Методы управления на предприятии
·
Содержание работников аппарата управления организации и его структурных
подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их
деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта
и компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых
автомобилей;
·
Эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений,
оборудования, инвентаря и т.п.;
·
Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью;
·
Оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, а также
услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в
тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрено выполнение
каких-либо функций управления производством;
·
Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
·
Содержание и обслуживание технических средств управления:
вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и др.;
·
Затраты организации по приему и обслуживанию представителей
других организаций (представительские расходы).
Выполнение операций как физического, так и умственного труда требует от
человека необходимой работоспособности и трудоспособности. При этом под
работоспособностью понимается совокупность природных функциональных свойств
организма, необходимых для выполнения той или иной работы. В отличие от этого
трудоспособность есть уже социальное явление; она формируется в результате
физического и духовного развития личности, а также специального образования.
Повышение результативности трудовой деятельности людей во многом
способствует научная организация труда, или совокупность мероприятий,
основанных на последних достижениях науки и передовом опыте и проводимых с
целью наиболее эффективного соединения людей и техники, что в конечном итоге
обеспечивает повышение производительности труда и создает необходимые
предпосылки для сохранения здоровья человека и формирования благоприятного
морально-психологического климата на рабочих местах.
Основными направлениями научной организации труда являются:
·
Совершенствование форм разделения и кооперации труда на основе
специализации рабочих мест, рационального подбора и распределения кадров;
·
Внедрение прогрессивных форм организации и обслуживания рабочих
мест;
·
Рационализация приемов и методов труда;
·
Улучшение условий труда, режима работы и отдыха;
·
Совершенствование нормирования и оплаты труда;
·
Внедрение прогрессивных форм материального и морального поощрения
работников;
·
Всестороннее развитие персонала, повышение его квалификации и образовательного
уровня.
Большинство менеджеров, как отмечает В.Р.Веснин (2004г.), планируют в
ежедневнике, в записной книжке или настольном календаре. Подобные записи
помогают разобраться в датах и сроках работы, но не фиксируют ее цели, продолжительность,
имеющиеся резервы времени. Очередность и приоритетность дел при этом устанавливаются
произвольно, что не позволяет объединить их в блоки. Не планируется в таких
памятках и повседневная работа, а совещания указываются без точного определения
темы.
Крупный немецкий специалист в области планирования времени профессор
Лотар Зайверт считает, что таким образом рабочий день по существу четко не
планируется. В связи с этим он предлагает использовать для планирования
«Дневник времени», представляющий собой личную картотеку, выполняющую функцию
календаря, дневника, записной книжки, банка идей. Она является одновременно и
накопителем планов и инструментом контроля.
Дневник времени состоит из трех разделов. Первый - календарная часть, в
которую включаются карточки с месячными, недельными и дневными планами, а также
карточки с итогами недель и месяца, облегчающие перенос невыполненных задач на
следующий период. После «отработки» соответствующие карточки извлекаются из
дневника и направляются в архив.
Во втором разделе, носящем справочный характер, отражаются сроки
проведения важнейших мероприятий, порядок подготовки основных решений.
В третьем помещаются адреса и телефоны деловых партнеров, родственников,
друзей, с которыми хозяин дневника чаще всего общается, их даты рождения.
Планирование времени служит более рациональной организации рабочего дня.
Рабочий день всегда нужно начинать с хорошим настроением, лучше в одно и
то же время. Это обеспечит хороший тонус.
Желательно, чтобы руководитель начинал рабочий день несколько раньше
подчиненных, чтобы была возможность уточнить для них задание и предусмотреть
необходимые меры для более успешного преодоления трудностей. Более ранний
приход руководителя на работу помимо указанной выше возможности имеет ещё два
положительных момента: во-первых, у руководителя появляется более высокое
чувство ответственности, во-вторых, в коллективе организации улучшается
психологический климат.
После этого нужно без раскачки браться за дело, начиная со сложных и
важных, и оставив на вторую половину дня легкие, когда, с одной стороны будет
ощущаться усталость, а с другой стороны, подчиненные не дадут сосредоточиться.
Здесь можно обратиться к малозначительным делам, например, просмотру
почты, заполняя ими небольшие промежутки времени, которые могут внепланового
возникнуть. С утра же лучше ограничить политику «открытых дверей» или вовсе «исчезнуть».
В процессе работы следует избегать действий, которые могут потянуть за
собой цепочку других, а также не отвлекаться по возможности на вновь возникающие
проблемы, уводящие в сторону от решения основных задач. Здесь нужно сразу же
задуматься, с какими потерями времени придется столкнуться, переключившись на
новое дело, и нельзя ли сразу же переадресовать его другому лицу. При этом в
любом случае следует избегать импульсивных, незапланированных действий.
