скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг

Механизмы административно-правовой и уголовно-правовой ответственности являются еще одними способами защиты прав потребителей.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в этом своем каче-стве она сохраняет все. основные признаки общего понятия юридической ответственности: она наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушение, связана с общественным и государственным осуждением (порицани-ем) поведения правонарушителя, выражающееся в наступ-лении для него отрицательных последствий.

КоАП РСФСР 1984 г. (в действующей редакции) предусматривает различные составы ад-министративных правонарушений в области финансов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и пр., за совер-шение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности.

В соответствии со ст. 2244 КоАП РСФСР органом, кото-рый вправе рассматривать дела о нарушении антимонополь-ного законодательства и который осуществляет государствен-ный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, является Министерство Российс-кой Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) (п.1 ст. 40 Закона). Статья 2244 КоАП РСФСР содержит два состава правонарушений, которые подведомственны этому органу (ст.ст. 157', 1572 КоАП РСФСР см ниже).

МАП РФ имеет 89 территориальных управлений, распо-ложенных в областных и краевых центрах. Все они напря-мую подчиняются МАП РФ, что позволяет им быть неза-висимыми от местной власти и в случае необходимости за-щищать потребителей от произвола местных чиновников.

В этой области их деятельность можно подразделить на два главных направления:

1. защита прав конкретного гражданина-потребителя;

2. защита прав неопределенного круга потребителей.

В первом случае действия антимонопольных органов на-чинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудитель-ному удовлетворению требований потребителя, путем вы-дачи обязательных для исполнения предписаний (п. 1 ст. 40 Закона).

П. 1 ст. 40 Закона предусмотрена также выдача предпи-саний о прекращении или о приостановлении продажи то-варов в случаях, если специалистами антимонопольных ор-ганов выявлены следующие нарушения:

-- продажа товаров с истекшим сроком годности;

-- продажа товаров (выполнение работ), на которые дол-жны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены;

-- продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге).

Предписание выносится в соответствии с принятым ре-шением в течение трех дней после разбирательства дела или оформляется в течение трех дней со дня составления акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя).

Предписание содержит указание места и времени его вынесения, наименование органа, выдавшего предписание, указание статьи закона и (или) иного правового акта Рос-сийской Федерации, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей, которая была нарушена, и в чем конкретно выражено нарушение, срок исполнения, кон-кретные действия, которые изготовитель (исполнитель, про-давец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителей, дату представления информации об исполне-нии предписания.

Предписание подлежит добровольному исполнению с обязательным уведомлением об этом антимонопольного орга-на. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей антимонопольные органы имеют право воз-буждать дело о привлечении виновных лиц к ответственно-сти. При этом на изготовителя (исполнителя, продавца) со-гласно п.1 ст. 43 Закона может быть наложен штраф в раз-мере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Должностные лица несут ответственность, предусмотрен-ную КоАП РСФСР. Согласно ст. 1572 этого Кодекса, неис-полнение в срок должностным лицом органа власти, управ-ления или хозяйствующего субъекта (исполнителя, из-готовителя, продавца) законных предписаний федерально-го антимонопольного органа, его территориального управ-ления -- влечет предупреждение или наложение штрафа в раз-мере до восьми минимальных размеров оплаты труда.

Исполнители (изготовители, продавцы) в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос-тью или частично предписания антимонопольного органа либо об отмене или изменении постановления о наложении штрафа.

Практика работы антимонопольных органов показывает, что большая часть предписаний о прекращении нарушения прав потребителей исполняется в добровольном порядке без принятия мер административного воздействия. Значитель-ная часть требований потребителей, как правило, удовлет-воряется еще в период подготовки дела к рассмотрению на комиссии.

В пределах своей компетенции федеральный антимоно-польный орган и его территориальные управления направ-ляют материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле-нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннули-ровании; в органы прокуратуры; другие правоохранитель-ные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам пре-ступлений, связанных с нарушением предусмотренных за-коном прав потребителей (п.1 ст. 40 Закона). Специалисты антимонопольных органов могут привлекаться судом к уча-стию в процессе или вступать в процесс по собственной инициативе для дачи заключения по делу и в целях защиты прав потребителей (п. 4 ст.40 Закона и ч.2 ст.42 ГПК РСФСР).

По требованию государственного антимонопольного органа и его территориальных управлений продавцы, изготовите-ли, исполнители обязаны предоставить достоверные доку-менты, письменные или устные объяснения и иную инфор-мацию, необходимую для охраны интересов потребителей (ст. 41 Закона).

