Конкурентная разведка: особенности ее проведения современными российскими предприятиями
В Федеральном
Законе «О средствах массовой информации» термин «сообщения» используется
законодателем неотрывно от термина «материалы». Две приведенные формулировки
отражают различные подходы к пониманию сущности информации. Принципиальное
отличие второго подхода – представление информации исключительно в «овеществленном»
виде, т.е. на каком-либо материальном носителе.
Все это можно
было бы воспринять как отвлеченные научные теории, если бы в ряде случаев от
применения той или иной концепции при толковании правовых норм не получались бы
юридически значимые последствия, существенным образом отличающиеся друг от
друга. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ
«О коммерческой тайне», под «передачей информации, составляющей коммерческую тайну»
понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе.
Вместе с тем, при определении там же термина «разглашение» законодатель
подчеркивает, что несанкционированное получение информации третьими лицами
может осуществляться «в любой возможной форме» (например, устной).
Правовое
регулирование в сфере информации основывается на принципах:
1.
свобода
поиска и получения, передачи, производства и распространение информации любым
законным способом.
2.
установление
ограничений к доступу информации только Федеральными законами.
3.
открытость
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных
федеральными законами.
Всю
информацию можно условно разделить на две основные категории доступа: открытую
(общедоступную) и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с
ограниченным доступом по своей правовой природе также подразделяется на два
вида: сведения, составляющие государственную тайну; конфиденциальная информация.
Если
информация не подпадает ни под один из двух вышеназванных видов, то она
является открытой. Термин «конфиденциальная информация» определяется статьей 2
Закона «Об информации, информатизации и защите информации», как «документированная
информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
РФ». Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной
информации установлены Указом Президента РФ №188 от 6 марта 1997 г. «Об
утверждении перечня сведений конфиденциального характера», в соответствии с
которым к конфиденциальной информации относятся:
1) сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений,
подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения,
составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные
сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в
соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная
тайна);
4) сведения,
связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная,
адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых
отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
5) сведения,
связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;
6) сведения о
сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной
публикации информации о них и некоторые другие.
Коммерческая
тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Указ Президента РФ
определяет ее как «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к
которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами».
Данное определение носит отсылочный характер.
В законе «О
коммерческой тайне» законодательством разделены понятия «коммерческая тайна» и «информация,
составляющая коммерческую тайну». Согласно пункту 1 вышеназванного закона
коммерческая тайна – это «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю
при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать
неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или
получить иную коммерческую выгоду».
Перейдем к
анализу установленных законодателем условий, которые позволяют говорить о
принадлежности информации к категории «коммерческая тайна».
Во-первых, информация
должна быть зафиксирована на любом материальном носителе – документах, изделиях
или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и иные данные, независимо
от их коммерческой ценности для их обладателя, если они не облачены в
какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не
распространяется.
Во-вторых,
обладателем может выступать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.
Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также
занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве
индивидуальных предпринимателей, не могут выступать в качестве обладателей
коммерческой тайны.
Следует
отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О
коммерческой тайне», право на отнесение информации к информации, составляющей
коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации
принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных
законом.
В-третьих,
информация, должна обладать следующими критериями:
– коммерческая
ценность в силу неизвестности третьим лицам;
– отсутствие
свободного доступа на законных основаниях;
– обладателем
приняты меры к охране ее конфиденциальности.
Все меры,
подпадающие под понятие режима коммерческой тайны, можно условно разделить на
обязательные, которые обладатель информации должен предпринимать для охраны ее
конфиденциальности в силу требования законодательных актов, и произвольные – они
осуществляются по собственной инициативе обладателя. Единственное условие,
накладываемое на них, – они не должны противоречить законодательству Российской
Федерации.
Прежде всего,
под понятием «обладатель» информации понимается «лицо, которое владеет
информацией, составляющей коммерческую тайну на законном основании, ограничило
доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны».
