скачать рефераты

МЕНЮ


Мониторинг первичного документального потока по информационной культуре

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что формировать информационную культуру личности – это значит на основе конкретной суммы специальных знаний, умений, навыков, которые становятся неотъемлемой частью внутреннего «Я» личности, предопределять установку на систематическое, целенаправленное освоение новых знаний в «сфере различных наук и культур». (31).

Для разработки курса «Основы информационной культуры» Н.И. Гендина взяла за основу определения понятия данное Ю.С. Зубовым.

Однако, для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении Н.И. Гендина предлагает внесение терминологической ясности и выработку определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи ею предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура личности».

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе. (12).

Курсу «Основы информационной культуры личности» отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования.

Успешная постановка и внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности» предполагаем соблюдение всех общедидактических принципов: научности, систематичности, преемственности, доступности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, дифференцированности, индивидуализации, прочности обучения.

Отличительными особенностями курса «Основы информационной культуры личности» являются:

Ø    полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится исходя из представлений об одном из компонентов информационной культуры – библиотечно-библиографической, компьютерной культуре, культуре чтения (монодисциплинарный подход), а синтезируя достижения ряда научных дисциплин, изучающих феномен информационной культуры (информатика, библиотековедение, прикладная лингвистика, логика, стилистика текста, прикладная психология, культура чтения и др.). Тем самым содержание курса «Основы информационной культуры личности» усиливается за счёт использования информационного потенциала различных наук;

Ø    прагматическая направленность обучения, предполагающая вооружение обучаемых знаниями и умениями решения конкретных информационных задач в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их учебной или профессиональной деятельности (информационное обслуживание) в условиях современного информационного взрыва;

Ø    формализация и алгоритмизация представления материала, обеспечивающие снижение временных и интеллектуальных затрат при поиске и обработке информации, в частности с помощью компьютера;

Ø    блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что в состав курса входят следующие обязательные блоки (разделы): «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации», «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих блоков объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают обучаемым знания и умения в области поиска, обработки и использования информации как традиционном, так и в компьютерном вариантах.

Исходя из всего вышесказанного, мы обусловили отбор литературы по теме, стараясь по возможности охватить все «грани» понятия «информационная культура».


2.2 Методика исследования документопотока


Результаты анализа первичного документального потока (ПДП) зависят во многом от базы их выявления. Пути формирования ПДП различны. Выявить документопоток можно путём анализа пристатейных списков литературы – массива-цитированной литературы (МЦЛ) одного или нескольких профильных для конкретной отрасли журналов. При этом предполагается, что вся ценная литература отражена в этих списках. Другой способ выявления документопотока заключается в анализе требований, полученных от специалистов конкретных отраслей науки информационными службами и библиотеками.

Однако, как указывают многие исследователи, наиболее достоверную картину даёт анализ потока, выявленного путём сплошного просмотра текущих библиографических пособий (указателей, реферативных журналов) или использования баз данных. Текущий вторичный документопоток (ВДП) является единственным источником, позволяющим достоверно судить об объёме, структуре и характере первичного документопотока. Полнота отражения документов, отсутствие субъективных факторов при их отборе, устранение повторений публикаций при их статистическом подсчёте создают возможности для получения объективных результатов исследования. Визуальный просмотр печатных указателей для сбора данных делает процесс достаточно трудоёмким. Статистический подсчёт облегчается наличием в некоторых вторичных источниках (ИНИОН, ВИНИТИ) буквенных индексов, обозначающих вид документа, указанием в библиографическом описании документа языка и страны оригинала, дополнительными перечнями определённых видов литературы, а также названий стран, в которых изданы данные виды литературы и т.п.

В настоящем исследовании были обследованы следующие библиографические указатели: РЖ «Информатика» ВИНИТИ, «Летопись журнальных статей», «Книжная летопись», «Летопись авторефератов диссертаций», Российской книжной палаты, библиографический указатель «Библиотечное дело и библиография!, выпускаемый РГБ (Информкультура), дополнительно для выявления документопотока использовали сборник «Библиотечная жизнь Кузбасса», выпускаемый ОНБ им. В. Фёдорова г. Кемерово. Изучена и проанализирована электронная база данных «Публикаций преподавателей Кем ГАКИ» и её печатный аналог.

Процесс постраничного, сплошного просмотра вторичного документопотока достаточно трудоёмкий. Понятие интеграционное, неоднозначное. Видимо поэтому конкретная предметная рубрика в большинстве отсутствует. Исключение лишь составляет библиографический указатель «Библиотечное дело и библиография». В этом пособии выделен раздел «Библиотечно-библиографические знания».

Имеются недостатки и в электронной базе данных «Публикаций преподавателей Кем ГАКИ». Во-первых, БД не полная, не все работы преподавателей в ней обнаружены. Трудности возникают и при поиске. На запрос о публикациях конкретного преподавателя компьютер выдаёт работы всех преподавателей с похожими фамилиями. Поэтому, в качестве сбора данных о работах преподавателей ФИТ, нами был использован в дополнение её печатный аналог.