Реализуя эти полномочия, МАП России и его террито-риальные управления рассматривали обращения граждан, принимали меры по восстановлению нарушенных прав по-требителей, проводили проверки хозяйствующих субъектов, в том числе совместно с органами исполнительной власти всех уровней, общественными организациями потребителей, оказывали консультационную и практического помощь фи-зическим и юридическим лицам по вопросам защиты прав потребителей, принимали участие в рассмотрении судами дел данной категории, реализовывали и другие мероприя-тия по обеспечению действующего потребительского за-конодательства.

МАП России и его территориальные управления в работе по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей стремятся добиться добровольного устранения хозяйствующими субъектами выявленных нарушений. Это позволяет наиболее оперативно и без дополнительных затрат восстановить законные права потребителей,

Происходящие в стране крупные преобразования в эко-номической сфере продиктовали необходимость изменения и уголовного законодательства, призванного отражать но-вые экономические реалии. Особенно это актуально для хо-зяйственных преступлений.

Уголовная ответственность -- это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-при-нудительное воздействие за совершенное преступление.

В Уголовном Кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г. содержится ряд статей, направленных именно на за-щиту прав потребителей и на привлечение к ответственнос-ти виновных лиц:

а) заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) -- исполь-зование в рекламе заведомо ложной информации относи-тельно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной за-интересованности и причинившее значительный ущерб.

б) нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по-влекшее по неосторожности массовое заболевание или от-равление людей, (ст. 236 УК РФ).

в) производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удос-товеряющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

г) обман потребителей (ст. 200 УК РФ) -- обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относитель-но потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществля-ющих реализацию товаров или оказывающих услуги насе-лению, а равно гражданами, зарегистрированными в каче-стве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размене..

Статья 200 УК РФ дает примерный перечень способов совершения обмана потребителей. Установить их исчерпыва-ющий перечень практически невозможно. Поэтому кроме перечисленных способов обмана потребителей в ст. 200 УК РФ говорится об ином обмане.

Анализ судебной практики показывает, что под иным обманом потребителей следует понимать любые действия виновного, которые направлены на получение от граждан сумм, превышающих стоимость оказанной услуги. Это может быть завышение сложности и объема фактически выпол-ненных услуг, оформление обычного заказа как срочного и т. п.

Ответственность за обман потребителей предусматрива-ется при оказании услуг потребителям в организациях, оказывающих услуги, созданных в лю-бой, из числа предусмотренных гражданским законода-тельством, организационно-правовой форме и независимо от формы собственности.

Обман потребителей является распространенным преступ-лением, нарушающим имущественные интересы граждан. В условиях сложной социально-экономической ситуации в стране опасность этого негативного явления значительно воз-растает и в настоящее время случаи обмана потребителей получили довольно широкое распространение.

Общепризнанно, что уголовная ответственность являет-ся, фактически, самой суровой формой ответственности, предусмотренной государством за нарушение прав человека и введение в УК РФ составов преступлений, касающихся ответственности за нарушение прав потребителей вызвано острой ситуацией, сложившейся в нашей стране на рынке потребительских товаров и ycлуг и подтверждает социальную значимость необходимости охраны прав потребителей, т. е. разумно предположить, что соотношение максимальных сан-кций норм уголовного кодекса наиболее объективно отра-жает общественную значимость охраняемых благ.

Обширная практика государственного контроля за со-блюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что несмотря на большое количество наруше-ний во всех секторах потребительского рынка антимоно-польным органам удается добиваться от хозяйствующих субъектов устранения большинства нарушений в доброволь-ном порядке, что позволяет оперативно и без дополнитель-ных затрат восстановить законные права потребителя.

И на сегодняшний момент необходимо считать важней-шим направлением работы антимонопольных органов по ре-ализации потребительской политики, в области наказания виновных лиц и привлечения к административной и уголовной ответ-ственности, осуществления взаимодействия федеральных органов по защите прав потребителей и их территориальных управлений с органами местного самоуправления для коор-динации своих усилий для борьбы с нарушениями антимо-нопольного законодательства.

Заключение.

Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей, в том числе и в сфере оказания услуг.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.

Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной корреляции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы конечного потребителя. В первую очередь это касается услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным монополиям, с неразвитой конкуренцией, оказывающих услуги так называемого “народного потребления” (коммунальные услуги). Однако и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребительское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.

Принятие в 1999 г. новой редакции Закона "О защите прав потребителей" обусловило дальнейшую активизацию проводимой антимонопольными органами масштабной и доступной для широких масс населения просветительской работы с привлечением средств массовой информации с акцентом на потребительское образование. Вместе с тем необходимо преодолеть негативные тенденции, связанные с сокращением антимонопольных органов и органов по защите прав потребителей при местных администрациях.

