скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах

Рассмотрим характеристику организации местного самоуправления и его деятельность в процессе социально-экономического развития района.

В 2007 году обеспечения жизнедеятельности и социально-экономического развитие Хостинского района осуществлялось в соответствии с «Планом социально-экономического развития Хостинского района в 2007 году». Наиболее значимые решения в формате приказов, распоряжений, актов, постановлений, протоколов, договоров, инструкций, справок, служебных писем, поручений, планов по функциональной направленности, решению и контролю вопросов (проблем) социально-экономического развития района принимались по проблемам управления муниципальной собственностью. В 2007 году администрацией района было принято 131 постановление, 96 распоряжений, оформлены 228 служебных писем и поручений. Администрация района участвовала в формировании и реализации муниципального заказа по поставке товаров для бюджетных учреждений на сумму 11,3 миллиона рублей для обеспечение школ, интернатов для детей-инвалидов, муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных детских дошкольных учреждений, учреждений муниципального пассажирского транспорта района и других. Так например, распоряжение « О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью, переданной в ведение Хостинского района» способствовало решению проблемы передачи собственности в казну района цокольных этажей многоквартирных домов муниципального жилого фонда для детских и молодежных некоммерческих организаций, территориального Общества слепоглухонемых, детских дворовых клубов и другие. Другим важнейшим направлением деятельности администрации района являлись проблемы содействия развитию предпринимательства в районе, привлечения инвестиций в экономику района. Так, например, на «Инвестиционном Форуме – Сочи – 2007» по инициативе Администрации района было заключено 15 соглашений инвестиционного характера, связанных с решением проблем развития автомобильных и железнодорожных коммуникаций на сумму 135 миллионов рублей, были подписаны соглашения о намерениях о строительстве гражданских объектов социального назначения, в том числе жилых домов. В области природопользования и охраны окружающей природной среды администрация района в 2007 году сформировала предложения по предоставлению земельных участков для нужд олимпийского строительства. Были организованы формирование и переучет муниципальных водных и лесных ресурсов на территории района, сметная стоимость которых составила 289 тысяч рублей. В связи с подготовкой к Зимней Олимпиаде 2014 года администрация района выделила 11 земельных участков для строительства тренировочных спортивных комплексов. Были приняты меры по обеспечению безопасности населения от природных стихийных бедствий, решены проблема подтопляемости, водоснабжения и канализации района, В области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг администрация района осуществила переучёт муниципального жилищного фонда. Было также организовано содержание, поставленного на баланс социального жилья. Другой важной проблемой местного самоуправления в 2007 году был контроль за использованием, качеством ремонта и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений фонда санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям законодательства. Важнейшим вопросом деятельности администрации района является участие в организации электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, организация работ по благоустройству, озеленению территории района и освещению района. Немаловажное значение имеет также создание условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. К важнейшим сферам деятельности администрации относятся реализация программы комплексного социально-экономического развития Хостинского района на 2007 год и организации ее исполнения, бюджетному исполнение сметы доходов и расходов района за 2007 год и отчета о его исполнении, в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, социальной политики, предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг, в области использования земли и охраны окружающей природной среды, в сфере образования, культурного обслуживания населения, а обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан района. Так, администрация района решала вопросы «О передаче жилых помещений в собственность гражданам в порядке приватизации», «Об учёте муниципального жилищного фонда и организации его содержания», «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», «О теплоснабжении осенне-зимний период 2007года», «Об организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов», «Об организация работ по благоустройству и озеленению территории района», «О работе с обращениями граждан», «Об отселении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье», «О реконструкции и ремонте объектов социальной сферы», «О трудовой занятости учащихся старших классов в летнее время», «О реализации молодёжной политики», «О развитии массовой физической культуры и спорта на территории района», «Об организации библиотечного обслуживания населения района», «О состоянии охраны труда в районе», «О мерах по улучшению организации движения транспорта», «О работе органов территориального общественного самоуправления», «О мерах по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних», «О рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан» и других проблем социально-экономического характера собственными финансовыми средствами. Сокращение бюджетных ассигнований и дотаций меняет динамику и структуру расходов в социальную сферу района – на социальную политику в 2007 году было направлено около 20% бюджетных средств, образование -23%, здравоохранение - 31%, средства массовой информации – 1,1%.

