Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах
Рассмотрим
характеристику организации местного самоуправления и его деятельность в
процессе социально-экономического развития района.
В 2007
году обеспечения жизнедеятельности и социально-экономического развитие Хостинского
района осуществлялось в соответствии с «Планом социально-экономического
развития Хостинского района в 2007 году». Наиболее значимые решения в формате
приказов, распоряжений, актов, постановлений, протоколов, договоров, инструкций,
справок, служебных писем, поручений, планов по функциональной направленности,
решению и контролю вопросов (проблем) социально-экономического развития района
принимались по проблемам управления муниципальной собственностью. В 2007 году администрацией
района было принято 131 постановление, 96 распоряжений, оформлены 228 служебных
писем и поручений. Администрация района участвовала в формировании и реализации
муниципального заказа по поставке товаров для бюджетных учреждений на сумму 11,3
миллиона рублей для обеспечение школ, интернатов для детей-инвалидов,
муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных детских дошкольных
учреждений, учреждений муниципального пассажирского транспорта района и других.
Так например, распоряжение « О порядке управления и распоряжения муниципальной
собственностью, переданной в ведение Хостинского района» способствовало решению
проблемы передачи собственности в казну района цокольных этажей многоквартирных
домов муниципального жилого фонда для детских и молодежных некоммерческих
организаций, территориального Общества слепоглухонемых, детских дворовых клубов
и другие. Другим важнейшим направлением деятельности администрации района
являлись проблемы содействия развитию предпринимательства в районе, привлечения
инвестиций в экономику района. Так, например, на «Инвестиционном Форуме – Сочи
– 2007» по инициативе Администрации района было заключено 15 соглашений
инвестиционного характера, связанных с решением проблем развития автомобильных
и железнодорожных коммуникаций на сумму 135 миллионов рублей, были подписаны
соглашения о намерениях о строительстве гражданских объектов социального
назначения, в том числе жилых домов. В области природопользования и охраны
окружающей природной среды администрация района в 2007 году сформировала
предложения по предоставлению земельных участков для нужд олимпийского
строительства. Были организованы формирование и переучет муниципальных водных и
лесных ресурсов на территории района, сметная стоимость которых составила 289
тысяч рублей. В связи с подготовкой к Зимней Олимпиаде 2014 года администрация
района выделила 11 земельных участков для строительства тренировочных
спортивных комплексов. Были приняты меры по обеспечению безопасности населения
от природных стихийных бедствий, решены проблема подтопляемости, водоснабжения
и канализации района, В области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания,
предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг
администрация района осуществила переучёт муниципального жилищного фонда. Было
также организовано содержание, поставленного на баланс социального жилья.
Другой важной проблемой местного самоуправления в 2007 году был контроль за
использованием, качеством ремонта и сохранностью жилищного фонда, соответствием
жилых помещений фонда санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям
законодательства. Важнейшим вопросом деятельности администрации района является
участие в организации электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, и
водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, организации работ
по сбору и вывозу бытовых отходов, организация работ по благоустройству,
озеленению территории района и освещению района. Немаловажное значение имеет также
создание условий для развития торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения. К важнейшим сферам деятельности администрации относятся
реализация программы комплексного социально-экономического развития Хостинского
района на 2007 год и организации ее исполнения, бюджетному исполнение сметы
доходов и расходов района за 2007 год и отчета о его исполнении, в области
жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, социальной политики, предоставления
услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг, в области использования
земли и охраны окружающей природной среды, в сфере образования, культурного
обслуживания населения, а обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и
свобод граждан района. Так, администрация района решала вопросы «О передаче
жилых помещений в собственность гражданам в порядке приватизации», «Об учёте
муниципального жилищного фонда и организации его содержания», «Об учете
граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма», «О теплоснабжении осенне-зимний период 2007года», «Об
организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов», «Об организация работ по
благоустройству и озеленению территории района», «О работе с обращениями
граждан», «Об отселении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье», «О
реконструкции и ремонте объектов социальной сферы», «О трудовой занятости
учащихся старших классов в летнее время», «О реализации молодёжной политики»,
«О развитии массовой физической культуры и спорта на территории района», «Об
организации библиотечного обслуживания населения района», «О состоянии охраны
труда в районе», «О мерах по улучшению организации движения транспорта», «О
работе органов территориального общественного самоуправления», «О мерах по
профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних», «О
рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан» и других проблем социально-экономического
характера собственными финансовыми средствами. Сокращение бюджетных
ассигнований и дотаций меняет динамику и структуру расходов в социальную сферу
района – на социальную политику в 2007 году было направлено около 20% бюджетных
средств, образование -23%, здравоохранение - 31%, средства массовой информации –
1,1%.
