скачать рефераты

МЕНЮ


Структура государственного механизма

Структура государственного механизма

40

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 5
    • 1.1. Понятие государственного механизма 5
    • 1.2. Принципы организации и деятельности механизма государства 8
  • 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 11
    • 2.1. Понятие и принципы построения органов государственной власти 11
    • 2.2. Структура органов власти 17
    • 2.3. Другие органы государственной власти 25
  • 3. ОРГАНЫ ВЛАСТИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 30
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ВВЕДЕНИЕ

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. В данной работе мы будем использовать понятие «государственный аппарат» в первом смысле.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие ограничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ « Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть государственный механизм.

Для этого мы решим следующие задачи:

- рассмотрим понятие государственного механизма и принципы его организации и деятельности;

- рассмотрим структуру государственного механизма;

- сделаем соответствующие выводы.

Структура работ выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

В ходе выполнения работы использовались работы следующих авторов: Шершеневич Г. Ф. «Общая теория права», Венгеров А.Б. «Теория государства и права», Марченко М.Н. «Теория государства и права» и других.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

1.1. Понятие государственного механизма

Государственный механизм представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.

По мере развития общества это управление, а вместе с ним и государственный механизм непрерывно усложняются и совершенствуются Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С. 342..

Наиболее бурного развития данный процесс достиг в последние столетия. «Государственная деятельность,-- справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционной (до 1917 г.) российской литературе,-- начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административном полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего и не предполагали даже величайшие политические мыслители древности». Недавно еще считавшиеся достаточными категории «законодательство», «суд» и «управление» уже сегодня не в состоянии исчерни и всей деятельности государства. Само управление теперь «разветвляется на множество отраслей, среди которых выделяются общественная безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почты и телеграфы, общественные работы, санитарное дело, образование, защита интересов рабочих и т. д.» Цит. по: Гумилович Л. Общее учение о государстве. С. 267. .

Вместе с усиливающимся «разветвлением» управления в качественном, а чаще в количественном отношении растет и государственный механизм. Умножается число чиновников, непосредственно не производящих материальных или духовных благ, а занимающихся исключительно осуществлением власти и управления. «Человеку, изучающему структуру и работу государственных учреждений,-- не без юмора писал в связи с этим известный английский антрополог Сирил Паркинсон,-- этот экскурс покажет, что чиновники в той или иной степени подвержены размножению». Данный тезис он проиллюстрировал на примере британского адмиралтейства, число управленческого персонала в котором год от года продолжало расти, в то время как число моряков, которыми он «управлял», продолжало постепенно уменьшаться. Так, если в 1914 г., подмечал автор, на 146 тыс. моряков приходилось 3249 чиновников, то в 1928 г. на 100 тыс. моряков приходилось уже 4558 чиновников. В 1935 г. адмиралтейский штат чиновников вырос до 8118 человек, а в 1945 - до 33788 человек. Паркинсон С. Законы Паркинсона. М. Питер., 1999. С. 11.

Подобный процесс наблюдается и в настоящее время. Причем не только в одной какой-либо стране, а во многих индустриально развитых и развивающихся странах.

В основе построения и функционирования государственного механизма любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.

Механизм любого государства -- это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функ-ционирование и постоянное развитие государственного механизма, как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций -- системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы и государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов -- составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного механизма как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.

Понятие государственного механизма весьма емкое и многогранное. Его недопустимо, как представляется, отождествлять с другими тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности с понятием политической системы общества. Если понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в по-литической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного механизма охватывается лишь система государственных органов. Понятие политической системы общества является, таким образом, более емким, чем понятие государственного механизма.

Аналогично в научной и учебной литературе зачастую решается во-прос о соотношении понятий государственного аппарата и государственного механизма. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, воору-женных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат -- лишь как система государственных органов.

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми вполне обоснованно «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 1997.С. 100--101. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов -- аппаратом в узком смысле слова.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они тоже понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственным органом имеется в виду «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (например, орган здравоохранения, орган образования)» Советский энциклопедический словарь. С. 943.. В других случаях государственный орган рассматривается как составная часть, механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 1997.С. 105. В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функций» Денисов С. А., Смирнов П. П. Теория государства и права: Конспект автор-ских лекций. Тюмень, 2000. С. 185. .

Имеются и другие, в той или иной мере различающиеся определения понятия государственного органа. Однако не в них сейчас дело Они отражают различные подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным органом, и, несомненно, имеют полное право на существование.

Важно отметить другое. А именно, что государственные органы независимо от их понимания и толкования «заполняют собой» все содержание и формируют всю структуру государственного механизма. От каждого из них, взятого в отдельности, или ото всех них вместе -- от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементе» в политическую систему общества, в значительной степени зависят уровень развития и эффективность государственного механизма.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного механизма, создаваемое государством для осуществления строго определенно го вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принуди-тельную силу государства Старилов Ю. Н. Административное право. Часть 2. Книга первая. Изд-во Воронежского университета, 2001. С. 61. .

Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие: а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государст-венным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государст-венного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, оп-ределяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера.

Наличие государственно-властных полномочий -- наиболее су-щественный признак государственного органа. В совокупности с други-ми этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными орга-низациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственны-ми органами и организациями -- с другой.

Государственно-властные полномочия практически выражаются в из-дании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержа-щихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нару-шения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и по-ощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения.

В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полно-мочий. В его составе есть также особый технический аппарат, особые материально-технические средства («материальные придатки» государст-венной власти). К нему примыкают различные находящиеся в его веде-нии и управлении организации и учреждения.

Будучи составными частями государственного механизма, органы лю-бого государства различаются порядком образования, видами выполняе-мой ими государственной деятельности, характером и объемом компе-тенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

1.2. Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и на частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. Иванников И. А. Теория госу-дарства и права. Ростов-на-Дону, 2001. С. 311.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и иных федеральных законах.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по различным каналам, в том числе и непосредственно (выбор президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти, установления диктатуры.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной, и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.