Проведённые к настоящему времени исследования документальных потоков по гуманитарным наукам показывают, что период 5 – 7 лет вполне достаточен для установления закономерностей формирования и развития этих потоков. (15).

Библиографические пособия обследовались за 7 лет. С учётом дублирования выявлен интегральный ПДП составивший 963 единицы.

За единицу измерения в исследовании принята отдельная публикация (статья, книга, автореферат, рецензия) как реальный показатель научного знания и результат научной деятельности.

Анализ документального потока был проведён по следующим основным параметрам:

Ø    динамика роста потока,

Ø    содержательная структура,

Ø    видовая структура,

Ø    авторский состав,

Ø    издательский состав,

Ø    рассеяние публикаций.

В последующих параграфах, нами даётся описание результатов анализа. Материалы представлены в табличной форме и описаны в тексте.

2.3 Закономерности функционирования документопотока

Особенности функционирования включают в себя рост, рассеяние.

Закономерности развития документального потока одной тематики помогают выяснить особенности развития, определить повторяющиеся свойства, что в свою очередь подтвердит структурную целостность потока.

Одной из характеристик функционирования потока является изучение динамики роста публикаций.

Динамика роста документального потока – это тенденция измерения годового объёма потока с течением времени (16).

За единицу измерения в исследовании принята отдельная публикация (статья, книга, автореферат, рецензия), как реальный показатель научного знания и результат научной деятельности.

В целом выявлено 963 публикации. В таблице 1 представлен ранжированный ряд числа публикаций по годам.


Таблица 1. Динамика документопотока

№ п/п

Год

Количество публикаций

1

1996

159

2

1997

53

3

1998

63

4

1999

207

5

2000

84

6

2001

131

7

2002

266


Всего:

963


Для потока характерен пульсирующий характер. В исходном, 1996 году выявлено 159 публикаций. В 1997 происходит резкий спад числа публикаций до 53. Начиная с 1998 года, количество статей возрастает – выявлено 63 единицы. В 1999 году наблюдается рост документопотока – выявлено 207 публикаций. Это вполне объяснимо, поскольку прошли две крупные научно-практические конференции в Самаре и Кемерово. Прошли конференции в Смоленске, Комсомольск–на–Амуре, Братске. В 2000 году происходит небольшой спад, но в 2001 году картина восстанавливается. Выявлено 131 публикация. В конечном обследуемом году число статей увеличилось до 266 единиц.

На рисунке 1 (Прилож. 1) представлена динамика числа публикаций.

Поток имеет положительную динамику. Средняя скорость роста за 5 лет (с 1998 по 2002 год) составляет 0,06 единиц. Средняя скорость роста высчитывается по формуле:

 
N

V =, где:

Δ N * Δ t


N – количество документов в базовом году;

Δ N – прирост за период;

Δ t – временной интервал.

63

Например: V = – = 0,06

203                                                                               * 5

В документопотоке основу составляют отечественные документы. Зарубежных публикаций всего 123, что составляет 12,7% потока.

В период 1996–1997 гг. изменений числа иностранных публикаций не происходит. Небольшой рост наблюдается в 1998 году, число документов возросло по сравнению с предыдущим годом и составило 23 публикации (37%). В 1999 г. наблюдается положительная динамика иностранных публикаций – выявлено 28 публикаций (14%). С 2000 года количество документов падает примерно в 1,5 раза. С 2000–2001 годы микропоток носит монотонный характер, количество публикаций составило по 17 единиц. В 2002 году выявлено всего 6 иностранных статей, что может быть объяснимо низкой оперативностью опубликования зарубежных документов. Пик числа работ зарубежных авторов наблюдается в 1998 году, их количество 28 единиц (приложение 2, рис. 2).

В приложении 3 показан ранжированный ряд числа отечественных и зарубежных публикаций по годам. Показатели публикаций представлены как в абсолютной цифре, так и в процентном соотношении.

Средняя скорость отечественных документов за 7 лет составляет 0,17 единиц.

Анализ динамики роста показал, что документопоток по информационной культуре несомненно растёт. Это происходит за счёт увеличения числа отечественных публикаций. Скорость роста отечественных документов положительная. Однако не следует сбрасывать со счёта наличие зарубежных публикаций. Их в потоке безусловно меньше. Но для более полноценного изучения темы ведущим авторам и коллективам необходимо изучать наряду с отечественными публикациями, статьи зарубежных авторов.

Распределение числа публикаций по годам даёт возможность охарактеризовать особенности функционирования. Дополнительную информацию можно почерпнуть из анализа рассеяния публикаций по периодическим изданиям.

Периодические издания являются самым распространенным видом документа любой тематики. Для организации обслуживания важно знать, какие из периодических изданий содержат наибольшее число публикаций и те, в которых статьи необходимой тематики появляются случайно. Получить информацию об этом можно, изучив закономерность концентрации рассеяния.

Рассеяние публикаций – это факт опубликования статей определённой тематики в непрофильных, тоесть не относящихся к данной отрасли журналах.

