Лицензирвование и сертификация в туризме
Декларация о соответствии, принятая в
установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую
силу наравне с сертификатом.
Участниками обязательной сертификации являются
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по
обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории
(центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные
органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации
и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Допускаются к проведению работы по
обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами,
исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции,
при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на
проведение работ по обязательной сертификации.
Специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области сертификации России и другие федеральные
органы исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ
возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в
пределах своей компетенции:
·
создают системы сертификации однородной продукции и
устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих
системах;
·
осуществляют выбор способа подтверждения
соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
·
определяют центральные органы систем сертификации;
·
аккредитуют органы по сертификации и испытательные
лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных
видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
·
ведут государственный реестр участников и объектов
сертификации;
·
устанавливают правила признания зарубежных
сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
·
устанавливают правила аккредитации и выдачи
лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
·
осуществляют государственный контроль и надзор и
устанавливают порядок инспекционного контроля соблюдения правил сертификации и
за сертифицированной продукцией;
·
рассматривают апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы в структуре создаваемых
систем сертификации предусматриваются в тех случаях, когда более крупная система
объединяет несколько систем либо, когда система имеет большое количество
участников сертификации и обширную номенклатуру продукции.
Центральные органы возглавляют систему
сертификации и выполняют отдельные функции государственных органов: организуют
работу в системе и координируют деятельность всех участников, устанавливают
правила процедуры сертификации и управления системой, рассматривают жалобы
заявителей (хозяйствующих субъектов) на неправильные действия органов по
сертификации и испытательных центров, аккредитованных в данной системе.
Непосредственно работу по сертификации центральный орган, как правило, не
осуществляет.
Решения центральных органов систем
сертификации по апелляциям могут быть обжалованы в соответствующий орган
государственного управления.
Под апелляцией прежде всего следует понимать
жалобу заявителя на действия органа по сертификации или испытательной лаборатории,
нарушающие правила, установленные в данной системе, либо законодательство, в
результате чего ущемляются права и интересы заявителя.
Это могут быть жалобы на необоснованный отказ
в выдаче сертификата, финансовые нарушения и т.п.
Закон не регламентирует права государственного
органа по результатам рассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть
определены исходя из правовой природы отношений между органом управления и
участниками сертификации.
Орган государственного управления, выступающий
в качестве создателя системы сертификации, выдает разрешение - лицензию на
выполнение определенных работ. При нарушении органом по сертификации или испытательной
лабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотрения
жалобы, действие лицензии может быть приостановлено или аннулировано.
Документ «Требования к органу по сертификации
и порядок его аккредитации», действующий в системе ГОСТ Р, предусматривает
возможность обжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям
при Госстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборатории.
Аккредитация органов по сертификации и
испытательных центров систем сертификации осуществляется по специальной
программе и в порядке, установленном государственным органом при создании
системы сертификации в соответствующих правилах.
При положительных результатах аккредитации
государственный орган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных
видов работ (выдача сертификата или результатов испытания определенных видов
продукции). Правила аккредитации и выдачи лицензий устанавливаются в каждой
системе обязательной сертификации.
Орган по сертификации, являясь основным
рабочим органом системы сертификации, непосредственно организующим всю работу
по подтверждению соответствия продукции требованиям государственных стандартов
по безопасности, осуществляет следующие виды деятельности:
·
проводит идентификацию продукции и услуг,
представленных для сертификации, в соответствии с правилами системы
сертификации;
·
сертифицирует продукцию и услуги, выдает
сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
·
осуществляет в установленном порядке инспекционный
контроль за сертифицированной продукцией, услугами.
·
приостанавливает либо отменяет действие выданных им
сертификатов;
·
предоставляет заявителю по его требованию
необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Орган по сертификации и его руководители несут
юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.
Испытательные лаборатории (центры),
аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной
продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей
сертификации.
Изготовители (продавцы, исполнители)
продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории
Российской Федерации, обязаны:
·
реализовывать эту продукцию только при наличии
сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или
декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
·
обеспечивать соответствие реализуемой продукции,
услуг только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным
на то органом;
·
обеспечивать соответствие реализуемой продукции,
услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были
сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;
·
указывать в сопроводительной технической
документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных
документах, которым должны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение
этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
·
приостанавливать или прекращать реализацию
продукции, услуг, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на
соответствие которым сертифицированы или подтверждены декларацией о
соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о
соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае,
если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по
сертификации;
·
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих
полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную
сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
·
извещать орган по сертификации в установленном им
порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в
технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Государственный контроль и надзор за
соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными
лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации
и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными
специально уполномоченными государственными органами управления РФ в пределах
их компетенции.
Непосредственный государственный контроль и
надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится
должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица
осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по
сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях,
установленных Законом РФ «О стандартизации».
