скачать рефераты

МЕНЮ


Мониторинг первичного документального потока по информационной культуре

Все большее распространение технология мониторинга получает в сфере культуры и искусства. Методология сочетает изучение динамики специально отобранных статистических показателей с анализом научных и методических публикаций по актуальным проблемам развития культуры (24). Многолетний опыт проведения мониторинга в образовании, предполагающий постоянное слежение за состоянием системы образования на основе целостной и достоверной информации, получаемой научно обоснованными методами и обрабатываемой с использованием современных технологий.

На современном этапе развития российской науки большое значение уделяют вопросам организации непрерывного мониторинга научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, финансирование науки, выявление активно развивающихся и новых научных направлений. Система прогнозирования науки и мониторинг исследовательских достижений научного потенциала достаточно эффективно функционируют за рубежом. В рамках программы «Информатизация России», разработана система «Симона» которая используется Объединенным институтом вычислительных технологий и автоматики (ОИВТА РАН) при составлении годового отчета о важнейших результатах исследований. Система включает в себя процедуры обработки, предоставления данных и принятия решений по основным направлениям научно-организационной деятельности (52).

Существенное внимание отводится мониторингу информационных ресурсов. Ведущие информационные центры страны осуществляют отраслевой информационный мониторинг, формируют документографические и фактографические БД (например Информкультура РГБ). Инструменты мониторинга используются также на сайтах библиотек (статистика посещений, сводка активных посетителей, объем перекаченной информации) (48). Однако система мониторинговых исследований недостаточно активно применяется в информационном обслуживании, несмотря на то, что в практике библиотек данная технология используется давно, но с внедрением компьютерной техники, увеличением числа информационных ресурсов и расширением доступа к источникам информации через Интернет возможности мониторинга выросли. Идет процесс освоения технологии в практике библиотек и подготовка кадров, способных проводить мониторинговые исследования различных отраслей знания, Так, в программу обучения информационных работников Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) включен курс «Мониторинг документального потока социально-гуманитарной тематики» (58). Использование мониторинговых технологий в библиотечной работе освещены в публикациях Г.Ф. Гордуналовой (17, 18, 19), С.А. Чазовой (197), О.Б. Сладковой (90, 92) и др.

В библиотечной работе регулярным является мониторинг пользователей и персонала библиотеки; проводится исследования удовлетворенности потребителей качеством библиотечного обслуживания и используемых информационных ресурсов. В практику библиотек внедрена методика диагностико-мониторинговых исследований краеведческой деятельности, которую также можно использовать для решения конкретных задач управления, создания и пополнения информационной базы управления (41). Известный российский ученый, видный библиотековед А.Н. Ванеев предлагает ввести в библиотечную работу методический мониторинг, т.е. систему слежения за происходящими изменениями, объекты которого: движение библиотечных кадров; выявление и распространение библиотечных новшеств; изучение документального потока по библиотечному делу (8).

Развитие новых информационных технологий позволило применить систему мониторинга в библиометрических исследованиях. Библиометрические исследование, проводимые на основе указателя цитирования «Science Citation Index» и связанных с ним БД, производимых Институтом научной информации (Филадельфия, США), являются мощными инструментами как для оценки исследовательской продуктивности, так и для мониторинга научного развития.

Информационный мониторинг (ИМ) – это система периодических комплексных исследований с помощью современных информационных технологий, которая может быть использована при принятии решения о выборе приоритетных научных направлений как инструмент обратной связи и оценки современного развития отрасли и планирования будущего. Система позволяет проанализировать истинное положение дел и определит тенденции дальнейшего развития научных исследований в данной области знания или дисциплине; предугадать зарождение научного направления и определить характер его дальнейшего развития по скорости роста числа публикаций, степени концентрации и рассеяния информации, появления новых терминов, новых фамилий авторов, числа рубрик и их наполнения в указателях и реферативных журналах, предоставленных также в виде БД. Система информационного мониторинга может стать эффективным инструментом изучения региональных научных исследований. Информационный мониторинг научных исследований обеспечивается применением современных информационных технологий. Используя различные БД, можно проводить поиск и анализ оперативно и получать точные количественные данные, характеризующие направления исследований и продуктивность научной деятельности как отдельного ученого, так и коллектива, научно-исследовательского учреждения.

При информационном мониторинге могут использоваться имеющиеся массивы вторичных источников информации, предоставленные в виде различных БД. Рациональный выбор БД для проведения информационного мониторинга и грамотное их использование позволяет существенно повысить качество проводимого исследования, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения информации, необходимой для принятия управленческого решения.

Одной из важных задач информационного мониторинга является предоставление документального информационного потока в виде целостной картины, создание его модели, разработка на ее основе инструмента оценки, формирование информационной базы для принятия рационального управленческого решения.

