скачать рефераты

МЕНЮ


Регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства

Как уже было сказано, в современный период возросло значение конституционного статуса гражданина, охраны его прав, свобод, а также обязанностей. Государство обеспечивает реализацию таковых посредством издания целой системы нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в данной сфере. В науке административного права в настоящее время нет единого подхода к вопросу классификации форм его выражения (источников административного права33). Большинство ученых склонны систематизировать источники права в соответствии с их значимостью и степенью воздействия на регулируемые отношения. Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является разделение на международные акты и межгосударственные соглашения;

- законы (в том числе и основной - Конституцию);

- нормативные указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- нормативные акты (приказы, инструкции, постановления) федеральных министерств, государственных комитетов, комитетов, других федеральных служб и ведомств;

- акты (законы, решения, постановления) органов государственной власти субъектов федерации;

- нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Коренев А.П. указ. соч. с. 36. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М. -1996. - 66 - 67 с. и др.

Заслуживает внимания, предложенная Кардашовой И.Б., классификация, разделившая нормативные акты, регулирующие вопросы деятельности паспортно-визовой службы, в зависимости от уровня общественных отношений, на которые те оказывают воздействие:

1. Нормативные акты, с помощью которых определяются и регулируются правоотношения, возникающие по поводу паспортно-визовой системы.

2. Нормативные акты, устанавливающие паспортно-визовые правила и ответственность за их нарушение.

3. Индивидуальные нормативные акты, которые устанавливают субъективные права должностных лиц, граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере реализации паспортно-регистрационных правил.

Достаточно спорным в данном случае представляется само существование паспортно-визовой системы - объекта данной классификации. В остальном же, на наш взгляд, она в полной мере отражает весь спектр разнообразнейших административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Основываясь на уже перечисленных систематизациях, хотелось бы предложить подразделять нормативную базу регулирования вопросов, связанных с правом граждан на свободу передвижения на:

1. Нормативно - правовые акты, определяющие и регулирующие отношения, возникающие по поводу паспортно-регистрационной системы.

2. Нормативно - правовые акты, устанавливающие правила паспортно-регистрационной системы и ответственность за их нарушение.

3. Нормативные акты, устанавливающие субъективные права должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовую основу института регистрационного учета граждан составляют прежде всего - Конституция Российской Федерации, а также международные акты - Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года Российская газета, 1995. - 5 апреля., международный пакт " О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 года, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года ВВС РФ.-1994. -№12.

, содержащие нормы, которые закрепляют за личностью право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребьюания и жительства в пределах Российской Федерации", принятый на основе Конституции, устанавливает обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства на территории России, разграничивает такие основные понятия, как место пребывания и место жительства (ст.2), возлагает функции по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета на органы внутренних дел, определяет порядок постановки на учет, а также снятия с него. В Законе дан также перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Гарантией прав граждан служит ст. 9 Закона, в которой говорится о том, что действия и бездействие государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие права на свободу передвижения, могут быть обжалованы в вышестоящий, в порядке подчиненности, орган, вышестоящему должностному лицу либо непосредственно в суд. Нарушение требований Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, дисциплинарную). Основной отличительной чертой данного закона является положение об уведомительном характере регистрационного учета по месту пребывания либо месту жительства граждан Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не влекут за собой возникновение каких-либо прав или обязанностей и не являются условием реализации или ограничения прав и свобод гражданина. Фактически, регистрационный учет представляет собой лишь способ учета граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по месту их пребывания либо жительства.

Таким образом, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года " О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" реализует положения Конституции Российской Федерации и международных договоров и соглашений, провозгласивших право граждан на свободу передвижения в пределах государства, поскольку оно может быть ограничено только в соответствии с федеральным законом. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 СЗ РФ.- 1995. -№ 30. - Ст.2939.

