скачать рефераты

МЕНЮ


Финансовый менеджмент в холдинге


Финансовые результаты деятельности характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. По данным табл. 10 можно отметить, что за рассматриваемый период возросла выручка от продаж товаров, работ и услуг на 42,0 % или 71,2 млн руб. Совокупный объем деятельности превысил 241 млн руб.



Таблица 10

Финансовые результаты деятельности предприятия за 2005-2007гг.

(тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп изменения, %

2005

2006

2007

2006г от 2005г

2007г от 2006г

2006г к 2005г

2007г к 2006г

 

1.Выручка от продажи продукции, работ и услуг

2. Себестоимость продаж

3. Коммерческие расходы

4. Прибыль от продаж

5. Проценты к получению

6. Проценты к уплате

6. Прочие операционные доходы

7. Прочие операционные расходы

8. Внереализационные доходы

9. Внереализационные расходы

10. Прибыль до налогообложения

11. Налог на прибыль

12. Чистая прибыль (убыток)

129844



205708


25494


-1358

138


-


14


542


1748


-


-

5

-5

169749



139024


30814


-89

140


91


130


769


855


176


-

-21

-21

241038



192550


40648


7840

160


268


1161


1561


1215


429


8118

2263

5855

39905



33316


5320


1269

2


91


116


227


-893


176


-

-26

-26

71289



53526


9834


7929

20


177


1031


792


360


253


8118

2284

5876

130,7



131,5


120,9


-

101,4


-


9,3 р.


141,9


48,9


-


-

-

-

142,0



138,5


131,9


-

114,3


2,9 р.


203,3


8,9 р.


142,1


2,4 р.


-

-

-


В то же время на 53526 тыс.руб. увеличилась себестоимость проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, и на 9834 тыс.руб. или 38,5 %. Итогом роста совокупных издержек в 2007 г. стало получение прибыли от продаж в размере 7840 тыс.руб., что на 7929 тыс.руб. больше показателя 2006 г. Общий результат от финансово-хозяйственной деятельности предприятия – прибыль в размере 5855 тыс.руб., что на 5876 тыс.руб. больше показателя за 2006 г.

Таким образом, в деятельности предприятия в 2007 г. произошли положительные сдвиги, выражающиеся в получении положительного финансового результата по итогам финансово-хозяйственной деятельности, превысившего 5,8 млн руб.

На динамику суммы прибыли от продаж могут оказывать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции и услуг, а также оптовых цен и тарифов на услуги

Рассмотрим влияние отдельных факторов на динамику прибыли от продаж. Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и услуг и обратная зависимость для убыточной продукции и услуг. Увеличение объема реализации рентабельной продукции и услуг приводит к увеличению массы прибыли.

Определим изменение суммы прибыли от продаж.

-821-135 = -956 тыс. руб.

Влияние на сумму прибыли изменений отпускных цен определяется:

35887 -  = 35887-29585 = 6302 тыс.руб.

Влияние изменения тарифов определяется следующим образом:

 - 35443 = 27980-35443 = -7513 тыс.руб.

В ЗАО «Плес» коэффициент изменения объема продаж в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом составил 1,134, а в оценке полной себестоимости предыдущего года – 1,108. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции в оптовых ценах составит – 3,5 тыс. руб., а по полной себестоимости – 14,6 тыс.руб.

Таким образом, за счет роста объема продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оптовых ценах на 0,134 пункта и в оценке по полной себестоимости на 0,108 пункта прибыль от продажи увеличилась на 6302 тыс. руб. и уменьшилась на 7513 тыс. руб. соответственно.

В ходе изучения рентабельности необходимо провести динамический и факторный анализ или моделирование показателей рентабельности по факторным зависимостям. Это позволит достаточно подробно изучить влияние различных факторов на финансовые результаты, определить конкретные зависимости и тенденции их развития.

В табл. 11 представлены показатели рентабельности ЗАО «Плес» за рассматриваемый период.


Таблица 11.

Система показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия за 2005 - 2007 гг.

Показатели

Годы

Отклонение,

(+; -)

Темп изменения, %

 

2005

2006

2007



2006г. от 2005г.

2007г. от 2006г.

2006г. к

2005г.

2007г к 2006г

1.Прибыль (убыток), тыс. руб.

