скачать рефераты

МЕНЮ


Участие органов опеки и попечительства в защите

Но выгоду этого постановления не смогли не оценить малообеспеченные, неквалифицированные, пьющие слои нашего населения и их родственники, поняв, что за безнаказанным актом лишения родительских прав следует большая материальная помощь всей семье. Поэтому родственники пошли требовать лишения родительских прав и оформления опеки. Инспектор по охране детства не хочет взять на себя груз ответственности и соответственно обращается с иском, а у судьи в случае признания иска ответчиком практически нет никаких основании для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Казалось бы, по одну сторону этого явно несправедливого явления стоят малограмотные выпивающие люди, а по другую - армия профессиональных работников системы службы профилактики, способная явной социальной несправедливости не допустить. Количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось по сравнению с прошлым годом (2002г.), большинство из них осиротели в результате лишения родителей прав и переданы в том же районе под опеку родственников. 350 лишений в год для Костромской области цифра очень большая. Обратите внимание не ребенку, а именно семье, ведь ребенок после суда из семьи фактически не изымается. Объяснить такое количество исков дальнейшим процессом деградации общества уже нельзя, так как уровень жизни населения явно улучшился, почти преодолена безработица, родители могут работать и содержать своих детей. Исчезла прежняя безвыходность, толкающая население на путь деградации. Причину специалисты видят в том, что они оставлены с этой проблемой один на один, откажешь бабушке в обращении в суд с иском, а с ребенком в семье что-то случится, инспектор будет виноват во всех смертных грехах. Договоры с родственниками о создании приемной семьи должны быть исключением.

Еще одним сдерживающим фактором приема детей в семьи родственников и в приемные семьи является неудовлетворительное решение органами опеки попечительства вопросов сохранности жилья за детьми-сиротами, не предоставления им жилых помещений по достижении совершеннолетия, поскольку ни родственники, а тем более приемные родители не готовы вселить ребенка на постоянное жительство.

Широко распространены нарушения имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, что значительно снижает жизненные стартовые возможности выпускников. Руководители учреждений, являющиеся в соответствии с законом опекунами воспитанников, не принимают мер к защите их прав на получение алиментов, пенсий и пособий. Нередко не устанавливается правовой статус ребенка, в личных делах отсутствуют свидетельства о рождении, данные о родителях, опись оставшегося имущества, не решается вопрос о закреплении жилья. Непринятие мер к оформлению документов на жилое помещение приводит к тому, что после окончания интерната выпускники вынуждены либо ютиться там же на "птичьих правах", либо пополнять армию бомжей. Не используется предоставленное законом право принудительного обмена жилой площади в отношении лиц, лишенных родительских прав. Следствием бездействия властей Воронежской области 200 детей-сирот не имеют закрепленной жилой площади. В г. Искитиме Новосибирской области из 254 сирот - выпускников системы начального профессионального образования получил жилье только 1 несовершеннолетний. Выпускнику детского дома №5 г. Новосибирска Парамузову предоставили жилье в аварийном доме, из которого выселили жильцов. Подобный цинизм в отношении выпускников сиротских учреждений достаточно типичен. Не случайно в ряде мест интернаты для детей стали превращаться в дома для престарелых, где возраст "воспитанников" доходит до 50 лет1.

Одной из наиболее распространенных категорией судебных дел, в которых чаще всего незащищенными оказываются права и законные интересы детей, являются дела о признании, недействительными сделок с жилыми помещениями.

Предпринятые законодателем шаги, направленные на защиту прав несовершеннолетних, оказались недостаточными, а в некоторых случаях вообще безрезультатными.

При этом в равно незащищенном положении оказываются как малолетние дети, в возрасте до четырнадцати лет, не обладающие дееспособностью, так и дети старше четырнадцати лет, имеющие частичную дееспособность.

Органы опеки и попечительства, во многих случаях проявили неспособность защитить права детей. Во многом это обусловлено отсутствием единообразия практики применения законодательства в их работе и единого координирующего органа, который мог бы своевременно дать рекомендации и разъяснения специалистам органов опеки и попечительства. К сожалению, документы, принятые Министерством образования РФ, в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних, недостаточно четко регулируют деятельность органов опеки и попечительства и носят лишь рекомендательный характер, поэтому не всеми органами опеки и попечительства применяются.

