скачать рефераты

МЕНЮ


Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье

Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье

42

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Финансово - правовой

Кафедра Гражданского права и процесса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Гражданское право

Тема:

«Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье»

Барановичи

2009

Реферат

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА, УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Предметом исследования является жилищная политика и жилищное законодательство Республики Беларусь.

Объектом данного исследования является изучение путей развития жилищного законодательства, его усовершенствование - для удовлетворения потребностей всех категорий граждан в жилье.

Цель работы рассмотреть и изучить жилищное законодательство на данном этапе в Республике Беларусь, подробно рассмотреть на основании Жилищного кодекса Республики Беларусь и Указа № 565 порядок постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При выполнении работы использованы методы: обобщенный, от общего к частному.

В процессе работы проведены следующие исследования:

Областью возможного практического применения являются Технико-экономическая и социальная значимость

Данная работа выполнена на основании полного изучения статей Жилищного кодекса Республики Беларусь а так же Указа Президента Республики Беларусь № 565, которые регулируют такие вопросы, как право граждан Республики Беларусь на жилье, основания и постановка на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так же в работе приведены примеры судебной практики в отношении жилищных отношений.

Оглавление

Введение

Глава 1. Жилищная политика в Республике Беларусь

1.1 Жилищное законодательство

Глава 2. Право граждан Республики Беларусь на жилище

2.1 Жилищный фонд

Глава 3. Постановка на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилой площади

3.1 Основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий

3.2 Постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятие с учета

3.3 Порядок предоставления жилой площади

Заключение

Список используемых источников

Введение

Потребность людей в достойном жилье является одной из главных социальных потребностей, ее удовлетворение является приоритетным направлением развития нашей страны и политики государства на современном этапе. На практике в этой сфере часто возникают ситуации, требующие четкого, грамотного правового разрешения.

В соответствии со статьей (далее ст.) 48 Конституции Республики Беларусь 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья».[

Важнейшей первостепенной задачей жилищного законодательства является обеспечение конституционных прав граждан при реализации ими своих жилищных прав, в частности, обеспечение правовых гарантий получения или приобретения жилых помещений теми из них, кто нуждается в улучшении жилых помещений.

Жилищная проблема является одной из важнейших для государства и общества. Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии на строительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.

В то же время гражданам, нуждающимся в особой социальной защите со стороны государства (инвалиды, ветераны и т.д.), гарантируется предоставление жилых помещений государственного жилищного фонд.

В условиях становления белорусской государственности развитие жилищной сферы и выработка государственной жилищной политики, совпало одновременно с решением проблем создания новой законодательной базы.

Значительное влияние на формирование правовых основ разработки и развития жилищной политики оказало принятие Конституции Республики Беларусь. Конституционное право на жилище выражает сущность удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. является фундаментальным правом, от которого зависит система конкретных жилищных прав граждан и они не должны противоречить ему.[

В настоящее время вопросы правового регулирования отношений в жилищной сфере регулируется законодательными актами охватывающими отдельные части жилищной сферы. К наиболее значимым относятся: 1.Жилищный кодекс Республики Беларусь;

2.Закон Республики Беларусь «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь»;

3.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Важную роль играют нормативные правовые акты банковского и финансового права, а также ряд других актов законодательства о кредитовании жилищного строительства (в том числе льготном); о предоставлении гражданам Республики Беларусь безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; о порядке и условиях кредитования жилищного строительства в сельской местности; об источниках финансирования жилищного строительства на долевом строительстве многоквартирных жилых домов; о государственной поддержке многодетных семей; об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилого помещения, о финансовой помощи государства молодым при рождении детей в погашении задолженности по кредитам, полученным в АСБ «Беларусбанк» на строительство (реконструкцию) или приобретения жилых помещений и другие.

Следует отметить, что в действующем законодательстве каждый закон регулирует сваю часть жилищной сферы, ориентируясь на свои объекты и субъекты регулирования, при это правовое регулирование жилищной сферы как единого объекта отсутствует.[

Совершенствование системы нормативного правового регулирования жилищного строительства должно реализовываться в 2006 - 2015 годы в два этапа: основными задачами которого является создание нормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапным переходом к функционированию на всей территории Республики Беларусь рынков жилья и жилищных услуг и их скоординированного развития.

На первом этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается, с учетом реальной ситуации, формирование полной нормативной базу, регулирующей развитие жилищной сферы, совершенствование экономических отношений рыночного типа.

На втором этапе (2010 - 2015 годы) реформирование жилищной сферы преследует цель повышения эффективности строительного комплекса и жилищно - коммунального хозяйства, постепенно переход на режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетного дотирования.

Стратегия жилищного строительства предусматривает создание долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворить жилищные потребности нынешнего и будущего поколения граждан, развитие эффективного рынка финансовых механизмов, обеспечивающих доступность для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных отношений в пределах установленных социальных стандартов.