Оценивая достигнутый уровень работы по защите прав потребителей в сфере оказания услуг, можно сделать вывод о том, что она и в перспективе будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений потре-бительской политики.

Среди них определены следующие основные направления:

1. Обновленное потребительское законодательство, расширение законодательства требуют:

- расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей;

- усиления координации работы по выработке единых позиций в реализации законодательства о защите прав потребителей на основе масштабной правоприменительной практики; органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судебной системой и общественными организациями потребителей;

- повышения роли межведомственных и координационных советов по защите прав потребителей как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации в реализации законодательства о защите прав потребителей, определении приоритетных направлений формирования потребительской политики в сфере услуг.

2. Создание необходимых условий для развития и укрепления системы государственной и общественной защиты прав потребителей в сфере услуг с учетом усиления роли органов местного самоуправления в этой области для обеспечения доступности ее для широких слоев населения.

3. Предстоит решить проблемы, связанные с непротиворечивым применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в том числе определение места в регулировании гражданско-правовых отношений с участием граждан-потребителей Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и транспортных уставов и кодексов.

В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, в том числе и в сфере услуг, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.

5. С целью накопления практики применения обновленного гражданского и потребительского законодательства нужно продолжать проведение мониторинга в различных секторах потребительского рынка услуг в виде крупных комплексных обследований по вопросам соблюдения законных прав потребителей, в том числе медицинских, образовательных услуг, а также по отдельным вопросам обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг.

Список использованной литературы:

Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. - М.: “Статут”, 1999

Баринов Н. А. Права граждан по договору бытового заказа - Саратов, 1979

Бойко Т.М. Права потребителей // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1995. №5

Гражданское право: в 2 т., том 2 полутом 2. Учебник / под ред. проф. Е.А. Суханова - М.: БЕК, 2000

Гражданское право. Т. II. М.: Юриздат. 1944

Гражданское право. Т. 2. М.:БЕК, 1993.

Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980.

Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Рос-сийской Федерации, часть вторая. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 1996.

Калмыков Ю.Х. Избранное: Труды. Статьи. Выступления. - Москва.: Исследовательский центр частного права, 1998

Комментарий к Закону РФ “О защите прав потребителей” / Зименкова О.Н., Шерстобитов А.Е. и др., М., 1997

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.: ЮНИТА, 1998

Конституция РФ. Постатейный комментарий. М.: Былина, 1997

Ландкоф С.Н. Основы цивильного права // Высшая школа. Киев, 1948.

Обязательственное право. Киев:ЮРкнига, 1998

Отдельные виды обязательств. М.: Госюриздат, 1954.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1995

Парций Я.Е. Закон РФ “О защите прав потребителей” / Постатейный комментарий. М., 1996

Правовое ре-гулирование услуг как результата индивидуальной трудовой деятель-ности. М„ 1983

Правовое регулирование отноше-ний в сфере обслуживания граждан. М., 1983

Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. - Новосибирск: “Издательство ЮКЭА”, 2000

Советское гражданское право. Т. 2. М.: Госюриздат, 1976

Советское гражданское право. Т. 2. М., 1985

Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // "Российская юстиция" № 2, 2000

Фартхутдинов Я.Ф. Законодательство и судебная практика по некоторым видам бытового обслуживания. Изд. Казанского госуниверситета, 1983

Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потре-бителей. М., 1993.

Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Серия 11 “Право” 1983. № 1

Шешенин Е.Д. Договоры услуг в общественном питании // Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 4, 1964.

Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998

Список использованных нормативно - правовых актов:

Конституция РФ М., 1993

Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (СЗРФ 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301)

Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (СЗРФ 29 января 1996 г. N 5, ст. 410)

Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) , с изм. и доп. от 17 декабря 1999 года.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993, N 25, ст. 917) .

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г., N 26, ст. 966)

Закон РФ от 9 августа 1995 г. “О почтовой связи” (СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334)

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 25 июля 1995 г.)

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. (СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 5491)

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 ян-варя 1998 г.( СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218.)

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1382)

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. ( СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2207)

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постано-влением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3979; Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104 в данное постановление внесены изменения).

Судебная практика:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г.)

Некоторые вопросы практики применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по материалам практики судов г. Москвы) // Бюллютень Верховного Суда РФ N 9, 1993 г.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1996 года (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 1996 г.) //Бюллетень Верховного Суда Российский Федерации, 1997 г., N 3

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.