Мотивация и стимулирование деятельности сержантского состава
1)присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своём
рабочем месте, показать свои способности.
2)признание авторства результата
3)высокая оценка которая может быть личной и публичной.
Личная оценка состоит в том, что особо отличившиеся работники
упоминаются в специальных докладах руководству, представляются ему, персонально
поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей
стране такая практика широкого распространения еще не получила.
Публичная оценка предполагает возможность объявления
благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными
значками, занесения в книгу почета и на доску почета, присвоения почетных
званий.
Представители высшего звена управления обязательно должны лично
участвовать в поощрении, регулярно посещать подразделения, контактировать с
передовиками.
К морально-психологическим методам стимулирования относятся
высокие цели, которые воодушевляют на эффективный труд, а порой на
самоотверженный труд
Морально стимулируют такие психологические моменты, как создание
атмосферы взаимного уважения, доверия, забота о личных интересах, поощрение
разумного риска, терпимость к ошибкам и неудачам.
Нужно хорошо понимать, что организационные и морально-психологические
факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности,
но после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому
уровень эффективности выполняемой работы и удовлетворенность ей падает. [16]
2. Исследование влияния мотивации и стимулирования
служебной деятельности сержантского состава на показатели боевой подготовки
подчиненных
2.1 Анализ эффективности применения методов
мотивации в войсках
Для
того чтобы понять каким образом мотивация и стимулирование служебной
деятельности сержантского состава влияет на показатели боевой подготовки
необходимо рассмотреть проблему сержантов «срочников» и сержантов «контрактников»
.
Сержантский
корпус в армии всегда был незаменимым связующим звеном между офицерами и
рядовым личным составом. Во многом именно от работы сержанта зависело и зависит
состояние правопорядка, воинской дисциплины и боевой подготовки в подразделениях.
Сначала
есть необходимость рассмотреть то, какие задачи выполняют учебные части по
подготовке и обучению сержантов и специалистов.
Основной задачей учебных
частей (школ) является подготовка младших
командиров и специалистов — солдат (матросов) по наиболее сложным
специальностям, способных выполнять функциональные обязанности, как в боевой
обстановке, так и в повседневной деятельности.
На боевую подготовку учебных
частей (школ) определенное влияние оказывают некоторые особенности организации
учебно-воспитательного процесса, присущие им:
специфика задач боевой
подготовки (отсутствие тактических учений, мероприятий по подготовке
подразделений и воинских частей), содержание программ и построение процесса
обучения;
многообразие специалистов,
готовящихся в учебных частях (школах), необходимость осуществления наряду с
подготовкой курсантов боевой подготовки подразделений постоянного состава.
Подготовка курсантов в учебных частях осуществляется по соответствующим программам и
включает:
совершенствование начальной
военной подготовки; общевойсковую подготовку; подготовку по специальности.
На боевую подготовку должно
выделяться в первый месяц обучения при прохождении программы общевойсковой
подготовки не менее 24 учебных дней, в последующие 4 месяца — не менее 20 учебных
дней.
К концу обучения курсанты,
предназначенные на должности специалистов, должны сдать испытания на классную
квалификацию специалиста 3-го класса.
Основу учебного процесса
учебной части составляет работа с курсантами и методическая работа с офицерами
и сержантами. Основными видами учебной работы с курсантами являются: плановые и
контрольные занятия; полевые выходы; самостоятельная подготовка; консультации;
стажировка в должности
командира отделения (расчета, экипажа) в учебном подразделении.
В конце обучения курсантов
проводятся выпускные экзамены в соответствии с программой боевой подготовки. К
выпускным экзаменам допускаются курсанты, прошедшие полный курс обучения.
Задачами обучения сержантов
и солдат являются:
восстановление знаний
(изучение) боевых уставов, наставлений, руководств и других документов,
определяющих приемы и способы действий военнослужащих в бою;
восстановление
(приобретение, совершенствование) знаний материальной части и навыков во
владении вооружением и военной техникой, способов их применения в бою;
формирование физических и
морально-волевых качеств, необходимых для успешного выполнения боевых задач.
Обучение проводится на
занятиях по тактической (тактико-специальной), огневой, технической
(специальной) подготовке, вождению и другим предметам, а также на тренировках и
инструктажах.
В
ВСРФ на данный момент сержантами становятся по принуждению или по случайному выбору.
