скачать рефераты

МЕНЮ


Украинская государственность в годы Второй Мировой войны

Указом от 19 апреля 1943 г. установил, что за преступления на советской земле устанавливалось наказание - казнь в виде повешения или каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. Советское право в период Великой Отечественной войны. - М., 1948. - Ч. 2. - С.51. По причине этого Указа дела про преступные деяния нацистских оккупантов на территории Украины рассматривались судами Украинской ССР с применением законодательства СССР.

Уголовное законодательство в целом выполняло свое задание по обеспечению обороноспособности советского государства, поддержанию надлежащего порядка, но его репрессивный характер и обвинительное направление привели к тому, что в карательные пасти судебного механизма попало немало запуганных, дезорганизованных людей, на которых легло клеймо “врага народа”. Реабілітація репресованих: законодавство та судова практика. - К., 1997. - С.363-412.

Особенно негативно это отобразилось на судьбах советских военнопленных, законопослушных граждан, депортированных в Германию и всех, кто находился на временно оккупированной территории Украины.

Репрессивная политика, что до значительного количества населения Западной Украины, сопровождалась злоупотреблением и преступлениями отдельных представителей советской администрации, военнослужащими. Так, только за 11 месяцев 1945 г. венными трибуналами западных областей УССР было рассмотрено 237 дел по “нарушению революционной законности” и осуждено 326 работников органов НКГБ и НКВД. В 1945 г. политбюро ВК КП(б)У было вынуждено дважды принимать постановления про факты серьезных нарушений советской законности в западных областях Украины. Коваль М. В. ОУН-УПА: між “третім рейхом” і сталінським тоталітаризмом. // УІЖ. - 1994. - №2. - С.100.

Исходя из своих политических, идеологических, а чаще чисто военных интересов, советское руководство неоднократно использовало такую форму, как помилование. В Украине несколько раз принималось решение про помилование бывших бойцов УПА. 7 июля 1945 г. в честь победоносного окончания войны с гитлеровской Германией Советское государство провозгласило для многих категорий преступников широчайшую за время войны амнистию.

Процессуальное право. Предварительное расследование и судопроизводство на территориях СССР, где было оглашено военное положение, и в районах военных действий имели ряд особенностей, главными из которых были укороченные сроки досудебных действий, быстрота судебного рассмотрения дела. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. Положение про военные трибуналы в местностях, где оглашалось военное положение, и в районах военных действий изменило порядок предварительного расследования и порядок рассмотрения дел военными трибуналами. По этому Положению ответственные военные трибуналы рассматривали дела по окончанию 24 ч. после вручения копии обвинительного вывода. Судебные дела в трибуналах рассматривались без участия народных заседателей, в большинстве случаев в отсутствие прокурора, адвоката. Личное участие свидетеля в судебном заседании считалась необязательной. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены только в порядке надзора. Про каждый приговор, который давал высшую меру наказания, военный трибунал должен был немедленно сообщать главе Военной коллегии Верховного Суда СССР и главному прокурору Красной армии или Военно-Морского флота. В случае, если сообщение об остановке исполнения приговора не было получено в течение 72 часов, он исполнялся.

При рассмотрении дел про преступления, за которые была установлена ответственность по законам военного времени, этим Положением руководствовались все военные и общие суды, независимо от места их деятельности.

Условия военного времени внесли свои некоторые изменения в подразделение судов по территориальному признаку. Так, устанавливалось правило, по которому дело могло быть передано от одного суда другому и по таким причинам, которые действующим законодательством не были предусмотрены. Такими причинами считались: пребывание обвиняемого в другой местности и невозможность или трудности с доставкой или вызовом его в суд по месту совершения преступления, временное приостановление деятельности судов в данной местности и др. Там же. С. 367.

Процессуальное законодательство, что определило порядок расследования уголовных дел, как перед войной, так и во время войны только формально обеспечивало полное, всестороннее и объективное разбирательство всех обстоятельств дела, правильное его разрешение по сути, охрану прав всех участников процесса. В условиях военного положения, боевых действий имели место случаи, когда по объективным, а иногда и субъективным причинам эти нормы нарушались. В народных судах не всегда можно было обеспечить присутствие всех участников процесса на судебном заседании, иногда невозможно было обеспечить явку в суд свидетеля. В таких случаях суд был вынужден оглашать его показания, которые он давал на предыдущем следствии, и сопоставлять с другими доказательствами по делу. Не всегда соблюдались требования участия защитника в судебном процессе.

