда женщин в СССР. М., 1972. С. 89-90.

12.Антонов.А.И.«Круглый стол»:Трудящиеся с семейными

обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

См. подробнее: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам че-ловека в РФ в 2001 году от II марта 2002 г.

13.Лившиц.Р.З.«Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

14. Петренко. В. «Круглый стол»: Реализация равных прав и свобод мужчин и женщин // Человек и труд 2002. №5

15.Соколова.В.И. «Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

16. Рожников.Л.В. Указ. раб. С. 40; Морозов. П. К. Сравнительный анализ правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в РФ и США. М., 1997. С. 71.

17. Рожников Л. В. Указ. соч. С. 76.

18.Толкунова В. Н. Правовое регулирование женского
труда // Советское государство и право. 1968. № 11. С. 49.

19. Шептулина Н. Н. Законодательное.обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998. №1. С.8.

20. Шептулина Н. Н. Законодательное обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998. № 1. С. 9.
21. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990.

Приложение1

Особенности регулирования труда женщин

Приложение2

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.