скачать рефераты

МЕНЮ


Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты

Как правило, реализация ее в этих целях связана с необходимостью пребывать в месте жительства или месте пребывания (например, вероятность воздействия на свидетелей, уничтожение вещественных доказательств, расположенных не в месте нахождения обвиня-емого (подозреваемого), или возможность продолжить преступную деятель-ность, связанную с выездом за пределы места жительства). В соответствии с законом РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ” каждый гражданин имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ 1.

Статья вторая Закона вводит понятия “место пребывания” и “место жительства”.

Место пребывания -- гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кем-пинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Место жительства -- жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-

_____________________

1 Российская газета. № 12. 1999. С. 39.

интернат для инвали-дов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственни-ка по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона вместо прописки вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

При отобрании подписки о невыезде следует обратить внимание обвиня-емого (подозреваемого), что о перемене места жительства или места пребы-вания в пределах одного города следует уведомлять ЛПД, следователя, прокурора, суд и судью.

У обвиняемого (подозреваемого) отбирается письменное обязательст-во. В нем указываются данные обвиняемого (подозреваемого), квалификация преступления, место жительства или место пребывания, обязательство не отлучаться с этого места без разрешения должностного лица или органа, а также возможность применения более строгой МП в случае нарушения под-писки о невыезде. Указывается дата, ставится подпись.

Личное поручительство

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызо-ву лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Число поручителей не может быть менее двух 1.

При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения подозреваемым

_______________________

1 ст. 94 Уголовно- процессуального кодекса.

или обвиняемым действии, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда в порядке, предусмотрен-ном статьей 323 настоящего Кодекса, или применены меры общественного воздействия.

Обвиняемый (подозреваемый) считается ведущим себя надлежащим образом, если не скрывается от следствия и суда, не мешает установлению истины по делу, не продолжает преступную деятельность, не уклоняется от исполнения приговора.

Лицами, заслуживающими доверия, считаются совершеннолетние граж-дане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, и которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение,

Поручителями могут быть и родственники обвиняемого (подозреваемо-го). Число поручителей не может быть менее двух.

В основе обязательства о личном поручительстве лежит принцип добро-вольности, который не может быть поколебим. Поручители в любой момент вправе отказаться от поручительства.

Поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела, об ответственности в случае совершения обвиняемым (подозреваемым) ненадле-жащих действий или уклонения от явки.

Факт осведомления поручителя может быть отражен как в постановлении об избрании меры пресечения, так и в отдельной подписке, поскольку закон не содержит исчерпывающих толкований данного положения. На практике это отмечается в типовых бланках подписки личного поручителя. Подписка может быть отобрана от каждого поручителя в отдельности, а может быть одной.

Ответственность поручителя наступает в случае, если обвиняемый (подо-зреваемый) уклоняется от явки по вызову или ведет себя ненадлежащим образом. Она состоит в наложении судом денежного взыскания в порядке ст. 323 УПК РФ или применении мер общественного воздействия. В случае ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), уклонения его от явки к нему может быть применена более строгая мера пресечения в порядке ст. 101 УПК, о чем ему должно быть разъяснено при избрании личного поручительства меры пресечения.

Поручительство общественной организации

Поручительство общественной организации состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежа-щее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Общественная организация, дающая поручительство, должна быть по-ставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.

Понятие общественной организации содержится в Федеральном законе (ФЗ) от 19.05.95 “Об общественных объединениях” 1. Общественная организация является одной из организационно-правовых норм общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, неком-мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединивших-ся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения 2 .

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объ-единение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан .

______________________________________

1 Российская газета № 14. 25.05.95. С. 43.

2 ст. 5 ФЗ.

Обязательным признаком общественной организации, в отличие от других форм общественного объединения, является наличие членства. Поэтому при примене-нии рассматриваемой меры пресечения представляется необходимым приобщение к материалам уголовного дела свидетельства о государственной регистрации и устава данной общественной организации.

Хотя комментируемая статья прямо не указывает, но из ее смысла вытека-ет, что общественная организация может дать поручительство только за обвиняемого (подозреваемого), являющегося ее членом.

Решение о поручительстве принимается на общем собрании (съезде) членов организации или ее выборным коллегиальным органом. Согласие большинства -- обязательно.

Инициатива о поручительстве может исходить как от самой организации, так и по просьбе обвиняемого (подозреваемого), либо ЛПД, следователя, прокурора, суда, судьи.

Учитывая краткосрочность нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера пресечения в его отношении применяется исключительно редко.

Должностные лица и органы, решающие вопрос о поручительстве общественной организации, должны тщательно изучить побудительные мотивы принятия данного решения, а также может ли она положительно воздейство-вать на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность или надуманность могут быть основанием для отказа в применении данной мерой пресечения.

