Анализ положения и стратегия развития предприятия "Автодом-Атэкс" на рынке услуг автосервиса
·
другие виды деятельности, не противоречащие законодательству, при
получении, в случае необходимости, соответствующей лицензии.
В настоящий момент предприятие работает на рынке
дооборудования автотранспортных средств системами безопасности и комфорта и
оказывает услуги по обслуживанию и ремонту различных систем и и узлов
автомобилей. Оно выполняет работы по установке противоугонных систем и
сигнализаций, акустических и видеосистем различной степени сложности,
шумоизоляции, тонированию стекол, установке люков, стеклоподъемников,
кондиционеров, подогревателей и отопителей, монтажу спецсигналов и датчиков, и
многое другое. Таким образом, товаром предприятия является услуга потребителю
по дооборудованию его автомобиля. Эта деятельность осуществляется предприятием
на основании Сертификата соответствия № РОСС RU.У087.У00177 от 07.06.2003 г. (см. Приложение 2. Копия
Сертификата соответствия выполняемых услуг. Приложение 3. Перечень
сертифицированных видов деятельности.)
При формировании и осуществлении технической политики предприятия
основной упор делается на высокое качество выполняемых работ и разнообразие в
предлагаемом оборудовании.
Численность работающих на данный момент составляет 15
человек. Предприятие арендует торгово–выставочный зал и производственные
площади для проведения различных работ с автомототранспортной техникой.
Работы выполняются по индивидуальному заказу конкретного
потребителя. Работа предприятия подвержена воздействию цикличности сезонного
спроса, когда наибольшая загруженность весной и летом, наименьшая загруженность
– зимой.
Предприятие работает и с физическими, и с юридическими
лицами. Территориально подавляющее большинство потребителей проживает
(расположено) в городе Брянске и области, незначительное количество
потребителей приезжает из соседних областей: Орловской, Калужской, Смоленской,
а также из Москвы.
Предприятие является малым и платит налог на вмененный доход
на основании пп.3 п.2 ст.346.26 гл.26.3 НК.
Основные финансово-экономические показатели хозяйственной
деятельности предприятия за 2003 и 2004 годы отражены в таблице 1. Более
подробно их можно увидеть в приложении «Отчет о прибылях и убытках за 2004
год.»
Правила внутреннего распорядка.
Все
предприятие подчиняется общему режиму внутреннего распорядка:
Пятидневная
рабочая неделя
Рабочий день
с 9 часов до 18 часов
Обеденный
перерыв с 12 часов до 13 часов.
Таблица 1.
Основные финансово-экономические показатели хозяйственной
деятельности предприятия.
Показатель
|
За 2004 год (тыс.руб.)
|
За 2003 год (тыс.руб.)
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
1384
|
722
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
1038
|
688
|
Валовая прибыль
|
346
|
34
|
2.2 Целевые рынки и их
сегментация
Предприятие работает и с физическими и с юридическими
лицами. Однако, в связи с идентичностью запросов обеих этих групп потребителей,
разделять их нет необходимости. Территориально подавляющее большинство
потребителей проживает (расположено) в городе Брянске. Многие потребители
обращаются к нам в момент приобретения нового автомобиля, поэтому четкого
разделения запросов в зависимости от благосостояния не наблюдается. Можно
провести деление на владельцев отечественных и импортных автомобилей , однако,
в связи с тем, что запросы и тех и других идентичны, деление это вряд ли будет
корректным.
Первый критерий сегментации - вид услуги, за которой обращается
потенциальный потребитель. В таком случае можно выделить следующие сегменты:
1.
Установка дешевых
сигнализаций.
2.
Установка
противоугонных систем.
3.
Тонирование
стекол.
4.
Установка дешевых
акустических систем.
5.
Установка средних
и дорогих акустических систем, TV
систем, шумоизоляция.
6.
Установка
кондиционеров, обогревателей и отопителей, люков.
7.
Установка
спецсигналов, светотехники и датчиков.
8.
Антикоррозионная
обработка.
9.
Ремонтные работы.
10.
Мойка, чистка,
полировка автомобиля.
Краткая характеристика сегментов:
·
Установка дешевых сигнализаций. Сегмент, который характеризуется
наиболее значительной конкурентной борьбой, ведущейся только лишь за счет
снижения цены, как правило, в ущерб качеству. Используются наиболее дешевые
комплектующие и самые простые технические решения. Работают, как правило,
полулегально. Сегмент опасен тем, что растет подобно раковой опухоли, поглощая
сегмент 2. Сегмент многочисленный и имеет тенденцию к росту.
·
Установка противоугонных систем. Сегмент, характеризующийся конкурентной
борьбой средней интенсивности. Основной упор в борьбе делается на использование
сложных и дорогих комплектующих и на качественную, грамотную их установку.
