скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ использования потенциала предприятия

Показатели

2004

2005

2006

Изменение в %

2005г к 2006г

2006г к 2006г

Выручка от продаж

79547

124034

170582

155,9

214,4

Себестоимость

67182

106152

147843

158,0

220,1

Валовая прибыль

12365

17882

22739

144,6

183,9

Внереализационные доходы

93

127

62

136,6

66,7

Внереализационные расходы

698

730

488

104,6

69,9

Прибыль до налогообложения

8812

13420

18453

152,3

209,4

Отложенные налоговые обязательства

500

275

412

55,0

82,4

Налог на прибыль

1930

3484

4095

180,5

212,2

Чистая прибыль 

6382

9676

13946

151,6

218,5


 За анализируемый период произошло увеличение чистой прибыли с 6382 тыс. руб. в 2004г до 13946 тыс.руб. в 2006г, т.е. более чем в 2 раза.уб. 2 тыс. ли на од произошло увеличение выручкиа в 2005г по сравнению с 2003г.

2.2. Анализ трудового потенциала предприятия


Люди – ключевой фактор в любой модели управления. Вообще говоря, руководство достигает целей организации посредством других людей.

Проанализируем  трудовые ресурсы ОАО «Стройсервис» в 2004-2006гг


Таблица 6

Анализ динамики трудовых ресурсов и суммы заработной платы ОАО «Стройсервис» за 2004-2006гг

Показатель

2004г

2005г

2006г

2006г к 2005г

2006г к 2004г

абсол. изм.

относит. изм., %

абсол. изм.

относит. изм., %

Среднесписочная численность работников, чел.

300

321

338

17,0

105,3

38,0

112,7

в т.ч.

управленческий персонал

27

30

32

2,0

106,7

5,0

118,5

производственный персонал

273

291

306

15,0

105,2

33,0

112,1

мужчин

213

234

227

-7,0

97,0

14,0

106,6

женщин

87

87

111

24,0

127,6

24,0

127,6

имеющих высшее образование

32

35

38

3,0

108,6

6,0

118,8

имеющих среднее проф. образование

268

286

300

14,0

104,9

32,0

111,9

Средняя заработная плата, тыс.руб.

5649

5754

5939

185,0

103,2

290,0

105,1

в т.ч. управленческий персонал

5346

5649

5723

74,0

101,3

377,0

107,1

производственный персонал

5564

5706

5921

215,0

103,8

357,0

106,4

Производительность труда, тыс.руб.

265,2

386,4

504,7

118,3

130,6

239,5

190,3

в т.ч. по производственному персоналу

291,4

426,2

557,5

131,2

130,8

266,1

191,3

Как видно из данных таблицы 6 на предприятии происходит постоянный рост численности персонала, так в 2005г по сравнению с 2006г численность  увеличилась на    21 чел. или на   7%, а в 2006г по сравнению с 2004г она возросла на 38 чел. или на 12,7%

На предприятии работает больше производственного персонала, чем  управленческого, а также по половой принадлежности можно сделать вывод, что на предприятии работает больше мужчин, общая численность которых к 2006г возросла на 14 человек.

На предприятии постоянно происходит рост средней заработной платы, так если в 2004г она составляла  5649 руб., то в 2006г – 5949  руб.

Из данных таблицы видно, что производительность труда работников увеличилась, так если в 2004г один работник производил в год продукции на сумму 265,2тыс.руб., то в 2006г данный показатель возрос до 504,7тыс.руб., т.е. увеличился на 91,3%.

Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и его отдельных работников к затратам труда персонала на ее осуществление в определенном периоде. Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие предприятия и уровень благосостояния её членов.

 Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей.

 В системе показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия производительность труда играет вспомогательную роль. Это связано с тем, что она характеризует только одну сторону этой эффективности – уровень использования персонала. Для более обобщенной оценки эффективности должны учитываться затраты всех видов ресурсов предприятия и основной финансовый результат деятельности – прибыль. Так, рост производительности труда может сопровождаться снижением эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, и как результат – снижение уровня прибыли.

Формула расчета производительности труда имеет следующий вид:

,

где ПТ – производительность труда;

 Р – объем ( результат ) деятельности работника ( группы работников, персонала в целом ) за определенный период времени;

 ЗТ – объем затрат живого труда за определенный период времени.

Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно изменяется под воздействием множества причин и факторов. Одни из них способствуют повышению производительности труда, другие могут вызывать ее снижение.

Анализ показал, что плановое задание по снижению трудоёмкости продукции в целом по предприятию значительно перевыполнено. Плановое задание по снижению трудоёмкости продукции к прошлому году составило 95,3%, тогда изменение 95,3%-100%=-4,7%. Фактическое снижение трудоёмкости к уровню прошлого года 90,97% или 90,97%-100%=-9,03%.