Минимальный
набор условия для отнесения информации к коммерческой тайне закреплен ст. 10
Закона «О коммерческой тайне»:
1)
определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2)
ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем
установления порядка обращения с этой информацией и контроля над соблюдением
такого порядка;
3) учет лиц,
получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц,
которым такая информация была предоставлена или передана;
4)
регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую
тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании
гражданско-правовых договоров;
5) нанесение
на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую
коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой
информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для
индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина,
являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
При
составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, следует
принимать во внимание и то, какая именно информация вызывает повышенный интерес
со стороны конкурентов. По мнению специалистов, частные компании в наибольшей
степени заинтересованы в получении сведений о конкурирующих фирмах по таким
вопросам:
1) финансовые
отчеты и прогнозы;
2)
перспективные планы развития производства;
3) финансовое
положение компании;
4)
используемые «ноу-хау»;
5) маркетинг
и стратегия ценообразования;
6) условия
заключаемых сделок (в ряде случаев сам факт заключения);
7) структура
системы безопасности;
8) информация
о рационализаторском предложении, изобретении и так далее, находящемся на
стадии разработки;
9)
возможность доступа к информационным ресурсам.
Однако
зачастую обязательных мер по защите коммерческой тайны может быть недостаточно.
Поэтому законодатель предусмотрел возможность заранее согласовать перечень
охранных мер и включить в договор те из них, на которых настаивает обладатель
информации. По смыслу закона можно предположить только одно ограничение на их
количественный и качественный состав: обладатель коммерческой тайны может
потребовать от контрагента исполнения мер по защите информации только в том
объеме, в каком он сам их обеспечил. И это понятно – нет никакого смысла
принимать повышенные меры безопасности в одном месте, если интересующие
сведения злоумышленник легко может получить в другом.
Очень часто
приходится сталкиваться с такой практикой: коммерческая компания
целенаправленно и скрупулезно собирает сведения о фирме-конкуренте (или
партнере по бизнесу). Специалисты относят такой сбор информации о конкурентах и
других субъектах предпринимательской деятельности к обычному маркетингу и
выделяют следующие основные направления, по которым производится сбор информации:
1) информация
о рынке (цена, условия договоров, скидки, доля на рынке и тенденции ее
изменения, рыночная политика и планы, численность и расстановка торговых агентов
и так далее);
2) информация
о производстве продукции (номенклатура изделий, оценка качества и
эффективности, технология и оборудование, уровень издержек и так далее);
3) информация
об организационных особенностях и финансах (выявление лиц, принимающих ключевые
решения, и их философии, главных проблем, программ проведения научно-исследовательских
работ и т.д.).
Собранная
таким образом информация с помощью системного анализа позволяет получить полное
представление о наиболее уязвимых местах другой компании, что значительно
укрепляет собственные позиции в конкурентной борьбе. Однако методы сбора информации
могут быть признаны противозаконными только в том случае, если обладатель
коммерческой тайны сможет доказать не только то, что эта информация отвечала
всем установленным законом критериям охраноспособности, но и что конкретное
лицо получило доступ к ней, используя незаконные способы (то есть фактически
необходимо доказать наличие обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 4
Закона «О коммерческой тайне»). Если правообладатель не сможет доказать эти
обстоятельства, он не может рассчитывать на правовую защиту и возмещение
понесенных убытков. Как показывает практика, при отсутствии прямых свидетельств
использования оппонентом неправомерных способов получения коммерческой тайны
практически невозможно доказать, что конкурент скопировал ваши ресурсы, а не получил
информацию самостоятельно («независимое открытие»). Закон «О коммерческой тайне»
не расшифровывает понятия «неправомерные способы получения коммерческой тайны».
Соглашения по
Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности закрепляют неправомерные
способы получения коммерческой тайны:
Собирание
информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов,
подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства.
·
Нарушение
обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны и иные незаконные способы
на передачи коммерческой тайны третьим лицам без согласия ее обладателя.
Информация,
которая создается или собирается компанией, является ее интеллектуальной
собственностью. Кроме того, компания может иметь дело и с информацией партнеров
и клиентов.
Если
информация является внутренней разработкой, сделанной работниками компании в
ходе проведения различных исследований, чтобы избежать возможных осложнений в
дальнейшем и снять все вопросы относительно законности ее получения, необходимо
соответствующим образом фиксировать весь ход работ (например, в специальном
журнале лабораторных работ). Целесообразно осуществлять видеозапись проводимых
экспериментов и соответствующих комментариев разработчиков.
