скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия


Проанализировав таблицу, можно сделать следующие выводы: запасы на конец 2007 года снизились относительно запасов на конец 2006 года на 222 млн. рублей и составляют 1173 млн. рублей. На конец 2006 года запасы сырья превосходят запасы на конец 2007 года по всем номенклатурным группам, кроме группы "природный газ", "фосфориты", "калийная руда", "железная руда". Наибольший остаток запасов сырья в 2007 году приходится на товарную группу "апатитовый концентрат" и составляет 261,5 млн. рублей, хотя это на 800 тыс. рублей меньше, чем в 2006 году. Эта же группа составляет наибольший удельный вес запасов на конец 2006 и 2007 годов. Резко снизился удельный вес запасов медной руды, в 2007 году этот показатель меньше, чем в 2006 году на 7,3%.

Такое снижение запасов к концу 2007 года, особенно по некоторым товарным группам нужно назвать рациональным, так как, например фосфориты, запасы которых к концу 2007 года выросли на 58,3 млн. рублей и составили 119,7 млн. рублей, используются при производстве небольшого ассортимента минеральных удобрений, и увеличение этих запасов в дальнейшем может привести к тому, значительно возрастут сроки хранения данных видов запасов и, соответственно, затраты на хранение. Поэтому снижение запасов по товарным группам, использование которых в процессе производства минеральных удобрений незначительно, просто необходимо сокращать.

Организацией процесса закупки сырья и ресурсов для производства продукции на предприятии занимаются заместитель директора по снабжению и сбыту и начальник отдела снабжения.

Для более полного представления о степени выполнения функций коммерческой деятельности по закупкам, рассмотрим, кто какие функции выполняет:

Заместитель директора по снабжению и сбыту занимается: исследованием рынка закупок, исследованием рынка потребителей, определением потребностей в сырье.

Начальник отдела снабжения помогает зам. директору по снабжению и сбыту в осуществление функций: исследование рынка закупок, исследование рынка потребителей, определение потребностей в сырье. А так же самостоятельно выполняет ряд других функций: анализ цены закупок, поиск и выбор поставщика, заключение и оформление договоров на поставку сырья и материалов, организация доставки сырья и материалов.

Вспомогательные функции по закупкам на предприятии выполняют: водители-экспедиторы: своевременное оформление отгрузочных документов, организация доставки сырья и материалов, организация отгрузки закупленных ресурсов; бухгалтер, кассир: своевременное оформление расчетных и платежных документов, обеспечение своевременного поступления средств за приобретенное сырье и материалы; кладовщики: организация отгрузки закупленного сырья.

Поиск поставщика осуществляется через деловую переписку, прайс-листы, рекламные буклеты, торговые справочники, периодику, кроме того, налажены постоянные контакты с предприятиями - производителями некоторых видов товарного сырья, заключены долгосрочные договора.

При выборе поставщика начальник отдела снабжения ЗАО "Август" руководствуется следующими критериями:

цена и качество поставляемой продукции;

надежность поставок;

качество обслуживания;

удаленность поставщика;

сроки выполнения заказов;

финансовое положение поставщика;

деловая репутация поставщика.

На основе этих критериев ЗАО "Август" выбрало ряд поставщиков и заключило с ними договора. Многие из ни являются постоянными и с ними у предприятия длительные договорные отношения.

Поставщиков сырья и материалов можно разделить на постоянных и непостоянных. Постоянные поставщики - это в основном те, которые обеспечивают основную деятельность предприятия. К ним относятся:

ООО "Аммофос";

ОАО "Апатит";

ОАО "Череповецкий Азот";

ООО "ФосАгро-Транс".

Все эти организации существуют не один год, имеют отработанные схемы поставки. За время сотрудничества с ЗАО "Август" значительных срывов в поставках не наблюдалось. Расторжение договоров с поставщиками возможно только по причине несогласованности в ценах, тогда предприятие вынуждено заключать договора на одноразовые поставки.

