скачать рефераты

МЕНЮ


Кадровый потенциал

- количественные;

- качественные (или описательные);

- комбинированные (или промежуточные).

К количественным методам оценки относятся балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, система графического профиля, метод "эксперимента" и т.д. К качественным (описательным) методам относятся система устных и письменных характеристик, метод эталона, матричный и биографический методы, метод групповой дискуссии. Примерами комбинированных методов являются методы стимулирующих оценок, группировки работников, тестирование.

Наибольшее распространение получили количественные методы оценки управленческого труда, особенно балльный, коэффициентный и балльно-коэффициентный. Их преимуществами являются объективность, независимость от личного отношения экспертов к специалисту, возможности формализации и систематизации результатов, сравнения параметров, использование математических методов. Эффективность кадрового потенциала определяется исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за ним функций. Для определения степени эффективности кадрового потенциала необходимы соответствующие критерии и показатели. При выборе критериев оценки следует учитывать: - во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки,

- во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности.

В качестве критериев в области кадрового потенциала, может выступать выполнение установленных норм выработки или обслуживания при надлежащем качестве работы и снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др.

При этом оценка эффективности кадрового потенциала состоит из двух компонентов:

- экономической эффективности, характеризующей достижение целей фирмы путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов;

- социальной эффективности, характеризующей степень ожидания потребностей и интересов наемных работников.

В качестве компонентов экономической эффективности кадрового потенциала некоторые экономисты предлагают рассматривать:

-        соотношение результатов работы и издержек на персонал, рассматриваемое с точки зрения поставленных организационных целей;

-        компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие организации. К ним относятся:

-        стабильность, которая отражается в преемственности кадрового состава, в надежности выполнения работниками порученных ими заданий, в отсутствии напряженности и конфликтов;

-        гибкость, которая означает способность персонала адаптироваться к новым условиям, активно содействовать организационным изменениям и быть готовым к конфликтам, если это необходимо для реализации инновационных концепций.

Эффективность кадрового потенциала необходимо оценивать по системе показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и отвечающих следующим требованиям:

-        полнота и достоверность производимой оценки;

-        учет результатов управленческих решений, как в количественных, так и качественных характеристиках;

-        учет показателей, на которые управленческие решения оказывают прямое влияние;

-        соответствие целям оценки;

-        соизмеримость результатов управления с затратами на их получение.

Так Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:

1. Собственно экономическая эффективность:

-        показатели эффективности;

-        стоимость оцениваемой программы на одного работника.

2. Показатели степени соответствия.

3. Степень удовлетворенности работников:

-        компенсацией;

-        собственно работой.

4. Косвенные показатели эффективности работы служащих:

-        текучесть персонала;

-        абсентизм - количество самовольных невыходов на работу;

-        брак;

-        частота заявок о переводе на другие работы;

-        количество жалоб;

-        безопасность труда и количество несчастных случаев;

-        прочие показатели качества труда.

Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.

Э.Б.Фигурнов предлагает следующие показатели, характеризующие интенсификацию использования персонала:

-        разность уровней производительности труда, их соотношение;

-        экономия численности работников в результате увеличения выработки при повышении производительности труда.

С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние. Безусловно, система показателей, необходимых для определения эффективности кадрового потенциала, нуждается в доработке. Решение этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели. По моему мнению, систему показателей эффективности кадрового потенциала следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия к среднегодовому числу работников. Оценка эффективности кадрового потенциала опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 2


Таблица 2 Статистические показатели эффективности кадрового потенциала

Направление анализа

Показатели

Показатели экономической эффективности

Производительность труда

Объем реализации на одного работника и его динамика Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика

Улучшение качества продукции, услуг

Количество рекламаций и их динамика Удельный вес брака и его динамика

Издержки на персонал

Общие издержки фирмы на персонал за период Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период Издержки на одного работника и их динамика

Эффективность управленческих программ

Затраты на отдельные направления и программы деятельности служб управления персонала в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом

Показатели экономической эффективности

Социально-психологический климат в коллективе

Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с общественностью, коллегами

Уровень удовлетворенности персонала

Соответствие организационных и личных целей Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень абсентизма Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников


Оценку эффективности кадрового потенциала целесообразно производить по трем позициям:

-        оценка организации управленческого труда;

-        анализ технологии управления персоналом;

-        анализ качества управления персоналом.

При оценке организации управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот отдела.

Представляет интерес анализ качества управления персоналом. Он производится в зависимости от конкретных задач, стоящих перед органом управления. Анализ качества управления персоналом фирмы приводится в таблице 3

Таблица 3 Направления анализа качества управления персоналом фирмы

Направление анализа

Используемые критерии

1

Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы

Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения

2

Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала

Четкость и полнота изложения соответствие КЗОТ

3

Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы

Трудовые показатели работников, эффективность работы фирмы; Соответствие КЗОТ; Морально-психологический климат в коллективе

4

Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников

Состояние трудовой этики; Морально-психологический климат в коллективе; Удовлетворенность персонала работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства; Имидж фирмы в глазах клиентов; Приверженность работников своей фирме; Трудовые показатели.