Таблица 7

Оценка динамики и выполнение плана  по уровню трудоёмкости продукции за 2006-2005гг

Показатель

2005 г

2006г

Рост уровня показателя, %

План

Факт

План к 2005г

Факт к 2005г

Факт к плану

Товарная продукция, т.руб.

Отработано всеми рабочими человеко-часов

Удельная трудоёмкость на 1 тыс. руб, ч

Среднечасовая выработка, руб

80200


2986120

37,23


26,86

81600


2896000

35,48


28,18

81640


2765400

33,87


29,52

101,7


97,0

95,3


104,91

101,8


92,6

90,97


109,90

100,05


95,5

95,46


104,75


Проведем факторный анализ производительности труда. Плановый прирост производительности труда (часовой выработки) за счёт снижения трудоемкости продукции:

 .

Фактический рост производительности труда за счёт снижения трудоёмкости к уровню прошлого года:

 .

План по снижению трудоёмкости перевыполнен на 4,33% (95,3%-90,97%), в результате чего среднечасовая выработка продукции возросла на 5,01% (9,92%-4,91%).

Зная, как изменилась среднечасовая выработка, можно определить изменение трудоёмкости продукции:

 ;

 ;

 .

 Таким образом, можно сделать вывод, что  трудоемкость  продукции составила 4,7% в 2005г, а в 2006г – 9,92%


2.3. Анализ состава работников предприятия


Проанализируем качественный состав трудовых ре­сурсов по уровню квалификации (табл. 8).


Таблица 8

Состав рабочих  ОАО «Стройсервис» по квалификации за 2005-2006 гг.

Разряд рабочих


Тарифные коэффициенты


Численность производственных рабочих на конец года, чел.


прошлый год


отчетный год


I


1,00


34

32

II


1,30


59

64

III


1,69


113

136

IV


1,96


28

31

V


2,27


57

43

Итого




291

306


Судя по среднему тарифному разряду и среднему тарифному ко­эффициенту рабочих, их квалификационный уровень за отчетный год несколько повысился. Квалификационный уровень работников во многом зависит от воз­раста, стажа работы, образования и т.д.

В процессе анализа необходимо сопоставить в расчете на одного рабочего и всех рабочих  фактически отработанное рабочее время и неявки отчет­ного года с показателями предыдущего года в разрезе причин (табл. 9).

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и  планового баланса  рабочего времени (таблица 9) Они могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренные планом:  дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, из-за отсутствия сырья, материалов, отопления, электроэнергии и т.п. 

По данным предприятия большая часть потерь вызвана субъективными факторами: дополнительного отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения ФРВ.


Таблица 9

Анализ использования фонда рабочего времени на ОАО «Стройсервис» в 2005 – 2006 гг.

Показатель

На одного работника

Отклонение 2005 от 2006 г

2005

2006

На одного работника

1.Календарное количество дней

В том числе:

- Праздничные

- Выходные  дни

- Выходные субботние дни

2.Номинальный ФРВ

3.Неявки на работу, дни

В том числе:

- Ежегодные отпуска

- Отпуска по учебе

- Дополнительные отпуска с разрешения администрации

- Отпуска по беременности и родам

- Болезни

- Прогулы

- Простои

4.Явочный ФРВ, дн.

5.Продолжительность рабочей смены

6.Бюджет рабочего времени,ч

7.Предпраздничные сокращенные дни

8.Льготное время подросткам

9.Внутрисменные простои

10.Полезный фонд рабочего времени

11.Средняя продолжительность рабочего смены

12.Сверхурочное отработанное время,ч

13.Непроизводственные затраты рабочего времени

365


9

52

50

254

34


16

1

5


3

9

-

-

220


8

1760

9


2

-

1749

7,95



365


9

52

50

254

44


16

2

8


2

11,8

0,2

4

210


8

1680

9

2,4

30,6

1638

7,8


9



8,3


-

-

-


+ 10

-

+1


+ 3

-          1

+2,8

+0,2

+4,0

- 10

-

-80

-


+0,4

+30,6

-111

-31,5


+9



+8,3


Хороший настрой человека к предстоящей работе – это немаловажный фактор для процветания фирмы. Как и любая коммерческая организация ОАО «Стройсервис», это не просто группа людей, собравшихся вместе провести время, это живой организм, состоящий из личностей. А для того, чтобы этот организм жил, нужно наладить эффективный процесс взаимодействия между работодателем и работниками. Ключ к успеху – это сплоченность всех членов организации вокруг общей цели, именно в этом случае появится, помимо материальной заинтересованности, энтузиазм, новые идеи, увлеченность общим делом.

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть  взрослой самостоятельной жизни.  Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое  значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания. 

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна  лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.