Анализ и проектирование системы оценки и аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих
Рекомендуемые
вопросы анкеты, которую аттестуемый работник может заполнить перед проведением
аттестационного собеседования:
ü
Какие
части Вашей работы, по вашему мнению, являются наиболее важными и обеспечивают
ваш наибольший вклад в компанию?
ü
Думаете
ли вы, что некоторые из ваших навыков, опыт, или интересы не до конца
используются? Можно ли изменить вашу работу, чтобы это исправить? И если да, то
в чем и как?
ü
Встречаетесь
ли вы с проблемами и трудностями на работе? Что могли бы сделать ваши коллеги,
начальник или компании для улучшения положения?
ü
Чем
вы больше всего гордитесь из того, что сделали после последнего собеседования?
ü
Что
вам больше всего нравится в работе в нашей компании?
ü
Что
больше всего вам не нравится в вашей работе в компании? Что вас раздражает или
беспокоит?
ü
Что
вы думаете о своей работе и своем поведении после последнего собеседования?
ü
Достигли
ли вы норм и целей работы и поведения, согласованных на вашем последнем
собеседовании?
ü
Что
вы надеетесь достичь в течение последующих 12 месяцев?
ü
Что
может компания сделать, чтобы помочь вам в ваших ожиданиях? Что вы хотите от
компании?
Управляющий,
проводящий аттестацию, должен произвести критический обзор всех имеющихся
данных о работе конкретного сотрудника, в том числе характеристик, данных
кадровых служб, результатов конкретной деятельности. Важнее всего в этих
материалах – сведения о предыдущей аттестации и ее результаты. Аттестуемый
очень положительно реагирует в тех случаях, когда чувствует, что менеджер не
пожалел сил и времени, чтобы создать такую обстановку для собеседования и
придать ему такой характер, которые бы отвечали потребностям работника.
Вторая
фаза – обзор фактов. На этом этапе менеджер перечисляет те аспекты работы
аттестуемого сотрудника за прошедший период, которые не являются проблемными.
Необходимо начинать с перечисления основных фактических данных, не высказывая
своего мнения о них. В обзор надо включить и результаты предыдущей аттестации.
Фактический этап служит для настройки последующего разговора путем повторения
вслух сведений о том, сколько времени работник занимал данную должность, какие
кадровые изменения произошли за оцениваемый период, как часто работник
переходил с места на место, какую профессиональную подготовку получил и т.д.
На
этой стадии собеседования все еще в основном говорит менеджер, проводящий
аттестацию; он может выделить те аспекты работы, которые явно
удовлетворительны, упомянуть о них, отметить их. Это поможет установить контакт
и придаст аттестуемому работнику уверенность в себе – это необходимо для того,
чтобы собеседник не ушел в психологическую оборону. Ход фактического обзора
должен естественно приводить к раскрытию положительных аспектов работы; важно,
чтобы не управляющий объявлял оценку, а факты говорили сами для себя.
Не
рекомендуется начинать с фразы: “Ну, я думаю, что вы справляетесь хорошо. Я
доволен тем, как в принципе идут дела”. На этом этапе собеседования работник все
еще склонен занимать оборонительную позицию; такого рода комментарий менеджера
заставит его ожидать, что за этим высказыванием последует продолжение: “но…”.
Ту же
самую информацию можно донести до собеседника совсем иначе, отстранившись и
убрав персональную оценку: “Судя по цифрам, у вас наблюдаются очень хорошие
показатели.Посмотрим, как они выглядят по сравнению с …? Квартальные показатели
лучше на Х%, а годовые – на У%… Это один из лучших результатов в группе. У вас
есть основания гордиться собой… Как вам удалось этого добиться?”.
Второй
вариант лучше потому, что у обеих сторон перед глазами находятся фактические
свидетельства того, что говориться: аттестующий только привлекает к ним
внимание, оценки имеют точный и конкретный характер.
Когда
предполагается такой подход, у управляющих неизменно возникает вопрос, что
делать в ситуации, когда работа в действительности была неудовлетворительной.
Ответ
состоит в том, что у любого человека в работе есть аспекты, заслуживающие того,
чтобы их отметить в положительном смысле. Одна из целей собеседования как раз
состоит в том, чтобы выявить сильные стороны работника, которые, возможно, до
этого не замечались из-за общего неблагоприятного впечатления. Всегда можно
найти что-то для конструктивной оценки, даже в абсолютно безнадежных случаях.
Если же ни одного аспекта работы для положительной оценки выделить не удается,
то, вероятно, в этом случае имеются управленческие или дисциплинарные проблемы,
которыми нужно было заняться раньше.
Третья
фаза – точка зрения работника.На этом этапе управляющий просит работника высказать
свое мнение о том, что было в работе не так хорошо, как могло бы быть, и как
можно было бы добиться улучшения в этих областях. Такого разговора можно
ожидать от работника только в том случае, если на предыдущей стадии он получил
достаточное моральное подкрепление. Люди признают недостатки в своей работе
только тогда, когда ощущают прочную почву под ногами. Нужно стремиться к тому,
чтобы работник сам исследовал проблемные области в процессе обсуждения их с
менеджером, и считал такое обсуждение нужным для себя – хотя бы потому, что у
менеджера больше опыта, информации и есть преимущество взгляда «с высоты
птичьего полета».