Гражданское процессуальное законодательство и практика гражданского судопроизводства почти не претерпели изменений. Законодательные и нормативные акты процессуального характера в условиях войны были направлены на содействие защите советского государства, ее правовой системы ценой сужения защиты прав подозреваемого и подсудимого, часто путем нарушения защиты. Тем более, что и в годы войны активно действовал внесудебный репрессивный аппарат (специальные наряды НКВД и др.).

II. Оккупационный режим захватчиков.

1. Агрессия нацистской Германии.

Составной агрессии нацистской Германии и ее сателлитов стал преступный оккупационный режим, установленный на захваченной территории Украины, в процессе осуществления которого оккупантами систематично нарушались действующие нормы международного права. Доктрина “тотальной войны”, нацеленная на мировое господство, основывалась на осуществлении оккупационного режима, который предполагал уничтожение государственности, массовый геноцид, экономический грабеж и др. Варварские методы проведения режима сводились в ранг “юридически обоснованной акции”. В войне против Советского Союза нацисты ставили две главные цели: политическую и экономическую. Политическая цель предусматривала уничтожение коммунистической идеологии, советской власти, лишения народов какой-либо формы государственной организации. Основные принципы “ новой восточной территориальной политики” отображены в плане “Ост”, который предусматривал на протяжении нескольких десятилетий выселить и в большинстве уничтожить почти 31 млн. населения, в том числе 65% украинцев, остальное население предполагалось онемечить. Такие же захватнические цели имели лидеры Румынии и Венгрии. Война для “третьего рейха” была грабежническим средством колоссального масштаба. При этом ограблению Украины отводилось значительное место. Главной экономической целью было превращение восточных территорий в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей (рабской) силы. Основные положения касательно экономической политики на оккупированных землях были сформулированы в плане “Ольденбург” и детализированы в так называемой “Зеленой папке Геринга”, “Коричневой папке” и многочисленных инструкциях, приказах, распоряжениях, которые появились уже непосредственно во время войны Рекотов П.В. Німецько-фашистский окупаційний режим в Україні 1941-1944 рр.(Історико-правовий аспект): Автореферат канд. Юрид. Наук. - Х.1997. - С.11.

Среди преступных по содержанию документов, которыми руководствовалась оккупационная власть, необходимо назвать такие: “О войсковой подсудности в районе “Барбаросса” и про особенные полномочия войск”, “О поведении войск на Востоке”, “12 заповедей поведения немцев на Востоке и их поведение с россиянами”, “О коммунистическом повстанческом движение в оккупированных областях”, “Об особенном поведении с советскими военнопленными”, “О поведении с гражданским населением и с пленными противника” и др.

Оккупированная немецкими войсками территория Украины была разделена на две части: зону гражданского и зону военного управления. Первая в политико-административном отношении подчинялась имперскому министерству по делам оккупированных восточных областей, которое официально начало действовать 17 июля 1941 г. во главе с А.Розенбергом. Вторая подлежала Главному командованию сухопутных войск - вермахту (ОКВ) 1 августа 1941 г. на западно-украинских землях создается “дистрикт Галичина” с центром в Львове как пятый дистрикт польского Генерального губернаторства Рейха. В административно-территориальном отношении он делился на окружные староства, которые в свою очередь разделялись на “бецирки” и “ландгемайнды”. Существовали еще так называемые “отдельные места”.

По предварительной договоренности с Гитлером часть украинских земель передавалась румынской администрации. Для управления ими создавались три губернаторства: “Бессарабия” (куда вошла территория Измаильской области УССР), “Буковина” (территория Черновецкой области) и “Транснистрия” (территория Одесской, южная часть Винницкой и западные районы Николаевской областей). Губернаторства делились на повиты, волости и сельские громады.

20 августа 1941 г. декретом фюрера был создан рейхскомиссариат “Украина”**Хрестоматія з історії держави і права України. - т. 2 - С.409.

Он состоял из шести генеральных округов. Формально Крым входил в состав округа “Таврия”, но тут существовало совместное управление. Вместе с гражданскими оккупационными органами действовали органы зоны военной администрации. Генеральные округи делились на округи, районы.

Таким образом, в оккупированной Украине вводилось новое территориальное и административное деление и, нарочно, нарушалась ее территориальная целостность.

В зоне военного управления исполнительная власть находилась в руках военного командования, комендатур. Под их руководством создавались и действовали местные гражданские органы управления, к сотрудничеству в которых привлекались представители местного населения.