Такие командиры ненадежны и неэффективны, и работать без непосредственного
контроля и присутствия офицеров работать не могут и не будут. Необходимо
разработать систему, по созданию условий стимулирования военнослужащих по
призыву на обучение в учебных центрах для получения необходимой подготовки. Их
обучение в учебных центрах просто необходимо, так как сержант, призванный в
одно время со своими подчиненными ничему не сможет их научить, что будет значительно
снижать уровень боевой подготовки подразделения.[10]
Для
отбора на сержантские должности должны предъявляться достаточно жесткие
требования: по уровню образования, по профессиональным и психологическим
качествам, по физической подготовленности, по способности к управлению, по
возрасту и т.д.
Одним
из наиболее важных факторов стимулирования служебной деятельности сержантов -
срочников является их рост в воинских званиях, однако никаких форм и порядка
присвоения сержантам воинских званий нет. Единственное что написано в уставе -
это то, что командир роты должен своевременно ходатайствовать о присвоении
сержантам очередных званий.
В
связи с этим такие нормы и правила необходимо проработать, привести в
соответствие требованиям нынешнего времени, завтрашнего дня и свести в один
документ, как это сделано в отношении офицеров и прапорщиков.
Не
мало важным фактором является расстановка сержантов по должностям для дачи им
стимула и интереса службы в будущем. Опыт многих командиров позволяет дать
следующие советы:
1)Распределить
младших командиров так, чтобы наиболее подготовленные из них были назначены в
подразделения, где положение дел, состояние воинской дисциплины, уровень боевой
подготовки, несколько ниже и наоборот.
2)Учтите
соотношение периодов призывов сержантов и их будущих подчинённых. Сержанты,
которые на период старше своих подчинённых, руководят ими более уверенно.
3)Имеет
смысл в некоторые взвода назначить сержантов, сдружившихся в учебных
подразделениях, и что эта служба носит положительный характер. В процессе
службы они будут оказывать друг другу действенную помощь.
4)Военная
специальность сержанта должна соответствовать его должности.
Для
каждого младшего командира процесс становления индивидуален. Для некоторых он
протекает без особых проблем, у других затягивается и сопряжён с трудностями и
неудачами. В этих условиях важно поддержать сержанта, не дать ему потерять веру
в себя, в свои способности и возможности.
Есть
необходимость поддержки сержантов и оказания им помощи со стороны офицеров,
оказывать им доверие, что в свою очередь будет воспитывать у них чувство
ответственности за выполнение поставленной задачи и стимулировать их к
качественному её выполнению, плотной работе с личным составом, их обучению и
воспитанию.
Однако
практика показывает, что сержантский состав, прослуживший более двух периодов
службы, начинают уклоняться от выполнения своих обязанностей с целью снятия с
должности и освобождения от их выполнения. В связи с этим необходимо вводить
дисциплинарную практику по отношению к сержантам. В виде задержания очередного
воинского звания, либо имеется необходимость, хотя бы временного снижения в
звании в порядке дисциплинарного взыскания как важнейшего средства воздействия,
что на практике имеет успех и при этом уровень боевой подготовки не только не
падает, но даже возрастает.
В
войсках возникает проблема тогда, когда каждые полгода увольняется хорошо
подготовленный сержантский состав и появляется необходимость их кем-то
заменять, что отрицательно сказывается на уровне боевой подготовки и воинской
дисциплины подразделения. Анализ данной проблемы показал, что необходим
постоянный сержантский состав, а это возможно только при комплектовании
сержантами-контрактниками.
Правительство
РФ утвердило окончательный вариант Федеральной целевой программы комплектования
Российской армии преимущественно военнослужащими - контрактниками. Её главная
цель - изменить статус сержанта и воспитать военных профессионалов, от уровня
подготовки которых будет зависеть уровень подготовки ВС РФ и военной
безопасности государства. Было решено при разработке программных документов по
переходу на контрактную систему комплектования должностей рядового и
сержантского максимально, учесть результаты эксперимента в одном из соединений.
Как
показал эксперимент, к основным условиям повышения мотивации добровольной
службы на должностях сержантского состава относят, размер денежного довольствия
, жилищные условия, уровень социальной защищённости и перспективы служебного и
профессионального роста.
Что
касается сержантского состава, то необходимо принять комплексные меры по
укреплению авторитета сержантов. Сержантский состав должен быть выделен и в
социальном, и правовом отношении. Эта категория военнослужащих должна получать
ощутимую прибавку в денежном довольствии. Иметь стимул и систему надбавок за
успешное выполнение подчиненным личным составом задач боевой подготовки.