Задачами
внутреннего контроля администрации района являлись: проверка состояния и
эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов
социально-экономического развития района; выявление резервов роста;
правильность и полнота составления и исполнения бюджета района; обеспечение
соблюдения действующего законодательства; ведение учета и отчетности; экономичность
и гибкость структуры управления; разграничение линейного и функционального
управления; единство распорядительности и ответственности и других. Проведенный
контроль обеспечивал интересы и права государства, экономических субъектов,
граждан района и в целом отражает исполнение, не всегда эффективную, но все же
реализацию социально-экономической политики администрации района как составной
части политики города Сочи и государства в целом. Контроль показал
эффективность и качество решений вопросов социально-экономического характера, экономичность,
законность, расходования средств на развитие социально-экономических,
политических и административных процессов в районе, позволил увидеть просчеты
планирования. Контрольные действия, базируясь на принципах законности, гласности,
эффективности, экономичности, объективности, достоверности, целесообразности,
полноты в форме оперативно-тактического (предварительный, текущий, последующий),
стратегический, правового, административного, финансового, бюджетного и других
в сочетании с системой внешнего контроля со стороны органов государственной
власти, со стороны органов местного самоуправления, региональных властей, со
стороны населения позволил отследить качество и количество материальных,
финансовых и других ресурсов для выполнения социально-экономического развития
района. Именно постоянный контроль обеспечил в 2007 году успешную разработку и
реализацию финансовой политики администрации района, в сфере составления и
исполнения бюджета района, исполнительно-распорядительных функций в сфере
управления финансами и др. В результате анализа отчета финансового отдела «Об
исполнении бюджета Хостинского района за девять месяцев 2007 года» были приняты
меры по обеспечению системы аккумуляции финансовых ресурсов, изменен порядок
формирования и использования целевых бюджетных фондов, дополнен порядок
мобилизации доходов и финансирования расходов района, реализованы предложения
по повышению эффективности экономики района, была осуществлена корректировка
бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений в бюджет района,
совместно с городским управлением казначейства были скорректированы лимиты
бюджетных обязательств для получателей средств бюджета. В ходе контроля за
исполнением решений в 2007 году только по социальной сфере было подготовлено 139
аналитические справки, более 300 служебных писем, и так далее. Администрация
района отчитывается перед главой города о выполнении контрольных показателей
социально-экономического развития, использовании бюджетных средств, о
социально-экономической ситуации и в районе, программах развития района,
управлении и распоряжении муниципальной собственностью, переданной в ведение
района; о развитии предпринимательства, привлечении инвестиций в экономику
района, муниципальных ресурсах, планах капитального строительства,
электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжении, снабжении
населения топливом, организации вывоза бытовых отходов, организация работ по
благоустройству, озеленению территории района и освещению района, разработке и
реализации адресных инвестиционных программ по объектам инженерной и социальной
инфраструктуры, занятости населения района, повышении уровня и качества
обеспечения услугами здравоохранения, организационном и материально-техническом
обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов и многим другим
вопросам. Контроль за деятельностью администрации района проводят региональные
органы управления Краснодарского края, Правительство края, руководители
структурных подразделений администрации края, Контрольно-аналитическое управление
края, органы краевой службы юстиции, органы Министерства внутренних дел и
Прокуратуры РФ, Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ. Административный
контроль осуществлялся Министерством Финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми
органами субъектов РФ, со стороны Президента РФ – Главным контрольным
управлением, департаментом аудиторской деятельности. В исключительных случаях Советом
Федерации и Государственной Думы через представителей Счетной Палаты РФ.
Предложения.
Использование зарубежного опыта организации управления муниципальными
образованиями, прежде всего, на наш взгляд, возможно по следующим направлениям:
а) учитывая,
что местных налогов и сборов стало значительно меньше, что вызвало уменьшение
поступлений в местный бюджет, необходимо расширить полномочия муниципальных
образований в области местного налогообложения, что позволит уменьшить
финансовую зависимость от центра,(края и Федерации); б) предлагается вернуть
налог на рекламу, которой в Сочи огромное количество; в)следовало бы также
упростить процедуры по взиманию местных налогов; г) увеличить налог на
содержание домашних животных, а полученные средства направить на борьбу с
беспризорными животными по примеру Австрии и Дании. Так, по данным районной
ветслужбы в районе насчитывается около 100 тысяч беспризорных кошек, собак и
других бродячих животных.
