скачать рефераты

МЕНЮ


Финансовый менеджмент в холдинге

Финансовый менеджмент в холдинге

Введение


Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Ее основу составляет рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция. Возникают глобальные системы инфраструктуры (транспортная сеть, Интернет и др.). Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира. Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Процесс глобализации затрагивает не только уровень межгосударственных отношений, но и все уровни экономики. Значительное влияние он оказывает и на развитие компаний различных стран.

Одним из явлений, тесно связанных с глобализацией, является транснационализация - становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. С началом процесса глобализации связана качественно новая эпоха в развитии международного предпринимательства, когда на первое место выходят транснациональные компании и транснациональные банки (ТНК и ТНБ). Безусловно, сами эти корпорации возникли значительно раньше, но лишь сегодня возникает специфическая транснациональная экономика, представляющая собой своеобразную “мировую шахматную доску”, на которой соперничают ведущие международные компании. Конкуренция этих компаний нередко является более острой, чем на национальном уровне, используются принципиально иные методы конкурентной борьбы. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства - в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный “полюс власти” в мировой экономике.

Развитие предприятий, их взаимодействие и конкуренция в рыночной экономике объективно ведут к необходимости объединения отдельных предприятий. В то же время нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний - точнее говоря, речь идет уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений - в литературе используются понятия: “интегрированная корпоративная структура”, “связанно - диверсифицированная система”, “интергломерат”, “интегрированная бизнес-группа”, а также “холдинг” и “холдинговая компания”.

В литературе приводится целый ряд определений понятия холдинг. В общем виде можно утверждать, что холдинговая компания - это юридическое лицо, осуществляющее тем или иным образом контроль над рядом других юридических лиц.

Контроль в холдинговой компании основан на владении акциями дочерних и зависимых предприятий. В то же время возможны и иные формы участия в капитале дочерних компаний. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний. Большинство предпринимательских объединений сегодня использует именно холдинговую форму контроля - например, концерны и конгломераты. Акционерная форма контроля реализуется двояко: как иерархическая структура, т.е. контроль холдинга над дочерними предприятиями, и как так называемая этархия, т.е. система перекрестного владения акциями.

За последнее десятилетие холдинги как прогрессивная форма организации бизнеса, позволяющая значительно повысить его устойчивость и конкурентоспособность, получили широкое распространение в России. Холдинги образуются не только в крупном, но и в среднем и даже в малом бизнесе. Привлекательность данного вида организации бизнеса во многом определяется возможностями, которые он предоставляет предпринимателям. Основными среди них являются:

·            возможность снижения предпринимательских рисков;

·            возможность перераспределения средств внутри холдинга;

·            возможность установления централизованного управления в холдинге.

В России отсутствуют традиции и какие-либо стандарты образования предпринимательских союзов. Часто они создаются на месте бывших министерств, отраслевых или территориальных хозяйственных управлений. Не вполне ясны юридический статус таких образований, права и функции органов управления. Несмотря на то, что в Гражданском кодексе РФ приведен определенный порядок создания и функционирования подобных союзов, практика пока расходится с теорией.

Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что в настоящее время значительно возрастает роль финансовой оценки эффективности менеджмента деятельности холдинговых компания, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности холдинга, поиск новых направлений финансовой политики и, соответственно, получение прибыли.

Целью выполнения выпускной квалификационной работы является исследование в теоретическом аспекте проблем анализа и оценки эффективности финансового менеджмента в холдинге и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

·          изложены сущность и особенности финансовой деятельности холдинга

·          исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дан комплексный анализ финансовых показателей холдинга и разработаны направления по их совершенствованию

Для выполнения выпускной квалификационной работы использованы данные статистической и бухгалтерской отчетностей предприятия за 2005-2007гг.

Практическая часть выполнена на материалах ЗАО «Плес». Структура работы состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.