Учитывая важность создания информационной среды Президентом РФ 7
февраля 2008 г. N Пр-212 утверждена Стратегия развития
информационного общества в Российской Федерации.
В Стратегии закреплена цель, задачи, принципы и основные
направления государственной политики в области использования и развития
информационных и телекоммуникационных технологий, для продвижения страны по
пути формирования и развития информационного общества.
Целью формирования и развития информационного общества в
Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение
конкурентоспособности России.
К числу основных задач, требующих решения для достижения
поставленной цели, относятся:
·
развитие
экономики Российской Федерации на основе использования информационных и
телекоммуникационных технологий;
·
партнерство
государства, бизнеса и гражданского общества;
·
свобода
и равенство доступа к информации и знаниям;
Для реализации стратегии к 2015 году закреплены контрольные
значения достижения следующих показателей:
·
место
Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного
общества – в числе двадцати ведущих стран мира;
·
уровень
доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий – 100%;
·
доля
государственных услуг, которые население может получить с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных
услуг в Российской Федерации – 100%;
·
доля
электронного документооборота между органами государственной власти в общем
объеме документооборота – 70%;
Изменение законодательства (последнего периода, реформы с 1996 г.)
направлено на развитие информационности общества об экономической среде, с тем,
чтобы каждый субъект имел возможность реализовать свои возможности в получении
прибыли при совместной деятельности с контрагентом. Свободно предоставляется
информация по таким наиболее важным вопросам как права недвижимое имущество, и
вопросам хозяйствующих субъектов.
Информация, которая в соответствии с законом не относится к коммерческой
тайне, уточняется положениями специальных законов о предоставлении информации
об юридических лицах и о правах на недвижимое имущество.
Конкурентная разведка получает информацию из открытых
источников, поскольку работа с оперативными источниками ограничена
правовыми нормами. Для подразделения конкурентной разведки с целью изучения
предпринимательской среды имеет большое значение информация о закреплении
недвижимого имущества в качестве показателя прибыли хозяйствующего субъекта, а
также дохода сотрудника компании.
В Российской Федерации все недвижимое имущество закреплено в
реестре прав на недвижимое имущество, который ведется Управлением Юстиции,
которое по заявлению заинтересованного лица предоставляет информацию о правах
физических, юридических лиц на недвижимое имущество (земля, здания, сооружения
и т.п.). Сведения, составляющие данные реестра включают:
1.
кадастровый
(или условный) номер объекта недвижимости;
2.
наименование
объекта недвижимости;
3.
назначение
объекта недвижимости;
4.
площадь
объекта недвижимости;
5.
адрес
(местоположение) объекта недвижимости;
6.
данные
о правообладателе;
7.
вид
зарегистрированного права;
8.
зарегистрированные
ограничения (обременения) права, в том числе дата и номер их государственной
регистрации, сроки на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу
которых они установлены;
9.
сведения
о наличии зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, об
объектах долевого строительства, об участниках долевого строительства (при выдаче
выписки о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором создается
объект недвижимого имущества, в состав которого входят объекты долевого
строительства, являющиеся предметами договоров участия в долевом
строительстве);
10.сведения о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах
требования в отношении данного объекта недвижимости.
Из открытых источников сотрудниками конкурентной разведки может
быть получена информация в отношении индификации юридического лица, вида
деятельности.
Так, например, по заявлению заинтересованных лиц подразделения МНС
РФ предоставляют сведения составляющие данные реестра в отношении субъектов
предпринимательской деятельности.
Оформив запрос в надлежащей форме, сотрудники конкурентной
разведки могут получить заверенные службой МНС РФ следующие сведения:
а) организационно-правовая форма и полное
наименование юридического лица; адрес постоянно
действующего исполнительного органа юридического лица о лицах, имеющих право
действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому
осуществляется связь с юридическим лицом;
б) способ образования юридического лица (создание или
реорганизация);
в) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в
отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их
акционеров;
г) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке
копии учредительных документов юридического лица;
д) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в
результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в
учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а
также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате
реорганизации;
е) сведения о
том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
ж) размер указанного в учредительных документах коммерческой
организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых
взносов или другого);
з) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без
доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные
такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии
с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер
налогоплательщика при его наличии;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|