скачать рефераты

МЕНЮ


Бизнес-образование на предприятии

Очень важен в учебном процессе итоговый контроль, на основании которого можно судить об успешном или неуспешном окончании учебного курса, пригодности его к определенному виду работы. Методы такого контроля могут быть разнообразными: экзамен, защита работы, деловая игра. В последнее время метод деловой игры пользуется огромной популярностью. Для подведения итогов по нашему курсу можно провести комбинированную проверку знаний: экзамен и защиту небольшой работы. Вопросы для экзамена должны быть не слишком объемными, например: Что такое этика? Для чего нужна профессиональная этика? Какие показатели поведения влияют на успешность проведения деловых переговоров? Каковы основные правила служебного этикета и др. Темы работ должны быть интересными и ставить определенные проблемы перед учащимся.

Обучение на предприятии проходит перманентно с 2007 по 2009 год. На предприятии ООО «Урал-Гермес» организуется обучения персонала на рабочем месте и вне рабочего места (приложение 9).

На протяжении трех лет удельный вес рабочих кадров при подготовке, переподготовке и повышении квалификации увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В 2007 году количество обучающихся увеличилось на 6 человек, но обучение также проводилось на рабочем месте. В 2008 году переподготовку прошли менеджеры среднего и высшего звена. В 2009 году, в связи с покупкой нового оборудования, возникла необходимость переобучить работников цеха (24 человека). В ООО «Урал-Гермес» предпочтение отдаётся обучению непосредственно на предприятии, в силу ограниченности финансовых ресурсов.

Важным показателем эффективности работы организации является коэффициент текучести кадров, который во многом связан со степенью удовлетворения сотрудников своей работой, условиями труда, заработной платой.

Общее положение в отношении текучести кадров на предприятии в 2009 году улучшилось по сравнению с 2008 годом. Если в 2008 году по сравнению с 2007 годом было принято на предприятие на 20 человек больше, то в 2009 году было принято на 89 человек больше, чем в 2008 году. Это свидетельствует о том, что в 2009 году экономическое положение предприятия начало стабилизироваться.

Коэффициент текучести в 2009 году уменьшился на 22,6 % по сравнению с 2008 годом.

3. АНАЛИЗ РЫНКА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ

3.1 Состояние бизнес услуг в Екатеринбурге

Для рынка бизнес - образования кризис мог бы стать основным выстрелом, впоследствии которого дальнейшее восстановление было бы невозможно. Однако появившиеся на рынке тренинги продаж мгновенно спасли положение.

С 2008 по 2009 году спрос на образовательные услуги значительно упал, и если в предыдущие пять лет, наблюдалась устойчивая тенденция к росту, каждый год прирост составлял 30 %, то в 2008 году увеличении произошло всего лишь на 17%, только за счет инфляции.

В общем, за счет того, что большинство предпринимателей уже получили необходимое базовое образование в высших учебных заведениях, по сути, долгосрочные проекты образования потеряли свою аудиторию. Что касается среднесрочных проектов, то они отошли в пользование. Открытые семинары, проводимые для линейного персонала, и вовсе потеряли свою значимость. Это связано с тем, что большинство профессий сформировалось, и функциональные характеристики рекламных менеджеров и HR-специалистов полностью сформировались.

Кризис значительно изменил тенденции и динамику развития рынка бизнес - образования в Екатеринбурге. Теперь краткосрочные программы не эксклюзивные, а практичные.

На сегодняшний день на рынке бизнес - образования в Екатеринбурге работает около 20 крупных компаний, занимающих лидирующие позиции, а так же 100 компаний, которые занимают среднее звено рынка. Однако эти данные не точные, так как подсчитать точное количество фактически невозможно. Только ближе к весне 2010 рынок приобретет четкие очертания. С него уйдут все фирмы однодневки и неконкурентоспособные предприятия.

Падение спроса на услуги бизнес – образования в предыдущие годы объяснялись тем, что относительная стабильность делала его ненужным. Предприниматели не считали важным бизнес – образование, пока на фирме итак все хорошо и стабильно. В этом смысле можно сказать, что кризис имел ряд положительных сторон для общего рынка бизнес – образования, так как большинство предпринимателей, которых он попросту выбил из колеи, обратились за услугами в центры бизнес – образования, для того чтобы вернуть себе конкурентоспособность.

По прогнозам экспертов, в ближайшее время краткосрочные программы снова будут востребованы. За прошлые годы их динамика постоянно изменялась. Иногда они наращивали аудиторию, иногда спрос на них падал. Стоимость курсов напрямую зависела от их продолжительности. Потом темпы курсов значительно уменьшились, клиенты начали выбирать пошаговые программы. Теперь, в связи с достаточно быстрым восстановлением рынка, появилась потребность в быстром образовании, но говорить однозначно о тенденции роста спроса на краткосрочные проекты нельзя.