1. Теоретические и методологические основы финансового менеджмента в Холдинге

1.1  Сущность и особенности финансовой деятельности холдинга

Холдинговая компания представляет собой юридическую форму построения бизнес - структур. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы Материнская фирма реально распоряжается собственностью дочерних компаний. Отличительными особенностями холдинга являются:

·          Наличие выраженного корпоративного центра – главного собственника (либо фирма - держатель акций, не осуществляющая самостоятельную деятельность – чистый холдинг, либо головная компания, осуществляющая функции центрального стратегического планирования , координации и контроля , а так же ведущая самостоятельную , подчиненная целям и задачам всего холдинга , хозяйственную деятельность – смешанный холдинг);

·          Сохранение юридической (но не экономической) самостоятельности объединяемых предприятий;

·          Полная или частичная интеграция сфер хозяйственной деятельности предприятий, входящих в холдинг, в целях реализации общей стратегии собственника на постоянной долгосрочной основе;

·          Преобладание вертикальных связей управления и контроля по линии «головное предприятие – дочерние компании холдинга».

В настоящее время методы финансирования холдингов дифференцированы в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности; методы финансирования включают такие виды как дотирование, субсидирование отдельных видов услуг, бюджетное инвестирование в рамках осуществления федеральных и региональных целевых программ, бюджетное кредитование в сочетании с гарантированием и залоговыми операциями, предоставление налоговых льгот и освобождение от некоторых видов федеральных и региональных налогов (налог на имущество, НДС и др.). При этом проблемы финансирования финансовых холдингов связаны как с недостаточным финансированием их деятельности со стороны собственника при размещении государственного заказа, так и с недостаточно эффективной деятельностью самих финансовых холдингов.

Развитие государственного сектора за рубежом определяет следующее:

- промышленный холдинг в том или ином масштабе присутствует в экономике каждого государства и составляет важнейшую область государственного управления;

- масштабы государственного сектора зависят от конкретных исторических и экономических условий и обусловлены, с одной стороны, необходимыми пределами государственной собственности, с другой стороны, пределами частного капитала;

- сокращение масштабов государственного сектора в развитых европейских странах происходит в процессе приватизации, которая рассматривается как один из методов государственного регулирования экономики.

Сущность финансовой деятельности холдингов позволяет выявить основные ее особенности, обусловленные организационно-правовой формой и формой собственности, которые находят проявление в формировании уставного капитала, в сочетании самоуправления и государственного управления финансами этих предприятий и принятии решений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в формировании финансовой ответственности руководителей этих предприятий и др.

Особенности финансовых отношений холдингов проявляются, в первую очередь, в системе финансовых отношений с государством и выступают в двух формах: во-первых, это финансовые отношения холдинга, как хозяйствующего субъекта, с государством, как собственником имущества, по поводу формирования и эффективного использования этого имущества; во-вторых, это «финансовые отношения» холдинга с государством, как заказчиком и потребителем продукции, по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств.

Несмотря на то, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством как субъектом всех правоотношений в государстве, участие государства в системе финансовых отношений холдингов, как непосредственного субъекта этих отношений, придает этим отношениям особое содержание и оказывает влияние на финансовые отношения, возникающие между государственными унитарными предприятиями и его контрагентами.

Основой финансового менеджмента в холдинге является финансовый механизм. Финансовый механизм холдингов представляет собой совокупность разработанных на научной и законодательной основе финансовых методов, рычагов и форм организации финансовых отношений с целью их упорядочения и координации, более эффективного использования финансовых ресурсов и государственного имущества в решении задач экономического и социального развития общества.

Данный подход к определению финансового механизма холдингов позволяет выделить круг вопросов, относящихся к финансовому механизму как системе. Это совокупность объектов, субъектов, финансовых методов, финансовых рычагов и стимулов, форм, норм, нормативов и правил, подсистем и элементов подсистем.

Факторы, обуславливающие особенности финансового механизма холдингов, подразделяются на общие, обусловленные формой собственности и организационно-правовой формой, и специфические, обусловленные отраслевой принадлежностью и региональными особенностями (рис. 1).