Работа ведется, как правило, легально. Сектор невелик и имеет тенденцию к
сокращению за счет перехода потенциального потребителя в сегмент 1.
·
Тонирование стекол. Сегмент, в котором за последние месяцы
произошли значительные изменения, приведшие к значительному росту конкуренции.
Главное оружие – снижение цены. Физический размер его довольно стабилен,
несмотря на законодательный запрет тонирования, однако, из-за роста числа лиц,
предлагающих эти работы, реальный объем уменьшается.
·
Установка дешевых акустических систем. Сегмент, очень объемный
количественно, однако финансово малопривлекательный из-за огромного предложения
в этом секторе и низкой цены. В большинстве своем работы выполняются нелегально,
с применением самых простых решений и минимальными затратами времени.
·
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция. Сегмент, характеризующийся
конкурентной борьбой средней и низкой тяжести. Требует грамотных специалистов и
достаточно дорогих приемов труда. Сегмент очень невелик, но привлекателен
стоимостью единицы продукта и преспективами роста.
·
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей, люков.
Сегмент небольшой, работы штучные. Требует грамотных специалистов, специальных
знаний и инструментов. Пока конкуренции не наблюдается.
·
Установка спецсигналов, светотехники и датчиков. Сегмент, который
характеризуется штучными заказами. Конкуренции почти нет, однако в настоящий
момент спрос невелик. Сектор довольно перспективный.
·
Антикоррозионная обработка. Сегмент с достаточно сильной
конкурентной борьбой. Конкуренция ведется за счет цены. Ёмкость данного
сегмента очень высока. Сегмент для нас привлекателен тем, что эти работы могут
выполняться в комплексе с другими услугами, которые потребитель сейчас уже
получает на предприятии. В настоящий момент нами не освоен.
·
Ремонтные работы. Предприятие в настоящий момент не имеет авторитета
как ремонтное, работа по ремонту должна будет вестись в нижнем и, в лучшем
случае, среднем ценовом диапазоне. Таким образом, предприятие откроет еще один,
ранее не свойственный ему сегмент рынка, в котором и без него уже весьма
сильная конкуренция.
·
Мойка, чистка, полировка автомобиля. Сегмент с очень
сильной конкурентной борьбой. Ёмкость данного сегмента очень высока. В
настоящий момент нами не освоен.
Второй критерий сегментации – признак платежеспособности потребителя. В ходе
такой сегментации можно выделить три группы потребителей (условно):
1.
Мини – способны оплатить лишь
минимальный набор услуг и ищут, где их можно получить дешевле всего, сюда же
можно отнести и просто жадных и скаредных (с любыми доходами);
2.
Миди – понимают, что дешево и
хорошо не бывает, но их доходы или иные причины не позволяют им удовлетворять
все пожелания, тщательно выбирают заказываемые услуги, руководствуясь критерием
цена – качество – полезность;
3.
Макси – хотят и могут потреблять
товары и услуги высокого качества, для них цена не является определяющим
критерием, но они прекрасно разбираются в том, что сколько может стоить. Для
них необременительно обращаться за услугами в лучшие автосервисы Москвы. Для
них нередко важным является удовлетворение своих амбиций.
Персонал предприятия способен выполнить работу на любом
уровне. Однако состязаться в цене с работающим нелегально гаражным специалистом
предприятие заведомо не сможет. Поэтому ориентация на потребителя мини, как
основного потребителя продукта фирмы, невозможна – просто приведет к разорению
и закрытию. Также нереально дождаться стабильного потока потребителей группы
макси, чтобы работать только с ними. В этой категории предприятие начинает конкурировать
с мощными московскими фирмами (SV-арт,
Блюзмобиль, Vox Selesta и др), имеющими значительное количество
платёжеспособного потребителя группы макси. Количество таких потребителей в
Брянске очень мало (тот, кто хочет, не всегда может, а кто может, не всегда
хочет). Поэтому в основной массе своей потребитель продукции предприятия – это
потребитель группы миди.
С учетом двух критериев сегментации можно составить таблицу
групп потребителей, где выделены интересующие нашу фирму группы (таблица 2).
Таблица 2.
Сегментация рынка.