При выполнении текущей работы всегда следует помнить, что её успех очень
часто зависит от мелочей, которыми не следует пренебрегать в том случае, когда
они могут сыграть решающую роль. В то же время копание в малозначительных
мелочах, действуя по привычке, инерции ведут лишь к потерям времени, а, в конце
концов - неудачам.
Эффективность деятельности работников управления обеспечивается рациональной
организацией их труда. Цели и содержание работы руководителя, специалиста
следует рассматривать с точки зрения организации в целом и самого работника.
Если цели деятельности работника определены нечетко или он плохо их себе
представляет, то можно говорить об отсутствии предпосылок для эффективной
работы.
Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности
определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать
умственный труд, создать благоприятные условия для повышения его эффективности
- эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. В любой сфере
умственный труд, помимо собственно мыслительной деятельности, содержит чисто
организационные, технические элементы, определенная часть которых является
общей для многих профессий. Следовательно, проблемы организации личного труда
работника необходимо исследовать с точки зрения организации, используемых
методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда
работника является техника личной работы, технические средства, применяемые
персоналом управления в практике повседневной работы.
Область знаний, изучающую организацию личного труда работника, основанную
на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических
средств и позволяющую наилучшим образом установить взаимодействие между
работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения
должностных обязанностей, изучает персональный менеджмент.
Научную основу персонального менеджмента составляет вся сумма знаний об
организации личного труда и представленная в виде принципов, способов, методов
организации трудовой деятельности персонала управления. Персональный менеджмент
как наука выявляет факторы и условия эффективной работы руководителя, специалистов
и других служащих. На этой базе разрабатывается теория, содержанием которой
являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе
управления.
Труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, он носит
инициативный, творческий характер. Это говорит о том, что организация их работы
подчинена определенным закономерностям и принципам, а с другой - эти правила
сами требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с
учетом складывающейся производственной ситуации. Соответствующие принципы и
правила служат здесь лишь исходным пунктом для работы руководителя над
совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и умений, методов
организации своего труда.
С помощью персонального менеджмента можно научно обосновать решение
следующих взаимосвязанных вопросов:
·
Организация труда в аппарате управления (разделение труда, регламентация
труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов
работы;
·
Специфические проблемы организации личного труда (планирование и
распределение рабочего времени, управление потоком посетителей, индивидуальный
рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции);
·
Организация и оснащение рабочих мест;
·
Организация использования средств вычислительной и оргтехники.
Организация процессов труда работников управления заключается в
проектировании и внедрении рациональных систем и методов выполнения возложенных
на него функций с учетом применения необходимых технических средств.
Научная организация труда работников управления предполагает определенную
степень регламентации труда по содержанию и времени. Это обеспечивает
необходимый порядок и организованность при исполнении работниками должностных
обязанностей при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация
труда означает установление, и строгое соблюдение определенных правил,
инструкций, нормативов, присущих научной организации труда.
Если руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и
методами работы, то в коллективе трудно наладить эффективную деятельность.
Устаревшие методы работы и неэффективный индивидуальный рабочий стиль
превращают данный коллектив в наиболее слабое звено системы управления.
Особое значение среди круга вопросов персонального менеджмента имеют
планирование и распределение рабочего времени, а также проблемы организации
личного труда работников управления. Рациональный индивидуальный рабочий стиль
каждого работника является важным условием эффективной работы аппарата
управления.
Планирование труда руководителей осуществляется в форме разработки плана
работы на определенный период времени, либо путем формирования планов
выполнения конкретных работ и мероприятий.
Типовыми составляющими труда руководителя, специалиста, учитываемыми при
установлении распорядка работы, являются: постановка целей, планирование работы,
установление приоритетности задач, мероприятий, намеченных к исполнению;
осуществление контрольных функций; информация и коммуникация. Конкретизация и
детализация характера и содержания работ производятся оперативно с учетом
складывающейся обстановки, на основе планирования процессов выработки и
реализации конкретных решений.
1.3 Особенности управления в авиационном секторе
Рыночные отношения в авиационном секторе экономики страны предполагают
развитие многоукладной экономики, наличие многообразия организационно-правовых
форм хозяйствования и предоставляют авиапредприятиям большие возможности для
проявления самостоятельности, инициативы и предприимчивости.
Авиационное предприятие обладает рядом специфических особенностей,
которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления.
