скачать рефераты

МЕНЮ


Регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства

5. Взаимодействие с органами представительной, исполнительной власти (всех уровней) и органами местного самоуправления по вопросам реализации законодательства о регистрационном учете и документировании граждан, которое заключается в выполнении этими органами законодательных функций (издание нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, а также организацию управления паспортно-визовой службой); функций общего руководства и контроля за деятельностью как органов внутренних дел в целом, так и ПВС в частности. Одной из важных функций является участие органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в формировании структуры органов внутренних дел, в том числе и подразделений службы. Так, в целях усиления борьбы с преступностью в 1094 году руководством ГУВД города Москвы по согласованию с московским правительством принято решение о создании межмуниципальных (межрайонных) отделов по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами паспортно-визовых правил и обеспечению правопорядка. Основными задачами этих отделов являются: предупреждение и раскрытие преступлений и обеспечение охраны общественного порядка; осуществление проверок соблюдения паспортно-визовых правил на объектах и в жилом секторе; взаимодействие со службами криминальной милиции и милиции общественной безопасности в осуществлении общегородских профилактических мероприятий; подготовка и обобщение информации о выявленных недостатках, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений в данной сфере. Итогом работы указанных подразделений за один только 1997 год явилось задержание 357 преступников и свыше 137 тыс. нарушителей паспортно-визовых правил. Привлечено к административной ответственности более 69 тысяч правонарушителей, в том числе 1,5 тыс. должностных лиц. По сведениям паспортно-визового управления МВД России, в результате работы межмуниципальных отделов совершение преступлений в гостиницах снизилось на 30 %, в общежитиях на 4 %. По вскрытым в ходе проверок недостаткам направлено более тысячи информации в различные инстанции. Одной из важнейших форм взаимодействия в сфере регистрационного учета является создание административных комиссий, в состав которых, как правило, входят представители подразделений паспортно-визовой службы, предметом рассмотрения которых являются вопросы регистрации отдельных граждан, а также иные аспекты деятельности этой службы. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в городах, населенных пунктах и иных административно - территориальных образованьях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета названы они, в остальных населенных пунктах - местная администрация (ст. 4). Однако в некоторых субъектах Российской Федерации при органах представительной, а также исполнительной власти организованы специальные комиссии, уполномоченные решать вопросы, связанные с регулированием миграции. Например, в соответствии со статьей 19 Закона Краснодарского края от 7 июня 1995 года "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" регистрация отдельных категорий граждан может быть произведена только на основании решения городских, районных, краевой комиссий миграционного контроля, в функции которых входят рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с регистрацией по месту пребывания и месту жительства на территории края. Аналогичные положения имеются в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы регистрационного учета в городе Москве и Московской области, некоторых других регионах. Как представляется, существование таких органов не противоречит закону, поскольку неправомерные действия либо бездействие органов регистрационного учета, затрагивающие право граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, в том числе и орган государственной власти. Однако мы полагаем, что первичное рассмотрение отдельных вопросов регистрации граждан, которое закреплено в приведенном Законе Краснодарского края, а также соответствующие положения нормативных актов иных субъектов Российской Федерации противоречат закону, т.к. решение таких вопросов отнесено только лишь к компетенции органов регистрационного учета. В качестве одной из форм взаимодействия можно назвать законодательную инициативу или разработку и внесение в органы государственной власти предложений по совершенствованию законодательства а так же подготовку проектов нормативных актов, регулирующих отношения в сфере внутренних дел, в том числе по вопросам обеспечения паспортно-регистрационного режима.

6. Осуществление контроля за соблюдением гражданами и
должностными лицами законодательства о свободе передвижения,
выбора места пребывания и места жительства. Она является одной
из важнейших функций органов внутренних дел, рассматриваемых в
нашей работе. Такая деятельность определяется как
"...совокупность организационных и практических мероприятий,
направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы" Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная, Уч. под ред. проф. Коренева А.П.-М.- 19%.-166 с.

