скачать рефераты

МЕНЮ


Эффективность информационного производства

Необходимую полноту отчуждения невозможно обеспечить без общественного принуждения — отсюда следует первый принцип управления информацией: «Полнота отчуждения общественно необходимой информации от субъектов информационного производства достигается только средствами принуждения». Этот принцип распространяется не только на производимую информацию, но и на информацию, являющуюся для этого производства сырьем, подлежащим обработке, ибо в рамках всего общественного информационного производства каждая производимая информация является сырьем или предметом труда для каких-либо других производителей информации.

Если первый принцип управления информацией нацелен на принудительное преодоление субъектами информационных производств нежелания отдавать информацию, то второй принцип — на принудительное преодоление субъектами информационного производства нежелания использовать все прецеденты при согласовании своего продукта. Как известно, при согласовании предлагаемого решения у его автора далеко не всегда возникает желание представить свой продукт на фоне имеющихся подобной информации и прецедентов. Это явление характерно как для разработчиков новых изделий, так и для представителей науки, торговли (реклама), государственных учреждений (местничество и лоббирование), шоу-бизнеса и многих других информационных производств. Такие продукты информационного производства, как плагиаты, слухи, дезинформация, клевета, мошенничество, коррупция и другие, являются следствием неполноты или даже искажения состава прецедентов, на фоне которых демонстрируется предлагаемый информационный продукт.

Подобное обстоятельство доставляет не меньше забот, чем трудность отчуждения информации, еще и потому, что с ростом объемов общественного производства обеспечить полное и достоверное согласование информационных продуктов с прецедентами нелегко из-за значительного объема баз прецедентов. В связи с этим обвинить разработчика какого-либо решения в неполном и/или некорректном согласовании с прецедентами по злому умыслу нередко практически невозможно. Отсюда следует второй принцип управления информацией: «Качество согласования предлагаемого информационного продукта обеспечивается полнотой базы прецедентов, доступной производителю этого продукта, и эффективностью принуждения производителя проводить согласование с достаточной полнотой и достоверностью».

На рубеже 1930-х годов, когда коррупция государственных чиновников в США достигла неслыханных размеров и фактически каждый деловой человек стремился урвать свой кусок криминальными или близкими к ним способами, президент Ф. Рузвельт взял курс на государственное управление общественным информационным производством. Вскоре после прихода в Белый дом им были приняты билли «О честной конкуренции» и «Честном чиновнике», которые и определили дальнейшую политику государства в управлении информацией. Эти билли устанавливали презумпцию открытости информации о результатах деятельности всех субъектов общества, и прежде всего государственных учреждений, обязанность всех отчуждать обществу необходимую для его нормального развития информацию, строгую ответственность каждого за несоблюдение этой обязанности. При реализации этих биллей Рузвельт и последующие президенты США руководствовались демократическими принципами разделения власти и функций хозяйствующих субъектов.

Известный принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции России и постелено завоевывает и расширяет свои позиции.

Принцип разделения функций хозяйствующих субъектов требует максимальной независимости субъектов, которые осуществляют в каком-либо проекте функции финансирующего проект заказчика, подрядчика, который выполняет предусмотренные проектом работы, а также аудитора, который проверяет ход работ по проекту. Очевидно, нарушение этого принципа позволяет скрывать информацию о возможном сговоре участников проекта, что, в свою очередь, приводит к обману государства и/или участников, задействованных в проекте или заинтересованных в реализации этого проекта. Принцип разделения функций хозяйствующих субъектов в демократических странах не обсуждается, но любое замеченное нарушение этого принципа вызывает бурную реакцию общества. Заметить такое нарушение можно только при наличии достаточно полной и доступной информации о всех действиях хозяйствующих субъектов общества. Конечно, наличие подобной информации само по себе не искоренит коррупцию и другие антиобщественные явления в области экономики. Большие объемы массивов информации, отражающей хозяйственную деятельность, а также сложность взаимодействия между хозяйствующими субъектами всегда оставляют лазейки для различного рода криминальных сделок, однако по мере развития информационных технологий сама процедура сговора усложняется и, кроме того, возрастают возможности для его обнаружения.

В настоящее время в России принцип разделения функций хозяйствующих субъектов не защищен законодательно и нарушается повсеместно, прежде всего там, где на проекты расходуются государственные средства или средства простых граждан. Поэтому одной из важнейших мер сейчас является незамедлительное законодательное закрепление в экономике в целом и в материальном и информационном общественных производствах в частности принципа разделения функций, согласно которому «в каждом общественном проекте функции заказчика, подрядчика и аудитора должны выполняться тремя различными, максимально независимыми друг от друга субъектами».

Реализация этого принципа в информационном производстве потребует от каждой организации максимального разделения функций заказчика информационного продукта, его производителя и субъекта, осуществляющего контроль за полнотой согласования продукта с прецедентами и степенью отчуждения этого продукта.