Рис. 1 - Факторы, определяющие особенности финансового механизма холдингов

Причем региональные особенности в значительной степени модифицируют структуру финансового механизма холдингов, функционирующих в одной и той же отрасли, но на различных региональных рынках.

Особенности конструкции финансового механизма холдингов выражаются в составе следующих его элементов: системе финансового обеспечения, методах финансирования, источниках финансирования, направлениях использования финансовых ресурсов, наборе финансовых рычагов, организации управления финансами и распределении финансовой ответственности и др., которые реализуются в различных формах.

Основные задачи анализа денежных потоков заключаются в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений расходования. В целом, по результатам анализа можно сделать заключение по следующим вопросам управления денежными потоками:

а) в каком объеме и из каких источников получены денежные средства, и каковы основные направления их расходования;

б) способен ли холдинг в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое превышение;

в) достаточно ли полученной холдингом прибыли для удовлетворения его текущей потребности в деньгах;

г) выделение более эффективных денежных потоков с точки зрения прибыльности, ликвидности.

Анализ также позволяет оценивать качество управленческих решений, а также их влияние на результаты деятельности и финансовое положение холдинга. Когда анализ охватывает более длительный промежуток времени, аналитик может оценить реакцию руководства на изменение экономический условий, а также на благоприятные возможности и неблагоприятные обстоятельства, которые проявляются постоянно.

Оценка результатов анализа укажет, в достижение каких целей руководство решит вложить средства, где оно сократит вложения, из каких источников привлечет дополнительные денежные средства и в какой степени сократятся требования в адрес холдинга. Такой анализ покажет, кроме прочего, размещение прибыли в течение этих лет и то, как руководство компании реинвестирует внутренние поступления денежных средств, которые оно имеет в своем распоряжении. Помимо этого анализ позволит выявить величину и определить структуру денежных средств, получаемых в результате хозяйственной деятельности, их распределение и степень стабильности.


1.2  Основные сферы финансового менеджмента в холдинге

Финансовый менеджмент, или управление финансами заключается в действиях по приобретению, финансированию и управлению активами, направленных на реализацию определенной цели. Таким образом, управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести к следующим трем основным сферам операций с активами: инвестиции, финансирование и управление ими. Логика выделения таких областей менеджмента тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия (рис. 2).





Финансовый анализ и планирование









 

 










 

 









Баланс







 

Основные средства

Собственный капитал

 




управление активами

 

 

 

 

управление капиталом


 

Текущие активы

Привлеченный капитал

 









Рис. 2. Ключевые области финансовой деятельности

Инвестиционные решения являются самыми важными из трех основных сфер принятия решений с точки зрения создания и роста стоимости компании. Принятие инвестиционных решений начинается с определения суммарной величины активов, необходимых данной фирме. Представьте себе на минуту балансовый отчет фирмы. Его правая половина показывает обязательства и собственный капитал компании, тогда как цифры слева свидетельствуют об активах фирмы. Финансовому руководителю необходимо регулировать общую величину активов фирмы, т.е. ее размер. Даже когда этот показатель известен, необходимо принять решение о конкретном составе активов. Например, какую часть активов должны составлять денежные средства, а какую – материально-производственные запасы? Кроме того, нельзя игнорировать и обратную сторону инвестиций – изъятие капиталовложений. Активы, существование которых уже невозможно оправдать с экономической точки зрения, возможно, придется сократить, ликвидировать или заменить.

Инвестиции могут быть направлены на решение простых производственных задач, как, например замена оборудования, или на стратегические цели, касающиеся приобретения, ликвидации или расширения производственных мощностей. Граница между стратегическими и производственными инвестициями достаточно условна и в большей степени зависит от характера организации и обстоятельств. В обоих случаях может использоваться одна и та же техника анализа, но различия будут заключаться в объеме информации и глубине ее проработки. Некоторые предприятия осуществляют производственные инвестиции без предварительного анализа, но стратегическое планирование невозможно без применения соответствующих методик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.