Анализ и проектирование системы мотивации деятельности на предприятии (на примере ООО "Пять зве...
Наряду с увеличением реализованной продукции и услуг, увеличивалась также
их себестоимость. В 2006 г. по сравнению с 2005 г себестоимость выросла на 2476 тыс. руб. или на 8,0%, а в 2007 г. по сравнению с 2006 г. соответственно – на 9907,3 тыс. руб. или на 29,7%. Темп роста
себестоимости ниже темпа роста выручки, что положительно сказывается на уровне
прибыли и рентабельности предприятия.
В 2006 г. по сравнению с 2005 г. сумма прибыли от реализации сократилась
на 55 тыс. руб. (т.е. на 2,4%), что связано с опережающим ростом себестоимости.
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. прибыль от реализации увеличилась на 3018,3
тыс. руб. или на 133,9%. Данное отклонение является положительным показателем.
Чистая прибыль в 2006 г. по сравнению с 2005 г. сократилась на 452,1 тыс. руб., или на 24,4%, это связано с ростом расходов, не включаемых в
себестоимость. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросла на 2082,4 тыс. руб., или на 148,4%.
Показатели использования основных фондов и оборотного капитала по выручке
имеют в целом неплохое значение. Более подробно данные показатели
рассматриваются в следующих разделах работы.
Численность работников увеличилась в 2006 г. на 1 чел. (5,9%), в 2007 г. на 2 чел. (11,1%). При этом наблюдается рост производительности
труда в 2006 г. на 33,32 тыс. руб. (1,7%), в 2007 г. на 463,13 тыс. руб. (23%). Если в 2006 г. рост численности был опережающим по отношению к
производительности труда, то в 2007 г. наоборот темп роста производительности
труда опережает темп роста численности работников, что является показателем
развития деятельности предприятия и повышением эффективности использования
персонала.
Кадровый состав относительно молод, имеет высокий уровень
образования.
В 2005 г. рост средней заработной платы по организации составил 19,2%. Наибольший рост приходится на
административно-управленческий и оперативный персонал – 20%.
В 2006 г. рост средней заработной платы по организации составил 27,8%. Наибольший рост приходится на
оперативный персонал – 31%, средняя заработная плата
административно-управленческого персонала выросла на 25%.
Сумма ФОТ в 2005 г. выросла на 26,2%, в 2006 г. на 42,1%.
Финансовое состояние предприятие оценивается
как условно ликвидное, финансово устойчивое, с высоким уровнем деловой
активности.
прибыльность (доходность) предприятия
увеличилась.
Показатели рентабельности возросли.
В 2006 г. показатели рентабельности капитала увеличиваются по сравнению с 2005 г. почти в 2 раза. Это положительно
характеризует работу данного предприятия, т.к. ООО «Пять звезд» занимается не
только производством и реализацией собственной продукции и товаров других фирм,
но и предоставляет услуги населению. Отсюда, рентабельность мобильных средств
составляет в 2006 г. 55,59% и увеличивается 41,50%.
За анализируемый период оборачиваемость
капитала предприятия остается примерно на одном уровне, тогда как
рентабельность (доходность) увеличивается почти в два раза. Даже небольшое
снижение оборачиваемости мобильных средств не повлияло на рост их
рентабельности.
Анализ показателей рентабельности реализации и
рентабельности продаж показывает положительный результат, оба коэффициента
находятся и увеличиваются примерно на одном уровне, однако есть и различия.
Рентабельность реализации немного больше рентабельности продаж, а это может
означать, что на предприятии 1 руб. затрат приносит больше прибыли, чем 1 руб.
продаж.
Таким образом, на предприятии ООО
«Пять звезд» в 2005-2007 гг. за счет достигнутых финансовых результатов
увеличивается финансовый потенциал предприятия, характеризующийся его
платежеспособностью, ликвидностью активов и его финансовой устойчивостью.
По данным анализа
существующей системы управления персоналом ООО «Белая Ворона» выявлены
следующие проблемы:
- функции
управления персоналом не закреплены, поэтому необходимо их закрепить за зам.
