скачать рефераты

МЕНЮ


Эффективность информационного производства

Технологическое обеспечение производства библиографических продуктов и услуг представляет собой относительно самостоятельную исследовательскую и практическую задачу. Это обусловлено исторически утвердившимся в сфере библиотечного сервиса расчленением единой технологии на библиотечную и библиографическую. Если основные библиотечные циклы — «путь книги», «путь читательского требования» — имеют определенные традиции в плане технологического обеспечения, то библиографическая технология находится в стадии становления. Осмыслению этой проблемы способствовало создание автоматизированных информационных систем, ориентированных на выполнение библиографических функций.

Библиографическое производство не носит массового характера, отличается нестабильностью номенклатуры, малыми объемами продукции и услуг, требует постоянного перераспределения функциональных обязанностей между исполнителями. С технологической точки зрения имеет смысл рассматривать «библиографический продукт» как результат библиографической деятельности в документально фиксированной форме, допускающей его многократное использование в процессе удовлетворения информационных потребностей, а «библиографическую услугу» _ Как результат подготовки и доведения до потребителей библиографической информации в соответствии с поступившим запросом или выявленной потребностью.

В связи с этим к продуктам библиографической деятельности можно отнести оригинальные библиографические пособия, в частности указатели, списки, письменные тематические справки и обзоры, бюллетени новых поступлений, тематические подборки, библиографические картотеки и т. п. Специфическая особенность данной услуги состоит в преимущественном использовании в процессе ее реализации ранее созданной или централизованно подготовленной библиографической продукции. Создание новых, оригинальных продуктов имеет подчиненное, вспомогательное значение. На этом основании к разряду библиографических услуг могут быть отнесены адресные и уточняющие библиографические справки и консультации, устные библиографические справки и консультации, устные библиографические обзоры, дни библиографии.

Весьма условное выделение «чистых» продуктов и «чистых» услуг имеет принципиальное значение с точки зрения библиографической технологии, рассматриваемой на уровне производства (состав операций, подбор технологического оснащения), оценки качества (дифференцированная система показателей), подбора исполнителей (профессиональная квалификация), организации технологического контроля.

Разработка технологического процесса производства конкретного продукта или услуги осуществляется поэтапно и включает в себя анализ исходных данных, выбор типового или разработку единичного технологического процесса, оценку ресурсной базы библиографической деятельности, составление технологического маршрута, разработку технологических операций, нормирование, расчет экономической эффективности, оформление результатов.

Так, анализ исходных данных для разработки библиографического процесса предполагает предварительное изучение качественных требований к производимому продукту или услуге, а именно: характеристику потенциальных потребителей, моделирование ситуаций обслуживания, обоснование принципов отбора документов в процессе библиографического поиска, выбор оптимальных форм представления сведений, сроков обслуживания, порядка реализации прямой и обратной связи и т. п. Источником получения исходных сведений служит комплект регламентирующей документации: организационно-распорядительной (государственные и отраслевые стандарты, должностные инструкции, номенклатуры услуг, прейскуранты), научно-методической (методические рекомендации, методические указания, материалы передового опыта, методики технико-экономической оценки), нормативной (нормы и нормативы времени, выработки, численности, обслуживания), технологической (классификаторы процессов и операций, разрядов работ, блок-схемы, оперограммы технологических инструкций, технические условия, технологические карты). Недостатки нормативного обеспечения библиографической деятельности, описательный характер значительной части методических материалов, отсутствие стандартов технологического назначения и унифицированных требований к различным видам библиографической продукции создают высокую степень неопределенности на начальном этапе разработки библиографического процесса. Обращение к дополнительной специальной литературе позволяет отчасти исправить это положение. Завершается этап параметрическим описанием продукта (услуги) и оформлением технического задания на разработку процесса.

Квалифицированный выбор ресурсной (прежде всего документальной) базы реализации библиографического процесса во многом определяет его эффективность. Хотя библиографическая практика выработала богатый арсенал методов аналитико-синтетической обработки документов, самым информативным элементом в структуре библиографической записи продолжает оставаться заглавие. Именно оно, а не классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация или реферат в абсолютном большинстве случаев служит основанием для включения документа в библиографическую справку, тематическую подборку, список литературы, сигнальную карту. Кроме того, иногда нужно обеспечить доступ потребителя к документальным ресурсам региона, страны и т. д. В этой ситуации разработчик должен оценить имеющиеся библиографические ресурсы с точки зрения полноты и многоаспектности отражения документов, надежности библиографических характеристик, возможности оперативного получения информации, вероятности отказа и отобрать источники, соответствующие характеру и назначению продукта (услуги). Все принятые решения требуют обязательной фиксации в технологической документации.

