скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательное ограничение судейского усмотрения

Для сравнения, хотелось бы подчеркнуть: опыт отбора лиц на должность судей в России и зарубежных странах, показывает, что "у нас процедура отбора кадров более строгая и, если учесть наличие в квалификационной коллегии представителей общественности, более демократическая", "…к кандидатам на должность судей предъявляются жесткие требования…", чем, например, в Португалии, отмечает председатель Пензенского областного суда А.Д. Шишкин.

На втором месте находится ответ "сделать более "прозрачной" деятельность судей при отправлении правосудия": граждане 48 человек (27,6%) и компетентные лица 44 человека (31%). Сам Президент В.В. Путин, выступая на VI всероссийском съезде судей, отметил, что "излишняя закрытость вредна", поскольку это "создает информационный вакуум, который и порождает ложные стереотипы в отношении работы судов".

О необходимости сделать более прозрачной судебную систему говорят и сами рядовые и высокопоставленные судьи. По мнению В. Лебедева:

"Мы не должны обижаться на средства массовой информации, это не наши оппоненты, это наши союзники. Только через них… есть одна единственная возможность донести до общества, до граждан правду о работе российского правосудия".

Для того, чтобы сделать судебную систему более прозрачной предпринимаются различные шаги, как в федеральных, так и в региональных масштабах.

На федеральном уровне 9 марта 2006 года в Государственную Думу Российской Федерации Пленумом Верховного Суда Российской Федерации был внесен долгожданный законопроект "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ". Данный законопроект исходит из принципа размещения в сетях общего пользования всех решений судов, кроме принятых в закрытых судебных заседаний. В данном законопроекте предусмотрены нормы, регулирующие отношения по обеспечению информационной прозрачности судопроизводства и прав граждан на получение достоверной информации о деятельности судов.

Положения законопроекта гарантируют открытость судебной деятельности и информации о работе судов, а также регулируют взаимоотношения судов и СМИ. В частности, проект предусматривает свободный доступ в судебные заседания и к судебным актам, как граждан, так и журналистов. При этом предполагается "сделать более доступным для каждого гражданина доступ к двум информационным блокам. Первый блок будет касаться самой организации деятельности судов, сведений о судьях и служащих судебного аппарата, о порядке работы судов. Второй блок - это информация о содержании судебных актов".

Но до сегодняшнего дня данный законопроект так и не был рассмотрен, несмотря на то, что в обществе назрела объективная необходимость в этом.

Если на федеральном уровне законопроект об открытости судебной системы обсуждается уже больше двух лет, то на региональном предпринимаются конкретные меры. На территориях отдельных субъектов Федерации издаются соответствующие нормативные акты, методические рекомендации для лиц, ответственных за взаимодействие со СМИ в судах общей юрисдикции, проходят конференции, круглые столы, тематические семинары, встречи с участием граждан, известных ученых, представителей региональных и федеральных СМИ, политиков, а также действующих судей, пресс-секретарей судов и Управлений (Отделов) Судебного департамента в регионах, осуществляются совместные проекты, связанные со съемками тематических ток-шоу, и т.д. Ярким примером могут служить мероприятия проведенные в Чувашской Республике, Республике Калмыкия, Астраханской, Ярославской и Рязанской областях. Данные субъекты являлись "пилотными" регионами проекта ТАСИС "Повышение осведомленности общественности о российской правовой системе", реализуемого при сотрудничестве России с Европейским судом. Среди основных целей проекта - информирование общественности о правовой системе в России, формирование у граждан более активной позиции в отношении использования конституционных прав и имеющихся средств правовой защиты.

Предпринимаются и другие действия. Так, в Оренбургской области в ближайший год планируется повысить уровень доверия граждан к служителям Фемиды, путем декларирования в средствах массовой информации уровня доходов судей. И все только потому, что после событий, связанных с привлечением судьи Татьяны Еремеевой к уголовной ответственности за взяточничество, судейское сообщество области явно взволновалось и само решило прибегнуть к такого рода доведению информации до населения области.

Вместе с тем, по результатам нашего исследования, такая мера, как декларирование доходов судей и членов их семей, не пользовалась популярностью ни в среде граждан - 7,5% опрошенных, ни в кругу компетентных лиц - 6,3%.

Мнение экспертов по данному поводу также не отличается оптимизмом. С. Шаповалов - генеральный директор юридической компании "Налоговая помощь" считает, что "обязанность предоставления информации о доходах только лишь немного усложнит жизнь взяточников", президент адвокатской палаты Москвы Г. Резник также подчеркивает: "Кто взятки берет, тот и будет брать. Что же касается декларирования доходов родственников судей, это будет нарушением Конституции".