-от продажи

-доналогообложения

-от обычной деятельности

-чистая



-1358

-

-5


-5



-89

-

-21


-21



7840

8118

5855


5855



1269

-

-26


-26



7929

8118

5876


5876



-

-

-


-



-

-

-


-

2.Рентабельность, в % к:

а) объему деятельности

-продаж

-общая

-по чистой прибыли

б) ресурсам

в) активам



-

-


-

-


-



-

-


-

-


-



3,2

3,4


2,4

8,2


8,5



-

-


-

-


-



3,2

3,4


2,4

8,2


8,5



-

-


-

-


-



-

-


-

-


-

 


В 2007г. наблюдалось улучшение абсолютно всех показателей прибыли и рентабельности предприятия. За 2007г. было получено прибыли от продажи товаров и услуг на сумму 7840 тыс.руб. Если в 2006г. предприятие получило убыток как результат хозяйственной деятельности, то в 2007г. завершило год с прибылью. С каждых 100 руб., вложенных в ресурсы средств было получено 8,2 руб. прибыли. Со 100 руб., затраченных на реализацию продукции, товаров и услуг получено 3,2 руб. прибыли. Таким образом, в 2007г. ЗАО «Плес» получило достаточно высокие результаты осуществления хозяйственной деятельности.

На прибыль от продаж оказывают влияние сдвиги в структуре и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, поскольку их рентабельность не одинакова. Влияние на прибыль изменения ассортимента и структуры реализации по сравнению с прошлым годом можно определить:

135х(1,134 – 1,108) = 3,5 тыс.руб.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

25198х1,134 – 27930 = 27693,1 – 27930 = 236,9 тыс.руб.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, т.е. собственного объема продукции в оценке по базисной себестоимости:

135х(1,108 – 1) = 14,6 тыс.руб.

Таким образом, изменение отпускных цен на продукцию позволило получить дополнительный доход в сумме 6302 тыс. руб. Рост тарифов на энергию, перевозки и др. привели к увеличению расходов на 7513 тыс. руб. Изменение в структуре продукции позволило увеличить дополнительный доход в сумме 236,9 тыс. руб. и 3,5 тыс. руб. соответственно. В целом необходимо отметить, что опережающий рост выручки привел к улучшению финансовых результатов от продажи продукции за счет получения дополнительного операционного дохода предприятие несколько исправило ситуацию и получило положительный результат.


3. Рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента Холдинга ЗАО «Плес»

3.1 Совершенствование корпоративного управления холдингом в целях повышения роста его стоимости


Стратегия в области формирования систем внутрихозяйственного контроля - важная составляющая бизнес - стратегии компании. Роль внутреннего контроля трудно переоценить. При его помощи обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления компанией.

Системы контроля в той или иной форме существуют на каждом предприятии. Тем не менее, приходится констатировать, что практика формирования в России полноценных систем внутрихозяйственного контроля только начинает складываться. Чем больше компания и чем сложнее ее организационная структура, тем шире требования к системам контроля и актуальнее задача повышения их качества

Для эффективной работы систем управления в целом и систем внутреннего контроля в частности крайне необходим качественный уровень формализации деятельности компании.

Причем, чем больше компания и сложнее ее организационная структура, тем существеннее влияние данного фактора на результаты ее деятельности. Поясним данный вывод на простых примерах. Допустим, мы имеем дело с небольшой, активно развивающейся компанией. Залогом ее успеха является, как правило, управленческий талант группы менеджеров (собственников), определяющих объем и направление работ для каждого специалиста в зависимости от текущих потребностей компании (c сохранением приоритетов при исполнении ими основных функций). В компаниях такого рода не редкость, когда финансовая служба берет на себя всю договорную работу, бухгалтерия - кадровую работу, а сотрудники демонстрируют внутреннюю готовность выполнять любые посильные поручения руководства. Регламентирующие деятельность документы (положения, регламенты, инструкции) при этом практически отсутствуют, но компания успешно функционирует, генеральный директор контролирует все основные направления ее деятельности.

В сложных бизнес - структурах и структурах филиального типа ситуация качественно иная. Значительно больше количество решаемых задач, многочисленнее штат, ограничены возможности генерального директора и менеджеров управляющего звена по регулированию и контролю деятельности специалистов компании; прямые указания руководства на выполнение заданий, не соответствующих функциональным обязанностям специалистов, вызывают недоумение и в большинстве случаев не дают желаемого результата. В таких компаниях создание качественных систем внутреннего контроля без осуществления тотальной формализации деятельности невозможно.

