|
|||||||
За анализируемый период произошло увеличение чистой прибыли с 6382 тыс. руб. в 2004г до 13946 тыс.руб. в 2006г, т.е. более чем в 2 раза.уб. 2 тыс. ли на од произошло увеличение выручкиа в 2005г по сравнению с 2003г. 2.2. Анализ трудового потенциала предприятияЛюди – ключевой фактор в любой модели управления. Вообще говоря, руководство достигает целей организации посредством других людей. Проанализируем трудовые ресурсы ОАО «Стройсервис» в 2004-2006гг Таблица 6 Анализ динамики трудовых ресурсов и суммы заработной платы ОАО «Стройсервис» за 2004-2006гг | |||||||
Показатель |
2004г |
2005г |
2006г |
2006г к 2005г |
2006г к 2004г |
||
абсол. изм. |
относит. изм., % |
абсол. изм. |
относит. изм., % |
||||
Среднесписочная численность работников, чел. |
300 |
321 |
338 |
17,0 |
105,3 |
38,0 |
112,7 |
в т.ч. управленческий персонал |
27 |
30 |
32 |
2,0 |
106,7 |
5,0 |
118,5 |
производственный персонал |
273 |
291 |
306 |
15,0 |
105,2 |
33,0 |
112,1 |
мужчин |
213 |
234 |
227 |
-7,0 |
97,0 |
14,0 |
106,6 |
женщин |
87 |
87 |
111 |
24,0 |
127,6 |
24,0 |
127,6 |
имеющих высшее образование |
32 |
35 |
38 |
3,0 |
108,6 |
6,0 |
118,8 |
имеющих среднее проф. образование |
268 |
286 |
300 |
14,0 |
104,9 |
32,0 |
111,9 |
Средняя заработная плата, тыс.руб. |
5649 |
5754 |
5939 |
185,0 |
103,2 |
290,0 |
105,1 |
в т.ч. управленческий персонал |
5346 |
5649 |
5723 |
74,0 |
101,3 |
377,0 |
107,1 |
производственный персонал |
5564 |
5706 |
5921 |
215,0 |
103,8 |
357,0 |
106,4 |
Производительность труда, тыс.руб. |
265,2 |
386,4 |
504,7 |
118,3 |
130,6 |
239,5 |
190,3 |
в т.ч. по производственному персоналу |
291,4 |
426,2 |
557,5 |
131,2 |
130,8 |
266,1 |
191,3 |
Как видно из данных таблицы 6 на предприятии происходит постоянный рост численности персонала, так в 2005г по сравнению с 2006г численность увеличилась на 21 чел. или на 7%, а в 2006г по сравнению с 2004г она возросла на 38 чел. или на 12,7%
На предприятии работает больше производственного персонала, чем управленческого, а также по половой принадлежности можно сделать вывод, что на предприятии работает больше мужчин, общая численность которых к 2006г возросла на 14 человек.
На предприятии постоянно происходит рост средней заработной платы, так если в 2004г она составляла 5649 руб., то в 2006г – 5949 руб.
Из данных таблицы видно, что производительность труда работников увеличилась, так если в 2004г один работник производил в год продукции на сумму 265,2тыс.руб., то в 2006г данный показатель возрос до 504,7тыс.руб., т.е. увеличился на 91,3%.
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и его отдельных работников к затратам труда персонала на ее осуществление в определенном периоде. Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие предприятия и уровень благосостояния её членов.
Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей.
В системе показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия производительность труда играет вспомогательную роль. Это связано с тем, что она характеризует только одну сторону этой эффективности – уровень использования персонала. Для более обобщенной оценки эффективности должны учитываться затраты всех видов ресурсов предприятия и основной финансовый результат деятельности – прибыль. Так, рост производительности труда может сопровождаться снижением эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, и как результат – снижение уровня прибыли.
Формула расчета производительности труда имеет следующий вид:
,
где ПТ – производительность труда;
Р – объем ( результат ) деятельности работника ( группы работников, персонала в целом ) за определенный период времени;
ЗТ – объем затрат живого труда за определенный период времени.
Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно изменяется под воздействием множества причин и факторов. Одни из них способствуют повышению производительности труда, другие могут вызывать ее снижение.
Анализ показал, что плановое задание по снижению трудоёмкости продукции в целом по предприятию значительно перевыполнено. Плановое задание по снижению трудоёмкости продукции к прошлому году составило 95,3%, тогда изменение 95,3%-100%=-4,7%. Фактическое снижение трудоёмкости к уровню прошлого года 90,97% или 90,97%-100%=-9,03%.