Верховный Суд Российской Федерации, назвал данную идею "неприемлемой" для судов общей юрисдикции, потому что такие сведения должен будет собирать и проверять вышестоящий суд, а это означает введение административного контроля за нижестоящими и нарушение принципа независимости судей. Той же точки зрения придерживается и правовое управление Госдумы.

В отличие от Верховного Суда Высший арбитражный (ВАС) в данном вопросе придерживается иной точки зрения, и даже определился с автором законопроекта, в котором будет прописан порядок обязательного декларирования судьями и членами их семей доходов и имущества.

В.В. Путин, принимая в Кремле председателя Высшего Арбитражного суда А.А. Иванова, по данному поводу отметил: "Надеюсь, этот закон будет способствовать укреплению судебной системы, росту ее авторитета и борьбе с коррупцией".

Заключение

Подытоживая ранее изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:

Несовершенное законодательство делает допустимым использование на практике судьями широкого усмотрения при выборе меры наказания и, в отдельных случаях, злоупотребление своими полномочиями в корыстных интересах. Это обусловлено несколькими причинами:

Большинство статей Особенной части Уголовного кодекса предусматривают определенную альтернативу избрания того или иного вида наказания. Судья по своему усмотрению, в рамках закона, может выбрать наказание не связанное с лишением свободы, применить менее жесткое;

Наряду с альтернативными санкциями УК РФ содержит и относительно-определенные. Судебная практика показывает, что на территории Российской Федерации составы преступлений, предусмотренных ст. ст.111, 158, 159, 161, 162 УК РФ, входят в число десяти основных, составляющих в структуре судимости (вместе с пятью другими) 73,0% от общего числа осужденных. Санкции данных составов являются относительно-определенными, кроме того, пределы между минимальным и максимальным значением того или иного вида наказания, предусмотренного этими статьями, довольно велики и позволяют судьям пользоваться широким усмотрением при назначении наказания, тем самым открывается возможность проявления коррупции в судейской среде.

При общей тенденции увеличения поступающих в суды первой инстанции уголовных дел, возрастает и их количество в судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Кроме того, судебная практика показывает, что ежегодно повышается количество решений, вынесенных представителями третей власти, содержащих в себе те или иные ошибки (намеренных или ненамеренных), как материального, так и процессуального характера, которые становятся в дальнейшем причиной отмены в вышестоящих инстанциях постановленных ранее приговоров.

Включение в закон этических категорий, таких как совесть (ст.17 УПК РФ), свидетельствует о том, что открывается широкий простор для судейского усмотрения. В данной ситуации у отдельных судей появляется возможность злоупотребления своими полномочиями, так как подход к интерпретации нравственных дефиниций - морали и совести у каждого субъекта, участвующего в процессе назначения наказания, индивидуальный. Не исключено, что понимание этих категорий может быть искажено.

Существующая в настоящий момент проблема "коррупциогенности уголовного законодательства" требует незамедлительных действий со стороны государства, направленных на устранение данного негативного явления. Считаем, что важным направлением противодействия коррупции в уголовно-правовой сфере, и в частности при назначении наказания, является антикоррупционная политика, проводимая государством, в том числе антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов, а также уже действующего законодательства.

90% граждан и 81% компетентных лиц считают, что в России проблема коррупции судейского корпуса существует. Подтверждением полученных данных являются сведения, согласно которым с 2003 по 2007 гг. в качестве обвиняемых по признакам составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, было привлечено 18 судей. При этом большая часть правоприменителей отношение к коррупционности представителей третей власти отрицают - 70% от общего числа опрошенных.

В последние годы обострилась проблема взаимодействия судебных органов со средствами массовой информации. По мнению судей, причиной формирования мнения общественности о коррумпированности судейского корпуса является непрекращающаяся на протяжении нескольких лет критика со стороны СМИ. В ряде случаев провокаторами издания подобных статей являются сами судьи в следствие своего "не корректного поведения" с представителями прессы. Считаем, что в подобной ситуации назрела объективная необходимость создания инструкции, либо методических рекомендаций для судей, в которых будет подробно прописываться порядок (правила) их профессиональных отношений с журналистами.

