скачать рефераты

МЕНЮ


Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права.

Особенности:

Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

Направлены на реализацию требований юридических норм.

Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия:

Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ.

Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица.

Акты судебных органов - приговор суда.

Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа.

Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:

Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).

Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе:

Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.

Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

Письменные - приговор суда.

Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Б-20

1.Форма полит.режима.

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

2.Формир.правов.гос-ва в соврем.России.

3.Способы толкован.правов норм.

Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.

Различают следующие способы толкования:

Языковой (грамматический) - содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д.

Систематический - помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм.

Исторический - содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.

Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана.

Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

Б-21

1.Демократ.:Понят.призн.эволюц.представлен.о демократ.

Это форма гос.устр.основана на - верховенстве констит.и законов,народовласт.и полит.плюрализм,свлбода и равен.гражд.,неотчужд.прав человека.Формой ее реолиз.выступ.республ.правлен.с раздел.властей,развитой сист.народ. представителства.

Д.как форма гос.- полит.реж.возникла с появл.гос-ва(Древ.Афины).В соврем.общ. Д.означ.власть больш-ва при защ-те прав меньш-ва,осущ.выборности осн.гос. органов ,налич.прав и полит.свобод гражд.,их равноправ.,верхо.закона, конституциианализм,разд.власт. Бывает:непосредстаенная(осн.реш.приним.непоср.всеми гражд.на референдуме.,сходах и т.д.); Представительную(реш.прин.предст.учрежд.-парламентами и т.д.). Д.наибол.полн.разв.получ.в правов.гос-ве.

2.Признаки права.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

3.Пробелы в праве.

Пробел в позитивном праве - когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм.-прав. рег-и - отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве - отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не - неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

Б-22

1.Формы демокр.

Бывает:непосредстаенная(осн.реш.приним.непоср.всеми гражд.на референдуме.,сходах и т.д.); Представительную(реш.прин.предст.учрежд.-парламентами и т.д.). Д.наибол.полн.разв.получ.в правов.гос-ве.

2.Осн.концепц.сущности права.

Сущность права - это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Главное - это общесоциальные начала права. И происхождение этого социального института,и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На этой основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче, сущность, как государства, так и права, это социальное предназначение.

3.Понят.и призн.правоотнош.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.

Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает

существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью.

Признаки:

Правоотношение предусмотрено нормой права.

Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.

Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективны прав и юридических обязанностей.

Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Предпосылки возникновения правоотношения:

Наличие норм права.

Юридические факты.

Правоспособность участников.

Б-23

1.Инстит.демокр.

Это форма гос.устр.основана на - верховенстве констит.и законов,народовласт.и полит.плюрализм,свлбода и равен.гражд.,неотчужд.прав человека.Формой ее реолиз.выступ.республ.правлен.с раздел.властей,развитой сист.народ. представителства.

Д.как форма гос.- полит.реж.возникла с появл.гос-ва(Древ.Афины).В соврем.общ. Д.означ.власть больш-ва при защ-те прав меньш-ва,осущ.выборности осн.гос. органов ,налич.прав и полит.свобод гражд.,их равноправ.,верхо.закона, конституциианализм,разд.власт. Бывает:непосредстаенная(осн.реш.приним.непоср.всеми гражд.на референдуме.,сходах и т.д.); Представительную(реш.прин.предст.учрежд.-парламентами и т.д.). Д.наибол.полн.разв.получ.в правов.гос-ве.

2.Соврем.социал.нормы.:общее и особенное.

СН-правила повед.людей в общ.,распростр.на всех членов общ-ва и имеющ.обязат.хар-р.

С помощ.СН осущ.регул.поведен.членов общ-ва,без чего его существован.невозм.

Виды:-нормы права(устан.гос-ом);-морали(устан.самим общ-ом);-обычаев(устой.правила сохран.длит.время повтор.часто и вошедш.в привычку);-традиции(правила повед.перед.из покален.в покале);-политические(отнош.между полит.группами в процессе осущ.гос.влас.)

-экономичские(правила регул.общ.отнош.в сфере матер.потребл.);-обществ.организ. (правила взаимоотн.членов общ.организ.).

3.Методы правов.регулир.

Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:

Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право).

Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Б-24

1.Функц.гос-ва:понят,признаки и классиф.

Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Классификация функций государства:

По времени действия: постоянные и временные.

По сфере политической направленности: внутренние и внешние.

По сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики), социальные (охрана прав и свобод), политические (охрана суверенитета), идеологические (образование, наука).

По значимости: основные и неосновные.

По процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные.

Формы реализации функций - представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух видов: правовые и неправовые.

2.Типы права при формац.и цивилиз.подх.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

3.Понят.субъекты и виды толкован.правов.норм.

Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют:

Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено.

Неофициальное - такое толкование, которое не обязательно для использования.

Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм:

Нормативное - официальное толкование, в результате которого издаются юридические нормы.

Казуальное - толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного случая.

Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего:

Аутентичное - осуществляется органом, издавшим толкуемую норму.

Легальное - осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование.

Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть:

Обыденное - когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки.

Компетентное (доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой.

Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не всегда точно выражается в его "букве".

По объёму результатов толкования выделяют:

Буквальное - когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы.

Расширительное - когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение).

Ограничительное - когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы.

Б-25

1.Внутр.фун.гос-ва.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”); 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5) экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.