, изданы на основе и во исполнение Закона РФ от 25 июня 1993 г. и определяют последовательность, сроки и назначение регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.1). Правила, используя установленную Законом терминологию, регламентируют порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, порядок регистрации некоторых категорий граждан (военнослужащих, лиц, проживающих на территории монастырей, храмов, других культовых зданий и др.), устанавливают перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев и т.п., акционерных обществ и других коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления). К сожалению, данный нормативный акт не избежал определенных правовых коллизий (например, в нем сохранено ограничение прав граждан на свободу передвижения (10, 12 и 21 Правил), не урегулированы в достаточной степени некоторые вопросы оформления документов и порядка снятия и постановки на регистрационный учет и т.д.).

Важную роль в обеспечении законодательного регулирования системы паспортно-регистрационных правил играет постановление Правительства Российской Федерации 8 июля 1997 года "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", основные положения которого уже приведены в нашем исследовании. Хочется заметить только, что пункт 7 Положения, предусматривающий ограничение срока действия паспорта по достижении определенного возраста (20 и 45-летнего) является новеллой по сравнению с ранее действовавшим Положением о паспортной системе в СССР от 1974 года, устанавливавшим порядок выдачи бессрочных паспортов с обязательным вклеиванием фотографической карточки в 25 и 45 лет. По нашему мнению, выдача паспорта, имеющего ограниченный срок действия приведет лишь к дополнительной нагрузке на паспортные аппараты, а также увеличит затраты на их производство, а польза от такой замены для правоохранительных органов представляется очень сомнительной.

Как уже говорилось, функция контроля за исполнением законодательства о регистрационном учете возложена на органы внутренних дел в лице паспортно-визовой службы, которые также являются органом регистрационного учета. Здесь следует заметить, что Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1993. -№ 10. - Ст. 360.; № 32. - Ст. 1231. и в частности, постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР " О милиции " обязал Совет Министров в кратчайший срок осуществить меры по передаче в ведение других органов обязанностей по выдаче паспортов, осуществления прописки и выписки граждан, ведения адресно-справочной работы. В научной литературе и прессе этого периода неоднократно поднимался вопрос о необходимости такой передачи, поскольку данные функции, по мнению авторов, являлись несвойственными милиции, их выполнение "...в правовом государстве не должно поддерживаться властью и авторитетом органа государственного принуждения" Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. - М. - 1992. -43 с.. С этим утверждением нельзя согласиться в полной мере по нескольким причинам. Во-первых, таковая передача несвоевременна из-за отсутствия у других органов власти и управления, которым предположительно могли быть переданы эти функции, необходимой материально-технической базы, а нехватка государственных средств, способна привести к затягиванию сроков такой передачи и ухудшению качества работы по документированию населения.

Современный период характеризуется ростом преступности, увеличением числа коррумпированных чиновников, что не может не повлиять на порядок обеспечения граждан документами, удостоверяющими личность, а также, возможно, не сможет выполнять в той мере функции содействия органам внутренних дел в вопросах профилактики преступлений и розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда. Постановлением Совета Министров Российской Федерации - Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 № 124 "О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел" Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. - № 8. - Ст. 659. - № 44. -Ст.4208. положения о передаче в ведение других органов вышеперечисленных функций утратило силу, на органы внутренних дел дополнительно возложена обязанность по обеспечению контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране (п.З).

Необходимо отметить важную роль в определении порядка оформления органами внутренних дел регистрационного учета Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 393 Российские вести. 1995.- 7 декабря., которая устанавливает порядок исполнения законодательства о регистрационном учете, ведения документации, оформления документов. Здесь же перечислены функции органов внутренних дел в связи с осуществлением данных обязанностей, а также обязанности сотрудников органов внутренних дел всех уровней и подразделений по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательства о свободе передвижения.