Технология информационного мониторинга известна и уже не раз использована и описана (18, 19, 52, 53, 90, 92). Она опирается на предыдущие исследования и сводится к следующим основным этапам:

-         выделение исследовательского направления;

-         выявление вторичных информационных ресурсов, доступных в автоматизированном режиме;

-         определение параметров наблюдения (раздела, рубрики, индекса, соответствующей тематической области и др.);

-         анализ документопотока по выбранным параметрам (измерение динамики выделенного раздела во времени и пр.);

-         определение алгоритмов обработки результатов наблюдения;

-         обработка данных;

-         обобщение результатов и представление информации в наглядной форме.

Важным условием необходимым для проведения информационного мониторинга является наличие хорошо структурированной и удобной для автоматизированного сбора и обработка БД (микроуровня), позволяющей проводить многопараметрический анализ и отслеживать индикатор (видовой структуры документально-информационного потока, тематику и др.).

Данные, полученные на микроуровне, необходимо модифицировать и сравнить с данными, получаемыми из отраслевых и междисциплинарных БД (на мезо-, макроуровнях) и данными экспертных опросов. Для отбора и группирования информационных массивов и наукометрических данных при решении аналитических задач должна использоваться достаточно развитая классификация, адекватная современной структуре научно-технической деятельности, возможно одна из универсальных систем индексирования научной литературы (УДК или ББК).

Для оптимизации и эффективного проведения информационного мониторинга необходимо правильно выбрать и оценить возможности различных БД: объемно-временные характеристики БД; параметры характеризующие поисковые возможности вторичных источников информации и т.д. Наиболее полезными могут быть те информационные технологии, которые позволяют сэкономить наибольшее количество социального времени. В связи с этим встает вопрос об оперативности и доступности программного обеспечения используемых БД. Важным становится ряд требований, которым должны удовлетворять выбранные вторичные источники информации: полнота, релевалентность, объективность, непрерывность, оперативность, структурированность, специфичность для каждого уровня.

Преимущества информационного мониторинга заключается в упорядочении информационных потоков; возможности оперативного получения статистических данных по выбранным полям; проведении комплексного много параметрического анализа данных; отражении данных в удобной форме (в виде графиков, диаграмм и т.п.).

Технология мониторинга позволяет не только прогнозировать развитие того или иного объекта, но также эффективно использовать уже накопленную информацию для принятия управленческих решений. В связи с тем, что количество информационных ресурсов увеличивается в геометрической прогрессии, требуется постоянное совершенствование методологии и методики проведения мониторинга. Важным является учет специфических особенностей изучаемого объекта, поэтому проведение комплексного многоуровневого исследования способствует получению качественной и объективной информации.

Изучение первичных документальных потоков позволило увидеть, что документальный поток – целостное, функционально значимое явление общества. В последние годы отмечается рост информационных потоков в различных областях деятельности.

Для выявления документопотока используется комплекс вторичных источников, т.е. информация о публикациях, стандартно представленная, полностью идентицирующая первоисточник и записанная как на традиционных, так и на машиночитаемых носителях. Первичные документальные потоки изучаются с различными целями: оценка библиографических продуктов, определение функционально-генетических особенностей формирования потоков, выявление информационных потребностей специалистов, определение ценностных свойств документов, слежение за развитием отраслей и проблем.

За развитием информационной культуры и выявление по данной теме документопотока нами был использован мониторинговый анализ – как перспективное направление информетрии и наукометрии.

Формирование и развитие документальных потоков зависят от внешних факторов, поэтому система периодических комплексных исследований с помощью современных информационных технологий, которая может быть использована при принятии решения о выборе приоритетных научных направлений как инструмент обратной связи и оценки современного развития отрасли и планирования будущего, является на сегодняшний день актуальной и активно используемой.


2. Тенденции развития документопотока по информационной культуре


2.1 Информационная культура, как научная дисциплина

Понятие «информационная культура», как всякое научное понятие имеет конкретно-историческую обусловленность, отражает уровень развития конкретной науки, существенные признаки процесса её развития.

Процесс интенсивной информации общества представляет неисчерпаемые объёмы самой разнообразной информации, с которой надо уметь обращаться, уметь извлекать из неё пользу. От характера получаемой информации во многом зависит формирование определённого отношения индивида к жизни. Помочь ему не попасть в зависимость от количества информации, обрести умение сосредотачивать внимание на наиболее важных, смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определённым умозаключениям – важная педагогическая задача.

По мнению специалистов, эта проблема комплексная и многоаспектная. Библиотекари, например, в понятие «информационная культура личности» вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают её с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. (10).Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстроменяющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура трактуется ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. (105).

Анализ информационно-библиотечной сферы убеждает в отсутствии единообразия трактовки этого понятия.

Этот термин рассматривается как синоним «библиотечно-библиографической культуры», «культура чтения» (25), «библиотечно-библиографическая грамотность» (106), «библиотечно-библиографические знания» (104), «библиотечно-библиографическая культура» (94), «библиотечно-библиографическая ориентация» (105) и т.д.