Составной частью среды контроля являются документы, регламентирующие деятельность подразделений компании и отдельных специалистов, а именно положения, регламенты и инструкции. Как правило, в компаниях часть регламентов оказывается неразработанной или неутвержденной, отсутствует единообразие в стандартах изложения информации, не взаимоувязаны между собой регламенты, качество информации в регламентах оставляет желать лучшего. Хочется отметить, что перечисленные недостатки в регламентации деятельности наиболее характерны для верхних уровней управления холдингами. На производственных предприятиях и в торговых домах культура документооборота обычно гораздо выше.

Необходимо понимать, что отсутствие регламентации ряда процедур делает процесс управления крайне неэффективным, а организацию качественной системы внутреннего контроля невозможной.

Рассмотрим конкретный пример.

Одно из наиболее слабых звеньев в организации деятельности холдинга - полное или частичное отсутствие регламентации линейных связей в структурных подразделениях управляющих компаний. Поясним. В управляющей компании холдинга (бизнеса), как правило, есть дирекции по направлениям деятельности. Дирекции взаимодействуют с однородными функциональными подразделениями нижестоящих и вышестоящих структур, а также друг с другом. Например, финансовая дирекция и департамент развития управляющей компании согласовывают позицию относительно объема и графика финансирования инвестиционных проектов. Характерно то, что регламентация деятельности функциональных подразделений управляющих компаний часто ограничивается описанием процедур взаимодействия по вертикали управления и заканчивается «на входе» в управляющие компании. Порядок взаимодействия линейных подразделений внутри управляющей компании на стыке функций не регламентируется. Следствием этого являются несоответствие однородных данных, противоречия в системе управления, связанные с размыванием границ ответственности директоров функциональных подразделений, слабая горизонтальная интеграция функции контроля.

Другая проблема - отсутствие регламентации процедур внесения изменений в бизнес-план, что сопряжено со значительными рисками финансовых потерь для компании.

Еще один важный момент. Регламентация контрольных процедур в холдинге чаще всего ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля компании, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности, т. е. процедур так называемого запаздывающего (последующего, заключительного) контроля. Описание процедур опережающего (превентивного) контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, анализ ее, принятие на ее основе решений, как правило, отсутствуют.

Нередко в компаниях слабо регламентированы процедуры хранения информации, внесения изменений в информационные базы, допуска к документам и уничтожения документов (версий документов) на бумажных и электронных носителях. Подобная небрежность приводит к крайне негативным последствиям. В данной ситуации излишне говорить о несоблюдении стандартов экономической безопасности деятельности компании. Наблюдается и более рутинная ситуация: для информационных баз не введено понятие «закрытый отчетный период», изменения в финансовую отчетность компании за прошедшие отчетные периоды вносятся в произвольном порядке и без санкции руководства. В итоге - потеря исторических данных, отсутствие сопоставимости идентичных показателей деятельности, подавление функций контроля и анализа.

Наиболее часто встречающаяся ошибка руководителей - уверенность в том, что существующая информационная инфраструктура, учетные системы, персонал готовы к адекватной поддержке любых информационных запросов руководства.

Для того чтобы правильно организовать работу по устранению недостатков в регламентации деятельности компании, как представляется, целесообразно:

·          ввести в штатное расписание управляющей компании холдинга специалиста по вопросам стандартизации, возложив на него функции сопровождения процедур разработки и утверждения внутренних нормативных документов холдинга, координации действий подразделений по регламентации деятельности, выработки единых стандартов составления регламентов, а также контроля над соблюдением правил работы с документами холдинга;

·          провести систематизацию действующих и недействующих регламентов и инструкций. Уточнить статус документов, оценить их на предмет соответствия орг-структуре, целям и задачам компании;

·          в обязательном порядке регламентировать процедуры изменений данных планирования и учета, а также процедуры взаимодействия функциональных подразделений управляющих компаний по линейным связям на стыке функций; детально описать контрольные процедуры и процедуры работы с информационными базами;

·          при возникновении проблем с разработкой регламентов, связанных, например, с отсутствием специалистов, недостатком времени, регламентацию процедур проводить в два этапа. На первом этапе составляющие регламента внедрить в виде временных правил. Обработку таких документов в регламент осуществлять после решения организационных вопросов и формирования полноценного пакета решений по регламентируемой процедуре;

·          при возникновении в ходе регламентации отдельных процедур конфликта интересов между уровнями вертикали управления (в ущерб интересам собственников) нагрузку по разработке принципов регламентации таких процедур перенести на уровень специалистов компаний акционеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.