В информационном производстве должен действовать еще один важный принцип, устанавливающий степень отчуждения информации с целью ее обобществления, а также правила пользования этой обобществленной информацией. Человек, хотя и является продуктом общества, в своих действиях не может быть абсолютно открытым. Развитие демократического общества позволило выработать нормы, направленные на максимальную защиту личной тайны при использовании отчужденной от человека информации. В общественном информационном производстве должны вводиться ограничения на использование отчуждаемой информации, то есть информации, представляющей собой коммерческую, служебную и государственную тайну.

Процессы обобществления информации и сохранения тайны ее производителя противоречивы по своей природе. Чем больше информации отчуждается, тем меньше становится уверенность в сохранении тайны, и чем меньше информации отчуждается из-за боязни нарушить тайну ее производителя, тем проблематичней становится решение проблемы сохранения и развития демократического общества. Такое противоречие может быть устранено только в условиях максимальной независимости государственных учреждений, отвечающих за порядок отчуждения и использования информации и обеспечивающих необходимую полноту согласования новых информационных продуктов в обществе, от государственных учреждений, отвечающих за сохранение тайны производителей информационных продуктов. Из этого следует третий принцип управления информацией — обеспечение баланса между доступностью и тайной: «В информационном общественном производстве в целом и в отдельных его частях функции обеспечения необходимой полноты отчуждения информации и доступа к обобществленной информации, функции установления порядка сохранения тайны производителя информации и функции определения равновесия между полнотой отчуждения и мерами защиты тайны должны выполняться тремя различными максимально независимыми друг от друга субъектами».

Сформулированные принципы управления информационным производством могут эффективно действовать только в условиях жесткой технологической дисциплины, вынуждающей всех субъектов производства придерживаться этих принципов. Это возможно только тогда, когда функцию управления информацией осуществляет первое лицо организации, для обеспечения деятельности которой развивается соответствующее информационного производство.

В развитых демократических странах три вида производственных ресурсов — кадровые, финансовые и материальные — составляли неразделимую триаду, определявшую эффективность деятельности любой организации, любого производства. В последние десятилетия к ним добавился еще один ресурс — информационный, поскольку сложность управления ресурсной триадой потребовала существенного развития информационного производства, обеспечивающего их взаимодействие. В конечном счете от качества управления информацией, информационным ресурсом, информационным производством зависит и эффективность использования остальных ресурсов.

На практике каждый грамотный руководитель организации (от семьи до государства) стремится быть максимально информированным о действиях субъектов своей организации. Но только в наше время появилась реальная возможность вооружить его информационными технологиями, помогающими эффективно решать сложнейшие проблемы управления. Значимость проблемы управления информацией не позволяет руководителю организации перепоручить ее решение другому лицу (под руководителем понимается исключительно первое лицо в руководстве организации). Таким образом, четвертый принцип управления информацией заключается в следующем: «Управление информационным производством в организации должно быть функцией первого лица в ее руководстве».

 

2.3 Управление информационным производством в библиотеке


Вхождение российских библиотек в мировое информационное пространство, без-альтернативность процессов информатизации, переход к информационному обществу — все это обусловило принципиальные изменения в требованиях пользователей, предъявляемых к библиотекам. Необходимость реализации одного из важнейших принципов информационного общества — «обучение в течение всей жизни» — сформировала потребность производства в библиотеке качественно новых информационных продуктов и услуг. Современного пользователя уже не устраивает режим работы библиотеки как хранилища документов, выдаваемых по запросам. Потребности такого пользователя связаны с необходимостью переработки огромных объемов информации в интересах получения информационных продуктов и услуг высокой степени избирательности, аналитичности. Таким образом, традиционно выполняемые библиотеками информационная и образовательная функции приобретают качественно новое звучание. Взаимодополняя друг друга, они значительно расширяют спектр предоставляемых библиотекой продуктов и услуг. Например, «Классификатор информационных продуктов и услуг», созданный на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровской государственной академии культуры и искусств, включает 611 наименований.

Разработка и вывод на рынок наукоемкой информационной продукции и услуг требуют существенных финансовых и временных затрат, в связи с чем резко возрастает актуальность решения проблем управления информационной деятельностью в условиях рынка. Прежде всего встает вопрос о переходе от информационного обслуживания к управлению информационной деятельностью, что вызывает необходимость создания механизмов эффективного управления информационной деятельностью библиотек, особенно механизмов и технологий разработки эффективных стратегий их функционирования в условиях глобализации информационного рынка.

Управляемость библиотек может быть достигнута только при условии использования в этих целях экономических методов. Формирующаяся модель управления библиотекой должна соответствовать следующим требованиям:

— гарантировать постоянное обновление качественных параметров библиотечного продукта (в том числе услуг) при одновременном снижении производственных издержек. Только в этом случае библиотека приобретает конкурентоустойчивость, а ее продукция — конкурентоспособность на отечественном и мировом информационном рынке;

— обеспечивать увеличение объема производимого библиотечного продукта при одновременном снижении потребления ресурсов: трудовых, материальных, финансовых. При этом условии деятельность библиотеки станет эффективной, а ее продукт конкурентоспособным;

— предусматривать решение как технологических, так и социальных задач. Другими словами, реализация любого хозяйственного проекта должна непременно сопровождаться усилением значимости социального аспекта: предоставлением более широких возможностей для самореализации работников библиотеки, их включением в процессы управления, совершенствованием условий их труда и быта, развитием квалификационных навыков и повышением культуры, планированием карьеры и профессиональным ростом;

— обеспечивать функционирование гибких, адаптивных, ответственных производственных структур, способных чутко реагировать на научные достижения и быстро перестраиваться в соответствии с меняющимися общественными потребностями.

