|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития научно-технического прогресса роль человека имеет огромное значение. Сегодня это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами. Это обуславливается его способностью к творчеству, которое в настоящее время становится решающим условием успеха любой деятельности. В связи с этим основным источником прибыли рассматриваются инвестиции в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для развития творчества. Персонал является наиболее сложным объектом управления в организации, так как имеет возможность решать самостоятельно любые вопросы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию и критически относится к предъявляемым к нему требованиям. В управлении компанией у руководства на данном этапе развития экономики одной из важных проблем является проблема в области работы с персоналом. Следует отметить наиболее общие тенденции в возникновении спорных вопросов в управлении персоналом: организация методов и процедур отбора персонала ; разработка научных критериев их оценки ; научный подход к анализу потребностей в персонале ; продвижение молодых и перспективных работников; Актуальность совершенствования системы управления персоналом возникает во многих организациях и обусловлена развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда. К основным задачам системы управления персоналом можно отнести : обеспечение организации квалифицированными кадрами ; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации. Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом , анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи : рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом, дать оценку ее эффективности, разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом. В условиях дальнейшего развития рыночных отношений перед каждой организацией встает проблема совершенствования системы управлении персоналом. В данной курсовой объектом исследования выступает система управления персоналом магазина «Очень нужные товары». В качестве предмета защиты в этом докладе выступает существующая система управления в магазине «Очень нужные товары» и предложения по ее усовершенствованию. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. 1.1. Персонал как объект управления. Кадры являются основой любой организации. Она живет и функционирует только потому, что в ней есть люди, которые создают ее продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то чем является организация. Люди, работающие в организации, сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение и т.д. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действие и поведение других членов организации. Поэтому задача управления состоит в том чтобы способствовать развитию положительных результатов деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Персонал - это работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с помощью средств труда. «Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками». Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам: По категориям: управленческий, торгово-оперативный, вспомогательный; по должностям и профессиям: руководители, специалисты, продавцы, кассиры, грузчики и т.д.; по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, продавцы продовольственных товаров, продавцы непродовольственных товаров и т.п.; по уровню квалификации: продавец, продавец второй категории, продавец первой категории и т.д.; по полу и возрасту: мужчины: до 30 лет, от 30 до 60, свыше 60; женщины: до 30 лет, от 30 до 55, свыше 55 лет; по стажу работы в торговле: до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 10 лет, свыше 10 лет; по отношению к собственности: работники-собственники имущества предприятия, наемные работники; по характеру трудовых отношений: постоянные работники, временные работники. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа включает в себя следующие элементы: -подбор и расстановка кадров; -обучение и развитие кадров; -компенсацию за выполненную работу; -создание условий на рабочем месте; -разрешение трудовых споров; -и т.д. В 80-х гг. Госкомтрудом СССР была предложена квалификация работников, которая по сегодняшний день является базовой. Она предполагает выделение двух основных групп персонала в зависимости от участия в процессе производства : работников и служащих (рис. 1)
Рис. 1 Классификация персонала Персонал как объект управления целесообразно представить через фазы воспроизводства (табл.1). Таблица1 Матрица функций управления персоналом в организации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Функции управления |
Фазы воспроизводства |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование |
Распределение |
Перераспределение |
Использование |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Планирование |
Разработка планового баланса рабочей силы и балансовых расчетов подготовки кадров. Источники набора. |
Разработка текущих и перспективных планов кадрограмм. Разработка прогноза профессиональной пригодности персонала. |
Разработка планов высвобождения кадров под влиянием научно-технического прогресса. |
Разработка мероприятий по обеспечению полного и рационального использования кадров в организации. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2.Организация |
Подбор и подготовка кадров. Формирование базы подготовки кадров. |
Профессиональная ориентация и расстановка кадров. |
Переподготовка персонала, высвобождающегося в ходе развития научно-технического прогресса. |
Содействие развитию различных соревнований, укрепление трудовой дисциплины в организации. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивация |
Установление и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Контроль |
Составление отчетного баланса по численности и кадровому составу, определение численности кадров к лимиту. |
Определение системы показателей для учета и оценки фактического набора. Оценка выполнения кадрового плана. |
Определение конечных результатов по вторичному распределению персонала и его использованию. |
Определение уровня механизации организации и условий труда. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочие или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Он подразделяется на основной и вспомогательный. Результатом их труда является продукция в вещественной форме.
Служащие или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль за исполнением. Управленческий персонал подразделяется на две основные группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителя от специалиста в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того различают руководителей высшего ( директор и его заместители ), среднего уровня (начальники цехов и подразделений ) и нижнего уровня (начальники участков, мастера ).
Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбранной системы управления персоналом организации . Таким образом следует рассмотреть систему управления персоналом в целом по предприятию.
1.2. Система управления персоналом предприятия.
С учетом изложенных принципов классификации строится процесс управления персоналом торгового предприятия. Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих принципах:
1.Подчиненность общей стратегии развития торгового предприятия;
2. Обеспечение стабилизации состава работников;
3. Отказ от жесткой классификации работ;
4. Отбор основных работников на конкурсной основе;
5. Учет трудовой мотивации основных работников;
6. Учет правовых норм и государственного регулирования занятости и оплаты труда.
С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
|
|
|
|
|
Рис. 2 Компоненты системы управления.
Укрупненное дерево целей системы управления персоналом описано в приложении 8.
|
|
|
|
Рис. 3 Основные функции управления персоналом торгового
предприятия.
Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.