Как отмечает, Начальник Южного УГАН Суров М.Ю. («Воздушный транспорт» декабрь
2007г.), в авиационных предприятиях республики не используются в полной мере
возможности имеющиеся резервы. В новых условиях хозяйствования требуются существенные
изменения в профессиональной подготовке кадров, которые более квалифицированно
должны решать вопросы организации авиационных перевозок, и безопасности
полетов. Кадры в авиации должны работать инициативно, трудиться в единой команде,
нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности предприятий.
В новых условиях роль управления в повышении эффективности авиапредприятием
значительно возрастает. Необходимым условием успешной деятельности
управленческих структур в рыночных условиях является знание ими теоретических
основ управления.
Значительное снижение производства и реализации услуг авиаперевозок, а
также ухудшение финансового состояния авиационного предприятия Республики
Дагестан связанны с несовершенством экономических и организационно-правовых
основ управления. Целью управления, должна быть наиболее полная реализация
экономических интересов всех его участников. Неэффективность управления во
многом вызвана отсутствием должной экономической ответственности кадров и
органов управления за принимаемые ими решения и организацию исполнения этих
решений.
Основные причины ухудшения результатов деятельности ОАО «Авиалинии
Дагестана» помимо экономических проблем, это - несовершенство системы
управления на предприятии, наличие психологического барьера у руководителей
структурных подразделений в понимании своего места, роли, прав и
ответственности на данном предприятии в условиях рыночных отношений, отсутствие
достаточного материального и морального стимулирования, особенно производственного
и обслуживающего персонала.
Надо отметить, что в условиях нынешних экономических преобразований
руководство и работники ОАО «Авиалиний Дагестана» в силу сложившейся в прошлом
тяжелой экономической наследственности не утеряли здоровый консерватизм, не
поддались соблазну одномоментно менять действующие структуры производства и
сохраняют преемственность по отношению к сложившимся формам хозяйствования.
Однако это вовсе не означает, что действующие формы хозяйствования должны
оставаться такими, какими они являются. Несмотря на огромные экономические и
финансовые трудности, в Республике и в России в целом при формировании
многоукладной экономики наблюдаются тенденции создания на авиапредприятии
современных форм организации производства, совершенствования внутрихозяйственных
экономических отношений, широкого использования достижений научно-технического
прогресса, и благодаря этому росту производства и авиауслуг востребованной рынком.
Что естественно не преминуло отразиться на экономической ситуации предприятия,
о чем говорят итоговые улучшившиеся экономические показатели за 2007 год в ОАО
«Авиалиниях Дагестана».
Выход гражданской авиации республики из сложившейся ситуации, то есть
глубокого и затяжного кризиса видится в утверждении в авиационной отрасли
цивилизованных рыночных отношений. Одной из главных составляющих такой
перспективы, переход в управлении авиационными предприятиями республики на
профессиональный менеджмент как в развитых странах. Однако профессиональное
менеджерское управление в авиационной отрасли республики по настоящее время
остается совершенно невостребованным.
Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения,
по мнению Лоза Будылкин (2001) следующими факторами:
·
Финансовое состояние предприятия и, как следствие, возможность
широкого использования экономических методов;
·
Заинтересованность работников в результатах работы предприятия;
·
Размер предприятия и численность персонала, определение возможности
эффективного использования тех или иных административных методов;
·
Организационно-правовая форма предприятия и, как следствие, сложившаяся
управленческая структура;
·
Социальный состав работников предприятия;
·
Уровень квалификации работников органа управления и исполнителей;
·
Морально-психологический климат в коллективе;
·
Авторитет руководства и органов управления.
Отсутствие поддержки со стороны Министерства ГА в отношении
авиапредприятий привело к разрушению авиапредприятий, которые проводили
реформирование по своему усмотрению, а самое главное, в глаза бросается отсутствие
всякой управляемости в авиационном комплексе, к руководству предприятиями
пришли люди некомпетентные, а зачастую случайные.
Экономический кризис и не всегда продуманные реформы наиболее негативно
отразились на состоянии авиационных предприятий, которые снизили объемы
основных видов работ почти на 60-70%. формирование конкурентоспособного
авиационного предприятия диктует необходимость разработки и реализации новой
региональной политики в области гражданской авиации, включающей элементы
антикризисного механизма функционирования авиационного сектора с учетом
дальнейшего углубления рыночных отношений.
Таким образом, мы видим, различные причины и источники кризисных явлений
в авиационном секторе экономики России. Основными, на наш взгляд, являются все
же отсутствие грамотных, подготовленных менеджеров и специалистов в области
гражданской авиации, и их невостребованность в авиационных предприятиях.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АВИАЛИНИИ ДАГЕСТАНА»
2.1 Природные
и экономические условия предприятия, его размеры и организационная структура
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|