Основные поставщики ЗАО "Август" представлены в таблице 2.10


Таблица 2.10

Основные поставщики ЗАО "Август"

 Поставщики

Приобретено сырья


2006г

2007г


Сумма (млн. руб)

Уд. вес в%

Сумма (млн. руб)

Уд. вес в%

ООО "ФосАгро-Транс"

196,7

43,33

257,1

39,91

ОАО "Апатит"

85,3

18,79

134,6

20,89

ОАО "Череповецкий Азот"

104,2

22,95

112,1

17,40

ООО "Аммофос"

67,8

14,93

140,4

21,79

Итого

454100644,2100





Из таблицы видно, что география закупок довольно обширна, предприятие сотрудничает с поставщиками, ведущими деятельность во всех регионах страны. Наибольший удельный вес среди основных поставщиков, в анализируемых годах, занимает предприятие-поставщик ООО "ФосАгро-Транс", в 2006 году удельный вес закупаемых товаров у этого поставщика составил 40,3% или 412,4 млн. руб., а в 2007 году 44,5% или 687,2 млн. руб. К 2007 году сумма, потраченная на приобретение сырья у основных поставщиков увеличилась по сравнению с 2006 годом на 190,2 млн. руб. и составила 644,2 тыс. руб.

Важную роль в закупочной деятельности играет приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.

При получении товара, в первую очередь представители ЗАО "Август" удостоверяются, что получен товар нужного качества и в нужном количестве. В целях экономии времени, усилий и соответственно денег предприятие позаботилось о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составлен график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Такие меры позволяет, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта. Предприятие позаботилось так же о том, чтобы основные товары поставлялись в строго определенные дни, а другие виды - по мере необходимости.


Таблица 2.11

Матрица выполняемых функций коммерческой деятельности по сбыту в ЗАО "Август"

Функции сбыта

Директор

Зам. директора по снабжению и сбыту

Начальник отдела сбыта

Отдел по работе с клиентами

Бухгалтерия

Водители-экспедиторы

1. Заключение и оформление договоров на поставку продукции покупателям

+

+

+

-

-

-

2. Участие в подготовке планов по реализации продукции

+

+

+

-

-

-

3. Прием заказов на товары

-

-

-

+

-

-

4. Контроль за выполнением заказов, соблюдением сроков и условий поставки и т.д. в соответствии с договором

-

+

+

-

-

-

5. Своевременное оформление отгрузочных расчетных и платежных документов и сдача их в бухгалтерию

-

-

-

-

+

+

6. Организация отгрузки товаров

-

-

+

-

-

+

7. Организация поставки товаров потребителям

-

+

+

-

-

-

8. Обеспечение своевременного поступления средств за реализованные товары

-

+

+

-

-

-

9. Подготовка ответов на претензии покупателей заказчикам за несоблюдение условий договоров

-

-

-

-

-

-

 

10. Учет поставки заказов, договоров и соблюдение отчетности по сбытовой деятельности

-

-

+

-

+

-

 

11. Исследование рынка сбыта, поиск и выбор оптимальных каналов сбыта

-

+

+

-

-

-

 

12. Осуществление рекламной деятельности

-

+

+

-

-

-

 

13. Исследование продукции и цен конкурентов

-

+

+

-

-

-

 


Сбытом производимой продукции на предприятии занимаются: начальник отдела сбыта, заместитель директора по снабжению и сбыту, их деятельность координирует директор.

Для более полного представления о степени выполнения функций коммерческой деятельности по сбыту составим матрицу выполняемых функций, представленную в таблице 2.11

Судя по таблице, мы можем сделать вывод, что в сбытовой деятельности, основная нагрузка лежит на заместителе директора по снабжению и сбыту, начальнике отдела сбыта - всеми основными сбытовыми функциями занимается именно они. Не малая доля нагрузки в сбытовой деятельности приходится и на директора предприятия. Помогают им в этом процессе водители-экспедиторы, отдел по работе с клиентами, бухгалтерия.