Задачами внутреннего контроля администрации района являлись: проверка состояния и эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов социально-экономического развития района; выявление резервов роста; правильность и полнота составления и исполнения бюджета района; обеспечение соблюдения действующего законодательства; ведение учета и отчетности; экономичность и гибкость структуры управления; разграничение линейного и функционального управления; единство распорядительности и ответственности и других. Проведенный контроль обеспечивал интересы и права государства, экономических субъектов, граждан района и в целом отражает исполнение, не всегда эффективную, но все же реализацию социально-экономической политики администрации района как составной части политики города Сочи и государства в целом. Контроль показал эффективность и качество решений вопросов социально-экономического характера, экономичность, законность, расходования средств на развитие социально-экономических, политических и административных процессов в районе, позволил увидеть просчеты планирования. Контрольные действия, базируясь на принципах законности, гласности, эффективности, экономичности, объективности, достоверности, целесообразности, полноты в форме оперативно-тактического (предварительный, текущий, последующий), стратегический, правового, административного, финансового, бюджетного и других в сочетании с системой внешнего контроля со стороны органов государственной власти, со стороны органов местного самоуправления, региональных властей, со стороны населения позволил отследить качество и количество материальных, финансовых и других ресурсов для выполнения социально-экономического развития района. Именно постоянный контроль обеспечил в 2007 году успешную разработку и реализацию финансовой политики администрации района, в сфере составления и исполнения бюджета района, исполнительно-распорядительных функций в сфере управления финансами и др. В результате анализа отчета финансового отдела «Об исполнении бюджета Хостинского района за девять месяцев 2007 года» были приняты меры по обеспечению системы аккумуляции финансовых ресурсов, изменен порядок формирования и использования целевых бюджетных фондов, дополнен порядок мобилизации доходов и финансирования расходов района, реализованы предложения по повышению эффективности экономики района, была осуществлена корректировка бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений в бюджет района, совместно с городским управлением казначейства были скорректированы лимиты бюджетных обязательств для получателей средств бюджета. В ходе контроля за исполнением решений в 2007 году только по социальной сфере было подготовлено 139 аналитические справки, более 300 служебных писем, и так далее. Администрация района отчитывается перед главой города о выполнении контрольных показателей социально-экономического развития, использовании бюджетных средств, о социально-экономической ситуации и в районе, программах развития района, управлении и распоряжении муниципальной собственностью, переданной в ведение района; о развитии предпринимательства, привлечении инвестиций в экономику района, муниципальных ресурсах, планах капитального строительства, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжении, снабжении населения топливом, организации вывоза бытовых отходов, организация работ по благоустройству, озеленению территории района и освещению района, разработке и реализации адресных инвестиционных программ по объектам инженерной и социальной инфраструктуры, занятости населения района, повышении уровня и качества обеспечения услугами здравоохранения, организационном и материально-техническом обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов и многим другим вопросам. Контроль за деятельностью администрации района проводят региональные органы управления Краснодарского края, Правительство края, руководители структурных подразделений администрации края, Контрольно-аналитическое управление края, органы краевой службы юстиции, органы Министерства внутренних дел и Прокуратуры РФ, Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ. Административный контроль осуществлялся Министерством Финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ, со стороны Президента РФ – Главным контрольным управлением, департаментом аудиторской деятельности. В исключительных случаях Советом Федерации и Государственной Думы через представителей Счетной Палаты РФ.

Предложения. Использование зарубежного опыта организации управления муниципальными образованиями, прежде всего, на наш взгляд, возможно по следующим направлениям:

а) учитывая, что местных налогов и сборов стало значительно меньше, что вызвало уменьшение поступлений в местный бюджет, необходимо расширить полномочия муниципальных образований в области местного налогообложения, что позволит уменьшить финансовую зависимость от центра,(края и Федерации); б) предлагается вернуть налог на рекламу, которой в Сочи огромное количество; в)следовало бы также упростить процедуры по взиманию местных налогов; г) увеличить налог на содержание домашних животных, а полученные средства направить на борьбу с беспризорными животными по примеру Австрии и Дании. Так, по данным районной ветслужбы в районе насчитывается около 100 тысяч беспризорных кошек, собак и других бродячих животных.

