|
|||||||
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма положительных выборов в нашем условном примере бригады приводится ниже.[38] Рис. 10. Пример социограммы. Аналогичным образом изображается социограмма отрицательных выборов. Отрицательные выборы можно показать на той же социограмме, где отражены положительные выборы, с использованием, например, пунктирных линий. Социометрические индексы это: - индекс социометрического статуса (С) - индекс эмоциональной экспансивности (Е) Социометрический статус демонстрирует отношение членов группы к данному человеку и вычисляется как разность между полученным им от группы количеством положительных и количеством отрицательных выборов, соотнесенная с количеством членов группы, уменьшенном на единицу т.е.: . Эмоциональная экспансивность отражает отношение человека к другим членам группы и вычисляется как разность между количеством положительных и количеством отрицательных выборов, отданных другим членам группы, отнесенная к численности группы, уменьшенной на единицу, то есть к количеству возможных выборов: . Значения социометрических индексов – от +1 до –1. В зависимости от соотношения статуса и экспансивности каждого члена группы его можно отнести к той или иной подгруппе. В первую подгруппу попадают люди, выбранные 2 и более раз другими членами группы и имеющие положительную эмоциональную экспансивность (например, члена группы под номером 1 выбрали три человека, в то время как других – 1-2 человека). Это «звезды», или «лидеры». Во вторую подгруппу попадают люди со средними значениями статусов и позитивной экспансивности. Это «принятые», составляющие обычно большинство группы. В третью подгруппу попадают люди с отрицательным статусом, чья экспансивность при этом положительная. Это «оппозиция», «отверженные», «затравленные», «козлы отпущения», по отношению к которым группа демонстрирует свою сплоченность, противопоставляя себя («мы») этим людям («не мы»). В группах, где имеется дефицит любых ресурсов – материальных, финансовых, различных благ, развлечений – и проблемы с их распределением, а также жесткая иерархия и недостаточная социальная зрелость членов, такой социальный статус обычно не пустует. Следующую подгруппу составляют «белые вороны», у которых высокий социальный статус и низкая эмоциональная экспансивность (они интересуют группу, а она их – нет). Подгруппа «изолированных» не имеет ни положительных, ни отрицательных выборов от группы, проявляя невысокую экспансивность. Динамична роль «шута»: он может находиться по статусу на уровне от «принятых» до «козла отпущения» и с позволения лидера демонстрировать наличие в группе «свободы слова», демократичности, терпимости лидера. Сводная таблица для расчета социометрических индексов может принимать следующую форму (Таблица 4). Таблица 4 Сводная социометрическая таблица | |||||||
№ |
Сколько человек его выбрали |
Сколько человек его отвергли |
Сколько человек он выбрал |
Сколько человек он отверг |
Соц. статус [(2)-(3)]/13 |
Эмоц. экспан-сивность [(4)-(5)]/13 |
Наименование социального статуса, подгруппы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
N |
Ri+ |
Ri- |
Rj+ |
Rj- |
С |
Е |
|
1 |
3 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0,3 |
«принятый» |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0,07 |
0,07 |
«принятый» |
3 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0,15 |
0,15 |
«лидер» |
4 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0,15 |
-0,07 |
«белая ворона» |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
0,15 |
-0,07 |
«белая ворона» |
6 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0,07 |
-0,07 |
«белая ворона» |
7 |
2 |
0 |
3 |
0 |
0,15 |
0,23 |
«лидер» |
8 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0,07 |
0,07 |
«принятый» |
9 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,07 |
0 |
«принятый» |
10 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0,23 |
0,38 |
«лидер» |
11 |
1 |
2 |
1 |
1 |
-0,07 |
0 |
«отверженный» |
12 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
-0,07 |
«отверженный» |
13 |
1 |
2 |
0 |
2 |
-0,07 |
-0,15 |
«отверженный» |
14 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0,23 |
«изолированный |
Данная таблица была построена на основе социометрического исследования в Управлении по работе с персоналом АФК «Система» (этому посвящен параграф 3.1.). Результаты исследования говорят о довольно напряженном социально-психологическом климате в коллективе, по следующим причинам:
- из 14 человек лишь половина поддерживают друг с другом какие-либо отношения, и составляют формальную группу, с явно выраженными лидерами;
- 3 человека являются «белыми воронами», то есть коллектив их принимает, а они совершенно не проявляют интереса к группе;
- 4 человека имеют отрицательный социальный статус и составляют подгруппу «отверженных», то есть коллектив их не принимает.
Следовательно, группу нельзя назвать сплоченной, а корпоративный климат «здоровым». Используя данную информацию, руководитель должен принять соответствующие меры по изменению социально-психологической атмосферы в коллективе, а также результаты исследования необходимы при принятии решений, касающихся набора новых сотрудников, поощрения, увольнения, «контроля» над неформальными группами [18].