Составление технологического маршрута предполагает определение последовательности технологических операций, выбор средств технологического оснащения. Маршрут может быть представлен графически в виде оперограммы, технологической или блок-схемы. Технологическая схема позволяет проследить не только последовательность выполнения операций, но и чередование промежуточных результатов деятельности: например, процедура выявления абонентов обслуживания завершается формированием картотеки абонентов, операция семантического анализа запросов — оформлением рубрикатора, библиографический поиск документов — организацией рабочей картотеки. Обозначение в технологической схеме промежуточных и конечных результатов библиографического труда устанавливает четкие требования к ним (в плане наполнения, структуры, формы представления) и обеспечивает возможность эффективного контроля за ходом библиографического процесса.

Оформление технологического маршрута в виде оперограммы позволяет закрепить отдельные операции за конкретными исполнителями. Это имеет особое значение для библиографических процессов, рассредоточенных по различным подразделениям библиотеки, при подготовке комплексных мероприятий. Последовательная реализация принципа функциональной специализации участников производственного процесса является признаком сформировавшейся технологии, признаком высокого уровня организации труда.

Разработка технологических операций предполагает детализацию и уточнение содержания работ, выполняемых на конкретном участке, выбор вспомогательных технических средств. На основе отобранного для эксперимента массива технологической документации устанавливается, что все библиографические продукты и услуги создаются с помощью определенного набора операций. Они повторяются в различных сочетаниях, являются «сквозными», типовыми для библиографического производства в целом. Для практических работников владение этим оптимальным минимумом дает реальную возможность «конструировать» на технологическом уровне различные продукты и услуги и определять их себестоимость. В процессе библиографического обучения и повышения квалификации детальное описание операций позволит избежать дублирования в освоении одних и тех же процессов обслуживания.

Нормирование технологических процессов включает в себя выбор исходных данных для оценки затрат на производство конечного продукта (услуги), расчет и нормирование времени, затрат труда и расхода материалов, определение разряда работ и уровня квалификации исполнителей. Процедура нормирования библиографических процессов осложнена отсутствием типового нормативного обеспечения, трудоемкостью разработки норм времени и выработки. Что касается классификации библиографических операций по степени сложности с дальнейшим закреплением их за конкретными исполнителями, то это положение заслуживает отражения не только в технологической документации, но и в классификационных характеристиках библиографа и разрабатываемых на их основе должностных инструкциях.

Расчет экономической эффективности в настоящее время осуществляется преимущественно в рамках технико-экономического обоснования автоматизации библиографических процессов либо при реализации их на базе современных технических средств. Подобное ограничение не может быть признано целесообразным. Такие показатели экономической эффективности, как трудоемкость и себестоимость, служат исходной информацией при формировании ассортиментного перечня библиографических продуктов и услуг, выборе оптимального (в том числе традиционного, без применения технических средств) варианта технологического процесса, а также для принятия других управленческих решений, в частности связанных с внедрением в библиографическую рактику элементов хозрасчетных отношений, договорных цен на услуги.

Завершается процедура разработки технологического процесса формлением технологической документации, которая, как уже отме-алось, представляет собой комплекс регламентов различного назначения. Основные характеристики процесса, а именно его детальное, последовательное и рациональное описание с указанием закрепленных за операциями работников, указание сроков начала и окончания работ и процедур контроля, могут быть сведены в технологической карте. Согласованная со всеми заинтересованными службами и утвержденная технологическая карта рассматривается как стандарт предприятия.

Разработка технологической документации — одно из направлений библиотечно-библиографической деятельности, где сотрудничество исследователей и практиков представляется наиболее продуктивным.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

2.1 Государственная информационная политика: общие положения

Основными направлениями государственной информационной политики России являются:

— разработка нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать рынок на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;

— выработка и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям информационных продуктов и услуг, информационных технологий, технических и технологических средств;

— повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;

— продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов и услуг на мировой информационный рынок.

Активное развитие информационного рынка требует создания соответствующего государственного механизма регулирования информационной деятельности, призванного обеспечить рациональное использование в ней ресурсов бюджета, привлечение инвестиций из негосударственного сектора экономики для развития этой сферы воспроизводства.

Как известно, коммерческие и государственные информационные организации, действующие на информационном рынке, с разных позиций подходят к формированию цен на свои продукты и услуги.

Коммерческие информационные службы считают приоритетным извлечение прибыли из вложенных ими средств и используют для этого все рыночные инструменты: инвестиции и займы, страхование, выпуск облигаций, кредиты под залог имущества и т. п. Государственные информационные организации, или организации, использующие средства государственного бюджета, не имеют права включать в себестоимость своих информационных продуктов и услуг затраты, профинансированные государством.

И. С. Мелюхин дает следующее определение государственной информационной политики: «Под государственной информационной политикой следует иметь в виду регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только средства массовой информации, но и телекоммуникации, информационные системы и ресурсы, — всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной и т. п.». В работе И. И. Родионова государственная информационная политика трактуется как совокупность целей, отражающих национальные интересы страны в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, систему мер по их реализации. Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий разных субъектов процесса информатизации, сформировать такую нормативную и правовую базы, которые способны оказать благоприятное воздействие на процессы распространения информации в обществе, в том числе научно-информационную деятельность. Проведения сильной информационной политики требует от государства сама специфика информационных ресурсов, их роль в организации и сохранении жизни общества.