В отрасли частного права временно продолжали действовать отдельные нормы советского законодательства, которые постепенно заменялись соответствующими актами оккупационных властей. Единых положений уголовного права и судопроизводства также не было. Применялось внесудебное наказание. Только летом 1943 г. была предпринята попытка создания судебных органов, но решить эту проблему не удалось в связи с наступлением Красной армии.

В Восточной Галичине административный аппарат создавался по немецкому образцу с расширенной сетью административных органов. Войтами, бургомистрами и сельскими старостами назначались преимущественно украинцы. Аппарат местных органов тоже состоял из украинцев. В распоряжении генерал-губернатора Г.Франко от 1 августа 1941 г., которое касалось организации администрации, выделялось: “действовавшие до этого законы и права теряют свою силу, поскольку они противоречат администрации немецкого правительства” Німецько-фашистский окупаційний режим на Україні. Збірник документів і матеріалі. - К.,1963. - С.26. Вместо этого вводились новые, какие уже действовали в генерал-губернаторстве и какие появлялись во время войны. Для борьбы с противниками режима создавались “наглые суды”, или “специальные суды” из представителей “порядковой полиции” и гестапо. В других случаях должно было действовать для немцев немецкое судопроизводство, в отношении немцев восстанавливалось судопроизводство и законодательство, которое действовало до 31 августа 1939 г.

В отличие от Бессарабии и Южной Буковины, “Транснистрия” формально в состав Румынии не входила. Соответствия соглашению от 30 августа 1941 г. Румыния получила только немецкий мандат на установление временной “администрации” и экономической эксплуатации территории между Днестром и Бугом. Администрация городов и волостей состояла в основном из румынов, как военных, так и мирных граждан. В селах и деревнях на посты старост назначались и представители местного населения.

Необходимость создания новой системы управления на Восточных землях была признана Гитлером на собрании в штабе ОКВ 6 июля 1941 г.: ”Теперь перед нами стоит задача разрезать территорию этого огромного пирога так, как это нам нужно, чтобы суметь: во-первых, как владеть ей, во-вторых, управлять ей, в-третьих, эксплуатировать ее” Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1945 гг.). - М.,1968. - С.20.

Аппараты “восточного” министерства и принадлежащего ему рейхскомиссариата Украины полностью отвечали этим задачам.

В отличие от общего управления, полицейская власть в рейхскомиссариате концентрировалась в руках рейхсфюрера СС и начальника полиции Германии Г.Гимлера. Возглавил рейхскомиссариат завзятый нацист Э.Кох со штаб-квартирой в г. Ровно. Весь персонал администрации, кроме низших постов, был немецким. Структура административного аппарата была достаточно громоздкой, но имела четко определенное задание - установление “порядка”, который должен был соответствовать целям агрессора.

Кроме немецкой администрации, в пределах прошлого административного раздела, создавались органы местного управления в районах городов, селах из числа местного населения, лояльного к оккупационному режиму. Органы местного управления действовали в условиях полной подконтрольности и зависимости от немецкой оккупационной администрации. Это выражалось как в порядке назначения и смещения с постов, так и в том, чем они руководствовались в своей деятельности. Ведь во многих приказах и распоряжениях местных властей отмечалось: ”повод: приказ немецкого командования”.

Система судебных органов формировалась в соответствии с постановлением рейхсминистра А.Розенберга от 4 августа 1941 г. В своей деятельности суды опирались на немецкое законодательство и нормативные акты оккупационной власти. Низшие судебные ступени (шлихтеры) свое решение выносили “по собственному мнению”. Вся судебная система и судопроизводство соответствовали целям оккупационной политики и имели репрессивный характер. Тем более, что значительная часть приговоров и решений выносилась административными и военными органами во внесудебном порядке.

На всей оккупированной территории Украины особенные функции возлагались на военно-полицейские органы. Власть военных во всех сферах деятельности была практически безграничной, что неоднократно подчеркивалось в соответствующих приказах и инструкциях.

С нарушением международного права, начиная с конца 1942 г., оккупанты иногда насильно или обманом начинали активно формировать из числа местного населения военные подразделения для использования их на фронтах, прикрытия тыла. Причины, которые заставили местных жителей надеть мундиры врага, были неодинаковыми. Одни воевали на стороне Германии по политическим убеждениям (неприятие большевизма, советской власти), другие - от безвыходности (плен, страх перед сталинскими репрессиями). Можно считать правильным разделение всех формирований, которые воевали в составе немецких частей, на две группы: первая - военные группировки, которые возникли на базе политических концепций; вторая - охранно-вахтовые, вспомогательные, полицейские подразделения.