Таблица 7
Оценка динамики и выполнение плана по уровню трудоёмкости продукции за 2006-2005гг
Показатель
2005 г
2006г
Рост уровня показателя, %
План
Факт
План к 2005г
Факт к 2005г
Факт к плану
Товарная продукция, т.руб.
Отработано всеми рабочими человеко-часов
Удельная трудоёмкость на 1 тыс. руб, ч
Среднечасовая выработка, руб
80200
2986120
37,23
26,86
81600
2896000
35,48
28,18
81640
2765400
33,87
29,52
101,7
97,0
95,3
104,91
101,8
92,6
90,97
109,90
100,05
95,5
95,46
104,75
Проведем факторный анализ производительности труда. Плановый прирост производительности труда (часовой выработки) за счёт снижения трудоемкости продукции:
.
Фактический рост производительности труда за счёт снижения трудоёмкости к уровню прошлого года:
.
План по снижению трудоёмкости перевыполнен на 4,33% (95,3%-90,97%), в результате чего среднечасовая выработка продукции возросла на 5,01% (9,92%-4,91%).
Зная, как изменилась среднечасовая выработка, можно определить изменение трудоёмкости продукции:
;
;
.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудоемкость продукции составила 4,7% в 2005г, а в 2006г – 9,92%
Проанализируем качественный состав трудовых ресурсов по уровню квалификации (табл. 8).
Таблица 8
Состав рабочих ОАО «Стройсервис» по квалификации за 2005-2006 гг.
Разряд рабочих
Тарифные коэффициенты
Численность производственных рабочих на конец года, чел.
прошлый год
отчетный год
I
1,00
34
32
II
1,30
59
64
III
1,69
113
136
IV
1,96
28
31
V
2,27
57
43
Итого
291
306
Судя по среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту рабочих, их квалификационный уровень за отчетный год несколько повысился. Квалификационный уровень работников во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т.д.
В процессе анализа необходимо сопоставить в расчете на одного рабочего и всех рабочих фактически отработанное рабочее время и неявки отчетного года с показателями предыдущего года в разрезе причин (табл. 9).
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставим данные фактического и планового баланса рабочего времени (таблица 9) Они могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренные планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, из-за отсутствия сырья, материалов, отопления, электроэнергии и т.п.
По данным предприятия большая часть потерь вызвана субъективными факторами: дополнительного отпуска с разрешения администрации, прогулы, простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения ФРВ.
Таблица 9
Анализ использования фонда рабочего времени на ОАО «Стройсервис» в 2005 – 2006 гг.
Показатель
На одного работника
Отклонение 2005 от 2006 г
2005
2006
На одного работника
1.Календарное количество дней
В том числе:
- Праздничные
- Выходные дни
- Выходные субботние дни
2.Номинальный ФРВ
3.Неявки на работу, дни
В том числе:
- Ежегодные отпуска
- Отпуска по учебе
- Дополнительные отпуска с разрешения администрации
- Отпуска по беременности и родам
- Болезни
- Прогулы
- Простои
4.Явочный ФРВ, дн.
5.Продолжительность рабочей смены
6.Бюджет рабочего времени,ч
7.Предпраздничные сокращенные дни
8.Льготное время подросткам
9.Внутрисменные простои
10.Полезный фонд рабочего времени
11.Средняя продолжительность рабочего смены
12.Сверхурочное отработанное время,ч
13.Непроизводственные затраты рабочего времени
365
9
52
50
254
34
16
1
5
3
9
-
-
220
8
1760
9
2
-
1749
7,95
365
9
52
50
254
44
16
2
8
2
11,8
0,2
4
210
8
1680
9
2,4
30,6
1638
7,8
9
8,3
-
-
-
+ 10
-
+1
+ 3
- 1
+2,8
+0,2
+4,0
- 10
-
-80
-
+0,4
+30,6
-111
-31,5
+9
+8,3
Хороший настрой человека к предстоящей работе – это немаловажный фактор для процветания фирмы. Как и любая коммерческая организация ОАО «Стройсервис», это не просто группа людей, собравшихся вместе провести время, это живой организм, состоящий из личностей. А для того, чтобы этот организм жил, нужно наладить эффективный процесс взаимодействия между работодателем и работниками. Ключ к успеху – это сплоченность всех членов организации вокруг общей цели, именно в этом случае появится, помимо материальной заинтересованности, энтузиазм, новые идеи, увлеченность общим делом.
Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.
Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.