скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательное ограничение судейского усмотрения

Законодательное ограничение судейского усмотрения

71

Введение

Проблема судейского усмотрения при назначении уголовного наказания не нова в российском уголовном праве. Еще в начале XX века ее исследованию были посвящены специальные работы русских криминологов - П.И. Люблинского, К.В. Шарова и др.

В настоящее время ей уделяется внимание не только со стороны российских и зарубежных ученых, тема судейского усмотрения при назначении наказания не сходит со страниц различных изданий и широко обсуждается в средствах массовой информации и Интернете. Объясняется интерес к рассматриваемой проблеме как ростом преступности в нашей стране, так и растущим недоверием к органам правопорядка и суда. По сведениям различных изданий, проводивших опросы за последние 5 лет, число лиц, выражающих недоверие отечественным судьям, с каждым годом только возрастает. Так, если в 2003 г. по данным опроса компании "РОМИР-Мониторинг", проведенного по заказу "Ведомостей", 48% россиян считали, что большинство судей подвержены коррупции, то в 2007 г. мнение о наличии коррупции в судах разделяют уже почти 60% опрошенных: 22% считают, что в судах без денег ничего не решается, а 40 - что в судах "берут", но изредка.

Указанные статистические данные подтверждаются и исследованиями, опубликованными международной организацией по противодействию коррупции Transparency International. По сведениям экспертов, в России ежегодные объемы взяток в судах достигают 210 миллионов долларов, а 63% российских граждан уверены, что суды коррумпированы. Кроме того, в докладе отмечается, что из 62 исследованных стран мира Россия занимает

43 место по коррумпированности судебной системы. Подобные показатели недоверия к судебной системе (60-70%) - у Польши, Венесуэлы, Чили, Конго, Тайваня, Марокко, Сенегала и Турции.

О недоверии граждан к отечественным судам, а также принимаемым ими решениям свидетельствуют также тот факт, что ежегодно возрастает число россиян, ищущих справедливости за пределами своей родины. Согласно статистике Европейского суда по правам человека, из России ежегодно поступает от 20 до 50 тысяч обращений и жалоб граждан на действия чиновников или нарушения в системе правосудия.

Сам Президент Российской Федерации В.В. Путин открыто признает, что власти "позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы". То есть те сферы жизнедеятельности, от которых порой зависят судьбы многих людей, вовлеченных в процесс "отыскания истины", результатом которого должно стать мотивированное, законное и обоснованное решение судьи. Именно поэтому осуществление правосудия является одной из важнейших публичных функций государства, а принимаемые судом решения должны быть предсказуемы и понятны, как участникам судебного разбирательства, так и широкой общественности, особенно если это касается назначения уголовного наказания.

В настоящее время мотивации отдельных судей в части назначения наказания за конкретные уголовные дела зачастую бывают не понятны ни только рядовым гражданам, чей уровень правовых знаний является бытовым, но и многим юристам, в том числе, их же коллегам по отправлению правосудия.

Это еще раз свидетельствует об огромной сложности вопроса о назначении справедливого наказания и о роли судейского усмотрения в этом процессе. Недаром в среде ученых, политических деятелей, а также самих судей не прекращаются дискуссии, связанные с проблемой расширения, либо ограничения рамок усмотрения судей.

Проблема таких пределов сводится к поиску оптимального соотношения между связанностью судей рамками уголовно-правовой нормы и свободой выбора одного из законных решений. Предоставление им слишком широких рамок усмотрения может поколебать уверенность, как участников процесса, так и общественности в законности принятых решений. Напротив, чрезмерное ограничение судейского усмотрения (или его исключение) не позволяло бы учитывать представителям судейского корпуса индивидуальные особенности совершенного деяния, что шло бы в разрез с принципом справедливости.