Вид услуги
|
Уровень платежеспособности
|
Мини
|
Миди
|
Макси
|
Установка дешевых сигнализаций
|
Х
|
Х
|
|
Установка противоугонных систем.
|
|
Х
|
Х
|
Тонирование стекол.
|
Х
|
Х
|
Х
|
Установка дешевых акустических систем.
|
Х
|
Х
|
|
Установка средних и дорогих акустических
систем, TV систем, шумоизоляция
|
|
Х
|
Х
|
Установка кондиционеров, обогревателей и
отопителей, люков
|
|
Х
|
Х
|
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков
|
|
|
Х
|
Антикоррозионная обработка.
|
Х
|
Х
|
|
Ремонтные работы
|
Х
|
Х
|
|
Мойка, чистка, полировка автомобиля
|
|
Х
|
Х
|
2.3 Анализ внешней
среды предприятия
Предприятие живет не в вакууме. Его окружает множество
различных субъектов хозяйствования, органов власти, простых граждан, и все они
связаны между собой нитями взаимного влияния.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством
которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к
организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ
внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей,
составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы
раннего предупреждения угроз.
Рассмотрим некоторые факторы воздействия внешней среды
применительно к нашему предприятию (таблица 3).
Таблица 3
Анализ среды косвенного воздействия.
PESTЕ-факторы:
|
Влияние:
|
P- политические
|
Cтабилизация
политической ситуации в стране. Это дает возможность начать планомерно
выстраивать систем связей предприятия с внешней средой.
Положительная сторона деятельности
государства (для общества в целом) – снижение налоговых ставок, укрепление
позиций рубля, контроль за доброкачественностью товаров, создание служб по
стандартизации и сертификации продукции.
К сожалению, службы контроля совершенно не
обращают внимания на подпольный автосервис.
|
Е- экономические
|
Основными факторами, которые отрицательно
сказываются на производственном росте, являются:
- рост цен на комплектующие и материалы.
- по-прежнему высокие проценты по кредитам.
- требования персонала о повышении
заработной платы.
- рост цен на энергоносители.
Категорическая нехватка «живых денег» и
инвестиций приводит к постоянным сбоям в работе и шаткой экономической
позиции.
Но с другой стороны, некоторая стабилизация
экономики дает возможность переходить от мер экстренного планирования
(долгосрочных закупок сырья ориентацию на «сиюминутного» покупателя,
уменьшения свободных средств) к составлению долгосрочных планов, заключению
договоров, как с потребителями, так и с поставщиками и финансовыми
организациями.
|
Таблица 3. Продолжение
S-социокультурные
|
Отсутствие на рынке труда квалифицированных
специалистов, что вызывает трудности с подбором персонала.
Нет возможности обеспечить работникам ту
зарплату, которой они достойны.
Большая часть автомобилистов не проявляет
интереса к появляющимся новинкам на рынке автомобильного оборудования.
Полное пренебрежение к ПДД и соответствию
автомобиля техническим требованиям.
|
Т-технологические
|
Глубокое внедрение микрокомпьтеров в
системы управления автомобиля вызывают усложнение или невозможность
корректного подключения дополнительных устройств.
Внедрение систем впрыска топлива в
автомобильных двигателях. Возник спрос на услуги по диагностике и ремонту
систем впрыска и других электронных систем.
Общее усложнение конструкции автомобилей
требует все большей квалификации персонала и затрат времени на работу.
|
E-экологические
|
Ужесточение норм по токсичности выхлопных
газов автомобилей как во всем мире, так и в России. Это делает невозможным
обслуживание и ремонт без применения дорогостоящих приборов.
|
В таблице даны лишь некоторые факторы внешней среды, которые,
казалось бы, не имеют никакого отношения к предприятию, но которые на самом
деле оказывают влияние на его жизнь.
К факторам внешней среды, непосредственно влияющим на
предприятие, относятся законы и государственные органы, поставщики, конкуренты,
потребители.
Рассмотрим их несколько подробнее.
Законы и государственные органы. Как известно, в России строгость законов
компенсируется необязательностью их исполнения. Сегодня по закону за занятие
предпринимательской деятельностью без регистрации теоретически можно попасть
под суд. Практически, после консультаций с сотрудниками МВД, занимающимися
этими вопросами, выясняется, что грозит реально штраф в размере минимальной
зарплаты. Сегодня по закону нельзя работать без кассового аппарата. Работают. И
ничего. Отсюда и проистекает та самая неравная конкуренция. Кто на виду – тот
платит налоги, кто в тени – тот все кладет себе в карман. Зато как удобно для
органов власти – всегда можно прийти и напомнить о себе. Кстати, по наблюдениям
самые бесцеремонные и наглые клиенты – это представители администраций и МВД.
Поставщики.
Поставщики рассматриваются как товарные, так и финансовые. Почти все поставки
происходят либо за наличный расчет, либо после предоплаты. Товарный или
денежный кредит получить невозможно или разорительно. Из опыта следует, что
получить что-либо за счет поставщика можно только в случае личных родственных
или дружественных контактов. Естественно, все сказанное относится только к
нашему бизнесу и к нашим объемам реализации. В случае значительного роста
объемов, картина может измениться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|