В практике имеются случаи, когда органы опеки и попечительства дают согласие на совершение сделок с квартирами, в которых проживают дети, не проверив истинных причин, побудивших родителей продавать жилье. В первую очередь это касается неблагополучных семей, в которых родители не исполняют или ненадлежаще исполняют свои родительские обязанности перед детьми. Очень часто в этом случае при продаже занимаемых квартир они преследуют цель получения денег, как от продажи своих, так и от продажи детских долей в праве собственности. Такие родители не лишены родительских прав, и органы опеки формально подходят к решению вопроса о выдаче им разрешения на продажу квартиры, порой даже не считая возможным вмешиваться в жизнь детей, имеющих родителей.

7 декабря 1995г. Цой купил у Смирнова В. за 40 млн.рублей трехкомнатную квартиру в доме по ул. Ринчино в г.Улан-Удэ с условием, что тот освободит жилое помещение в конце апреля 1996г.

25 апреля 1996г. Смирнов В. был убит. Проживающие в названной квартире Смирнов О. (сын Смирнова В.) с женой Соколовой и их несовершеннолетним ребенком отказались освобождать квартиру, в связи с чем Цой обратился в суд с иском к Смирнову О. и Соколовой об истребовании данной квартиры из их незаконного владения. Мишина - бабушка и опекун второго сына Смирнова В. - Ивана (несовершеннолетнего), которому по договору приватизации принадлежала половина квартиры, предъявила к Цою встречный иск о признании сделки купли-продажи квартиры недействительной, ссылаясь на следующее. При стечении трудных обстоятельств, сложившихся после смерти жены в октябре 1995г., Смирнов В. был вынужден продать квартиру по явно заниженной цене в связи с угрозой его жизни и жизни его сына. Более того, по мнению Мишиной, эта сделка является фиктивной, поскольку деньги за квартиру Смирнов В. не получал и в результате этой сделки ее внук Иван незаконно лишен права на жилое помещение.

В судебном заседании представители органа опеки и попечительства подтвердили факт получения Смирновым В. согласия органов опеки и попечительства на отчуждение принадлежащей ему и его сыну квартиры, так как он заверил их в том, что для него с сыном будет приобретена квартира по ул. Лимонова, поближе к месту проживания его матери Мишиной. Между тем, оценивая это обстоятельство как решающее при рассмотрении вопроса о законности сделки, в результате которой несовершеннолетний сын Смирнова В. был фактически лишен своей части квартиры и не получил за это никакой денежной или имущественной компенсации, суд не учел, что само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является достаточным подтверждением законности совершенной сделки.

В соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи, с чем именно реальное соблюдение этих прав - критерий оценки действительности сделки.

Решением Октябрьского районного суда Республики Бурятия (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам и президиумом Верховного суда Республики Бурятия) иск Цоя удовлетворен, а встречный иск Мишиной оставлен без удовлетворения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 августа 1997г. протест удовлетворила.1

Приводимые негативные моменты в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей не могут и не должны рассматриваться как имеющие всеобщий характер. Специалистам органов опеки и попечительства не хватает теоретических и практических знаний (прежде всего юридических) , единых подходов в решении стоящих перед ними задач.

Для усиления эффективности использования внесудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах, установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет прежде всего о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.

Изложенное свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С 1 марта 1996г. вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ. С его принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего - с новым Гражданским кодексом. Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В Кодексе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3 ст.1). В кодексе есть специальная глава 11 "Права несовершеннолетних детей"(ст.ст.54-60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку, предоставлено право, выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в судебные органы. Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей". В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт "приемной семьи" (ст.151-155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существен-ных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном "выигрыше", а основная - не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдаю-щими группами стали наиболее слабые - дети и престарелые. Половина детей про-живает в бедных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получают характеристику "лишних".

В российской действительности появилось такое явление как социальное сиротст-во. Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских ломах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность социальных сирот" составляет сегодня более 685 тыс. человек.

Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7,ст.38,ст.39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях.

В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994г. №1696 была утверждена Президентская программа "Дети России". В нее включены Федеральные целевые программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля" и другие. В рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен комплекс мер для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современном обществе, безболезненной адаптации к современной среде жизнедеятельности.

В ст.15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24 июля 1998г. №124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

В 1998 г. были приняты федеральные законы, внесшие дополнения и изменения: в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР в редакции от 28 марта 1998г. №45- ФЗ, в ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 28 марта 1998г. №50-ФЗ) и другие федеральные законы, касающиеся социальных прав детей-сирот.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Число мест в социозащитных учреждениях увеличивалось в 2003 году в среднем на 4,1% ежеквартально. Действующая в настоящее время сеть более 1220 учреждений с общим чистом мест более 40 тыс.) позволяет оказать экстренную помощь всем несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь беспризорным.