Учитывая, что в районе проживает 93 тыс. человек, а численность аппарата управления составляет 59 человек по примеру Германии и Англии сократить число штатных работников наполовину, оставшуюся половину, как это принято в Европе можно было бы использовать как добровольных помощников. Опыт волонтерской работы в муниципалитете имеется даже в городах побратимах Сочи, где половина сотрудников работает добровольно без оплаты, но с полной мерой ответственности. В качестве таковых себя часто предлагают сотрудники администрации, вышедшие на пенсию по возрасту.

Другим направлением, безусловно, может быть использование зарубежного опыта современных управленческих технологий по работе с конкретными организациями (коммерческими, некоммерческими, правительственными, международными, населением, В частности, применение принципа невмешательства в сфере малого и среднего бизнеса. Использование технологии «одного окна» как для населения, так и для других категорий. не Не менее важным направлением, безусловно, является применение современных информационных технологий работы в местном самоуправлении для связи с населением, официальными органами. В частности, уже сейчас возможны Интернет-коммуникации, по примеру Италии, Бельгии, Голландии. Учитывая, что в районную администрацию ежегодно обращаются более 20 тыс. человек, это помогло бы сохранить время и деньги всем сторонам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основе анализа моделей местного самоуправления и использования зарубежного опыта организации управления муниципальными образованиями в выпускной квалификационной работе сделаны следующие выводы:

Сравнительный анализ особенностей основных моделей местного самоуправления показывает, что систематизация разнообразия систем местного самоуправления объединяет их в большие группы по принципу принадлежности к определенной правовой семье: англосаксонской и романо-германской (континентальной). В англосаксонскую группу входят – британская (Англия, Ирландия, Уэльс, Шотландия, Новая Зеландия), в романо-германскую (Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Нидерланды, Люксембург) и скандинавская (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия). Всего в мире насчитывается около 200 моделей местного самоуправления.

Возрастание динамики социально-экономического развития, перемены политики, экономики, информатики, техники, науки, глобализация и интернационализация процессов во всех сферах ведут к взаимовлиянию и обогащению теории и практики развития местного самоуправления в различных странах. Организация муниципальной службы, структурные элементы, формы демократии, технологии работы, правовое обеспечение, содержание, состав и проблемы формирования муниципальной собственности, административные и управленческие проблемы, формы и методы контроля местного самоуправления, приспособление к меняющимся условиям различны, но вместе с тем, происходят в направлении развития демократических институтов самоуправления.

Исходя из зарубежного опыта направлениями и факторами развития местного самоуправления, должны стать, изменения происходящие внутри самих систем: новые структуры, новые технологии управления, новая структурная организация, а также преобразования, связанные с инновационным, технологическим обеспечением управления местного самоуправления, сочетание модернизации и конструктивного консерватизма, позитивное государственное воздействие на процессы социально-экономических, административных, организационных отношений в обществе, тактика эволюционного развития общественных отношений. Темпы и масштаб, процесс преобразований изменений должны носить комплексный характер – в структуре институтов местного самоуправления, органах управления, структуре и содержании правовых норм, коммуникационных связях, в структуре интересов, ценностей, предпочтений зависят от конкретной ситуации. При этом обнаружение, идентификация существующих проблем должны быть ориентированы на выработку определенной стратегии.

Использование опыта зарубежных стран позволяет говорить о том, что российская система местного самоуправления, несмотря на общую близость с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводится к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности.

Тем не менее, в отличие от Великобритании, принцип позитивного регулирования в России был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно было говорить о существовании в России комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и их органов, следовательно, наиболее интересен опыт именно этих стран.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1                    Конституция Российской Федерации.- М.: Юридическая литература, 2000. -150с.

2                    Авакьян С.А. Теория государственного управления. 2-е издание, допол. перер.- М.: Юридическая литература, 2001.- 550с.