Родоначальником изучения рассеяния считается С. Бредфорд. Проанализировав в 20–30-е годы ХХ в. распределение статей по электротехнике, геофизике, трению и смазке, он так описал выявленную закономерность: «Если научные журналы расположить в порядке убывания числа помещённых в них статей по какому-либо заданному предмету, то в полученном списке можно выделить ядро журналов, посвящённых этому предмету, и сколько групп или зон, каждая из которых содержит столько же статей, что и ядро. Тогда число журналов в ядре и последующих зонах будет относиться как 1: n: n 2» ().

Дальнейшие исследования показали, что интенсивность рассеяния зависит от стадии разработки проблемы. На этапе возникновения нового научного направления отсутствие специализированных журналов приводит к рассеянию публикаций. На этапе его становления возникают сначала тематические сборники, публикации могут появляться в различных журналах, а затем появляются периодические издания.

Для специалистов, интересующихся данным направлением, рассеяние статей по широкому кругу непрофильных изданий – потеря ценнейшей информации.

Изучая феномен рассеяния, Д.Ю. Теплов пришёл к выводу о целесообразности его рассмотрения как механизма информационного обмена между отраслями. Экспериментально доказана возможность подразделения отраслей на информационно-активные и информационно-пассивные. К активным относятся те, которые «притягивают» к себе достижения смежных областей и для которых характерна концентрация статей в профильных журналах. В качестве примера можно назвать авиа- и ракетостроение, горное машиностроение, автомобилестроение.

Информационно-пассивными являются отрасли, «отдающие» свои публикации в периодические издания других областей. Ярчайшим примером таких отраслей, для которых характерно рассеяние статей, являются юриспруденция, экономика, история, информатика.

Благодаря проведённым исследованиям ясно, что чем более интенсивно теории, методы, материалы, оборудование одной отрасли используются в других отраслях человеческой деятельности, тем более интенсивного рассеяния публикаций следует ожидать и тем важнее обращение к библиографическим пособиям и БД, это рассеяние преодолевающими.

В приложении 4 представлен ранжированный ряд периодических изданий по информационной культуре.

Ореол рассеяния (R) составляет 257.

1/3 = 86

2/3 = 172

г1 = 7

г2 = 18

г3 = 63

n1 = г1 = 7

n2 = г1 + г2 = 7 + 18 = 25

n3 = г1 + г2 + г3 = 7 + 18 + 63 = 88

n2 25

n 1 = 7 = 3,6

n3 88

n 2  = 25 = 3,5

n3 88

n 1 = 7 = 12,6

В ядерной зоне содержится 7 журналов: 3 отечественных, 4 зарубежных. Среди отечественных лидируют журналы: «Школьная библиотека», «Информатика и образование», «Библиография». Такое большое количество журналов в «ядерной зоне» отличает изучаемую тему от других. Чаще всего «ядро» составляет 4 – 5 изданий. Это вполне объяснимо тем, что данная тема имеет межпредметную связь с образованием и информационно-библиотечной сферой. Наличие в ядре иностранных журналов свидетельствует о том, что проблема общенациональная и требует изучения как отечественного, так и зарубежного опыта.

Зона средней продуктивности содержит 18 журналов: 10 отечественных и 8 иностранных. Из отечественных периодических изданий, совпадающие по тематике, такие как: «Начальная школа», «Начальная школа плюс – минус», «Библиотека», «Народное образование», «Научные и технические библиотеки». Периодические издания в зоне средней продуктивности, несовпадающие по тематике, такие как: «Русский язык в школе», «Специалист», «Университетская книга».

Зона рассеяния содержит 63 журнала: 39 отечественных, 24 зарубежных. В данной зоне должны быть не профильные журналы, но встречаются профильные, такие как: «Мир библиографии», «Школьные технологии», «Дистанционное образование», «Дополнительное образование». Трудно предположить публикации статей в следующих журналах: «Сто друзей», «География», «Физическое образование», «Ж/д транспорт», «Физика», «Биология».

Анализ рассеяния позволил увидеть межпредметную связь изучаемой темы в библиотечном деле и образовании. Наличие зарубежных журналов свидетельствует об интересе к теме не только отечественных, но и зарубежных авторов.


2.4 Изучение структуры документального потока


Структура документального потока отражает связи между составляющими его элементами (опубликованными и неопубликованными сообщениями на любых носителях). (). В ходе библиографической деятельности чаще всего рассматривают тематическую, типо-видовую, географическую, языковую, издательскую, организационно-фирменную и авторскую структуру потока. В подавляющем большинстве случаев в качестве ведущего, базового избирают признак тематики или отраслевой принадлежности документов, что объясняется спецификой читательских запросов, относящихся к определённой области знания. На этой основе выделяют отраслевой поток (например, документальный поток по прикладному искусству, литературоведению, атомной энергетике, педиатрии) или поток документов сквозной, межотраслевой тематики (проблемы экологии и рационального природопользования, защиты материнства и детства; историко-культурные традиции какого-либо региона и т.д.). Далее, в пределах отрасли или тематического направления, анализируют все другие структуры и прежде всего типо-видовую, географическую, авторскую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.