Есть
три варианта исхода этой дискуссии:
ü
недовольство
менеджера по некоторым пунктам может оказаться необоснованным;
ü
может
выясниться, что некоторые проблемы, хотя реально и существуют, в
действительности дают меньше оснований для беспокойства, чем это
предполагалось;
ü
в
отношении некоторых проблем подтвердится, что они требуют внимания.
Эта
стадия собеседования очень сложна; помимо самооценки и неудовлетворенных
амбиций, есть опасность столкнуться с тем, что многие работники отказываются
принимать активное участие в собеседовании по причине: “Менеджер получает
повышенную зарплату и имеет высокий статус за то, что принимает решения, так
почему я должен делать за него его работу?”.
Четвертая
фаза – точка зрения менеджера. Менеджер, проводящий аттестацию, пополняет список
областей, в которых нужно добиться улучшения, выражая свое мнение. Иногда в
таком пополнении нет нужды, однако обычно бывает, что в некоторых областях, где
есть необходимость направленной работы, аттестуемый или не видит, или не хочет
видеть проблем.
Указать
на эти области на данной стадии собеседования – значит обеспечить максимальную
вероятность того, что аттестуемый поймет необходимость улучшения, согласится с
ней и будет действовать соответственно. Успех гарантировать невозможно, всегда
есть опасность, что работник обидится, падет духом и т.д. Несмотря на это, эта
стадия – лучшее время для того, чтобы указать на проблемы, которые видны
управляющему – ведь к тому моменту работник получил некоторую основу для
уверенности в себе и согласился с некоторыми недостатками, которые сам же и
выявил.
Менеджер должен
решить, следует ли поднимать вопрос о других недостатках, и если да, то
сколько. Ни один человек не в состоянии посмотреть в лицо всем своим
недостаткам сразу, а менеджер, проводящий собеседование, несет ответственность,
прежде всего за то, чтобы в результате собеседования потенциал работника не
снизился. Есть также моральная ответственность – недопустимо, используя
служебное положение, наносить ущерб самоуважению и моральной устойчивость
другого человека.
Пятая
фаза – решение проблем. Это подробный разговор о тех областях, в которых необходимо
добиться улучшения. Цель здесь – определить, каким образом работник может с
этим справиться. В ходе дальнейшей дискуссии нужно выявить глубинные причины
проблем. Постепенно проблемы, которые представлялись огромными, начинают видеться
яснее и уже не кажутся такими непреодолимыми, благодаря анализу и разбиению на
отдельные составляющие. Выясняется, какие есть возможности для действия, как со
стороны аттестуемого, так и со стороны менеджера.
Ключевые стадии собеседования – обсуждение
фактов, изложение взглядов аттестуемого, изложение позиции менеджера и решение
проблем – должны происходить в строгой последовательности. Некоторые могут быть
краткими, но ни одной нельзя пропустить, и порядок не должен меняться.
Заключительная
стадия – постановка целей. Здесь происходит согласование того, что следует
предпринять. Меры и задачи должны быть согласованы и названы совершенно
определенно, чтобы они действительно состоялись. Одна из главных причин, по
которой аттестация терпит неудачу, состоит в том, что по итогам аттестации
ничто не предпринимается. Поэтому к целям и задачам, вытекающим из аттестации,
предъявляются определенные требования, причем важно понимать, что действия
потребуются не только от аттестуемого работника, но и от менеджера.
Таких
целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи
деятельности сотрудника на следующий период и быть:
ü
конкретными,
предметными и специфическими;
ü
измеримыми,
поддающимися количественной оценке;
ü
достижимыми,
но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на
работника оказывает цель, вероятность достижения которой 50%);
ü
значимыми,
т.е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с
задачами организации в целом;
ü
ориентированными
во времени, т.е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.
Вышеописанный
метод оценки сотрудника обозначается как метод управления посредством установки
целей (ManagementbyObjectives).
Таблица 4 - Структура
собеседования.
|
Фаза собеседования
|
Содержание
|
1.
|
Подготовка, цель и контакт
|
Согласовать с работником цель
собеседования, структуру встречи, обеспечить выполнение всей предварительной
работы.
|
2.
|
Обзор фактов
|
Провести критический обзор всех
известных фактических данных о работе сотрудника за предшествующий период
|
3.
|
Точка зрения работника
|
Попросить работника прокомментировать
свою работу за последний год (аттестационный период) - что было хорошо, что
можно улучшить, что ему самому нравилось, а что нет, в чем его ограничения
|
4.
|
Точка зрения менеджера
|
Менеджер добавляет свое видение, задает
вопросы и, в случае необходимости, выражает несогласие с оцениваемым
работником
|
5.
|
Решение проблем
|
Обсуждение всех проблем и возможных
способов их решения
|
6.
|
Постановка целей
|
Согласование того, что должно быть
сделано и кем.
|
В
дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем
постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в
определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность
процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут
оценивать, а так же усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышают
объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с
задачами организации и подразделения, а также целевую направленность
профессиональной деятельности сотрудника. Не случайно, многие компании
используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения
сотрудника (по результатам работы).[9]
Рисунок 3 - Этапы процесса
управления по целям.[10]
Основной
недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты
работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что
ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия
решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении
заработной платы и т.д.