3                    Александров И.А. Местное самоуправление: законодательство, инструктивно-нормативные акты.- М.: Юристъ, 2006.- 180с.

4                    Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: Изд. МГУ, 2006.- 370с.

5                    Бойцова В.И.Организация контроля за деятельностью органов местного самоуправления.- Саратов: Изд-во Сарат. юрид. академии, 2005.- 250с.

6                    Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования / Политика.- 2007.- №9.-С.39-45.

7                    Государственная служба: Общие проблемы. Зарубежный опыт.- М.: РАГС, 2004.- 250с.

8                    Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления / Государство и право.- 2006. - № 10 - С.11-19.

9                    Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Юристъ, 2006.- 180с.

10               Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местное управление в зарубежных странах: правовые аспекты. - М.: Спарк, 2001.- 250с.

11               Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Органы местного управления в США и Западной Европе.- Екатеринбург-Челябинск: УрАГС, 2005.- 450с.

12               Захаров А. Местное самоуправление / Конституционное право.- 2006. -.№ 11. - С.29-38.

13               Захаров А.А. Компетенция, полномочия и ответственность местных органов самоуправления / Международные отношения.- 2007.- №3.- С.81-85.

14               Ильин Д.И. Административно-государственное управление в зарубежных странах.- М.: Логос, 2005, - 450с.

15               Кабаков А.И. Государственная служба. Исполнительная власть: структура, функции. Зарубежный опыт.- М.: РАГС, 2003. – 400с.

16               Конституции государств Европейского Союза.- М: Норма, 2005.- 280с.

17               Конституции зарубежных государств.- М.: БЕК, 2000.- 450с.

18               Конституции стран СНГ и Балтии.- М.: МОНФ, 2001.-200с.

19               Конституция и законодательные акты. Соединенные Штаты Америки: - М.: Прогресс, 1993.- 250с.

20               Казанцев И.М. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2005.-650с.

21               Казанцев А.Д. Публично- правовое регулирование государственной службы.- М.: РАГС, 2000.- 700с.

22               Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. - М.: Юристъ, 2003. - 300с.

23               Панайотов С.А. Правовые системы стран мира.- М.: Норма, 2001.- 650с.

24               Пороховский А.Ю. Парламенты мира.- М.: Интерпракс, 2004.- 380с.

25               Пронкин СВ., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 570с.

25               Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс.- М.: Юристъ, 2002.- 450с.

26               Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юристъ, 2007.- 750с.

27               Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 500с.

28               Ярошевский Т.М. Иностранное конституционное право. - М.: Юристъ, 2005.- 650с.

29               Янский Ю.М. Чекалин А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система скандинавских стран. - М.: РОССПЭН, 2000.- 300с.

30               Яблонская Г.В. Особый случай корсиканской автономии / Международные отношения. - 2006. - № 5. - С.21-23.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А


Формирование муниципальной компетенции в России 17-20 вв.

КОМПЕТЕНЦИЯ

1785

1864

1870

1892

1917

1925

1992

Право юридического лица





+

+

+

Право местного закон-ва



+


+

+

+

Руководство районами






+

+

Борьба со стихийными бедствиями






+


Рассмотрение жалоб






+

+

Борьба с преступностью

+

+

+

+

+

+


Архивное дело






+


(редитование, займы





+

+

+

Право экспл.. имущества


+


+

+

+

+

Содействиеторговле, пром-ти торговле,




+


+

+

Содействие кооперации






+

+

Аренда земли






+


Городскаярента






+


Городская черта






+


Планировка

+

+

+


+



благоустройство в узком смысле

+

+

+


+

+

+

Пути сообщения и транспорт

+

+

+

+

+

+

+

Пожарное дело

+

+

+

+

+

+


Технические системы эксплуатации (водопровод, канализация, переработка мусора)







+


+

Регулир. жилищного дела


+


+

+

+

+

Борьба с безработицей





+


+

Социальное страхование





.



Общественное призрение

+

+

+

+




Социальное обеспечение








Лечение и профилактика заболеваний

+

+

+

+




Санитарный надзор

+


+

+




Охрана материнства и детства

+

+

+

+




Образование

+

+


+

+

+




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.