Так же, изменился и спрос на высокоэмоциональные проекты. Раньше привлечение скучающих клиентов за счет громких имен мирового консалтинга, таких как Кьелл Нордстрем и Йонас Ридерстралле («Бизнес в стиле фанк») было наиболее перспективно. Во время кризиса корпорации стремятся не сталкиваться в работе с элементами шоу в бизнесе, хотя еще недавно считали это основной фишкой. Сейчас спросом пользуется сухая критика проектов.

Сама по себе структура спроса изменяется почти каждый день. Если брать рынок краткосрочных проектов, то на сегодня котируются предприятия, способные быстро подстраиваться под конъюнктуру рынка, быстро изменяться и предлагать соответствующие предложения. Со второй половины текущего года практически все компании старались держать руку на пульсе: постоянно добавляя в перечень образовательных программ новые злободневные вопросы.

Мышление руководителей сработало просто: если начались проблемы с финансами, значит, надо повышать продажи. А так как проблему денежных поступлений необходимо решать прямо здесь и сейчас, требовались короткие технологичные программы с максимально применимыми механизмами. В ассортименте появились и «старомодные» курсы для работников кадровых служб: сегодня многие предприятия минимизируют издержки за счет сокращения штата, в результате растет спрос на изучение Трудового кодекса и разнообразных методик увольнения. А тренинг Станислава Хайниша по использованию передовых практик менеджмента переосмыслили и переработали в «Управление компанией в условиях кризиса». Подобным образом пересматривается каждый курс. Тренеры сами идут навстречу веяниям рынка, актуализируя тему подстройки бизнеса под новые условия.

Но в постоянно меняющихся экономических условиях даже опытные игроки порой не в силах предсказать, что выстрелит в следующий раз или, наоборот, не соберет аудиторию: иногда слушатели внезапно теряют интерес к программам, которые всегда стабильно собирали полные группы. Поэтому компании стали существенно расширять ассортимент. Богатый набор программ страхует от неудач: в этом месяце с экономистами не повезло, зато сработала тема стратегического планирования. С другой стороны, важно поддерживать и вечные темы, которые будут популярны вне зависимости от кризиса, такие, например, как промышленная безопасность.

Есть вероятность, что оживет и долгосрочный сегмент, показавший в прошлом году спад сразу на 50%. В нынешней ситуации топы заново переосмысливают собственную эффективность и общую результативность компании.

В надежде на реанимацию долгосрочного сегмента «Центр Бизнес-Образования», традиционно специализирующийся на краткосрочных курсах, стал корпоративным партнером Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Теперь у организации есть возможность продавать их курсы МВА (Master of Business Administration). Чтобы избежать нареканий за несоответствие стандартам, как это периодически происходило ранее, требования к аудитории ужесточатся: учиться смогут только собственники и топы, причем в ходе обучения они должны использовать в качестве «учебного пособия» собственный бизнес, представляя, как полученные знания пригодятся для работы на конкретном предприятии. Таким образом, екатеринбургский рынок управленческих долгосрочных программ, дискредитировавший себя «мальчиками от МВА» — выпускниками без опыта работы, восстановит свою репутацию. Другой местный партнер МИМ ЛИНК — представительство в Екатеринбурге под руководством Владимира Ромашова, сходится с «Центром Бизнес-Образования» в оценке местного рынка МВА.  Стремление компаний к экономии и закономерное нежелание тратиться на долгосрочное образование сотрудников может быть непоказательным при составлении прогнозов развития рынка. Расходы на бизнес-образование были и так далеки от потенциально возможных: среднероссийский показатель затрат на обучение одного сотрудника достигал $600 в год, в то время как в Европе в 6-7 раз больше. Но эти расходы сократят лишь частично — для руководителей и ключевого персонала делают исключения. Во-вторых, с наступлением кризиса обучающие центры получили новый сегмент заказчиков в лице сотрудников, самостоятельно стремящихся повысить собственную капитализацию. В условиях массовых сокращений люди стремятся всеми силами доказать руководству — нынешнему или потенциальному — личную компетентность и высокую квалификацию и готовы много учиться за свой счет.

Еще одна позитивная для рынка тенденция — цены на бизнес-образование в условиях кризиса продолжат расти. В предыдущие годы эксперты не раз отмечали, что стоимость экономического обучения в Екатеринбурге занижена. Если в Германии обычный трехдневный семинар стоит в среднем $800, в Москве — $450-600, то в Екатеринбурге — не дороже $350. Или, например, стоимость звездного тренингового дня в России равна $1 тыс., а за рубежом от $2 тыс. и выше, оценивает г-жа Жигальцова. Это осложняло компаниям поиск столичных и иностранных преподавателей, которые не были готовы работать за меньший гонорар. В текущем году средняя цена образовательной программы выросла от 30% (в долгосрочном сегменте) до 100% (в краткосрочном). В следующем году, по мере повышения интереса к новым компетенциям, она продолжит подтягиваться к европейскому уровню. Рост продлится вплоть до стабилизации экономической ситуации, которую аналитики ожидают к концу 2009 г.

