скачать рефераты

МЕНЮ


Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье

Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных отношений на соответствующей территории:

утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;

определяют порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в области регулирования жилищных отношений на территории области, города Минска:

проводят единую политику в области архитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилых помещений;

выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования;

обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;

принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;

решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.

Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села:

обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

принимают меры по созданию организаций, осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;

обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда;

организуют строительство жилых помещений социального пользования;

предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищное строительство;

предоставляют жилые помещения социального пользования;

обеспечивают целевое использование и сохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе;

ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях, организациях;

осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений;

дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений государственного жилищного фонда;

осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

предоставляют субсидии;

решают другие вопросы в области формирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.[

Республиканское жилищное законодательство обязательно для применения на всей территории республики. Им должны руководствоваться как граждане, так и все государственные органы и юридические лица независимо от форм собственности.

Неотъемлемой частью жилищного законодательства является так называемое «региональное законодательство» - нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, как правило, в связи с необходимостью учета местных условий. Нормотворческая деятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующего законодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целях развернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии на строительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.

Вопросы развития законодательства в сфере жилищной политики всегда были и остаются актуальными. Совершенствование нормативно-правовой базы является одной из основных задач в системе мер по проведению жилищной реформы. Жилищное законодательство должно обеспечивать полноту регулирования жилищных правоотношений при любых условиях и тем более в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.[

ЖК Республики Беларусь имеет немало изъянов и пробелов, а также требует приведения в соответствии с законодательными актами, принятыми позднее. Кроме того, за период действия этого Кодекса наработана определенная правоприменительная, административная и судебная практика в области жилищных и связанных с ними имущественных отношений, которая также должна учитываться при совершенствовании жилищного законодательства

Глава 2. Право граждан Республики Беларусь на жилище

2.1 Жилищный фонд

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь.

Гарантии права на жилище, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Согласно ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья».[

Использование частного жилищного фонда регулируется целым рядом базовых нормативных актов, таких как Указ № 565, ЖК Республики Беларусь (гл.6), ГК Республики Беларусь (гл.18).

По статистическим данным, по состоянию на 1 января 2006 г. частный жилищный фонд составлял 183 071,3 тыс. м2 общей площади.

Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.

Граждане и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в целом либо по частям отчуждать, сдавать по договору найма, отдавать в залог, видоизменять, перестраивать или сносить жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, и осуществлять иные действия, не противоречащие общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко - культурным ценностям, не ущемляющие права и защищаемые законом интересы других граждан.

Принудительное отчуждение таких жилых помещений допускается только по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, предусмотренных ЖК Республики Беларусь, иными законами Республики Беларусь.

Граждане приобретают право собственности на жилое помещение на основании:

строительства жилого дома, части жилого дома, квартиры;

приватизации занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда;

принятия жилого помещения в наследство;

оформления права собственности на жилое помещение членом организации граждан - застройщиков;

передачи им жилого дома, квартиры в собственность вместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

передачи им жилого помещения в собственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома;

совершения гражданско - правовых сделок;

по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

Для юридических лиц негосударственной формы собственности основаниями приобретения права собственности на жилые помещения являются:

строительство жилого дома, части дома, квартиры;

принятие жилого помещения в наследство;

передача им жилого дома, квартиры в собственность вместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

передача им жилого помещения в собственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома;

совершения гражданско - правовых сделок;

по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

Право собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности на жилое помещение подтверждается правоустанавливающим документом (соответствующим договором, свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, свидетельством о праве на наследство и т.д.).

Глава 3. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилой площади

3.1 Основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень категорий лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий

Согласно ст. 42 ЖК Республики Беларусь от 22 марта 1999. № 248 - 3: « Граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности».[

Указом № 565 утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (далее - Положение), которым определен порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учет), местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными организациями, организациями негосударственной формы собственности, а также порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, регистрации и учета договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда.[

В соответствии с гл 1 п.1, п.2 Положения: «Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения на воспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли».[

В соответствии со ст. 44 ЖК Республики Беларусь: «Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту постоянного проживания в районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органах. Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности осуществляют учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и работающих на данных предприятиях, в учреждениях, организациях. Работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, детских дошкольных учреждений, предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения, профессионально-технических учебных заведений и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовой коллектив этих предприятий, учреждений, организаций, по их желанию принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий наравне с работниками данных предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь утверждаются Советом Министров Республики Беларусь».[

В соответствии с п. 7 Положения учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их постоянному месту жительства, а граждан, не имеющих в собственности или а пользовании жилых помещений, - местными исполнительными и распорядительными органами по месту регистрации таких граждан в органах внутренних дел.[

Согласно ст. 43 ЖК Республики Беларусь существует перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий: «Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения, в котором они проживают, на одного члена семьи менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования;

проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимателями;

проживающие в неизолированных жилых комнатах или одной комнате при отсутствии родственных отношений;

проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов;

впервые вступившие в брак и не имеющие отдельной квартиры;

родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры;

проживающие в общежитиях, за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением;

проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда;

проживающие в служебных жилых помещениях;

проживающие в одной комнате (квартире) с гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, если совместное проживание с ним в одной комнате (квартире) признано невозможным по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь».[

Так же согласно Положения к нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся:

граждане, проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей, а также граждан, проживающих в любых интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена 3 группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, или если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2-3.1.10 настоящего пункта, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения;

граждане, имеющие в собственности в данном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.3-3.1.13, 3.2 пункта 3 настоящего Положения, за исключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий;

специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;

проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников.[

Одним из оснований нуждаемости является обеспеченность общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в данном населенном пункте в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

А так же организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.[учебник

Из судебной практики: Натальи Качан (начальника управления юридической работы и кадров Министерства жилищно - коммунального хозяйства Республики Беларусь):

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.