Для сокращения негативного мнения граждан о коррумпированности представителей третей власти, а также противодействию коррупции в данной среде необходимо предпринять ряд мер как правого, так и организационного характера:

Добиться от представителей Государственной Думы скорейшего рассмотрения и утверждения законопроекта "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

Ужесточить требования к претендентам на должность судьи;

Отрегулировать процесс открытого взаимодействия органов суда со средствами массовой информации. Дл этого необходимо:

организовать обучение журналистов, освещающих вопросы правосудия в СМИ и Интернете, для получения начальных знаний в сфере юриспруденции и более верного восприятия получаемой в процессах правовой информации, а затем ее доведения в неискаженном виде до широких масс. Данный шаг позволит на практике преодолеть еще одну смежную проблему: правовую неграмотность населения и формирование определенного правосознания у граждан.

создать (где отсутствуют) при областных и равных им судах, Управлениях (Отделах) Судебного департамента в субъектах Федерации собственные пресс-службы, а также поручить на уровне районных судов выполнение функции пресс-секретарей отдельным компетентным сотрудникам.

Обеспечить должную независимость судей в процессе отправления правосудия, и при назначении наказания в частности. Данное станет возможным только тогда, когда Российское государство в полной мере сможет обеспечить нормальное существование действующих судей и членов их семей.

Согласно данным анкетирования (граждане - 7,5%, компетентные лица - 6,3%), такая мера противодействия коррупции в судейской среде, как декларирование доходов судей и членов их семей, не получила поддержки у опрошенных. Мы разделяем данное мнение и считаем, что декларирование не даст ожидаемого результата и приведет в отдельных случаях к потере судьями своей независимости, так как проверкой таких данных будет заниматься вышестоящая инстанция, либо иной правомочный орган, которой в дальнейшем при обнаружении "отклонений", под угрозой распространения информации, сможет оказывать влияние на судей.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Декларация о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей) // СПС "Гарант-Максимум". Версия от 22.02.2008.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25, ст.2954.

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст.4532.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249.

Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 2.

Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы в России" на 2007-20011 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) // СЗ. 2006. № 41. Ст.4248.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета от 15 марта 2005 г. № 50.

Решение Совета судей Рязанской области от 01.06.2007 "О мероприятиях по обеспечению доступности, открытости и прозрачности правосудия. О гласности и роли пресс-службы" // Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 3 (19).

Методические рекомендации для лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации в судах общей юрисдикции Волгоградской области. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия // Юридический вестник. Волгоград, 2007. № 1.

Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.

Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., 1993. Т.3. Т.4.

Данелян Р.С. Судейское усмотрение. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты. М.: ООО "Новая правовая культура", 2007 // СПС "Гарант-Максимум". Версия от 22.02.2007.

Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск, 1995.

Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. Казань, 2004.

Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. Набережные Челны, 2003.

Кандрин В.А. Причины и последствия коррупции в российской экономике. Н.Н., 2003.

Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ.М., 2002.

Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1949.

Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А. Сатарова.М., 2004.

Головщинский К. Диагностика коррупциогенности законодательства. М., 2004.

Григорова Т.В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия. Учебно-методическое пособие. Новоссибирск, 1999 // http://www.nsu.ru/community/clh/page1. htm

Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

Ананьев В.Н. Пределы судейского усмотрения при назначении уголовного наказания // Шкала уголовных наказаний как способ борьбы с коррупцией в сфере правосудия: Материалы международной научно-практической конференции.7-8 октября 2004 года. М.: Издание Государственной Думы, 2005.

Безнасюк А.С. Открытость правосудия ему же на пользу // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.vkks.ru/print_page. php? id=96

ВАС отдал на доработку проект о декларировании доходов судей // http://www.klerk.ru/print. php? 78431

Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток, Афро-азиатские общества: история и современность. 2000. № 1.

Грошев И.Л. Истоки и причины коррупции в правоохранительных органах России // Следователь. 2008. № 1.

Журавлев Л. Тариф на правосудие // http://www.newizv.ru/print/56793

Кандидатов в российские судьи отбирают жестче, чем в Португалии // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Карханин С. Фемида живет во дворце // Парламентская газета. 07 февраля 2008 г. № 006-7 (2258-9).

Катаргина В. Между СМИ и судами нет противоборства // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2006. № 3-4 (15-16). Семинар в Ростове-на-Дону // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Куликов В. Открытый суд над бюрократами. Вячеслав Лебедев предложил судить по европейским нормам // Российская газета. Федеральный выпуск от 5 декабря 2007 г. № 4535.

Левин М.И., Цирик М.Л. О моделировании коррупции // http://www.hist. msu.ru/Labs/Ecohist/OB2/lev_tsir. htm.

Люблинский П.И. Основания судейского усмотрения в уголовных делах: Доклад для Киевского съезда Русской группы Международного союза Криминалистов. Из журнала Министерства Юстиции. СПб., 1904.