Необходимо сделать так, чтобы должность сержанта была престижна и почетна. В этом
плане необходимо продумать расширение дисциплинарных прав сержантов по
отношению к подчиненным, диапазона поощрений и взысканий.
Рассматривая
первую проблему являющуюся основополагающей в перспективности военной службы по
контракту на должностях сержантов.
На
начальном этапе комплектования размер денежного содержания был достаточно мал,
и не мог служить мотивацией для заключения контракта, а те кто заключали, те
недостаточно добросовестно относились к выполнению своих обязанностей и
соответственно задачи боевой подготовки выполнялись, хотя и выше по сравнению с
сержантами срочниками, но все же не на должном ( желаемом ) уровне. В
последствии вводимые надбавки в какой - то степени изменили положение,
количество желающих проходить службу увеличилось, уровень боевой подготовки в
подразделениях значительно увеличился т. к. военнослужащие стали меньше думать
о дополнительном заработке и больше времени уделять времени службе, а сержанты
- контрактники стали более добросовестно относиться к своим обязанностям.
Однако
одно лишь денежное довольствие не является решением проблем мотивации сержантов
- контрактников.
Вторым
по важности фактором, является условия проживания. Естественно, что условия
проживания в казармах, при которых в одном помещении размещается до 100
человек, при достаточно жестких санитарных условиях не могут устроить
военнослужащих ( граждан ) изъявивших желание проходить военную службу.
Граждане
изъявившие желание проходить военную службу по контракту на должностях
сержантского состава, в обязательном порядке должен пройти подготовку в учебных
центрах в течении 6 месяцев, что на практике дает положительные результаты, так
как сержанты прошедшие обучение получают специальные знания, умения, навыки и
успешно применяют их при обучении и воспитании подчиненных.
Одним
из важных стимулов является перспектива карьерного роста и перспектива обучения
наиболее опытных сержантов, проявивших себя в течении испытательного срока как
способные, добросовестные, надежные в школах прапорщиков и дальнейшее прохождение
службы в той же воинской части. Так же можно рассматривать военнослужащих для
направления их для обучения в ВУЗы.
Как
вывод можно сделать заключение, что если обеспечить сержантов достойным
денежным довольствием, жилищными условиями, социальной защищенностью и
поставить их в такие рамки, что малейшее отступление ( уклонение ) о т
выполнения своих обязанностей будет строжайше пресекаться, вплоть до увольнения
по несоблюдению условий контракта можно достичь очень высоких результатов и
показателей боевой подготовки, что практически подтверждается.
На
основании вышеизложенного материала и практической деятельности есть
необходимость провести анализ деятельности сержантского состава, выработать и
обосновать основные пути повышения мотивации сержантского состава и
стимулирования их служебной деятельности.
Анализируя
практическую деятельность, полученную в ходе войсковой стажировки, которую
проходил в в/ч 26381, укомплектованной военнослужащими по контракту, могу
выделить и обосновать следующие пути повышения мотивации сержантского состава и
стимулирования их служебной деятельности.
1)
В связи с падением авторитета сержанта, как младшего командира (т. е. должность
сержанта в войсках стала фактически формальностью), необходимо провести ряд
мероприятий по повышению статуса сержантского состава. Необходимо расширить
дисциплинарные права сержантов по отношению к подчиненным и соответственно с
расширением прав необходимо расширить обязанности и ответственность их за
воспитание личного состава, ВВТ, дисциплину в подразделении и правопорядок,
уровень личной подготовки подчиненных и боевой подготовки подразделения.
2)
Установить строгий порядок присвоения очередных воинских званий, чтобы каждый
сержант знал, когда и за что ему будет или может быть присвоено очередное
воинское звание, а так же перечень проступков (упущений) за которые он может
быть лишен очередного воинского звания или понижен в нем.
3)
С переводом частей на контрактную основу, необходимо установить денежное
довольствие, значительно отличающееся от денежного содержания рядового состава.
Это связано с тем, что среди сержантского состава бытует мнение « Мы не
настолько уж больше получаем, чтобы сильно стараться ».
или
« Нам сержантам за усердие не платят ». Действительно есть необходимость ввести
повышенное денежное содержание сержантов, однако на уровне с этим необходимо
установить строгий порядок лишения этих средств, в дисциплинарном порядке.
4)
Ввести в практику широкую систему поощрений сержантов за достижение подчиненных
в различных показателях военной службы и боевой подготовки.