К первой группе следует отнести дивизию СС “Галичина”, которая начала формироваться в апреле 1943 г. на территории Восточной Галичины - части Генерального губернаторства Рейха сперва на добровольных началах, а затем - принудительной мобилизацией. Командование дивизией осуществляли немецкие офицеры. Накануне своего разгрома под г. Броды дивизия насчитывала более 15 тыс. человек. К первой группе также относились Украинский Легион, УАВВ, РОА.

Ко второй группе относятся полицейские формирования, созданные из местных жителей и подчиненные аппарату рейхсфюфера СС и начальника полиции Гимлера. Полиция во всех административных районах имела незначительные организационные отличия. Так, в Генерал-губернаторстве вопросом охраны гражданского порядка ведала “Вспомогательная украинская полиция”, в Рейхскомиссариате - “Вспомогательная украинская полиция на службе немецкого вермахта”. На Волыни дополнительно создавались, в большинстве из военнопленных, команды “гильфевилитте” для выполнения вспомогательных функций; охранные сотни, курени и др. Муковський І.Т.,Лисенко О.Є. Звитяга і жертовність: Українці на фронтах другої світової війни. - К.,1996. - С.445. С первых дней войны весь механизм оккупационной власти начал действовать путем насилия, своеволия, грабежа, массового уничтожения населения. Захватчики не только имели “право”, но и были обязаны соответствующими приказами, директивами, инструкциями выявлять крайнюю жестокость Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. - М.,1946. - С.7.

. Среди первых преступлений фашистов в Украине - массовая (одновременно десятки тысяч мирных граждан!) казнь мирных граждан в Киеве, начата в конце сентября 1941 г. Оккупантами вводилась система захвата заложников. Во время отступления с территории Украины была применена тактика “сожженной земли”, “тотальной” эвакуации. В приказе Гимлера от 7 сентября 1943 г. требовалось не оставлять “ни единого человека”. Совершенно секретно! Только для командования! Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы - М.,1967. - С.528.

Составной частью деятельности оккупационного режима было введение принудительных работ в двух направлениях: вывоз населения на работы в Германию и насильственное привлечение к работам непосредственно в оккупированных зонах в форме трудовой повинности.

Основным содержанием экономической политики был широкомасштабный грабеж, который в основном имел организованный характер. Земля, ее недра, промышленность и сельское хозяйство, культурные и научные ценности, все богатства провозглашались собственностью “великогерманского рейха”.

Оккупационный механизм в Украине включал более 180 больших стационарных таборов для военнопленных, в которых, противореча нормам международного права, осуществлялось массовое уничтожение людей.

Вследствие преступного деяния оккупационного режима в период временной оккупации территории Украины в 1941-1944 гг. погибло от насилия, голода, болезней около 6 млн. человек, было вывезено в Германию 2.4 млн. человек. Общая сумма материального ущерба, который понесла Украина в результате оккупации, составляет около триллиона карбованцев в довоенных ценах.

Таким образом, приблизительно до 20-х чисел октября 1941 года шла организованная эвакуация населения, процессом которой руководили городские и районные комиссии по эвакуации. К сожалению, пока не обнаружены директивные документы, определявшие работу комиссий.

О числе эвакуированных мирных граждан позволяют судить обнаруженные в 2001 году в Госархиве АР Крым историком В.Гурковичем ведомости, составленные уже в период оккупации Статбюро Городской управы г. Симферополя на основании не дошедших до нас советских документов. Согласно указанной ведомости, по состоянию на 1 ноября 1941 г. эвакуировались 70570 человек, в том числе 34020 евреев.

Опираясь на тот факт, что полуостров покинуло чуть более 50% проживавших здесь евреев, В.Гуркович высказал предположение, что ГКО СССР летом 1941 года принял решение о первоочередной эвакуации еврейского населения. С решительными возражениями выступил М.Тяглый. По мнению историков, приведенные в ведомостях данные об эвакуации еврейского населения достаточно точны, они дают представление об итогах планомерной эвакуации до конца 20-х чисел октября 1941 года, когда, в связи с прорывом немецкими войсками 28 октября обороны наших войск, эвакуация сменилась бегством. Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1945 гг.). - М.,1968. - С.25.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.