Глава 1. Жилищная политики в Республике Беларусь

1.1 Жилищное законодательство

Более 15 лет жилищные отношения в республике регламентировались прежним и первым в ее истории Жилищным кодексом, который был принят в декабре 1983 г. и введен в действие с 1 января 1984 г. Кодекс был разработан в соответствии с Основами жилищного законодательства СССР и союзных республик и ориентирован на социально-экономическую и политико-правовую структуру единого государства, в состав которого входила Беларусь. Тогда впервые в едином документе на законодательном уровне были урегулированы отношения по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределению жилья, по охране и эксплуатации жилищного фонда, его использованию.

Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения с участием граждан, юридических лиц и органов государственной власти.[

Главным источником любого права, в том числе и жилищного, является Конституция Республики Беларусь. Статьей 48 Конституции Республики Беларусь 1994г. провозглашено право граждан Республики Беларусь на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.[

Основные же принципы реализации данного конституционного права, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в Жилищном кодексе Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248 - 3 (далее - ЖК), который был принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года и Одобрен Советом Республики 8 февраля 1999 года.[

ЖК Республики Беларусь фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Республики Беларусь и служит юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, системы жилищных правоотношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок и иных юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

К числу источников, регулирующих данные общественные отношения, следует также отнести:

1. Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь».[

Определяет порядок приватизации государственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь;

2. Закон Республики Беларусь от 8 января 1998 года «О совместном домовладении».[

Направлен на обеспечение эффективного использования недвижимого имущества, создание гарантий социальной защищенности собственников недвижимого имущества совместного домовладения;

3. Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений»[

Устанавливает порядок и условия предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилых помещений в составе организаций застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве, на строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение жилых помещений, в том числе не завершенных строительством и неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих переоборудованию под жилые помещения;

4. Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее - Положение).[

Он принят в целях совершенствования правового регулирования учета, предоставления и использования жилых помещений государственного и частного жилищных фондов.

Указом утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В Положении определен также порядок регистрации и учета договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда;

5. Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда»[

Устанавливает порядок предоставления и использования такой разновидности жилых помещений государственного жилищного фонда как служебные жилые помещения;

6. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства»[

В соответствии с которым молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей в период погашения задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам.

Актуальными являются вопросы как правильнее и справедливее распределить жилые помещения государственного жилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищный фонд.

ЖК Республики Беларусь является систематизированным нормативным актом, в котором содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Он базируется на ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., которая определила, что право граждан республики на жилье обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.[ учебник

Концептуально ЖК Республики Беларусь согласуется с Национальной жилищной программой, что позволяет создать должное правовое обеспечение жилищной реформы. Этому будет способствовать и то, что при доработке ЖК Республики Беларусь были максимально учтены положения нового Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), который был принят 07 декабря 1998 г. и введен в действие, как и Жилищный кодекс, с 01 июля 1999 г., в частности такие существенные акты гражданского оборота, как приобретение права собственности на жилое помещение, его отчуждение, наем, отдача в залог и др.[

В полном соответствии с формами и субъектами права собственности, предусмотренными ГК Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь дает новую классификацию жилищных фондов. Они подразделяются на государственный и частный, каждый вид в свою очередь имеет по две разновидности. Государственный жилищный фонд состоит из республиканского (жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности) и коммунального (жилые помещения, находящиеся в собственности административно-территориальных единиц). Частный жилищный фонд включает жилищный фонд граждан (индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан) и жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственных предприятий и организаций, а также организаций граждан-застройщиков - ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ). По каждому из видов жилищных фондов в Кодексе дается регулирование правоотношений, связанных с получением (приобретением в собственность), пользованием и распоряжением жилыми помещениями.

Жилищный кодекс, сохраняя в принципе действовавшую ранее систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и общественного жилищных фондов (по классификации прежнего ЖК Республики Беларусь) на условиях договора найма, дополняет ее рядом существенных нововведений, адекватных социально-экономическим условиям перехода страны к рыночной экономике.[

Правовое регулирование жилищных отношений (отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда) осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Президент Республики Беларусь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь.

Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются:

обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов;

формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;

создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;

правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.

Разграничение полномочий в области регулирования жилищных отношений между республиканскими органами государственной власти и органами государственной власти местного уровня дано в статьях 17-21 Жилищного кодекса.

Совет Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищных отношений:

осуществляет общее управление государственным жилищным фондом;

обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь, Жилищного кодекса, иных законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь;

обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства;

определяет компетенцию специальных органов по управлению государственным жилищным фондом;

координирует инвестиционную деятельность в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов;

определяет типовые потребительские качества жилых помещений;

принимает меры по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, как республиканский орган государственного управления жилищным фондом, осуществляет государственное регулирование жилищных отношений в области управления государственным жилищным фондом, а также использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.