Учитывая,
что в районе проживает 93 тыс. человек, а численность аппарата управления
составляет 59 человек по примеру Германии и Англии сократить число штатных
работников наполовину, оставшуюся половину, как это принято в Европе можно было
бы использовать как добровольных помощников. Опыт волонтерской работы в
муниципалитете имеется даже в городах побратимах Сочи, где половина сотрудников
работает добровольно без оплаты, но с полной мерой ответственности. В качестве
таковых себя часто предлагают сотрудники администрации, вышедшие на пенсию по
возрасту.
Другим
направлением, безусловно, может быть использование зарубежного опыта
современных управленческих технологий по работе с конкретными организациями
(коммерческими, некоммерческими, правительственными, международными,
населением, В частности, применение принципа невмешательства в сфере малого и
среднего бизнеса. Использование технологии «одного окна» как для населения, так
и для других категорий. не Не менее важным направлением, безусловно, является применение
современных информационных технологий работы в местном самоуправлении для связи
с населением, официальными органами. В частности, уже сейчас возможны
Интернет-коммуникации, по примеру Италии, Бельгии, Голландии. Учитывая, что в
районную администрацию ежегодно обращаются более 20 тыс. человек, это помогло
бы сохранить время и деньги всем сторонам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе анализа моделей местного самоуправления и использования зарубежного
опыта организации управления муниципальными образованиями в выпускной
квалификационной работе сделаны следующие выводы:
Сравнительный
анализ особенностей основных моделей местного самоуправления показывает, что систематизация
разнообразия систем местного самоуправления объединяет их в большие группы по
принципу принадлежности к определенной правовой семье: англосаксонской и
романо-германской (континентальной). В англосаксонскую группу входят –
британская (Англия, Ирландия, Уэльс, Шотландия, Новая Зеландия), в романо-германскую
(Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Нидерланды, Люксембург) и скандинавская
(Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия). Всего в мире насчитывается около 200
моделей местного самоуправления.
Возрастание
динамики социально-экономического развития, перемены политики, экономики,
информатики, техники, науки, глобализация и интернационализация процессов во
всех сферах ведут к взаимовлиянию и обогащению теории и практики развития
местного самоуправления в различных странах. Организация муниципальной службы,
структурные элементы, формы демократии, технологии работы, правовое
обеспечение, содержание, состав и проблемы формирования муниципальной
собственности, административные и управленческие проблемы, формы и методы
контроля местного самоуправления, приспособление к меняющимся условиям
различны, но вместе с тем, происходят в направлении развития демократических
институтов самоуправления.
Исходя
из зарубежного опыта направлениями и факторами развития местного
самоуправления, должны стать, изменения происходящие внутри самих систем: новые
структуры, новые технологии управления, новая структурная организация, а также
преобразования, связанные с инновационным, технологическим обеспечением
управления местного самоуправления, сочетание модернизации и конструктивного
консерватизма, позитивное государственное воздействие на процессы социально-экономических,
административных, организационных отношений в обществе, тактика эволюционного
развития общественных отношений. Темпы и масштаб, процесс преобразований
изменений должны носить комплексный характер – в структуре институтов местного
самоуправления, органах управления, структуре и содержании правовых норм,
коммуникационных связях, в структуре интересов, ценностей, предпочтений зависят
от конкретной ситуации. При этом обнаружение, идентификация существующих
проблем должны быть ориентированы на выработку определенной стратегии.
Использование
опыта зарубежных стран позволяет говорить о том, что российская система
местного самоуправления, несмотря на общую близость с континентальной системой
права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой,
предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от
государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании,
сводится к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения
федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности.
Тем не
менее, в отличие от Великобритании, принцип позитивного регулирования в России
был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный
большинству российских институтов. Таким образом, можно было говорить о
существовании в России комбинированной системы местного самоуправления с
преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости
муниципальных образований и их органов, следовательно, наиболее интересен опыт
именно этих стран.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Конституция
Российской Федерации.- М.: Юридическая литература, 2000. -150с.
2
Авакьян С.А. Теория
государственного управления. 2-е издание, допол. перер.- М.: Юридическая литература, 2001.- 550с.