Эффективное управление библиотекой в условиях рыночной экономики призвано обеспечить возможности для расширения номенклатуры продукции и услуг и их дифференциации; постоянного роста их качества; снижения производственных издержек; динамичной работы структур производства, повышения ответственности исполнителей и создания благоприятных условий для реализации их личностного потенциала; наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей; привлечения рядовых работников к процессам управления; повышения квалификации библиотекарей, их служебного роста; развития микросоциальных (неформальных) отношений и увеличения их значимости в функционировании библиотеки; формирования идеологии (идей, целей, установок), обеспечивающей консолидацию библиотечного коллектива на основе убежденности в необходимости постоянного развития.

Всякая управленческая модель реализуется с помощью того или иного хозяйственного механизма или является его составной частью. Хозяйственный механизм — это система организации производства библиотечного продукта, основными элементами которого являются хозяйствующие субъекты и отношения между ними, то есть хозяйственные отношения.

В качестве хозяйствующих субъектов могут выступать как отдельные библиотечные работники, так и целые производственные структуры (сек-тора и отделы) библиотеки. В этом смысле библиотека представляет собой систему взаимодействующих между собой субъектов. Материальной основой образования и функционирования этих хозяйствующих субъектов (единиц) служит реальный процесс труда — от производства библиотечных продуктов (возможно, промежуточных) до их выхода в сферу взаимодействия хозяйственных агентов, а материальной основой данного взаимодействия — кооперация труда, соединение отдельных производств в общий библиотечный производственный процесс.

В настоящее время функционирование библиотек характеризуется сочетанием программно-целевого управления со стороны вышестоящих органов с инициативной предпринимательской деятельностью, осуществляющейся в условиях все большего сосредоточения на промышленном производстве новых информационных продуктов и услуг и обеспечении их доходности, все более активного вовлечения библиотек во внешнеэкономическую деятельность при широком внедрении компьютерных технологий, глобализации информационного рынка и развития сети Интернет. Поэтому управление информационной деятельностью библиотек в области производства и реализации информационных продуктов и услуг требует использования таких рыночных методов и подходов, как:

— ориентация на запросы потребителей информации и производство таких продуктов и услуг, которые обладают высоким спросом;

— анализ состояния рынка и постоянная адаптация производственной и сбытовой политики к текущей рыночной ситуации;

— свобода принятия решений лицами, несущими ответственность за конечные результаты деятельности библиотеки или ее подразделений;

— использование современных технологий, моделей и методов для принятия обоснованных (или оптимальных) управленческих решений.

Крупные современные библиотеки являются сложными социально-экономическими и производственно-техническими системами, функционирующими в непрерывно меняющейся внешней среде. С тем чтобы адаптироваться к этой ситуации и расширять свои позиции в условиях рынка, библиотеке необходимо иметь глобальную стратегию деятельности и конкретные планы развития по всем аспектам производства информационных продуктов и услуг.

 

3.                ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

3.1 Труд как важнейший производственный фактор

Для любой экономики труд был и остается важнейшим производственным фактором. В условиях рыночных отношений конкурентная борьба между предприятиями, организациями и фирмами усиливается, победителем в ней оказывается тот, кто обеспечивает наибольшую эффективность производства. В свою очередь, рост эффективности производства возможен только при повышении эффективности и качества труда. Это делает актуальными исследования проблем трудовой деятельности человека в современных условиях.

Труд имел важное значение в развитии человеческого общества. Благодаря труду общество развивалось в культурном, техническом, экономическом и других отношениях. И хотя научно-технический прогресс связан с внедрением новейших техники и технологий, роль человека это не умаляет, поскольку его интеллект создает их.

Труд с экономической точки зрения — это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Труд — это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Целями трудовой деятельности может быть создание потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Этими целями могут быть также производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом не важно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей.

Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по характеру. Благодаря разделению труда ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Все, что ему нужно для жизни, человек получает от общества в обмен на свой труд. Потребности личности, таким образом, удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Поэтому производство любого продукта в обществе одновременно создает определенные отношения людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов. Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной целью и его отношениями с другими людьми в процессе осуществления этой цели.

Так как труд является процессом общественным, ему свойственна определенная общественная организация. Эта общественная организация может иметь существенные недостатки, которые влекут за собой замедление, приостановку или снижение темпов экономического роста, ухудшение социальных показателей жизнедеятельности общества, организаций. К таким недостаткам можно отнести неблагоприятные или даже вредные условия труда на предприятиях, просчеты или принципиальные недостатки в системе материальной заинтересованности, медицинском обслуживании населения и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.