и направлена на пресечение и выявление правонарушений в сфере регистрационного учета и документирования граждан, в ходе этих мероприятий, проводящихся, как правило, гласными методами, могут выявляться лица, представляющие оперативный интерес а также находящиеся в розыске. Поскольку контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами является частью административного надзора органов внутренних дел, первому присущи все его характерные черты. Во-первых, в ходе реализации данног контроля паспортно-визовая служба, а также подразделения ОВД, осуществляющие с ней взаимодействие вправе применять различные меры административного принуждения а так же, в пределах компетенции, предъявлять обязательные для исполнения требования и давать распоряжения. Для этой деятельности характерна профилактическая направленность, т.к. в ее ходе вскрываются характер и условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений, выявляются лица, склонные к антиобщественным деяниям. Организационный характер контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил проявляется в обеспечении при помощи различных методов соблюдения паспортно-регистрационных правил. Наиболее характерен для него метод проверок паспортно-регистрационного режима, проводимых на основе анализа оперативной обстановки, на основе которого разрабатывается комплекс мероприятий с целью выявления нарушений в данной сфере. Объектами проверок являются: жилой сектор, нежилые помещения (подвалы, чердаки, склады и т.д.), жилищно-эксплуатационные учреждения, гостиницы, общежития, дома отдыха, отделы кадров предприятий, учреждений и организаций, паспорта и иные документы, удостоверяющие личность. Различают три вида контроля Кусков Г.С. Указ. соч. - 49с.; Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Уч. под ред. проф. Коренева А.П. - М. 1996. - 169 с.

:

отраслевой, осуществляемый на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к одной отрасли, определенному министерству, ведомству. Особенно эффективен на предприятиях отраслей, где наблюдается дефицит рабочей силы либо используется труд сезонных рабочих для выявления граждан, принимаемых на работу без регистрации и/или без документов при проведении комплексных проверок соблюдения паспортно-регистрационного режима как в отделах кадров, так и ведомственного жилого фонда, особенно общежитии;

- территориальный, реализуемый в пределах определенной части или целой административно - территориальной единицы, используемый обычно при проверках жилого фонда;

- выборочный, проводимый на основе информации, получаемой от граждан и должностных лиц, а также имеющейся в службе о лицах, живущих без регистрации сверх установленного; законом срока либо в силу определенных причин не имеющих возможности зарегистрироваться.

Правильное сочетание этих видов контроля дает возможность наиболее результативно решать задачи, связанные с обеспечением паспортно-регистрационного режима.

7. Информирование населения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актах, касающихся вопросов реализации законодательства о документировании граждан и регистрационного учета. Как уже говорилось, одной из причин правонарушений в сфере регистрации и документирования является правовая неграмотность определенной части населения. Развитие средств массовой информации и их доступность практически каждому человеку обеспечивают возможность получать больше информации о принимаемых законодательных актах, регулирующих отношения по документированию и регистрационному учету. Выступления в прессе, на телевидении, радио с различной информацией о состоянии дел в рассматриваемой сфере в достаточной мере могут влиять на формирование у гражданина позитивного отношения к исполнению установленных законом норм и правил, в том числе и паспортно-регистрационных.

Вторую группу составляют следующие функции:

1. Персональный учет населения и адресно-розыскная работа. Основной особенностью использования возможностей паспортно-регистрационной системы в предупреждении и раскрытии преступлений а также розыске лиц, их совершивших является то, что в процессе деятельности по регистрации и документированию граждан возникает возможность более тщательной их проверки, в особенности лиц, изменивших место жительства (пребывания), а также их документов. Обязанность граждан зарегистрироваться по; месту пребывания (постоянного жительства), предоставление в этой связи документов в органы регистрационного учета, а также должностным лицам, ответственным за регистрацию, дает возможность сотрудникам паспортно-визовой службы для выяснения таких обстоятельств, как: наличие не снятой и не погашенной судимости, состояние в розыске, наличие иных обстоятельств, в силу которых гражданин может представлять интерес для правоохранительных органов. В процессе оформления регистрации могут выявляться документы, содержащие подделки, подчистки и т.п. В случаях, когда возникают сомнения в подлинности предъявляемых документов, а также в личности самого регистрируемого, возможно проведение более тщательной проверки. Основой адресно-розыскной работы является система персонального учета населения, осуществляемая адресными бюро МВД, УВД, где на разыскиваемых лиц в картотеках выставляются сторожевые и розыскные карточки, что позволяет в случае обращения таких лиц в паспортно-визовую службу по поводу регистрации, снятия с учета, получения паспорта сообщать об этом инициатору розыска. Как представляется, слабый эффект от подобной деятельности в настоящее время базируется на недостаточном материально - техническом обеспечении адресно-справочной службы, иногда отсутствии элементарных средств связи, и это отрицательно сказывается на темпах передачи информации о разыскиваемых лицах и на уровне всей работы в целом. Одним из путей повышения результативности адресно-справочной и розыскной работы является создание системы автоматизированной регистрации (САР), поскольку порядок учета граждан, особенно при регистрации по месту пребывания, недостаточно оперативен и имеет ряд существенных недостатков, к которым, по мнению Б.М. Кондрашова, относятся:

- отсутствие единой базы данных, позволяющих идентифицировать конкретное лицо, проконтролировать сроки его пребывания и местонахождение в определенной местности;

- отсутствие оперативного контроля за проживающими со стороны руководства и служб органов внутренних дел;

- отсутствие возможности оперативных проверок граждан по существующим картотекам;

- трудоемкость в изготовлении и выдаче свидетельства о регистрации (форма ОЗ) сотрудниками паспортно-визовых аппаратов, результатом которой является возникновение очередей;

- свидетельство о регистрации без наличия паспорта не подтверждает личность гражданина;

- техническое оформление документов о регистрации занимает продолжительное время, что увеличивает сроки регистрации;

несовершенство порядка изготовления такой документации приводит к тому, что свидетельство о регистрации по месту пребывания быстро приходит в негодность, легко подделывается, по одному свидетельству могут проживать несколько человек;

необходимость частого обновления свидетельств и списков о регистрации затрудняет контроль за лицами, временно пребывающими на территории населенного пункта. Подробнее об этом см.: Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно - правовые средства ее обеспечения. - Москва. -1998. -159 -161 с.

2. Работа с населением, установление доверительных отношений с гражданами. Выявление в процессе работы лиц, представляющих оперативный интерес. Не вызывает сомнений факт, что наиболее часто из всех сотрудников органов внутренних дел населению приходится общаться именно с работниками паспортно-визовой службы, причем контакт этот происходит при обстоятельствах в достаточной степени неконфликтных (обращения по поводу выдачи, обмена паспорта, регистрации, снятия с регистрационного учета). В этой ситуации в процессе беседы сотрудника с посетителем возможно выяснение обстоятельств, способных представлять определенный оперативный интерес, а также установление более тесных, доверительных отношений для получения такой информации. Как представляется, данная работа не должна вестись от случая к случаю, только для того, чтобы вовремя по ней отчитаться. К сожалению, в настоящее время руководители некоторых органов внутренних дел, а также паспортных аппаратов больше внимания уделяют не качеству, а количеству получаемой информативного материала, что, в конечном счете, сказывается на результатах работы. Такие просчеты случаются даже на уровне Паспортно-визового управления МВД России, в некоторых отчетах, о проверке состояния служебной деятельности которого, можно встретить сведения о повышении либо снижении количества полученной информации о лицах, представляющих оперативный интерес. Нам представляется, что в данной ситуации показателем работы паспортно-визовых аппаратов по работе с населением и установлению доверительных отношений с гражданами будет являться конечный результат, и в частности, количество реализованной информации (выявленных преступников, иных правонарушителей и т.п.)