Если в корпорации необходимо провести «культурные изменения», то для начала необходимо изучит и измерить КК. В данном параграфе рассмотрен, конечно, не полный перечень методов изучения и измерения корпоративной культуры, но я акцентировала свое внимание на основных, которые и были использованы при анализе сложившейся корпоративной культуры акционерной финансовой корпорации (АФК) «Система».
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ (ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В АФК «СИСТЕМА»)
3.1. Деятельность АФК «Система» и анализ сложившейся корпоративной культуры корпорации.
Акционерная финансовая корпорация «Система» образована в июле 1993 г. Корпорация родилась в результате объединения различных компаний, заработавших солидный стартовый капитал на торгово-закупочных и банковских операциях.
Согласно принятой стратегии, часть заработанного стартового капитала направлялась на приобретение и консолидацию пакетов акций различных предприятий. Другая часть капитала направлялась на открытие новых высокодоходных бизнесов. Это позволило за несколько лет превратить корпорацию в крупную многоотраслевую промышленно-финансовую группу, включающую более восьми бизнес-направлений. По словам Президента корпорации Евгения Новицкого, с самого начала АФК «Система» взяла курс на грамотное инновационное и антикризисное управление, направленное на реструктуризацию и модернизацию производства, обучение и повышение квалификации работников.
Для управления предприятиями привлекались люди с незаурядными
способностями, знаниями и опытом, а важным видом деятельности стал поиск инвестиций под реальные проекты. Все это позволило корпорации вывести свои предприятия в число немногих процветающих.
АФК «Система» вышла на международные финансовые рынки. Корпорация была одним из основных акционеров компании «Вымпелком», акции которой первыми из российских стали котироваться на Нью-Йоркской бирже. В марте 1998 г. было проведено размещение евробондов ОАО МГТС. Объем размещения составил 150 млн. долл. США.
В июне 2000 г. ЗАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) разместило американские депозитарные акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сумма средств, вырученных при размещении пакета акций, составила более 350 млн. долл., а капитализация компании – 2,1 млрд. долл.
В настоящее время АФК «Система» представляет собой мощную структуру холдингового типа, объединяющую большое количество предприятий и компаний в России и за рубежом на условиях владения или управления пакетами акций. Предприятия структурированы в девяти направлениях бизнеса:
- телекоммуникации;
- микроэлектроника;
- строительство и недвижимость;
- нефть и нефтепродукты;
- масс-медиа;
- финансы и страхование;
- туризм;
- торговля;
- производство медикаментов.
Основные бизнес-направления сгруппированы по нескольким рыночным позициям. По итогам 2000 г. активы компании составляли 2,2 млрд. долл. США, объем продаж – около 1,2 млрд. долл., чистая прибыль – 203 млн. долл. США.
Вершиной корпорации является центральная управляющая компания. Ее организационно-правовая форма – открытое акционерное общество. Организационная структура АФК «Система» представлена в Приложении 4.
К постоянным функциям управляющей компании относятся:
- стратегическое планирование всего портфеля корпорации и отдельных бизнес-направлений;
- мониторинг привлечения и использования инвестиций;
- стратегическое и текущее финансовое планирование и финансовый контроль;
- координация международной и региональной деятельности;
- формирование благоприятной по отношению к корпорации внешней среды;
- формирование и поддержание резервов;
- политика обучения и роста кадрового состава в рамках всей корпорации;
- обеспечение соблюдения в рамках всей корпорации основных принципов ведения бизнеса: безубыточности, прозрачности, добросовестности по отношению к партнерам, успешного менеджмента.
Управляющая компания координирует деятельность следующего звена бизнес-направлений, создавая им условия для динамичного развития и получения прибыли. Все бизнес-направления, выделенные по отраслевому признаку, являются дочерними образованиями АФК «Система». На своих рынках они ведут самостоятельную рыночную политику, но придерживаются стратегических планов корпорации, что помогает более эффективно вести конкурентную борьбу в каждой отрасли деятельности корпорации.
Серьезные экономические результаты достигнуты корпорацией во многом благодаря наличию надежных партнеров. Их список – как отечественных, так и зарубежных, из года в год пополняется. Как правило, это крупные компании с высоким авторитетом и большим опытом работы на международных рынках.
Ведущими зарубежными партнерами АФК «Система» являются ING Barings, Ericsson, Siemens, Deutsche Telecom, LG, IBM, Deutsche Bank, Bank of Tokyo и многие другие.
Корпорация стремится быть открытой для своих партнеров и акционеров. Для этого одной из крупнейших международных консалтинговых и аудиторских фирм компанией Deloitt & Touche с 1997 г. проводится международный аудит всей группы компаний. Для финансирования проектов АФК «Система» привлекает как собственные, так и заемные средства, разрабатывая гибкие схемы привлечения инвесторов.
Качественная диагностика рынка и высококлассный менеджмент позволяют адекватно прогнозировать окупаемость капиталовложений. Именно поэтому ни один из стратегических партнеров «Системы» не пострадал в результате кризиса в 1998 г. Все обязательства выполнены, совместный бизнес продолжается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.