директора и отразить их закрепление в должностной инструкции;
- при подборе
персонала проводить комплексную оценку (профессиональных и личностных качеств),
что позволит сократить текучесть кадров, а соответственно расходы на поиск,
подбор персонала;
- не проводиться
аттестация административно-управленческого персонала, что не позволяет выявить
реальные навыки и резервы развития управленческих работников, следовательно,
это затрудняет разработка программы развития кадрового резерва;
- не выделяются
средства на обучение, повышение квалификации персонала, не проводится работа по
профессиональному развитию работников;
- слабо развито
стимулирование труда, т.к. заработная плата не зависит от трудового вклада
работника, соответственно у работников нет стимула для достижения наибольших
трудовых результатов; система материального стимулирования не способствует
развитию персонала;
- для
стимулирования работников не применяется премирование;
- и как следствие
указанных проблем наблюдается высокая текучесть кадров (20%).
Совершенствование
системы управления персоналом можно провести с применением 3-х мероприятий:
- программа
дополнительных отпусков;
- разработка программы
профессионального развития и дополнительного обучения персонала;
-
совершенствование системы материального стимулирования.
Наиболее
перспективным направлением является совершенствование системы материального
поощрения.
В работе
предложена система поощрения на примере работников ресторана (официантов).
Оценка
предложенных мероприятий позволила сделать вывод о реальности их внедрения.
Внедрение новой
системы материально поощрения признана наименее капиталоемкой и наиболее действенной,
с целью увеличения получения труда, роста выручки.
Внедрение системы
материального поощрения экономически выгодно и является наиболее перспективным
для совершенствования системы мотивации ООО «Пять звезд».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации // Сборник законодательства Российской Федерации.
М.: Закон, 2006.
2.
Трудовой
кодекс Российской Федерации // Сборник законодательства Российской Федерации.
М.: Закон, 2006.
3.
Авдеев
О.В. Оплата труда на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2003.
4.
Аширов
Д.А., Большаков С.В. Организационное поведение. М.: Московский международный
институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.
5.
Базаров
Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. М.: Изд-во Банки и биржи, 2008.
6.
Баканов
М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: ИНФРА-М, 2006.
7.
Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Мотивация и стимулирование персонала:
основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия. 2002. № 7-8.
8.
Баранова
Г.И. Модели управления персоналом: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007.
9.
Белкина
В., Белкина М. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита. 2001. № 8. С.
43-45.
10.
Бланк
И.А. Управление торговым предприятием. М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 1998.
11.
Бурмистров
А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее
действенными? // Управление персоналом. 2002. № 7. С. 48-49.
12.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для эк. спец.
Вузов. – М.: Высшая Школа, 2004.
13.
Верхолазенко
В. Система мотивации // Консультант директора. 2005. № 4.
14.
Волгин Н.
А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба
(Анализ, проблемы, решения). М.: Экзамен, 2003.
15.
Герасимов
Б.Л., Морозов В.Л. Мотивация в управленческой деятельности. Самара: УДЦ, 2000.
16.
Герасимов
Б.Л., Чумак В.Я., Яновлева НТ Менеджмент персонала организации: Учеб.-метод,
пособие. Самара: СГАУ, МИР, 2001.
17.
Гутгард Р.Д.
Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Управление
персоналом. 2002.
18.
Гущина И.
Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и
экономика. 2000. № 1.
19.
Дряхлов
Н. , Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США //
Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2. - С. 83-88.
20.
Елин А.
Мотивация в системе управления // Служба кадров. 2001. № 11 (ноябрь). С.9-11.
21.
Как
работает система мотивации / Сотникова Ирина Коппек Вероника // Мотивация и оплата труда. 2006. № 2.
22.
Климова
Р.Н., Сорокина М.В., Шакланова Р.И. Организация и стимулирование труда. Учебное
пособие. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2006.
23.
Комаров
Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом //
Управление персоналом. 2002. № 1.
24.