На современном этапе основная задача государственного регулирования состоит в разработке правовой и нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие государственных и коммерческих структур в национальной информационной системе и процессах ее глобализации. В связи с этим информационная политика государства направлена на:

— активизацию интеграционных процессов в информационной сфере;

— содействие созданию глобального информационного пространства стран в интересах каждого государства и каждого пользователя;

— разработку методологических, технико-технологических и организационных принципов и методов эффективного производства и распространения информационных продуктов и услуг, необходимых для обеспечения совместимости всех частей глобальной информационной сферы.

Однако решение таких задач требует не только нормативно-правового, организационно-технологического и технико-экономического регулирования отношений на информационном рынке. Важную роль здесь играет учет человеческого фактора. В государстве должно быть достаточное количество профессионально подготовленных специалистов, способных обеспечивать освоение, внедрение и эффективную эксплуатацию современных информационных и коммуникационных технологий, сетей, систем и технических устройств. Кроме того, все граждане должны быть достаточно подготовлены для того, чтобы стать их массовыми индивидуальными пользователями как в своей профессиональной деятельности, так и в быту. При этом и специалисты-профессионалы, и массовые пользователи обязаны знать и четко соблюдать правовые нормы деятельности в информационной сфере.

Таким образом, системный подход к решению комплексных задач государственного управления информационной сферой заключается в обеспечении целостности информационного пространства страны, его интеграции в мировое информационное пространство, а также в обеспечении информационной безопасности государства путем формирования единой общегосударственной информационной структуры, составными элементами которой являются:

— система информационного законодательства;

— система информационных ресурсов;

— информационно-коммуникационная инфраструктура;

— научно-технический и производственный потенциал информационной индустрии;

— рынок информационной продукции и услуг;

— система массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы информации.

 

2.2 Принципы управления информацией

В развитых демократических странах еще до начала формирования информационного общества была осознана необходимость управления информацией в производстве по аналогии с управлением кадрами, финансами и материальными ресурсами. Под термином «управление информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации.

В информационном производстве должен создаваться общедоступный для его участников массив информации (база данных) о всех предложенных информационных продуктах. Важно фиксировать все решения, предлагаемые разработчиками, как положительные, так и отрицательные, и дополнять соответствующими замечаниями. Без этого невозможно добиться эффективного согласования предлагаемых решений.

Мировая практика имеет уникальный пример создания и эффективного использования общедоступной базы данных о рассмотренных информационных продуктах, далекой от сферы разработок. Имеется в виду отправление правосудия в Великобритании, которое, как известно, основывается на прецедентах. Поэтому для краткости такие базы данных будем называть базами прецедентов.

На изучении прецедентов строится древнее и вечное информационное производство — воспитание, образование и обучение людей. Прецеденты являются основой информационного производства, в котором участвуют наиболее интеллектуально развитые люди. На прецедентах развивается искусство — информационное производство, в котором заняты творчески одаренные люди.

Момент согласования с прецедентами нового информационного продукта, предлагаемого одним из участников информационного производства, является решающим моментом в управлении всем информационным производством. Его эффективность, безусловно, зависит от качества предлагаемых новых информационных продуктов, но оценить это качество без достаточно полной базы прецедентов невозможно.

Применительно к сфере конструкторских разработок можно утверждать, что при наличии базы прецедентов в технологию действий разработчика должны включаться стадия поиска прецедентов предлагаемых решений или, говоря языком специалистов в области информационного обеспечения, стадия поиска и интерпретации аналогов предлагаемых решений. В результате разработчик может сам оценить варианты предлагаемых им решений, выбрать лучшее, с его точки зрения, провести необходимое, по его мнению, согласование со смежниками и представить свое решение на утверждение в соответствии с регламентом общей технологии собственного информационного производства.

Процедура согласования предлагаемых решений со смежниками присутствует во всяком производстве нового информационного продукта, а не только в разработках каких-либо изделий. Чрезвычайно ответственна эта процедура в производстве законодательных и/или нормативных актов в органах государственного управления. Поэтому важный интерес представляет процедура выявления особенностей взаимодействия субъектов в момент согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами. При формулировании этих особенностей нужно исходить из того, что любой субъект информационного производства стремится получить максимальную выгоду от своего продукта — будь то произведение искусства, научное открытие, новое техническое решение или декларация о доходах. Поэтому в своем продукте он старается сделать максимально заметными положительные стороны своей деятельности и скрыть отрицательные. При этом все субъекты информационного производства, представляющие на согласование с прецедентами (и таким образом обобществляющие) свой информационный продукт, не заинтересованы в полном раскрытии своих возможностей. Из этого следует, что управление сложным информационным производством предполагает введение жесткой технологической дисциплины, обеспечивающей необходимую полноту информации о представляемых на согласование решениях или полноту информации, отчуждаемой в общественное пользование от субъекта информационного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.