3. Учет граждан при регистрации лиц, имеющих судимость, отбывавших наказание в местах лишения свободы. Невозможно1 представить изучение состава проживающего населения без наличия данных о лицах, имеющих судимость. Такие сведения систематизируются в картотеке учета зарегистрированных лиц, имеющих судимость (форма № 17). Информация об этих лицах, проживающих на территории административной единицы важна для повседневного наблюдения за их образом жизни, проведения профилактической работы, поскольку при регистрации граждан данной категории сообщения об этом (рапорт по форме №18) направляются для рассмотрения начальнику соответствующего органа внутренних дел либо его заместителям. Обычно затем подобные рапорта направляются в службу участковых инспекторов милиции. Однако, как показывает практика, отсутствие в этой службе единых учетов лиц, имеющих судимость отрицательно сказывается на результатах как профилактической работы, так и деятельности по раскрытию преступлений, поскольку остается без учета большое количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В этой связи большое значение приобретает тесное взаимодействие паспортной службы со службой участковых инспекторов милиции, а также с оперативными подразделениями с целью создания реального механизма, обеспечивающего возможность получения информации о лицах, проживающих на обслуживаемой территории и имеющих судимость. В этой работе также большое значение имеют сообщения об освобождающихся лицах, поступающие непосредственно из исправительно - трудовых учреждений. К сожалению, в последние годы такие сообщения поступают не всегда и большое число лиц, освободившихся из мест лишения свободы фактически остается вне поля зрения органов внутренних дел, что, разумеется, не способствует улучшению оперативной обстановки.

4. Розыск похищенных паспортов, чистых бланков паспортов: Подобного рода документы представляют значительный интерес как для преступников и правонарушителей, так и для лиц, работающих на иностранные разведывательные службы. Бланки паспортов являются документами строгой отчетности, поэтому их учет и хранение необходимо организовать в порядке, обеспечивающем их надежную сохранность. В случае утраты либо хищений бланков паспортов в десятидневный срок проводится проверка для установления причин и обстоятельств случившегося. О происшедшем немедленно информируются все органы внутренних дел с указанием номеров и серий утраченных либо похищенных паспортов. В этой ситуации важна бдительность сотрудников органов внутренних дел, в особенности - паспортно-визовых аппаратов, знание ими ориентировок с номерами утраченных (похищенных) паспортов, а также способность определять подлинность паспорта, соответствия его реквизитов и защиты установленным законодательством. Розыск похищенных паспортов ведется по системе, основанной на учете серий (старые паспорта) и номеров. Более тщательной проверке подвергаются паспорта, имеющие следы подделки, а также в случаях, когда подлинность паспорта вызывает сомнение. Централизованный учет похищенных и утраченных паспортов и паспортов скрывшихся преступников ведется в Главном информационном центре МВД РФ.

5. Взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел в целях реализации правоохранительных задач, стоящих перед ними. Следует отметить важность такой работы. Недооценка, а, подчас и непонимание значения возможностей паспортно-регистрационной системы в борьбе с преступностью приводит к тому, что в некоторых случаях работу паспортно-визовых аппаратов оценивают по числу задержанных преступников либо по количеству поддельных паспортов, выявленных сотрудниками этих подразделений. В свою очередь, при оценке роли паспортно-регистрационной системы в деятельности оперативных подразделений, нередко все сводится к выяснению, сколько нарушителей паспортного режима выявлено оперативным составом. Эти показатели, как правило, незначительны, поэтому принято считать, что работники паспортных аппаратов слабо участвуют в борьбе с преступностью, а оперативный состав не заботится об укреплении паспортно-регистрационного режима. Однако, как показывает опыт, надлежащим образом отлаженное взаимодействие оперативных и паспортно-визовых аппаратов дает возможность решать поставленными перед этими подразделениями задачи, что в свою очередь благотворно влияет на усиление борьбы с преступностью.

6. Осуществление мероприятий с целью конспирации оперативно - розыскной деятельности. Необходимо отметить, что такая работа должна проводиться в строгом соответствии с законом и только в случаях, когда это действительно необходимо. Обычно под такой деятельностью понимается только проведение различных рейдов и иных мероприятий в места наибольшего скопления людей (рынки, магазины, общежития и т.п.). Однако это далеко не так, поскольку это понятие намного шире и включает в себя и иные, негласные методы, при помощи которых сотрудниками паспортно-визовой службы, обеспечивается возможность раскрытия преступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.