Котнекова Т.В. Нематериальная мотивация работников
ресторанов// Рестораны. 2006. № 4.
25.
Литвак
Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 3-е изд., испр. М.: Дело,
2002.
26.
Методы
немонетарной мотивации и подходы к ней / Бахарев А. // Мотивация и оплата труда. 2005. № 4.
27.
Модель
Портера-Лоулера /
28.
Мотивация
персонала шаг за шагом / Чиркова Руслана // Мотивация и оплата труда. 2005. № 1.
29.
Музыченко
В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /
М.: Издательский центр «Академия», 2003.
30.
Мусийчук
С.В. Мотивация
трудовой деятельности: Учебное пособие. Магнитогорск, 2005.
31.
Озерникова
Т. Профессионализм и трудовая мотивация // Служба кадров. 2002. февраль.
32.
Озерникова
Т. Мотивационное значение заработной платы // Служба кадров. 2002. март.
33.
Окрепилов
Д.К. Мотивация персонала // Ресторанные ведомости. 2006. июнь.
34.
Организационная психология и управление. Хрестоматия. - М.:
ИНФРА-М, 2008.
35.
Организационное
сопровождение функции мотивации и стимулирования труда работников / Беркович Т. // Управление развитием персонала. 2007. № 2.
36.
Оценка
эффективности системы мотивации в компании / Михайлова Елена Могилевкин Евгений Иванова Юлия Юртайкин Евгений // Управление человеческим потенциалом. 2006. №
2.
37.
Построение
системы мотивации в компании / Рыжкина Вера Чумакова Екатерина // Управление человеческим потенциалом. 2005. №
1.
38.
Применение
пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации / Хлебников Д.В., hd@bkg.ru
39.
Пустынникова
Ю. Система мотивации персонала в ресторанах и кафе// #"#">Котляренко Ольга // Управление человеческим потенциалом. 2006. №
2.
41.
Система
мотивации персонала на предприятии / Лазарев С. // Мотивация и оплата труда. 2006. № 3.
42.
Система
премирования, ориентированная на бизнес-цели компании / Белова Я. // Мотивация и оплата труда. 2007. № 3.
43.
Система
управления удовлетворенностью и лояльностью персонала / Чудакова Елизавета // Управление человеческим потенциалом. 2005. №
3.
44.
Старобинский
Э. Мотивация // Консультант директора. 2002. № 12.
45.
Слоненко
А. Платить или не платить? // Служба кадров. 2002. май.
46.
Сурков
С.А. Построение структуры организации на основе системы мотивации. // Кадры
предприятия. 2002. №10
47.
Сурков
С.А. Закономерности мотивации персонала. // Управление персоналом. 2002. № 7.
48.
Травин
В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. 5-е
изд. М.: Дело, 2003.
49.
Травин
В., Магура В. Авторитет и рабочее поведение // Служба кадров. 2002. июль.
50.
Управление
персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. М.:
Банки и биржи: ЮНИТИ, 2003.
51.
Управление
персоналом организации: Учебное пособие / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. М.:
Издательство «Экзамен», 2004.
52.
Управление
персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова М.:ИНФРА-М, 2002.
53.
Управление
процессом мотивации. Практическое использование теорий мотивации / Соколова М. // Мотивация и оплата труда. 2007. № 3.
54.
Управление
рестораном. / Под редакцией З.П. Румянцевой. М.: Изд-во Экономика, 2004.
55.
Хагеманн
Г. Руководство по мотивации./ М.: HIPPO, 2003.
56.
Хлебников
Д.В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании
системы мотивации. // Менеджмент сегодня,
№3, 2002. // #"#">Степанцова Е. // Мотивация и оплата труда. 2006. № 3.
58.
Якокка Л. Карьера менеджера. Минск,
1996.
59.
Ямпoльcкaя
Д., Зoниc М. Процессуальные теории мотивации. Модель Портера-Лоулера. //
#"1.files/image090.gif">
Приложение 6
Требования к шеф-повару
(повар 5 р.)
|