Юридические и физические лица, а также органы
государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной
сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную,
административную либо гражданско-правовую ответственность.
В настоящее время осуществляется переход от
обязательной системы сертификации к добровольной.
Добровольная сертификация проводится по
инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях
подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических
условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на
условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей
обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой
продукции.
Добровольная сертификация осуществляется
органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной
сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную
систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может
быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также
юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации
на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
·
осуществляет сертификацию продукции, выдает
сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право
на применение знака соответствия;
·
приостанавливает либо отменяет действие выданных
сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему
добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе
сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы
добровольной сертификации.
Добровольная сертификация может проводиться
также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами данной
системы и при наличии в ней зарегистрированного в установленном порядке знака
соответствия добровольной сертификации.
Предметом добровольной сертификации могут
быть:
·
продукция производственно-технического назначения,
товары народного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень
продукции, подлежащей обязательной сертификации;
·
продукция производственно-технического назначения,
товары народного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации,
- по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;
·
продукция, товары, работы и услуги в
государственных стандартах, на которые отсутствуют требования по безопасности.
Формы добровольной сертификации конкретной
продукции определяются по предложению заявителя с согласия органа по сертификации
и фиксируются в договоре.
В постановлении Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной
сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и
в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией
о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг,
подлежащих обязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги
туроператоров и турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не
обязательной, а добровольной сертификации.
Гражданское законодательство определяет
правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и
порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных
прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной
собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие
имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные
на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство регулирует
отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или
с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном
законом порядке.
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской
Федерации.
Международные договоры Российской Федерации
применяются к отношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев,
когда из международного договора следует, что для его применения требуется
издание внутригосударственного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из
оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий
граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или
подобными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства
порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские
права и обязанности возникают:
1.
из договоров и иных сделок, предусмотренных
законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом,
но не противоречащих ему:
2.
из актов государственных органов и органов местного
самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания
возникновения гражданских прав и обязанностей;
3.
из судебного решения, установившего гражданские
права и обязанности;
4.
в результате приобретения имущества по основаниям,
допускаемым законом;
5.
в результате создания произведений науки,
литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной
деятельности;
6.
вследствие причинения вреда другому лицу;
7.
вследствие неосновательного обогащения;
8.
вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9.
вследствие событий, с которыми закон или иной
правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Права на имущество, подлежащие государственной
регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если
иное не установлено законом.
Согласно ст. 12 защита гражданских прав
осуществляется путем:
·
признания права;
·
восстановления положения, существовавшего до
нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения;
·
признания оспоримой сделки недействительной и
применения последствий ее недействительности, применения последствий
недействительности ничтожной сделки;
·
признания недействительным акта государственного
органа или органа местного самоуправления;
·
самозащиты права;
·
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
·
возмещения убытков;
·
взыскания неустойки;
·
компенсации морального вреда;
·
прекращения или изменения правоотношения;
·
неприменения судом акта государственного органа или
органа местного самоуправления, противоречащего закону;
·
иными способами, предусмотренными законом.
В силу своего географического положения Россия
не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью
традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический,
природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой
работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры
количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно
вырасти.
Это является основанием для более четкой
направленности и более агрессивного маркетинга по основным направляющим
странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную
деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия,
сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать
въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.
Но все усилия, в том числе и маркетинговые,
будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий
мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен
грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской
деятельности.
В ближайшем будущем количество туристских
компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится
(отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к
увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям
целесообразно объединять усилия и капиталы.
Детальное проведение лицензирования и
сертификации будет способствовать более полному удовлетворению запросов
современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее
время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий
впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен.
1.
Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное
пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма:
Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
3.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.:
Издательский Торговый дом «Герда», 2000.
4.
Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в
туризме. – М.: Финансы и статистика, 2003.
5.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация
деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
6.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. –
Мн.: Новое знание, 2002.
7.
Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика,
2000.
8.
Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм:
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.
9.
Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы
менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
10.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.:
Инфра-М, 2000.
11.
Моиссева Н.К. Стратегическое управление
туристической фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
12.
Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И.
Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.
13.
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.:
Финансы и статистика, 1999.
14.
Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура,
маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.
15.
Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.:
Инфра-М, 1996.
16.
Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред.
А.Г. Поршнева и др. – М.: Инфра-М, 1998.
17.
Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма:
Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Министерство образования РФ
Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет
по дисциплине:
«Менеджмент в туризме»
на тему: «Лицензирование и сертификация
в туризме»
Выполнила:
***************************
***************************
Проверила:
Колодезная И.В.
филиал г. Белгород
2003/2004 учебный год
Страницы: 1, 2, 3
|