Каждое из упомянутых понятий в той или иной мере отражает процесс овладения определённой суммой знаний о книге и библиотеке, источниках информации; предлагает сформированность умений и навыков работы с книгой; умение пользоваться справочными, энциклопедическими, информационными изданиями; навыки пользования библиотекой.

Эволюция трактовки понятия «информационная культура» отражает конкретно-исторические особенности развития и становления информационного общества.

Теоретические обоснования важности, научной и практической ценности, значения библиотечно-библиографической культуры для усиления роли книги и чтения во всестороннем развитии личности ребёнка, содержатся в трудах выдающихся русских писателей, общественных деятелей, педагогов, библиотековедов 19 века. Методист-словесник (В.П. Острогорский), педагоги (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтёров, Д.И. Тихомиров, Н.В. Чехов и др.) единодушно подчёркивали: мало научить ребёнка читать книгу, нужно привить ему любовь и уважение к ней; вооружить ребёнка такими знаниями, умениями, навыками, которые побуждают максимально использовать образовательные, познавательные, духовные возможности печатного слова. Во второй половине 19 века создаются библиографические указатели, адресованные детям (Ф.Г. Толль; В.И, Водовозов; И.В. Владиславлев), беседы о книге (В.И. Водовозов), беседы о чтении, о библиотеке (Н.В. Чехов). (73.1).

Важным условием самообразовательной работы Н.А. Рубакин считал специальные библиографические знания и подчёркивал, что основы самостоятельного выбора книг должны быть заложены уже в детстве. (73.2).

В современных условиях информационная культура – это феномен, обусловленный не только развитием новых информационных технологий. Прежде всего это «деятельная инфраструктура», пронизывающая, как утверждают исследователи, все сферы человеческой деятельности и все стороны развития индивида как социального существа и личности.

Следует отметить, что в последние годы не только в библиотечной, но и в педагогической сфере значительно возрос интерес к этому понятию.

Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на совершенствование общего и профессионального образования. Между культурой, с одной стороны и содержанием образования, с другой стороны, существуют сложные, далеко не полностью исследованные отношения. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах. Её рассматривают, например, как сочетание определённых знаний, умений, черт и привычек индивидов. Достаточно распространена и точка зрения, согласно которой культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Культура часто рассматривается как социальная система, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики.

Этот подход связан с толкованием культуры как определённой цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития.

В сфере образования (по мнению учёных И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина), оно употребляется как понятие родовое по отношению к видовым понятиям обучения и воспитания. Многообразные связи между культурой и педагогикой, в особенности дидактикой, подразумеваются в составе содержания образования. Подходя к культуре как интегрированному опыту социальной деятельности в ретроспективном и актуальном планах, учёные считают, что содержание образования отражает специфику и функции таких элементов социального опыта, как знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в своей деятельности.

В основу определения видов культуры могут быть положены и другие основания. В этом случае для классификации берутся наиболее важные в практическом отношении признаки. Если в основу классификации положить предметный или содержательный признак, то можно вести речь о физической, математической, логической, политической, художественной культурах, именно в этом ряду и может быть рассмотрена информационная культура.

Появление термина связано с первыми публикациями А.П. Ершова, В.М. Монахова, которые занимались проблемами формирования системы понятийного аппарата и научной терминологии по информатике. Следует отметить, что ряд авторов (В.Ю. Милитарев, Е.П. Смирнов, И.М. Яглон) рассматривают понятие «информационная культура» только как комплекс знаний, умений, навыков, относящихся к курсу «Основы информатики и вычислительной техники», либо включают в этот комплекс некоторые знания и умения из школьной программы по математике, связанные с информатикой на преемственной межпредметной основе. Полагаем, что такой подход не может быть единственно возможным.

Термин «информационная культура» вошёл в практику общеобразовательных учреждений и библиотек, активно используется и исследователями и практиками. Несмотря на это само понятие «информационная культура» трактуется не однозначно, а в терминологических словарях и стандартах по специальности вообще отсутствует.

Таким образом, рассматривая сущность информационной культуры, следует отметить, что:

1)           это порождённое обществом явление, обусловленное многими факторами, в том числе социально-экономическими, культурными, техническим развитием общества;

2)           она выражает и представляет совокупность достигнутых в процессе его развития материальных и духовных ценностей;

3)           как особый аспект социальной жизни, она отражает характер и уровень практической деятельности людей;

4)           результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры;

5)           представляет его общую духовную культуру, индивидуальные особенности развития и устремлённость данной конкретной личности, неотделима от личности субъекта культуры;

6)           это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации;

7)           методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации.

Полагаем, что наиболее продуктивной, в большей мере соответствующей сегодняшним требованиям, является определение термина «информационная культура», которое было дано доктором педагогических наук Ю.С. Зубовым на конференции «Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы» (Краснодар, 1993). По мнению Ю.С. Зубова: «Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей». (56).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.