5)
Для сержантского состава контрактной службы так же из основных стимулов
является предоставление жилой площади с соответствующими условиями проживания,
а так же предоставление отдельной жилой площади семейным и тем военнослужащим,
которые заключили второй и более контракт. Это на практике осуществить
достаточно сложно, но в этом направлении проводится большая работа и в
ближайшее время эта проблема будет решена.
6)
Необходимо ввести в практику назначение на должности сержантов на конкурсной
основе.
Это
лишь некоторые из основных путей, но уже на их основании и реальной практики их
внедрения можно сделать вывод, что при соответствующем статусе сержантского
состава и поддержке его на должном уровне, при установленном и хорошо отработанном
порядке присвоения воинских званий, достаточном денежном довольствии, решении
жилищного вопроса и т.д., будет в определенной степени решен вопрос с
деятельностью сержантского состава, их значении в системе обучения и воспитания
в ВС РФ, а так же достижения и поддержания необходимого уровня боевой
подготовки.
Нельзя
забывать и про дисциплинарную практику по отношению к сержантскому составу
подразделения.
Офицеру
необходимо знать педагогические требования по применению мер взыскания к
сержантам. Взыскание должно соответствовать степени вены и тяжести совершённого
проступка. Сержант должен осознать тяжесть совершённого проступка.
Сосредоточить внимание на том, чтобы не обесценивалось значение поощрения и
взыскание огульными их применениями, учитывались характер мотивов поведения
сержантов, степень его прилежания и усердия, реакцию на поощрение и наказание,
избегать поспешность, в поощрении не допускать неуставных мер наказания.
Опыт
показывает, что там, где командиры подразделений добиваются активного участия в
дисциплинарной практике младших командиров, правильного использования ими
самими своих дисциплинарных прав – там значительно выше успех в деле укрепления
воинской дисциплины.
Все
перечисленные мероприятия необходимы для выработки у сержантов уверенности в
себе, силы воли, высоких профессиональных качеств, культуры нетерпимости к
недостаткам. Уважение сержанта как личности подкрепляет в глазах подчинённых
его право командовать, обучать и воспитывать. Для получения положительных
результатов в службе, командиру очень важно научить располагать к себе людей.
Следует педагогически правильно добиться того, чтобы подчинённые младшие командиры
всегда имели образцовый внешний вид, свидетельствующий об уважении сержантом
воинских порядков, к службе, подчинённым. Такой командир импонирует солдатам.
Не
маловажная роль в стимулировании служебной деятельности принадлежит служебным
совещаниям. Целесообразно кроме ежедневного подведения итогов, проводить
еженедельные совещания младших командиров с обстоятельным анализом их
деятельности по обучению и воспитанию подчинённых, с заслушиванием некоторых из
них о проделанной работе, с обсуждением вопросов участия в дисциплинарной
практике, боевой подготовки и воспитание подчинённых.
Практика
показывает, что такие совещания не только постоянно обогащают сержантов
знаниями опытом, но и способствует развитию активности и инициативы в
выполнении воинского долга. В моём анализе рекомендована система работы с
сержантами, которая значительно облегчит работу офицеров, а сержантов сделает
надёжными помощниками в решении задач боевой подготовки, в укреплении воинской
дисциплины.
Однако
эти мероприятия не смогут полностью решить данную проблему, с течением времени необходимо
будет корректировать нововведения и изменять их в зависимости от различных причин,
проблем и регионов где проходят военную службу данная категория военнослужащих.
Однако
давайте вернемся к анализу моей практической деятельности и подробно рассмотрим
то, как мотивация влияет на уровень боевой подготовки подразделения.
Я
проходил войсковую стажировку в в/ч 31154 г. Владивосток, где военнослужащие по контракту на должностях рядового и сержантского состава фактически
отсутствуют, их единицы, а весь личный состав это военнослужащие по призыву. В
данном соединении кроме вышеперечисленных способов и направлений мотивации,
есть ещё и своеобразные способы, такие как право ношения атрибутики,
принадлежности к морской пехоте и т.д.
В
в/ч 31154 на должностях сержантов стоят сержанты по призыву. Казалось бы, все в
равных условиях и значительных различий в уровне боевой подготовки быть не
должно. Однако рассмотрим три взвода данного батальона, где наиболее четко
можно проследить данную проблему. В данном примере рассмотрим трех заместителей
командиров взводов, один из которых сержант Коленников А.В., был военнослужащим
последнего периода службы, и прошёл обучение в учебной части. Второй, сержант
Фоменко А.В., был в возрасте 24 лет, и имел высшее образование. Третий мл.
сержант Фомичёв Р.С. после учебной части, второго периода службы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|