В этом смысле подходящими являются слова П.И. Люблинского, написавшего, что "государство, стремясь к выработке устойчивой, справедливой и целесообразной деятельности при расследовании преступных деяний и при выработке реакции на них, прибегает не только к законодательной регулировке, но и судейскому усмотрению… Как бы ни был судья хорош и образован, он никогда не сумеет подняться на такую высоту теоретического рассмотрения вопроса, на которой стоит законодатель… Даже хороший судья не сумеет упразднить надобность в законе и стать мудрее законодателя в оценке общих интересов… Но и законодатель не может претендовать на полное проникновение вглубь индивидуальных обстоятельств и на вытеснение судебного усмотрения из этой области. Там, где закон неспособен уловить в общих постановлениях особенностей отдельных случаев, где требуется особенная гибкость государственной деятельности, там единственно возможно применение усмотрения".

Таким образом, вопрос об ограничении либо расширении судейского усмотрения при назначении наказания, имеет большое теоретическое и практическое значение, особенно в свете продолжающейся долгие годы судебной реформы и связанной с этим антикоррупционной политикой государства в правоохранительной и судейской сфере, что обуславливает актуальность исследования.

Основными целями исследования являются комплексная разработка проблемы минимизации коррупционных процессов в судейской среде и тесно связанной с ней проблемы ограничения судейского усмотрения при назначении наказания, как одного из способа борьбы с коррупцией, а также выработке на основе полученных данных рекомендаций, которые могут иметь значение для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и быть полезными в правоприменительной деятельности.

Для достижения указанных целей на первом этапе исследования были поставлены следующие задачи:

анализ состояния, структуры, динамики коррупции в сфере правосудия;

выявление причин возможной связи между двумя явлениями: коррупцией и судейским усмотрением;

изучение материалов, опубликованных в СМИ (как федеральных, так и региональных) и Интернете, затрагивающих вопросы коррумпированности судейского корпуса, а также касающихся судебной реформы и деятельности судов в целом, за период с 2000 по 2007 гг.;

исследование практики привлечения судей (в том числе пребывающих в отставке), бывших судей к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ;

выявление отношения граждан, сотрудников правоохранительных органов, работников судов, адвокатов, юрисконсультов и самих судей к проблемам коррумпированности судейского корпуса и процессу судейского усмотрения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является проблема коррупции, связанная с судейским усмотрением при назначении наказания.

Предметом исследования выступают:

уголовно-правовые нормы, предоставляющие судьям возможность усмотрения при назначении наказания;

судебная практика по отдельным категориям уголовных дел;

опубликованные научные исследования в виде монографий, статей, комментариев, учебников по разрабатываемой проблеме.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют научные подходы и категории познания, выработанные не только в уголовном праве и криминологии, а также в философии, социологии, социальной психологии, истории и теории права.

Основным методом является диалектический метод познания. Также применены общенаучные и частнонаучные методы: количественного анализа, системный, исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой. Конкретно-социологический метод (интервьюирование, обобщение материалов судебной практики, изучение статистических данных Верховного суда РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, анкетирование, проведение социологического опроса).

Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области философии, уголовного, уголовно-процессуального права:

С.С. Алексеева, А.А. Арямова, А. Барака, Е.В. Бережко, Ю.Д. Блувштейна, Г.К. Буранова, С. А Велиева, С.И. Вильнянского, Ю.В. Грачевой, Ю.М. Грошевова, С.И. Дементьева, А.С. Дешевых, Р.С. Данеляна, Р.А. Дьяченко, Д.С. Дядькина, С.Г. Келиной, Б.А. Кистяковского, А.И. Козулина, Т.А. Кудрявцева, В.И. Курляндского, В.М. Лебедева, В.Н. Лесниевски-Костаревой, Н.А. Лопашенко, П.И. Люблинского, В.П. Нажимова, Т.В. Непомнящей, В.А. Никонова, Н.Д. Оранжиреева, Л.А. Петручак, И.М. Рагимова, А.И. Рарога, Ф.М. Решетникова, Л. Савюка, А.П. Севастьянова, Л. Селезнева, А.Г. Спиркина, М.Н. Становского, Э.В. Талапиной, А.И. Трахова, Е.А. Фролова, Д.О. Хан-Магомедова, В.Л. Чубарева, А.С. Шляпочникова и др.