5

Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников работой в фирме, морально-психологический климат и др.)


В заключение необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время устоявшейся и общепринятой методологии оценки эффективности кадровой политики делает актуальным дальнейший поиск оптимального сочетания методик, технологий и инструментария диагностики и оценки.


2. Анализ кадрового потенциала на примере Управления образования города Калуги


2.1 Краткая характеристика Управления образования города Калуги


Управление образования города Калуги (далее – Управление) является органом Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа "Город Калуга", осуществляющим управление в сфере образования, и обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями по вопросам своего ведения (п. 1.1. в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.01.2008 № 11-п)

В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Калужской области, постановлениями Законодательного Собрания Калужской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Калужской области, постановлениями Правительства Калужской области, Уставом муниципального образования "Город Калуга", постановлениями Городской Думы городского округа "Город Калуга", постановлениями и распоряжениями Городского Головы городского округа "Город Калуга", настоящим Положением.(в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.12.2006 № 272-п)

Управление в своей деятельности подотчетно Городскому Голове городского округа "Город Калуга", заместителю Городского Головы по вопросам социального развития. (в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.12.2006 № 272-п)

Управление является юридическим лицом, имеет штамп и круглую печать со своим наименованием и изображением герба муниципального образования "Город Калуга", самостоятельный баланс, лицевые бюджетные и иные счета (п.1.4. в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.12.2006 № 272-п)

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Место нахождения Управления: 248600, г. Калуга, ул. Дзержинского, д. 53.

Задачами Управления являются:

- формирование и реализация муниципальной политики в сфере образования, молодежной политики в соответствии с основными принципами государственной образовательной политики, направленной на удовлетворение потребностей граждан в получении доступного и качественного образования, сохранение и развитие единого образовательного пространства;

- обеспечение условий для реализации и защиты конституционных прав несовершеннолетних граждан на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, имеющих неблагоприятные условия воспитания в семье;

- обеспечение единого руководства муниципальной системой образования, учреждениями сферы молодежной политики на территории муниципального образования "Город Калуга";

- осуществление контрольно-инспекционной деятельности за соблюдением подведомственными учреждениями законодательства в области образования и молодежной политики, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, бюджетной и финансовой дисциплины.

(в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.01.2008 № 11-п);

- создание оптимальных условий для лицензирования и аккредитации муниципальных образовательных учреждений.

(в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 10.10.2007 № 188-п);

- содействие сохранению и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений.

- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса.

- осуществление информатизации сферы образования, молодежной политики на территории муниципального образования "Город Калуга";

- обеспечение прав несовершеннолетних граждан на отдых, оздоровление, досуг и занятость в пределах своих полномочий;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних граждан, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, в пределах своих полномочий;

- обеспечение кадровой политики в области образования, направленной на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- развитие системы гражданского, патриотического и физического воспитания учащихся и молодежи, направленной на формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических качеств.

Управление в соответствии с его задачами осуществляет следующие функции и полномочия:

- организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения).

(в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.01.2008 № 11-п);

- обеспечивает реализацию федеральных программ развития и модернизации образования, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и функционирование системы образования города Калуги на уровне государственных нормативов.

(в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 22.01.2008 № 11-п);

- осуществляет мониторинг состояния и развития системы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, дополнительного образования в городе Калуге, результатов образовательного процесса и эффективности деятельности образовательных учреждений и их руководителей;

- осуществляет подготовку учредительных документов (изменений в учредительные документы) муниципальных образовательных учреждений, учреждений сферы молодежной политики в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет подготовку социально-экономического обоснования по вопросам создания, ликвидации, реорганизации, изменения целей, задач и видов деятельности муниципальных образовательных учреждений, учреждений сферы молодежной политики в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами.(п.3.4. в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.12.2006 № 272-п);

- осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Калужской области, постановлений и распоряжений Губернатора Калужской области, постановлений Правительства Калужской области, нормативных правовых документов органов местного самоуправления, а также ведомственных правовых актов в подведомственных учреждениях в пределах своей компетенции;

- осуществляет учет потребностей граждан в предоставлении образовательных услуг и удовлетворение их посредством развития и расширения типового и видового многообразия сети образовательных учреждений, вариативных форм образования;

- осуществляет координацию деятельности муниципальных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, учреждений молодежной сферы; осуществляет прогнозирование тенденций развития муниципальной системы образования;

- участвует в разработке проектов правовых актов органов местного самоуправления города Калуги по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

- издает в пределах своей компетенции правовые акты. (п.3.9. в ред. постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 08.12.2006 № 272-п);

- участвует в разработке и реализации муниципальных программ, а также содействует реализации федеральных и областных программ, направленных на поддержку и развитие образования и молодежной политики в городе Калуге;

- взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в пределах своего ведения;

- участвует в работе комиссий, создаваемых по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- принимает участие в формировании проекта бюджета муниципального образования "Город Калуга" в части расходов на образование и молодежную политику;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.