Помимо существующих актов федеральных органов, о которых говорилось выше, на территории России получили широкое распространение нормативные акты субъектов Федерации, направленные на упорядочение разрешения вопросов, связанных с пребыванием и выбором места жительства, они основываются на федеральном законодательстве и регламентируют порядок пребывания и жительства граждан на своей территории. Издание этих нормативных актов вызвано различными социально-экономическими факторами, такими, как нарастающий бюджетный дефицит, спад промышленного производства, высокий уровень безработицы, большая плотность населения, рост миграции. Они принимаются для урегулирования большого количества проблем, возникающих в результате проявления этих факторов во многих регионах нашей страны. Нами уже поднимался вопрос о несоответствии Закона Краснодарского края от 23 июня 1995 года № 9-КЗ "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г, " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Проблемы противоречия некоторых правовых актов субъектов Федерации общероссийским нашли свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы". Исследовав ряд нормативных актов, суд выявил нормы, вступающие в противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так, например, согласно временному положению о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, определение на постоянное место жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод возможно лишь при наличии специального разрешения, выдаваемого в пределах специальных квот (п.21). Такие меры существенным образом ограничивают право граждан РФ на свободу выбора места пребывания и места жительства, нарушают другие гражданские права человека. В связи с этим Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих на пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 года № 922, примечание к п.п. "б" пункта 2 раздела III Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и? Московской области, утв. постановлением Правительства Москвы и Правительством Московской области от 26 декабря 1995 года № 1030-43, в части, воспроизводящей по существу нормы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 года № 922, признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27, 55, 71 пункты 3 и 21 Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 года № 118-8 утв. постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 г. №118-8 выбор места жительства в крае реализуется только на возмездвой основе (п.3).

(в редакции от 24 ноября 1994 года. Данное постановление признало неконституционными и другие нормы законодательных актов субъектов Федерации, многие из которых утратили силу в настоящее время.

К сожалению, многие нормы закона, регулирующие вопросы свободы передвижения, выбора места пребывания и места жительства действуют не такой уж долгий период времени и нуждаются в некоторой доработке (необходимость приведения действующего законодательства в соответствие с требованиями Конституции о свободе выбора места пребывания и места жительства; вопросы административной ответственности граждан, в частности, нормы об ответственности за прием на работу лиц, не имеющих регистрации, размер штрафов за нарушение правил паспортной системы также нуждаются в дополнительном законодательном регулировании; нуждаются в усовершенствовании нормы, определяющие порядок постановки на регистрационный учет и снятия с него, например, в настоящее время, почти отсутствует порядок подтверждения факта снятия с регистрационного учета по предыдущему месту жительства, что порождает возможность двойной и более регистрации; не отработаны в текущем законодательстве вопросы образования материальной базы для создания специальных банков данных и современной системы учета и идентификации граждан, отсутствует и законодательство, регулирующее вопросы, связанные с их созданием и использованием а также охраной конфиденциальной информации о личности; до настоящего времени не приведены в соответствие с федеральными и действуют акты субъектов федерации, вступающие в конфликт с Конституцией и федеральными законами), однако можно признать, что они отвечают требованиям сегодняшнего дня в той мере, в какой это необходимо для обеспечения данной свободы.

.Законодательство о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в определенной степени повлияло и на вопросы наступления административной ответственности за правонарушения в данной сфере, поскольку нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие санкции за нарушение паспортных правил были приняты на основе утративших силу Положения о паспортной системе в СССР и постановления Совмина СССР № 678 от 28 августа 1974 года "О некоторых правилах прописки граждан".

§ 2. Ответственность за нарушение правил регистрационного учета.

В современной научно-правовой литературе большое значение придается вопросам ответственности за совершенные гражданами и должностными лицами административные правонарушения. Данные проблемы исследовались в разное время такими видными учеными-административистами, как Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, И.А. Галаган, А.П. Коренев, О.М. Якуба и др. Однако вопросам ответственности за нарушения правил паспортно-регистрационной системы в научных работах уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Все имеющиеся по данной теме работы в подавляющем большинстве были изданы в 50-80 годах, представляют, несомненно, определенный научный интерес, однако в изменившихся социально-политических условиях, с принятием нового законодательства, посвященного вопросам свободы передвижения граждан, выбора ими места пребывания и жительства, необходим новый подход к порядку применения взысканий к лицам, совершившим
правонарушения в этой сфере общественных отношений. Законодательство, регулирующее вопросы административной ответственности, в частности Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, нуждается в переработке, что, конечно, не может не сказываться на эффективности правового
воздействия применяемых норм. Все это в полной мере относится и
к правонарушениям, посягающим на установленный порядок управления, и, в частности, статьям кодекса, которые предусматривают административную ответственность за нарушение паспортно-регистрационных правил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.