Число детей, прошедших социальную реаби-литацию в указанных учреждениях с начала 2003 года, увеличилось на 18% (по сравнению с анало-гичным периодом 2002 года) и составило более 160 тысяч.

Число семей, находящихся в социально опас-ном положении, поставленных на учет в органах со-циальной защиты населения субъектов Российской Федерации, с начала 2003 года уменьшилось в среднем на 8-10%. Вместе с тем число детей в се-мьях указанной категории возросло в среднем на 1,5%.

В субъектах Российской Федерации идет активный поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи детям, имеющим семью, но попавшим в трудную жизненную ситуацию, и их родителям (законным представителям). В целях развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и совершен-ствования деятельности органов опеки и попечи-тельства в ряде регионов Российской Федерации продолжается опытно-экспериментальная работа на базе перепрофилированных детских домов, либо непосредственно в органах опеки и попечи-тельства. Принимаются соответствующие законы, регулирующие деятельность органов опеки и по-печительства, патронатное воспитание. В целях наиболее эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних в некоторых субъектах Рос-сийской Федерации, приняты соответствующие законы, постановления глав администраций, про-граммы «Жилье - сиротам».

Изучив данную тему мы можем сделать вывод о том, что нами выполнены все задачи поставленные в начале. Мы выяснили, что статус органов опеки и попечительства определяется на основании Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Выполнение функций по опеке и попечительству возлагается на эти органы. Органы местного самоуправления рассматриваются, как органы опеки и попечительства по п.2 ст.121 СК РФ. В своей деятельности по защите прав несовершеннолетних детей они руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами, как федерального уровня, так и принятыми субъектами федерации в пределах их компетенции. Основными функциями органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних детей являются - защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе современного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.

Всякого рода декларативность, особенно когда речь идет об охране семьи, крайне нежелательна, создает иллюзию заботы. Избежать ее можно лишь мощью четкой законодательной регламентации охраны семьи во всех сферах ее жизнедеятельности: будь то финансовые, налоговые, административно-правовые, гражданско-правовые и прочие отношения с государством. Буквально каждый законодательный акт, так или иначе оказывающий воздействие на семью как таковую, не может не содержать правил, предназначенных для охраны семьи. Причем всякий раз адресность помощи се-мье предполагает учет интересов не семьи вообще, а семьи молодой, малодетной, многодетной, имеющей де-тей-инвалидов, малообеспеченной и неблагополучной.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1. ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации

2. СК - Семейный кодекс Российской Федерации

3. ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

4. СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

5. ВВС РФ (РСФСР) - Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

6. ФЗ - Федеральный закон

7. ООН - Организация Объединенных наций

8. КоБС - Кодекс о браке и семье

9. КоАП - Кодекс об административных правонарушениях

10. ЗАГС - Запись актов гражданского состояния

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ,М,1993г.

2. Гражданский Кодекс РФ часть 1 от 21 октября 1994г. №51 - ФЗ

3. Гражданский Кодекс РФ часть 2 от 2 декабря 1995г. № 14 - ФЗ

4. Семейный Кодекс РФ от 15 ноября 1997г. №140 - ФЗ

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ //СЗ РФ. - 2002 г. -№ 46. - Ст. 4532

6. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. //ВВС СССР. -1990. -№45 -Ст.955

7. Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" //СЗ РФ. -1995. -№50. -Ст. 4872

8. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ "О госу-дарственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с после-дующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. -1995. -№21. -Ст.1929; № 48. -Ст.4566; 1996. -№26. -Ст.3028; Ст.5489;1997. -№1. -Ст.3.

9. Федеральный закон от 28 августа 1995г.№145-ФЗ «Об общих принципах организации местного са-моуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. -1995. -№35. -Ст.3506.

10. Федеральный закон 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями. //СЗ РФ. -1996. -№52. -Ст.5880; 1998. -№7. -Ст.788.

11. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998г. №24-ФЗ //СЗ РФ. -1998. -№31. -Ст.3809

12. Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости РСФСР. -1991. -№28. -Ст. 959; Ведомости РФ. -1993. -№ 2.-Ст. 67; СЗ РФ. -1994. -№16. -Ст.1864; 1998. -№13. -Ст.1472

13. Закон РФ от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в РСФСР» //Ведомости РСФСР. -1991. -№29. -Ст. 1010

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.