Эмпирическую основу исследования составляют как собственные социологические исследования, так и данные других специалистов; результаты опроса 322 человек: из них 146 граждан, 123 практических работников (сотрудники правоохранительных органов и судов, адвокаты, юрисконсульты), 53 судей.

Кроме того, проведен анализ опубликованной судебной практики с 2002 по 2007 гг., материалов Верховного Суда Российской Федерации, Высшей квалификацилонной коллегии судей Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также газетных и журнальных публикаций по данной проблематике за последние 7 лет.

§ 1. Есть ли связь между коррупцией и судейским усмотрением?

Коррупция - одно из древнейших явлений существующее и по сей день во всех государствах мира. Уже авторы Ветхого Завета обрушиваются на коррупцию: "…начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело".

В России "мздоимство", так же как и зарубежом, зародилось довольно давно. Впервые наказывать за подкуп стал Иван III, а Иван Грозный ввел уже смертную казнь за "чрезмерность во взятках". В отношении нашего государства распространено твердое убеждение, "что Россия относится к числу стран, исторически и культурно обреченных на масштабную коррупцию".

Подтверждением указанных слов могут служить следующие данные:

Таблица № 1. Зарегистрировано фактов взяточничества в России.

2002

2003

2004

2005

2006

Всего

7311

7346

8928

9821

11063

Темпы прироста (снижения) в%: к предыдущему году

-7,6

0,5

21,5

10,0

12,6

К 2002 году

-

0,5

22,1

34,3

51,3

Удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений, в%

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Согласно сведениям, приведенным в таблице, ежегодно факты взяточничества в Российской Федерации только возрастают. Темпы прироста также являются впечатляющими, так по отношению к 2002 году в 2006 размер прироста составил 51,3%. С каждым годом коррупция приобретает все массовый характер, преступления данной направленности постепенно переходят в сознании граждан нашей страны из разряда противоправных поступков в ранг должной общепринятой нормы поведения.

В литературе также констатируется факт того, что степень развития коррупции в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет о существовании "обширных и устойчивых коррупционных сетей, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции", и одномоментная "ампутация" такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу.

И действительно коррупция в нашей стране пронзила практически все сферы человеческой деятельности, не исключение составляет судебная власть. По данным Регионального общественного фонда "Информатика для демократии" (фонд Индем), суды занимают пятое место в рейтинге коррупционных отраслей, хуже дело обстоит с вузами, бесплатной медицинской помощью, призывом на воинскую службу и получением жилплощади.

По мнению ученых, причины возникновения коррупции в сфере правосудия различны, они носят как правовой, так и социальный, политический, экономический и даже исторический характер.

Одной из немаловажных причин, на которой особо хотелось бы заострить свое внимание, в связи с заданной темой исследования, является довольно широкое судейское усмотрение в уголовно-правовой сфере, и, в частности, при назначении наказания.

Несовершенное законодательство делает возможным использование на практике судьями усмотрения при выборе меры наказания и, в отдельных случаях, злоупотребление своими полномочиями в корыстных интересах. Именно поэтому вопрос об изучении явления судейского усмотрения, на наш взгляд, является актуальным.

Однако исследование самого понятия судейского усмотрения вызывает некоторые трудности из-за отсутствия единого подхода в теории права к его определению. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что сущность указанной дефиниции наиболее полно раскрывается в определении А.И. Рарога и Ю.В. Грачевой, в котором присутствуют все признаки судейского усмотрения. По их мнению, "судейское усмотрение в уголовном праве - это осуществляемый в процессуальной форме специфический аспект правоприменительной деятельности, предполагающий предоставление суду в случаях, предусмотренных уголовно-правовыми нормами, правомочий по выбору решения в пределах, установленных законом, в соответствии с волей законодателя, исходя из принципов права, конкретных обстоятельств совершения преступления, а также основ морали".

Указанное определение позволяет сделать несколько выводов, касающихся судейского усмотрения, как "специфического аспекта правоприменительной деятельности" и его взаимосвязи с проблемами коррупции:

"…Предоставление судьям правомочий по выбору решения в пределах, установленных законом, в соответствии с волей законодателя…".