Таблица 5 - Факторы, влияющие
на успех оценочного собеседования.
Факторы, влияющие на успех оценочного
собеседования
|
Факторы
|
Содержание
факторов
|
Навыки
|
Уровень развития у
руководителя/членов аттестационной комиссии навыков:
ü делового общения
ü использования
различных методов оценки эффективности
консультирования
|
Подготовка
|
Подготовка
руководителя/членов аттестационной комиссии
ü понимание целей организации и задач, стоящих перед
оцениваемым работником
ü знание стандартов и критериев выполнения работы
ü сбор максимально полной информации и относительно
рабочих результатов оцениваемого работника
ü выявление путей получения наибольшей отдачи от
оцениваемого работника
ü Подготовка подчиненного
ü понимание целей работы/задания
ü знание критериев и стандартов исполнения работы
ü знание своих сильных и слабых сторон
ü понимание связи рабочих результатов и перспектив
своего профессионального развития и карьеры
|
Процесс
проведения
|
ü Активное участие оцениваемого работника в процессе
оценки
ü Конструктивные установки руководителя / членов
аттестационной комиссии и в случае необходимости оказание помощи оцениваемым
работникам
ü Обеспечение того, чтобы получаемое работником
поощрение соответствовало результатам оценки
|
Достижение
согласия
относительно
содержания
работы
|
ü Разработка плана действий для решения рабочих
проблем, снижающих эффективность работы
ü Постановка целей работы на будущее
ü Определение параметров ожидаемых результатов
ü Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем
|
Контроль
|
ü Установление контрольных сроков
ü Установление контрольных показателей
ü Выбор формы контроля
ü Выявление отклонений
|
1.5 Проблема действенности аттестации
Есть
много примеров того, как организации вводят у себя систему аттестации, а через
некоторое время им приходится изменять ее или вовсе от нее отказываться. В
других случаях организации упорно поддерживают у себя аттестационные системы,
но признают, что они неэффективны, недостаточны и нелюбимы персоналом.
Для
того, чтобы обеспечить эффективность аттестационного собеседования,
руководитель должен, как минимум, решить комплекс задач:
Определить
цель аттестации – эффективность любой системы выше, если все участники ясно понимают,
для чего она предназначена. Менеджер по кадрам совместно со старшим менеджером
нужно точно определить, что они хотят добиться с помощью аттестации, как она
увязывается с другими видами кадровой работы, которые являются для нее
источниками или потребителями информации. Менеджеры подразделений, которым
приходится приводить систему в исполнение, должны понимать ее назначение, т.к.
именно они определяют контекст аттестации; в противном случае все сведется к
формальному заполнению аттестационных бланков. Аттестуемые работники будут
отвечать на вопросы и вносить свои предложения более откровенно и
конструктивно, если они понимают цели аттестации и верят в них.
Аттестация
как система должна быть поддержана высшим руководством организации и линейными
менеджерами. Это означает, что руководители должны лично заниматься
аттестацией, чтобы сотрудники понимали, что эта процедура совершается с
конкретными рабочими целями, а не по требованию отдела кадров. Лучше, если
аттестационные формуляры хранятся в линейном подразделении, и только отдельные
данные передаются отделу кадров и другим подразделениям. В идеале, заполненный
формуляр аттестации – это рабочий документ, который менеджер и работник
используют в течение года.
Обеспечение
открытого характера аттестации – чем больше информации получает аттестуемый о
том, как будут оценивать и оценили его работу, тем больше шансов, что он
примет, а не отвергнет систему. Необходимо, чтобы в системе аттестации были
четко обозначены критерии оценки работы, особенно при стилях «сообщить и
внедрить», «сообщить и выслушать».
Эти критерии
должны быть:
ü
по-настоящему
связаны с успехами или неудачами в работе,
ü
таковы,
чтобы их можно было применять, исходя из объективного, а не субъективного
суждения,
ü
менеджеру,
проводящему аттестацию, легко их применить,
ü
аттестуемому
работнику они представляются справедливыми и разумными,
ü
в
них выражен компромисс между требованиями данного конкретного рабочего места и
более широкой применимостью в организации.
Подготовленность
менеджера, проводящего аттестацию. Руководитель должен уметь информацию и
отработать необходимые навыки межличностной управленческой работы, к категории
которой и относится аттестация. Он должен не только знать структуру
собеседования, те приемы и методы, которые используются для коммуникации в ходе
аттестации, но понимать, что ему придется сталкиваться с целым рядом проблем, а
именно:
ü
предвзятость – у менеджера
может быть предвзятое отношение к работнику, или наоборот, он может быть очень
озабочен тем, чтобы не проявить предвзятости; в обоих случаях его суждение о
работнике будет искажено,
ü
эффект
нимба
– работник может пользоваться общей симпатией или наоборот, что может влиять на
оценку выполняемой им работы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|