Четкое разделение центров БО на тех, которые специализируются на проведении краткосрочных курсов, и на компании, включающие в свой портфель средне- и долгосрочные программы, произошло два-три года назад. В 2006 г. активнее растут краткосрочные программы: по данным компании «Апрайт», их число увеличилось на 30%. Впрочем, есть и обратный тренд: клиент, купивший краткосрочный курс, просит расширить временные рамки конкретной темы, чтобы получить о ней детальное представление. ЕЛЕНА СТАРОСТИНА, директор тренинговой компании «Активные Формы»: «Есть стандарт краткосрочного тренинга — 16–18 часов. Если раньше некоторые клиенты стремились сжать его до 12, а то и до 8, то теперь просят углубить, пусть это займет не менее 20 часов».

В тематической части спрос тоже изменился. Сейчас с популярными темами управления и финансов успешно соперничают кадровый менеджмент и логистика. Интерес к управлению персоналом обусловлен кадровым голодом на большинстве сегментов рынка и борьбой компаний за квалифицированных сотрудников. Уже привычный для Урала спрос на хорошие кадры в этом году только обострился: в регион пришло много иностранных компаний, прежде всего торговых. Местные предприниматели чувствуют, что им дышат в затылок. И вот они стучат в образовательные центры и консалтинговые фирмы, чтобы пройти подготовку по мотивации и удержанию сотрудников». Кроме того, эксперты рынка полагают, что спрос на кадровую тему экономически обоснован: бизнесмены подсчитали, что вкладываться в обучение сотрудников и приобретать инструменты их мотивации дешевле, чем найти на рынке лояльных профессионалов, которые по определению дороги. Спрос на логистический консалтинг тоже возник «по вине» иностранцев. Зарубежные фирмы пришли со своими требованиями к системам грузо- и документооборота. Местные организации оказались к этому не готовы. Восприняв заказ, специалисты центров БО начали активно осваивать западные логистические методики. В результате несколько образовательных компаний практически одновременно вывели на рынок свои продукты по этой теме.

Спрос и цены на услуги бизнес - образования растут, но по весьма объективным причинам квалифицированные тренеры и преподаватели в явном дефиците. Укомплектовать профессиональный преподавательский состав только за счет уральцев очень сложно. Между Екатеринбургом и Москвой существует огромная разница в скорости обращения информации. Столичные тренеры быстрее готовят новые курсы, включают в них новые практические навыки. Причины просты — московский слушатель, предъявляя повышенные требования к образовательной компании, и платить готов сколько потребуется. Ситуацию, когда столичный преподаватель зарабатывает больше екатеринбургского на 20–30%, многие опрошенные «ДК» эксперты считают нормальной. Но сегодня уже нет такого ажиотажного интереса к торговой марке «столичный преподаватель», как это было пару лет назад. Слушатели, рекомендуя тот или иной курс своим коллегам, все чаще говорят не привычное «он из Москвы», а «это известный тренер такой-то», т. е. проявляют интерес к конкретной личности».

Нехватка звездных преподавателей в Екатеринбурге, по признанию экспертов, — главный сдерживающий фактор развития центров бизнес- образования. Дефицит им приходится восполнять из своего кармана, «покупая» именитых тренеров. Пока такая стратегия выгоднее, чем, скажем, инвестиции в развитие собственного преподавательского состава. Чтобы местный преподаватель стал действительно конкурентоспособным, в него придется вложить немало средств. Пока же бизнес развивается намного быстрее, чем специалисты разрабатывают свои или адаптируют под местную специфику западные и столичные методики.

Проблема в том, что екатеринбургские преподаватели, добившись успеха на одном своем продукте, не хотят создавать другой, пока не используют первый по максимуму: «За 24–60 часов носитель идеи/концепции, так или иначе, передает ее слушателям. Следующие семинары лишь добавляют или развивают ее. Таким образом, те, кто был готов платить, научились, чему хотели: они лояльны к преподавателю, но снова идти учиться к нему не видят смысла. В этом случае автор должен поменять программу. Но с этой задачей справляются немногие — преимущественно меняется только «обертка».

Дефицит местных преподавателей постепенно превращает бизнес-образование в некое подобие шоу-бизнеса. В Екатеринбурге растет спрос на семинары всевозможных бизнес-гуру, авторов деловых бестселлеров, проповедников маргинальных экономических идей. То, что рекламные растяжки типа «Бодо Шефер — Моцарт финансов» собирают полный зал «Космоса», вполне понятно. Около 20% деловой аудитории ходит только на новинки. Упрощение и популяризация знаний — общемировая тенденция, своего рода закон информационно развитого общества.