Законодатель в ряде норм устанавливает довольно широкие рамки для выбора меры наказания. Это сопряжено в первую очередь с тем, что большинство санкций УК РФ носит относительно-определенный и альтернативный характер.

А) Большинство статей Особенной части Уголовного кодекса предусматривают определенную альтернативу избрания того или иного вида наказания. Судья по своему усмотрению, в рамках закона, может выбрать наказание не связанное с лишением свободы, применить менее жесткое.

В порядке информации: по состоянию на 15 мая 2008 г. в Особенной части УК РФ насчитывалось 605 санкций, из них:

с одним видом наказания - 254 санкции, или 42%;

с двумя видами наказаний - 113 санкций, или 18,7%;

с тремя видами наказаний - 149 санкций, или 24,6%;

с четырьмя видами наказаний - 68 санкции, или 11,2%;

с пятью видами наказаний - 21 санкций, или 3,5%.

Здесь могут возникнуть совершенно оправданные вопросы:

по каким критериям судья выбирает тот или иной вид наказания, может назначить разное наказание двум обвиняемым за одно и то же совершенное преступление, как он оценивает все имеющиеся в деле отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства, какие из них имеют для него большее значение и почему именно эти, а не другие, и, наконец, какие решения принял бы другой судья, рассмотревший эти 2 уголовных дела, а если принял совершенно другие, то почему они отличаются от решений предыдущего судьи?

Но бывают и прямо противоположные ситуации. Например, санкция ч.1 ст.107 УК РФ "Убийство, совершенное в состоянии аффекта" наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Ч.1 ст.119 УК "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Еще один пример - санкция ч.1 ст.122 УК РФ "Заражение ВИЧ-инфекцией", связана с ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года и т.д.

Такие виды наказания как ограничение свободы и арест на практике в настоящее время не применяются, в связи с отсутствием необходимых условий для реализации данных видов наказаний. Таким образом, в некоторых случаях у судейского корпуса просто нет выбора, и ими назначается только тот вид наказания, который является реально действующим и нередко единственно возможным, как в выше указанных примерах.

Вывод: все эти тонкости, понятные для большинства юристов, зачастую бывают неясными рядовым гражданам. Они, оценивая тот или иной случай, в первую очередь, опираются на бытовой уровень правосознания, эмоции, понятия добра и зла, справедливости. Нередко мнение граждан не совпадает с мнением профессиональных судей и в их сознании может сформироваться предвзятое отношение к деятельности служителей российской Фемиды.

В таких случаях понятны суждения граждан о том, что судьи совершают ошибки в части назначения наказания, в силу различных объективных и субъективных причин (недостаток времени для изучения рассматриваемого уголовного дела, непрофессионализм, усталость, болезнь и т.д.); на правоприменителей могут оказать влияние (вышестоящие инстанции, председатель суда, криминальные элементы, прокурор и т.д.); и, наконец, судьи принимают "нужное" решение в чьих-либо интересах (проблема коррупции).

Уместно здесь будет процитировать слова В.П. Нажимова о том, что "участники процесса, особенно подсудимый и защитник, почти беззащитны от усмотрения судей в выборе конкретной меры наказания. Судьи могут привнести в этот вопрос любые субъективные моменты, например такие, как скверное настроение, интуитивная антипатия к подсудимому и т.п."

Следствием неправильного рассмотрения судьями уголовных дел либо совершения ими ошибок (намеренно, или ненамеренно), может стать отмена вышестоящей инстанцией принятых ранее решений. А в случае, если будет установлено, что деятельность правоприменителя, каким-либо образом умаляет авторитет судебной власти, он может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной.

Иллюстрацией совершаемых судьями ошибок могут служить сведения, указанные в таблице № 2.

Таблица № 2. Количество уголовных дел, поступивших в суды различных инстанций

Годы

1 инстанция

Апелляционная

инстанция

Кассационная

инстанция

Надзорная инстанция

2008

285 292

11 280

71 745

5 945

2007

1 174 831

38 929

291 322

35 023

2006

1 224 431

33 868

290 328

27 809

2005

1 163 857

26 834

276 967

22 229

2004

1 059 130

18 576

329 503

21 751

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.