Об уходе или выбытии обвиняемого (подозреваемого) из организации, а также о дальнейшей возможности осуществлять поручительство сообщается ЛПД, следователю, прокурору, суду, судье.

Общественная организация в любой момент вправе отказаться от пору-чительства через общее собрание или ее выборный орган. Представляется, что процедура должна быть обычной: собрание, наличие большинства голосов и письменная информация должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения.

Общественная организация вправе поставить обвиняемому (подозрева-емому) и дополнительные условия, кроме обязательства являться по вызовам и вести себя надлежащим образом. Например, не появляться в определенных местах, находиться дома после работы, вести себя должным образом с соседями, не употреблять спиртных напитков и др.

Общественная организация может также уполномочить конкретных лиц для осуществления контроля за поведением обвиняемого (подозреваемого).

Письменное обязательство общественной организации может быть выражено в протоколе собрания или заседания выборного органа, который подписывается председателем и секретарем.

Предпочтительность этого документа состоит в том, что он позволяет более полно изучить личность обвиняемого (подозреваемого), оценить обста-новку, в которой проходило собрание, ознакомиться с мнениями выступаю-щих, их доводами.

Представление выписки из протокола собрания или просто письмен-ного обязательства об общественном поручительстве не является основани-ем для отказа в избрании меры пресечения. Из этих документов должно вытекать, что общественная организация поставлена в известность о сущности уголовного дела.

При личном и общественном поручительстве в материалах дела сначала появляются письменные обязательства, а уже потом выносится постановление об избрании меры пресечения. Именно их наличие и анализ позволяют окончательно решить вопрос о применении личного поручительства и поручительства общественной организации.

14. Форма уведомления" общественной организации о сущности дела может быть различной. Должностное лицо может лично выступить на собра-нии, может направить общественного помощника, не исключается и письмен-ная информация. Может быть информирован и представитель общественной организации как лично, так и по телефону. В любом случае сведения об этом должны найти отражение в протоколе, его выписке или письменном обяза-тельстве о поручительстве.

Об ответственности обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения от явки или ненадлежащего поведения 1 .

Заключение под стражу

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением требовании статьи 11 настоящего Кодекса по делам о пре-ступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй, третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвертой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвер-той, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208--212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвертой, 227, 228 частями третьей и четвертой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276--279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй,

__________________________________

1 см. ком. к ст. 94 УПК.

305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Россий-ской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заклю-чения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обви-няемого -- во всех случая”.

Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и город-ским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах проку-роров областей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоя-тельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.

Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержа-ния его под стражей,

Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.

В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-шении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение.

Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями на-стоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стра-жей лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обосно-ванности ареста, санкционированного прокурором.

В соответствии с законом 1 “Арест” -- заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные.

ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП.

Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступления-ми, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения

______________________________________

1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67.

и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др.

Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу.

МВД Азербайджанской Республики, Республик Армения, Беларусь, Гру-зия, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,

Украины, руководствуясь положениями законодательства и международными договора-ми своих государств, основываясь на соглашении о взаимодействии минис-терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступнос-тью, подписали Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 17 февраля 1994 года в г. Ашхабаде.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения допустимо приме-нять для достижения одной или сразу нескольких целей: лишить обвиняемого (подозреваемого) возможности скрыться от расследования или суда, поме-шать ему воспрепятствовать установлению истины по УД, предупредить про-должение им преступной деятельности, обеспечить исполнение приговора.

Избрание заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления преследует эти же цели. Обвинение в преступле-ниях, перечисленных в ч. 2 ст. 96, грозит строгим наказанием, поэтому степень вероятности уклонения обвиняемого (подозреваемого) от расследова-ния и суда велика.

_____________________________

1 п. 16, ст. 34 Уголовно- процессуального кодекса

Перечень преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Заключение под стражу возможно лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.

Лишь в исключительных случаях эта МП может быть применена по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

Закон не дает понятия исключительного случая. Практика показывает, что к исключительным случаям относятся факты ненадлежащего поведения обвиня-емого (подозреваемого), т. е. уклонение от явки по вызову, уничтожение доказательств, подкуп, запугивание свидетелей, потерпевших, продолжение преступной деятельности и др.

Исключительность заключения под стражу подозреваемого включает в себя, во-первых, неотложность его ареста, во-вторых, невозможность оставления на свободе до установления обстоятельств, входящих в содержание обвинения.

О случаях, когда для применения МП в виде заключения под стражу требуется согласие органов власти РФ 1.

Судья Конституционного суда РФ не может быть арестован без согласия Конституционного суда РФ 2.

Закон “О статусе судей в РФ” 3 предусматривает, что при заключении под стражу судьи требуется согласие квалификационной коллегии судей. Арест может санкционировать только Генеральный прокурор РФ или лицо, исполняющее его обязанности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.