Матвеева И. Программа ТАСИС на Рязанской земле. Ток-шоу "Слушается дело" // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 1-2 (17-18).

Морщакова Т. На полпути к правосудию // http://www.lawfirm.ru/public/print. php? id=124

Мошенничество со стороны недобросовестных адвокатов // http://www.ukrf.ru/index. php? top=5&podraz=30

Нажимов В.П. Справедливость наказания - важнейшее условие его эффективности // Вопросы организации суда и осуществления правосудия в СССР.Т. II. Калининград, 1973.

Наумов О.А. Авторитет правосудия: мелочей не бывает // Официальный сайт Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации http://www.vkks.ru/print_page. php? id=25

Нечаев В., Астахов П. Кухарка - арбитр олигархов // Российская газета. Федеральный выпуск от 6 июля 2004. № 3519.

Никитин А. Новый этап судебной реформы - против судебного волюнтаризма: статья первая // Богатей (Саратов). 2005. № 13.

Николаева Д. Судей заставят декларировать доходы // Коммерсантъ. 2006. № 111 (3442). http://www.kommersant.ru/doc. aspx? DocsID=684538

Одинцов П.П. Особенности формирования общественного мнения о судебной системе в российских СМИ: Факторы эффективного взаимодействия // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.supcourt.ru/ news_detale. php? id=2967

Отношения между судами и средствами массовой информации должны строиться на взаимном уважении и доверии // Судебный вестник. Новосибирск, 2007. № 4.

Отчет о семинаре по повышению уровня взаимного доверия между средствами массовой информации и системой судебных органов России // "Буква Закона" - журнал судейского сообщества Рязанской области. 2007. № 3 (19).

Путин: декларирование доходов судей укрепит судебную систему // http://www.gzt.ru/politics/2006/11/09/160905.html

Радченко В. Мнение о низком рейтинге наших судов не вполне справедливо // Интернет-портал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС)"Правосудие" http://www.sudrf.ru/modules. php? name=press_dep&op=inter_detail&id=8

Радченко В. Слухи отменяются // Российская газета. Федеральный выпуск от 15 августа 2007 г. № 4440.

Рарог А.И., Грачева Ю.В. Понятие, основание, признаки и значение судейского усмотрения в уголовном праве // Государство и право. 2001. № 11.

Россия и коррупция: кто кого. Аналитический доклад Регионального общественного фонда "Информатика для демократии" (Фонд Индем) // http://www.indem.ru/indemfond/indfp2_r.html

Селихов Н.В. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России/ Н.В. Селихов // Следователь. 2001. № 3.

Семинар в Ростове-на-Дону // Судебная власть в Пензенской области. 2007. № 2.

Семкин А. Юристы овладевали журналистикой // Судебный вестник Адыгеи. Журнал Судейского сообщества Республики Адыгея. 2006. № 4.

Скворцов Н. "Дикий" лоббизм как одна из причин коррупции в России // Российская юстиция. 2001. №9.

Специальный выпуск журнала "Правосудие в Хакасии" за 2007 г. № 2 (8), посвященного вопросам, которые были предметом обсуждения на научно-практической конференции "Суды и СМИ: принципы конструктивного взаимодействия".

Суды и СМИ: мы нужны друг другу // Правосудие в Татарстане. 2007. № 2 (31).

Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. № 5. СПС "Гарант-Максимум". Версия от 14.05.2008.

Тихомиров Ю. Преодолевать коррупциогенность законодательства // Право и экономика. 2004. № 5.

Ткачев В.Н. От Кодекса чести к Кодексу этики // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.supcourt.ru/print_page. php? id=2477

Шалай В.С. Суды и СМИ // Вестник судебной власти. Журнал судейского сообщества Курганской области. 2007. № 2 (30).

Шаров К.В. Судейское усмотрение и неопределенные приговоры // Журнал Министерства юстиции. 1903. № 9.

Юланов О.А. Коррупция как болезнь государства // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0228/003a/02281004. htm.

Ямшанов Б. Где два адвоката, там три мнения // Российская газета. 2008. № 4574. http://www.rg.ru/2008/01/29/advokat.html

Бережко Е.В. Нравственные начала (основы) при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Автореф. …дисс. канд. юр. наук. Челябинск, 2003.

Грачева Ю.В. Судейское усмотрение в уголовном праве. Автореф. …дисс. канд. юр. наук. Москва, 2002.

Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т.1. / Под ред.В.А. Туманова. М., 2000. С.527.

Преступность и правонарушения (2002-2006). Статистический сборник. М., 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.