Сбыт продукции в ЗАО "Август" в основном через трейдеров, основными из которых являются: Ameropa (Ameropa.com), Maketrade BV Geneva, Helm Dungemittel GMBH.

S (Сильные стороны)

Среди сильных сторон ЗАО "Август" можно отметить следующие:

Известность компании на рынке минеральных удобрений

Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников

Наличие внутренней базы данных с возможностью автоматизации бизнес-процессов

Расположение офиса в деловом и одновременно историческом центре Москвы

Постоянная реализация рекламной капании в Internet

W (Слабые стороны)

Слабые стороны выражаются в таких категориях, как:

Длительность выполнения заказов клиентов

Высокая себестоимость производимой продукции

В большинстве случаев, невозможность личного контакта менеджера по работе с клиентами и представителя компании клиента

Недостаточный уровень технического обеспечения

Отсутствие системы ценообразования

Ветхое состояние офиса

Не определена ответственность

Отсутствие отдела маркетинга

Отсутствие системы учета персональных требований клиентов

O (Возможности)

Рассматриваемое предприятие обладает высоким потенциалом в области развития бизнеса и отношений с клиентами.

Развитие отношений с клиентами, представляющими наибольший интерес для компании

Разработка отраслевого подхода в работе с клиентами

Согласование наиболее выгодных условий работы с заказчиками

Увеличение доли рынка

Разработка и реализация PR-мероприятий

T (Угрозы)

Угрозами для ЗАО "Август" являются:

Высокий уровень конкуренции в данном сегменте рынка

Изменение законодательства в области производства минеральных удобрений (его ужесточение)

Промышленный шпионаж

2.3 Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия


Так как наибольшую долю в структуре себестоимости занимают запасы, то необходимо внедрение системы управления запасами, что позволит в ближайшее время снизить эту часть расходов в себестоимости производимой продукции.

Кроме того, необходимо решение проблем с соотношением между наиболее срочными пассивами и наиболее ликвидными активами, которое на предприятии стабильно не соблюдается. При этом необходимо отметить тот факт, что краткосрочных пассивов на предприятии нет, то есть предприятие не использует краткосрочные кредиты и займы. В настоящей ситуации представляется возможным привлечение краткосрочного кредита банка для пополнения оборотных средств, что изменит структуру пассива баланса и позволит достичь высокой степени ликвидности баланса.

Исследование показало, что на предприятии удельный вес кредиторской задолженности в структуре финансирования оборотных активов остается высоким (при норме 20-25%), поэтому дальнейшее увеличение кредиторской задолженности с целью снижения финансового цикла может привести к неплатежеспособности предприятия. В этих условиях для сокращения финансового цикла необходимо рациональное управление оборотными активами, в частности снижение запасов и повышение инкассации дебиторской задолженности.

В условиях наметившейся стабилизации экономики и снижения внешних рисков, по нашему мнению, оптимальным для предприятия является переход от консервативной к умеренной политике формирования оборотных активов, которая характеризуется средним уровнем риска и рентабельности. Это позволит предприятию повысить эффективность использования оборотных активов, следовательно, и рентабельность.

Для оптимизации размера запасов целесообразно использовать метод разработки научно обоснованных нормативов запасов (нормирование), основанный на планировании и анализе деятельности прошлых лет.

С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий пищевой промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой "АВС", согласно которой запасы необходимо разделить на три группы "А, В и С" в зависимости от их стоимости и степени важности для производства. На основании изучения преимуществ и недостатков логистических систем управления запасами предлагается следующая схема оптимизации запасов на предприятии (Таблица 2.12).


Таблица 2.12

Схема оптимизации запасов

Группа запасов

Приоритет

Разработка нормативов

Система управления запасами

Группа "А"

Максимальный

Используется

Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня

Группа "В"

Средний

Используется

Система с фиксированным интервалом времени между заказами

Группа "С"

Низкий

Не целесообразно

Контролировать раз в месяц, квартал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.