скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба занятости


Рис.2.1 Услуги службы занятости по профориентации[15]


Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы[16].

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В 2007 г. ГСЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую[17]:

-        разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

-        правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения; совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения; создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

-        совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

-        создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

-        внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

-        оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (см.табл.2.2).


Таблица 2.2

Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости[18]

Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан

Организация общественных работ

Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным

Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным

Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, 8 том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития предпринимательской деятельности безработных граждан

Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения

Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение

Информационно-справочная и редакционно-иэдательская деятельность по вопросам занятости населения

Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения

Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости

Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально-бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб

Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости

Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий


Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда служба занятости использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008г. №1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", предусмотрено направить в 2009 году 43,7 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

За 9 месяцев 2009 года субъекты Российской Федерации заключили договора на общую сумму 27,7 млрд. рублей или 79,8% от заявленных в Программах средств, что на 7,8% больше, чем за период январь-август 2009 года. Ими организована широкомасштабная работа по созданию условий для временной занятости и опережающего обучения (переобучения и повышения квалификации) лиц, находящихся под риском увольнения, а также развития предпринимательской инициативы безработных и оказания адресной поддержки при переезде на работу в другую местность[19].


Глава 3. Эффективность деятельности государственных служб занятости


Прежде всего рассмотрим состав обращающихся к услугам ГСЗ за содействием в поиске работы (см.табл.3.1).


Таблица 3.1

Общая численность и состав обратившихся в поиске работы[20]

Год

Всего, тыс. человек

Из них по принадлежности "занятиям, в % от общей численности

занятые трудовой деятельностью

учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

не занятые трудовой деятельностью

: в том числе

ранее не работавшие

имеющие длительный (более года) перерыв работе

2001

4745,9

3,7

27,1

69,2

16,1

16,4

2002

5523,7

3,7

28,2

68,1

16,2

15,4

2003

5797,1

3,4

25,3

71,3

16

15,5

2004

6033,9

3

24,3

72,7

17

18,5

2005

6603,6

2,6

22,4

74,9

18,6

20,5

2006

6438

2,7

19

78,3

19,3

22,4

2007

6177,6

3

18,1

78,9

19,8

23,8

2008

6136,4

4,4

19

76,6

19,3

23,9


Приведенные данные весьма отчетливо характеризуют специфику контингента, обращавшегося в эти годы к услугам службы занятости. В его составе:

-        крайне мало тех (3-4%), кто имея работу, хотел бы ее поменять или дополнить совместительством;

-        заметна доля учащихся (старшеклассников и обучающихся в профессиональных учебных заведениях), желающих работать в свободное от учебы время (28-18%);

-        преобладают, причем с тенденцией нарастания (68-79%), не имеющие работы, среди которых в совокупности около половины (44-56%) приходится на ранее не работавших или имевших перерыв в работе продолжительностью свыше года.

Несмотря на тенденцию нарастания, лица с трудовым стажем к настоящему времени лишь слегка превысили 3/5 общей численности обращавшихся за содействием в трудоустройстве. При этом среди них постоянно семь из 10 были рабочие, а остальные трое – специалисты и служащие.

В этой связи важно отметить, что начиная с 2003 г., когда в отчетах службы занятости стала показываться вся сумма вакансий, которыми она располагала в соответствующем году (число вакансий на начало года + заявки, поступившие от работодателей в течение года), в данной сумме свободные места для рабочих составляли 80-81 %.

Такое состояние спроса на рабочую силу, характерное для службы занятости, в сочетании с составом предложения (см. табл. 3.1), в котором наблюдается совокупное (около 60%) преобладание ранее не работавших, имеющих длительный перерыв в работе, и учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, предопределяет специфику трудоустройства при ее посредстве (см. таблицу 3.2).


Таблица 3.2

Нашедшие работу при содействии службы занятости[21]

Год

Всего тыс. человек

Из них трудоустроены, в %



на постоянную работу

на временную работу

2001

3199.4

45,7

54.3

2002

3740.5

45,7

54.3

2003

3877.5

49,7

50.3

2004

4026.9

49.6

50,4

2005

4154.4

48,9

51.1

2006

4075,8

52.6

47,4

2007

3937.1

53,5

46,5

2008

3961.3

50,8

49,2


Как следует из приведенных сведений по формам трудоустройства, наблюдается заметный сдвиг в пользу постоянной работы, благодаря чему в последние три года она стала преобладающей, но ее превосходство пока еще мизерно.

После обшей характеристики контингента обращающихся к услугам государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве, возможностей службы и их использованием обратимся к той части контингента, которая согласно Федеральному закону "О занятости населения в Российской Федерации" может претендовать на официальный статус безработного.

Представим основные обобщенные сведения об ежегодном формировании и движении контингента безработных (см. таблицу 3.3).


Таблица 3.3

Численность зарегистрированных безработных[22]

Год

Состояло на учете на начало года

Признано безработными

Численность с начала года

Сияло с учета в течение года

Состояло на учете на конец года

Тыс. человек

в %

Тыс. человек

в %

Тыс. человек

в %

тыс. человек

в %

тыс. человек

В %

2001

1263,4

39

1974,7

61.0

323S.1

100

2201,1

68

1037

32.0

2002

1037

31,6

2243,4

68,4

3280,4

100

2157.7

65,8

1122,7

34.2

2003

1122,7

30,5

2552,8

69,5

3675.5

100

2366.1

64,4

1309.4

35.6

2004

1499.8

35.3

2752,8

64,7

4252.6

100

2613.7

61,5

1638.9

38.5

2005

1638,9

33,5

3255.3

66.5

4894,2

100

2973.9

60.8

1920.3

39.2

2006

1920.3

36,6

3325,6

63,4

5245.9

100

3415.8

65.1

1830.1

34.9

2007

1830,1

36.6

3165,5

63.4

4995.6

100

3253.6

65.1

1742.0

349

2008

1742.0

38,1

2829,1

61.9

4571.1

100

3018.1

66.0

1553.0

34.0

Индекс 2008/2001

1,38


1,43


1,41


1,37


1,5


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.