Чтобы устранить пробелы в практическом наполнении образовательных программ, екатеринбургские центры БО привлекают специалистов из реального бизнеса. Тренд не свежий, но, как отмечают эксперты, заметно усилившийся в этом году. Все чаще на смену профессиональным тренерам, консультантам или, скажем, психологам приходят собственники бизнесов, топ-менеджеры: одни хотят удовлетворить свои преподавательские амбиции, другие ищут среди слушателей кадры для своих фирм. Впрочем, надеяться на то, что практики смогут целиком восполнить дефицит квалифицированных «подготовщиков» продуктов, не приходится. Преподаватели-бизнесмены лишь дополняют существующие программы. Кроме того, у этой тенденции есть и «обратная петля» — компании-заказчики стали активно приглашать толковых консультантов на топовые должности.

Компания ООО «Урал-Гермес» успешно выполняет для широкого круга клиентов комплексные маркетинговые исследования в Екатеринбурге и других регионах России, оказывает консалтинговые услуги, разрабатывает концепции и бизнес-планы создания объектов коммерческой и жилой недвижимости (торговые (развлекательные) центры, бизнес-центры, гостиницы, складские комплексы, жилые комплексы, коттеджные поселки и др.), бизнес-планы и стратегии развития промышленных предприятий.

На рынке города Екатеринбурга эта компания появилась с 1994 года и успешно развивается по сей день. По городу она входит в число крупнейших предприятий, предоставляющих подобные услуги.

Однако услуги, предоставляемые ООО «Урал-Гермес» распространяются не только на Екатеринбург и на Свердловскую область, но пользуются спросом в крупных промышленных городах России.

Перспективы развитие рынка услуг бизнес – образования

Экономическая глобализация предъявляет новые требования к бизнес-образованию. Школы во всем мире формируют сетевые альянсы, обмениваются преподавателями и студентами. Существуют системы аккредитаций (EFMD, AMBA, AACSB), получение которых вкупе с вхождением в международные рейтинги определяет позицию школы на рынке. Появляется альтернатива традиционным очным программам МВА - программы магистратуры в бизнес-школах, формат Executive MBA.

Доминирующей становится так называемая «университетская» модель. Это не только школы, существующие внутри университетов (Уортон, Гарвард, Стэнфорд) и аффилированные с ними (London Business School, IESE, EBS), но и школы, имеющие статус университетов (HEC, HSE, CBS), а также школы с развитой исследовательской программой и аспирантурой (INSEAD, IMD).

В России картинка совсем иная: существует множество самых разных школ с размытым позиционированием, оторванных от мирового образовательного процесса. Только на двух десятках из 55 программ МВА учится более 20 человек в год, и только восемь из этих двух десятков имеют аккредитацию АМВА. Средняя стоимость обучения (200 - 400 тыс. рублей) заметно ниже мировой планки. В общем, распространена устаревшая модель, делающая ставку не на развитие школы, а на коммерциализацию отдельных программ.

Ситуация на Урале отличается немногим. При объеме рынка бизнес-образования в 450 млн рублей и серьезном потенциале спроса слушатели, ищущие качественные программы, часто уезжают из региона, ориентируясь на ведущие школы Москвы или Петербурга. Слабо развиты корпоративные связи бизнес-школ, практически у всех отсутствуют стратегии развитии, попечительские советы, публикации преподавателей в научных журналах, собственный штат более чем в 25 преподавателей.

Новая бизнес-школа создается с прицелом на решение этих проблем - как современный институт, имеющий международное признание, связи с крупным бизнесом и мощный исследовательский блок. Предполагается, что активное участие в развитии школы примут стейкхолдеры и выпускники, важную роль будут играть академические и корпоративные альянсы.

Ключевой управленческой позицией станет должность декана. Руководитель школы должен иметь как серьезный научный опыт (степень, публикации в ведущих журналах, руководство грантами), так и опыт руководства факультетом или вузом с заметным международным сотрудничеством. Сходные критерии будут использоваться при отборе других членов управленческой команды.

Среди программ школы - исключительно постбакалаврские курсы, ориентированные на современные стандарты: магистратура, EMBA, программы повышения квалификация и аспирантура. Слушателей будут отбирать как во всем мире - не с помощью экзаменов по экономике или менеджменту, а по результатам тестов TOEFL и GMAT (разумеется, это не касается корпоративных программ, где обучение идет под конкретные запросы заказчика). Намечено несколько сфер специализации школы, которые отличат ее от конкурентов: международный бизнес, логистика и управление цепями поставок, корпоративные финансы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.